Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.
Оценка 4.9

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Оценка 4.9
Домашнее обучение
docx
администрации
Взрослым
12.11.2018
Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.
Уже на стадии школьного образования придается значение повышению правовой и экономической культуры современной молодежи. В учреждениях профессионального образования все больше уделяется внимания углубленному изучению права и экономики. В соответствии с этим повышаются требования к педагогам и администрации образовательных учреждений по овладению основами права, экономики и ее важного звена - финансов, бюджета и финансового контроля
экономика реферат.docx
Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений. Уже   на   стадии   школьного   образования   придается   значение   повышению правовой  и  экономической  культуры  современной  молодежи.  В учреждениях профессионального образования все больше уделяется внимания углубленному изучению права и экономики. В   соответствии   с   этим   повышаются   требования   к   педагогам   и администрации   образовательных   учреждений   по   овладению   основами   права, экономики и ее важного звена ­ финансов, бюджета и финансового контроля. Образовательные   учреждения   являются   частью   экономической   системы России.   Следовательно,   происходящие   существенные   изменения   в   экономике государства проявляются в деятельности учреждений системы образования. Последние   несколько   лет   в   жизни   Российской   Федерации   как самостоятельного,   суверенного   государства   являлись   сложным   периодом перестройки   экономики.   Соответственно   и   в   общей,   и   в   профессиональной школе происходили важные изменения. Они коснулись законодательной базы, правил и организации учебного процесса, финансовой деятельности, работы с кадрами. Был   существенно   изменен   Закон   РФ   «Об   образовании»,   принят Федеральный   закон   «О   высшем   и   послевузовском   профессиональном образовании». Затем федеральным законом утверждена Федеральная программа развития образования. Правительство   Российской   Федерации   своими   постановлениями утвердило положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, положение о Минобразовании России. Установлены   были   государственные   образовательные   стандарты, включающие федеральные и национально­региональные компоненты, основные образовательные   программы,   максимальный   объем   учебной   нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В   документе   Государственного   совета   Российской   Федерации «Образовательная   политика   России   на   современном   этапе»   отмечалось,   что образовательная   политика,  отражающая   общенациональные   интересы   в   сфере образования,   предъявляя   их   мировому   сообществу,   учитывает   вместе   с   тем общие тенденции мирового развития. К числу основных современных тенденций мирового развития относятся, например: ­ ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; ­переход   к   постиндустриальному,   информационному   обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с   чем   особую   важность   приобретают   факторы   коммуникабельности   и толерантности; ­формирование современного мышления у молодого поколения. Особо подчеркиваются такие современные тенденции: ­как динамичное развитие экономики, ­рост конкуренции, ­сокращение   сферы   неквалифицированного   и   малоквалифицированного труда, ­глубокие   структурные   изменения   в   сфере   занятости,   определяющие постоянную   потребность   в   повышении   профессиональной   квалификации   и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности. Обращается внимание на рост значения человеческого капитала, который в   развитых   странах   составляет   70­80%   национального   богатства,   что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Проводимые   за   рубежом   образовательные   реформы   ориентированы   на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Россия   не   может   и   не   должна   оставаться   в   стороне   от   подобных общемировых   тенденций.   Отечественная   система   образования   призвана поддержать   место   России   в   ряду   ведущих   стран   мира,   ее   международный престиж   как   страны,  которая   всегда   отличалась   высоким   уровнем   культуры, науки, образования. Этот престиж должен найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном экспорте (­ вывоз) образовательных услуг. Важное   значение   придается   развитию   сотрудничества   и   сохранению общего   образовательного   пространства   со   странами   СНГ,   а   также образовательной поддержке наших соотечественников в зарубежных странах. Необходимость   перемен   в   сфере   образования   Российской   Федерации определяется также рядом внутренних существенных социально­экономических и   социокультурных   факторов.   