«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.7

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
окружающий мир
4 кл
04.12.2017
«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку. Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях»
ОВЗ.docx
«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» ­ выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ №7 Нелиневой Е.И. Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом,  вместе   с  кем­либо   в  качестве   спутника   или  провожатого.  То  есть, двигаться   вместе   с   изменяющейся   личностью   ребенка,   рядом   с   ней, своевременно   указывать   возможные   пути   оптимального   развития,   при необходимости оказывать помощь и поддержку. Инклюзивное   образование   является   одним   из   основных   направлений модернизации   системы   специального  образования  во   многих   странах   мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства­ участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях   реализации   этого   права   без   дискриминации   и   на   основе   равенства возможностей   обеспечивают   инклюзивное   образование   на   всех   уровнях» (ст.24). Преобразования,   происходящие   сегодня   в   системе   российского образования,   в   том   числе,   развитие   инклюзивной   практики,   гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ),   выбора подходящего им образовательного маршрута. Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении и воспитании такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как   взаимодействовать   с   таким   ребенком.   Со   стороны   родителей   самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как   решать   проблемы   взаимодействия   с   одноклассниками.   Со   стороны родителей   других   детей:   не   повлияет   ли   совместное   обучение   на   объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться. Чтобы   попытаться   решить   хотя   бы   часть   этих   проблем,  необходимо организовать   систематическое,   непрерывное,   комплексное   психолого­ педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация   индивидуальных   образовательных   маршрутов   коррекционно­ педагогической   работы   с   детьми   с   ОВЗ.   Определение   и   реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно ­ педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом,   логопедами,   педагогами,   медицинскими   работниками   ОУ. Создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально­педагогической помощи его родителям. Задачи: ­выявить   личностные   особенности   детей   с   ОВЗ   (социально­эмоциональное развитие,   межличностные   отношения,  нарушения   нравственного   развития   и др.); ­изучить теоретические и технологические основы процесса педагогического сопровождения детей с ОВЗ; ­   совершенствовать   коммуникативные   формы   поведения   и   навыки адекватного общения учащихся; ­развивать   у  родителей  навыки  самоанализа,  преодоления  психологических барьеров, формирования позитивной самооценки; ­обучать родителей социально ­ психолого­педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ. Существуют основные направления коррекционно­педагогической работы специалистов ОУ с детьми с ОВЗ: ­ Диагностический Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их   возможностей   и   выявление   особых   образовательных   потребностей. Основной   целью   проведения   данного   этапа   является   сбор   необходимой информации   об   особенностях   психофизического   развития,   выявление структуры   речевого   нарушения   и   потенциальных   возможностей   ребёнка. Результаты   диагностического   обследования   доводятся   до   сведения   всех участников коррекционно ­ педагогического процесса.. ­ Консультативно­проективный этап На   этом   этапе   специалисты   обсуждают   возможные   варианты   решения проблемы,   определяют   наиболее   эффективные   методы   и   приёмы коррекционной   работы,   составляют   индивидуальные   программы, распределяют   обязанности   по   их   реализации,   уточняют   сроки.   Специфика сопровождения   такова,   что   каждый   специалист   выполняет   определённые задачи   в   области   своей   предметной   деятельности.   Составление индивидуального   образовательного   маршрута   способствует   реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Важным   принципом   для   определения   и   реализации   индивидуального маршрута является: принцип   доступности   и   систематичность   предлагаемого   материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким   образом,  ИОМ   —  это   интегрированная   модель   психолого­   медико­ педагогического   пространства,   создаваемого   специалистами   с   целью реализации   индивидуальных   особенностей   ребёнка   с   ОВЗ   на   протяжении определённого времени. ­ Деятельностный этап В  ходе   этого   этапа   реализуется   индивидуальные   программы   комплексного сопровождения   детей   с   ОВЗ.   