«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
окружающий мир
4 кл
04.12.2017
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях»
ОВЗ.docx
«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации
ФГОС» выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ №7
Нелиневой Е.И.
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать
рядом, вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого. То есть,
двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней,
своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при
необходимости оказывать помощь и поддержку.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений
модернизации системы специального образования во многих странах мира.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства
участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В
целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства
возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях»
(ст.24).
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского
образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют
равные права на получение образования и доступность общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора
подходящего им образовательного маршрута.
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам,
так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Такие
дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении и воспитании такого
ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить,
как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого
ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить,
как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками. Со стороны
родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем
программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые
знания. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать,
сможет ли хорошо учиться.
Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо
организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого
педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и
реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно
педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно педагогической
работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется
психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ОУ. Создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка,
и оказание социальнопедагогической помощи его родителям.
Задачи:
выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социальноэмоциональное
развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и
др.);
изучить теоретические и технологические основы процесса педагогического
сопровождения детей с ОВЗ;
совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки
адекватного общения учащихся;
развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических
барьеров, формирования позитивной самооценки;
обучать родителей социально психологопедагогическим основам развития
и воспитания ребенка с ОВЗ.
Существуют основные направления коррекционнопедагогической работы
специалистов ОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический
Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка
их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой
информации об особенностях психофизического развития, выявление
структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка.
Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех
участников коррекционно педагогического процесса..
Консультативнопроективный этап
На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения
проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы
коррекционной работы,
составляют индивидуальные программы,
распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика
сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые
задачи в области своей предметной деятельности.
Составление
индивидуального образовательного маршрута способствует реализации
образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Важным принципом для определения и реализации индивидуального
маршрута является:
принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
непрерывность;
вариативность;
соблюдение интересов воспитанника;
принцип создание ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и
взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого медико
педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью
реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении
определённого времени.
Деятельностный этап
В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного
сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают
возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет
формировать все стороны речи: фонетикофонематическую, лексико
грамматическую, связную речь. Педагоги проводят занятия в соответствии с
индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями
являются: формирование познавательных процессов с использованием
различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе,
формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения
режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на
прогулках.
Консультативнопросветительское сопровождение семьи
Родители являются полноправными участниками воспитательно
образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое
психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в
ОУ. Вовлечение родителей в коррекционно педагогическое воздействие
влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической
компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и
его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей
в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить его
эффективность. Организация работы в ОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными
особенностями их ребёнка;
тренингов,
практикумов по реализации коррекционноразвивающих задач; проведение
открытых занятий; работа с детскородительская парой. Вышеизложенная
система психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ для
обеспечения их развития обеспечивает: индивидуальный маршрут развития
каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов
ОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с
ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты
успешного развития ребёнка.
проведение консультаций,
Психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют
логопед, психолог, классный руководитель, педагогдефектолог, социальный
педагог. В рамках должностных обязанностей каждый из участников
образовательного процесса составляет план работы по сопровождению
обучающихся Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с
ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать
связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных
педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом
этапе образовательного процесса. Тьюторское сопровождение в инклюзивном
образовании детей является важным фактором. Практика отхождения детей с
ОВЗ от обучения в специальных образовательных учрежденьях пока не
развита полностью, но вполне возможна. При обучении в обычных школах
происходит двойной процесс. Вопервых, дети с ограничениями учатся быть и
жить в социуме. Вовторых, обычные детки учатся взаимодействию с не
такими, как они, учатся проявлять терпимость, уважение и понимание. А для
того чтобы подобные процессы происходили без психологической травмы и
для одних, и для других, создаётся тьюторское сопровождение. Только
специально обученные люди, с уравновешенным характером и пониманием
проблемы, могут выступать в роли наставников. Именно таким способом
возможно стереть границу между необычными и обычными детьми, показывая,
что все люди равны и заслуживают понимания и принятия обществом.
Тьюторское сопровождение не просто помогает детям учиться и получать
знания, но и показывает, что этот процесс может быть интересным. Дети – это
ещё маленькие люди, которые самостоятельно не могут научиться
толерантности, принятию не таких, как они. Бытует мнение, что детская
жестокость не знает границ. Но данная жестокость рождается не от злости, а
от незнания. Тьюторское сопровождение подразумевает общение с
одноклассниками своего подопечного. Наставник объясняет и разъясняет
проблему, указывая не на слабые стороны, а подчёркивая сильные. Лишь зная
особенности ребёнка, можно уверенно выбирать модель индивидуального
обучения, которая так необходима детям с ограниченными возможностями
здоровья.
Следовательно, инклюзивное обучение – это совместная работа учителей,
родителей и квалифицированных специалистов. Они составляют единую
команду, возглавляемую классным руководителем. Такое объединение
позволяет согласовывать основные подходы к работе с разными категориями
детей, апробировать новые технологии, отбирать наиболее эффективные
методы и приемы коррекционного обучения, проводить внеклассные и
общешкольные мероприятия на более высоком уровне. Таким образом,
основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов
сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне
ребенка»,
мультидисциплинарность
(комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды»
специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую
организационную модель и владеющих единой системой методов.
непрерывность сопровождения,
«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
«Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.