Так,   система   образования   должна   стать важнейшим   фактором   гуманизации   общественно­экономических   отношений, формирования  новых  жизненных   установок   личности.  Она   призвана   готовить людей,   умеющих   не   только   жить   в   гражданском   обществе   и   правовом государстве, но и создавать их. Образование должно стать одним из главных факторов национальной безопасности и благосостояния России, благополучия всех ее граждан. Многонациональной системе образования страны необходимо проявить свою значимость в сохранении и развитии национальных культур всех народов Российской Федерации. Следует особо подчеркнуть, что развитие и углубление образовательного процесса   в   стране   происходило   в   последнее   десятилетие   в   сложной политической и экономической ситуации. На   развитии   образования   отрицательно   сказывались:   социальная   и экономическая нестабильность в обществе; острый дефицит средств, вызванный кризисным   состоянием   экономики;   недостаточно   четкое   разграничение компетенции   органов   государственной   власти;   недостаточная   ясность   схем межбюджетных   отношений;   неоперативное   устранение   старых   подходов   и механизмов   финансирования   образования   в   изменившихся   условиях,   когда усиливалась   децентрализация   управления;   уход   от   ответственности   органов государственной власти во многих субъектах Российской Федерации за полноту и бесперебойность финансирования образовательных учреждений, в особенности муниципальных. Кризисные   ситуации   в   системе   образования   нередко   возникали   из­за серьезных недостатков в финансировании, малого объема бюджетных средств в расчете на одного обучающегося (воспитанника). Высокий уровень инфляции приводил к сокращению реальных объемов финансовых ресурсов. В ряде мест сохранялась   значительная   задолженность   государства   образовательным учреждениям за предыдущий  период (в том числе по зарплате). Продолжала иметь место напряженность с оплатой коммунальных услуг, что в некоторых случаях   сопровождалось   отключением   от   источников   электро­   и теплоснабжения. Из­за   недостатка   средств   не   проводился   своевременно   капитальный ремонт,   в   незначительном   объеме   велось   новое   строительство,   недостаточно материально   оснащался   учебный   процесс.   Все   это   приводило   к   ухудшению материальной базы образования. Не в полном объеме по отношению к действующим нормативным актам производилось   финансирование   оплаты   труда,   социальной   поддержки обучающихся. Серьезные   трудности   возникли   в   учреждениях   профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для производственной сферы (промышленности, энергетики, транспорта и т.п.). Нарушилась система заказов   и   финансирования   целевой   подготовки   специалистов   для производственных предприятий. Несмотря на возникшие крайние трудности, в целом система образования выстояла.   В   последние   годы   повысился   интерес   молодежи   к   получению профессионального образования. Определенной   стабильности   системы   образования   способствовала преданность   своей   профессии   основного   состава   преподавателей   и   других работников образования. В   связи   с   наметившейся   стабилизацией   в   ряде   отраслей   экономики появилась тенденция возвращения государства в сферу образования. Началось   укрепление   правовой   базы   образования.   Впервые   в   России проводится   разработка   основополагающего   законодательного   акта   ­   проекта Кодекса Российской Федерации об образовании. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли. (Модернизация –   стремление   государства,   политической   системы общества приблизить менее развитые страны к лидерам) Производится это в тесном взаимодействии с другими реформами. При этом модернизация образования служит основанием обеспечения необходимого кадрового ресурса. Вводится профильное обучение в старшей ступени общеобразовательной школы. Ведется   экспериментальная   отработка   форм   единого   государственного экзамена.   Разрабатывается   система   дистанционного   обучения.   Усиливается внимание внедрению в учебный процесс средств информатики, вычислительной и   оргтехники.   