Занятия,   проводимые   специалистами   дают возможность   для  создания   обогащенной   речевой   среды,  которая   позволяет формировать   все   стороны   речи:   фонетико­фонематическую,   лексико­ грамматическую, связную речь. Педагоги проводят занятия в соответствии с индивидуальным   образовательным   маршрутом.   Основными   направлениями являются:   формирование   познавательных   процессов   с   использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование   навыков   самообслуживания   детей   в   процессе   выполнения режимных   моментов,   организация   игровой   деятельности   вне   занятий,   на прогулках. ­ Консультативно­просветительское сопровождение семьи Родители   являются   полноправными   участниками   воспитательно­ образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ОУ.   Вовлечение   родителей   в   коррекционно­   педагогическое   воздействие влечёт   за   собой   рост   их   активности,   повышение   педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в  совместный  коррекционный процесс  позволяет  значительно повысить   его эффективность.   Организация   работы   в   ОУ   с   детьми   с   ОВЗ   предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями   их   ребёнка;   тренингов, практикумов   по   реализации   коррекционно­развивающих   задач;   проведение открытых занятий; работа с детско­родительская парой.       Вышеизложенная система   психолого­педагогического   сопровождения   детей   с   ОВЗ   для обеспечения   их   развития   обеспечивает:  индивидуальный   маршрут  развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;   возможность   наглядно   продемонстрировать   родителям   результаты успешного развития ребёнка.    проведение   консультаций, Психолого­ ­педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют логопед, психолог, классный руководитель, педагог­дефектолог, социальный педагог.   В   рамках   должностных   обязанностей   каждый   из   участников образовательного   процесса   составляет   план   работы   по   сопровождению обучающихся Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель  деятельности   тьютора   заключается   в  успешном  включении  ребенка  с ОВЗ   в   среду   общеобразовательного   учреждения.   Тьютор   может   стать связующим   звеном,   обеспечивающим   координацию   педагогов,   специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании детей является важным фактором. Практика отхождения детей с ОВЗ   от   обучения   в   специальных   образовательных   учрежденьях   пока   не развита полностью, но вполне возможна. При обучении в обычных школах происходит двойной процесс. Во­первых, дети с ограничениями учатся быть и жить   в   социуме.   Во­вторых,   обычные   детки   учатся   взаимодействию   с   не такими, как они, учатся проявлять терпимость, уважение и понимание. А для того чтобы подобные процессы происходили без психологической травмы и для   одних,   и   для   других,   создаётся   тьюторское   сопровождение.   Только специально   обученные   люди,  с  уравновешенным   характером   и   пониманием проблемы,   могут   выступать   в   роли   наставников.   Именно   таким   способом возможно стереть границу между необычными и обычными детьми, показывая, что все люди равны и заслуживают понимания и принятия обществом. Тьюторское   сопровождение  не  просто  помогает   детям   учиться  и   получать знания, но и показывает, что этот процесс может быть интересным. Дети – это ещё   маленькие   люди,   которые   самостоятельно   не   могут   научиться толерантности,   принятию   не   таких,   как   они.   Бытует   мнение,   что   детская жестокость не знает границ. Но данная жестокость рождается не от злости, а от   незнания.   Тьюторское   сопровождение   подразумевает   общение   с одноклассниками   своего   подопечного.   Наставник   объясняет   и   разъясняет проблему, указывая не на слабые стороны, а подчёркивая сильные. Лишь зная особенности   ребёнка,   можно   уверенно   выбирать   модель   индивидуального обучения, которая так необходима детям с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, инклюзивное обучение – это совместная работа учителей, родителей   и   квалифицированных   специалистов.   Они   составляют   единую команду,   возглавляемую   классным   руководителем.   Такое   объединение позволяет согласовывать основные подходы к работе с разными категориями детей,   апробировать   новые   технологии,   отбирать   наиболее   эффективные методы   и   приемы   коррекционного   обучения,   проводить   внеклассные   и общешкольные   мероприятия   на   более   высоком   уровне. Таким   образом, основные   принципы   сопровождения:   рекомендательный   характер   советов сопровождающего,   приоритет   интересов   сопровождаемого,   «на   стороне ребенка»,   мультидисциплинарность (комплексный   подход)   сопровождения:   согласованная   работа   «команды» специалистов,   проповедующих   единые   ценности,   включенных   в   единую организационную модель и владеющих единой системой методов.   непрерывность   сопровождения,

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017