Осуществляются   мероприятия   по   всесторонней   поддержке сельских и поселковых школ, совершенствованию их образовательного процесса и материально­технической базы. Происходит принципиальное обновление системы научно­методического обеспечения   образования,   перестройка   организации   педагогической   науки. Осуществляется   ориентация   на   обеспечение   приоритетной   государственной поддержки   ведущих   вузов,   научных   и   творческих   школ,   интеграции академической и вузовской науки. Все   больше   придается   значения   экономической   самостоятельности образовательных учреждений, автономности вузов, в том числе в привлечении дополнительных средств. (Автономность – самостоятельность вузов в решении вопросов) Осуществляются   важные   для   сферы   образования   федеральные   и региональные целевые образовательные программы. Проводится   структурная   и   институциональная   перестройка профессионального образования. Усиливается его ориентация на потребности федерального и местного рынка труда, а также на необходимую переподготовку высвобождающегося и незанятого населения. Постепенно   происходит   усиление   социальной   поддержки   обучающихся. Все больше уделяется внимания вопросам оздоровления детей, подростков и молодежи. Придается   значение   повышению   социального   статуса,   государственной поддержки и профессионального уровня работников образования. Престижность   педагогического   труда   обязательно   должна   быть поддержана   достойным   уровнем   его   оплаты.   Намечаемые   и   проводимые федеральными   органами   государственной   власти   меры   лишь   незначительно повышают уровень зарплаты педагогов и других работников образования. Несмотря на меры по некоторому увеличению размера стипендий, они еще слишком малы и не покрывают расходы обучающихся на первоочередные нужды (проезд на общественном транспорте, питание, лечение, культура и т.д.). Необходимо   достойное   пенсионное   обеспечение   и   обслуживание работников образования. Требуется   увеличение   объемов   финансирования   образовательных учреждений   по   статьям   текущих   расходов,   на   капитальный   ремонт, приобретение оборудования и аппаратуры, дополнительные вложения на новое строительство учебных, лабораторных и социально­культурных зданий. Необходимым является дальнейшее совершенствование законодательства (федерального   и   регионального),  регулирующего   образовательные   отношения. Целесообразно   существенным   образом   уточнить   межбюджетные   отношения   в части   финансирования   образования.   Следует   особое   внимание   в законодательстве   уделить   вопросам   поступления   и   эффективного использования   финансовых   ресурсов   в   системе   образования,   повышения ответственности   органов   государственной   власти   на   всех   уровнях   за обеспечение приоритетного развития образования. Надо   максимально   использовать   любые   позитивные   изменения экономических   условий   в   России   и   ее   регионах   для   осуществления мероприятий, результативности деятельности.   нацеленных   на   повышение   качества   образования, Экономическая эффективность образования. Современная   социально­экономическая   ситуация   в   России,   переход   от плановой к рыночной экономике, проведение экономической реформы ставят новые задачи по совершенствованию системы образования. С этой целью начал реализовываться специальный национальный проект «Образование». Значительное   влияние   на   такие   преобразования   оказывают демографические   процессы (это   процессы   рождаемости,   смертности,   а также   брачности   и   разводимости,   будучи   составными   частями воспроизводства   населения),   связанные   с   продолжающимися   тенденциями урбанизации (это придание чему­либо черт характерных для жизни города) и ростом доли крупных городов. Увеличение доли населения, проживающего в крупных   городах,   требует   совершенствования   функционирования   в   них образовательных учреждений с учетом ускоренного роста научно­технического и   социального   прогресса.   Именно   в   крупных   городах   сегодня   производится большая часть валового внутреннего продуктаРоссии , произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и   накопления,   вне   зависимости   от   национальной   принадлежности использованных   факторов   производства).   Поэтому   от   успешности   решения проблем   развития   крупных   городов   в   определяющей   степени   зависят   темпы экономического роста всей страны. В   этих   условиях   необходимо   повышать   качество   подготовки высококвалифицированных   специалистов,   обеспечивая   условия   для   роста конкурентоспособности   производства   в  России  до  уровня   наиболее   развитых стран   мира.   Для   этого   должны   осуществляться   мероприятия   по   повышению эффективности   функционирования   образовательного   комплекса   крупных городов. В   условиях   перехода   к   инновационной   (это   внедренное   новшество, обеспечивающее   качественный   рост   эффективности   процессов   или продукции   востребованное   рынком) экономике   образовательный   комплекс является решающим фактором экономического развития крупного города. Из числа инфраструктурных (это совокупность учреждений, систем управления, связи   и   т.п.   обеспечивающая   деятельность   общества   или   какой­то сферы) подразделений крупного города образовательный комплекс становится стержневым   звеном   социально­экономического   развития   общества   и,   в результате, успехи развития городского производства в большей степени зависят от эффективности его функционирования. Для определения меры достижения основной цели системы образования крупного   города   предлагается   использовать   понятие функционально­целевой эффективности образовательного   комплекса   крупного   города.   Комплексную оценку социально­экономической эффективности образовательных учреждений представляется   целесообразным   осуществлять   на   основе   интегрального показателя. Оценка социально­экономической эффективности образовательного комплекса   должна   складываться   из   оценки   функционально­целевой эффективности, экономической эффективности  и социальной эффективности как сложной интегрированной системы. Функционально­целевая   эффективность   образовательного   комплекса крупного   города –   это   степень   удовлетворения   потребностей   населения   и экономики   города   в   оказании   образовательных   услуг,   включая профессиональную подготовку, по качеству соответствующих государственным (муниципальным) стандартам. Экономическая эффективность – складывается из двух составляющих: оптимизация   использования   ресурсов   в   образовательном   комплексе   в целом при обеспечении в каждом структурном подразделении образовательного комплекса   производства   услуг,   по   объему   и   качеству   соответствующих государственному   (муниципальному)   стандарту   и   рост   экономики   города вследствие использования квалифицированных трудовых ресурсов и повышения уровня образованности населения. Степень удовлетворения потребностей населения и экономики города в оказании   образовательных   услуг,   включая   профессиональную   подготовку, определяется   как   через   систему   количественных   показателей   мониторинга эффективности   функционирования   образовательного   комплекса,   определение которых возможно с помощью имеющейся статистической, финансовой и иной отчетности, социологических исследований.   а   также   посредством   проведения   соответствующих Социальная   эффективность –  соответствие   результатов   хозяйственной деятельности выражает степень удовлетворения личных потребностей общества. эффективности   функционирования Показатели   мониторинга   образовательного комплекса сгруппированы по 14 направлениям: 1. Дошкольное образование 2. Общее среднее образование 3. Дополнительное образование детей 4. Начальное профессиональное образование 5. Среднее профессиональное образование 6. Высшее профессиональное образование 7. Послевузовское образование 8. Дополнительное образование взрослых 9. Кадровое обеспечение 10.   Внедрение   современных   педагогических   и   информационных технологий 11. Экономика образования 12. Образованность населения 13. Качество трудовых ресурсов 14. Соответствие структуры подготовки требованиям экономики Пути   повышения   эффективности   образовательного   комплекса   крупного города: 1. Повышение уровня взаимодействия государственной, муниципальной и частной   собственности   в   управлении   образовательным   комплексом   крупного города как единой системой. 2.   Формирование   единого   информационного   пространства, обеспечивающего   системность   функционирования   за   счет   тесных информационных взаимосвязей структурных звеньев, имеющих разноуровневую подчиненность. 3.   Совершенствование   экономического   механизма   образовательного комплекса   крупного   города.   Переход   на   нормативное   финансирование образовательных организаций в соответствии с научно обоснованной системой норм затрат, модернизация системы оплаты труда. 4.   Оптимизация   количества   и   организационно­правовых   форм образовательных учреждений; 5.   Обеспечение   государственной   поддержки   инновационного   развития образовательного комплекса. Обеспечение финансово­хозяйственной самостоятельности образовательных организаций (федеральный закон «О бухгалтерском учете»). Федеральный закон ФЗ­83. Президентом Российской Федерации 8 мая 2010г. подписан Федеральный закон   №   83­ФЗ   «О   внесении   изменений   в   отдельные   законодательные   акты Российской   Федерации   в   связи   с   совершенствованием   правового   положения государственных   (муниципальных)   учреждений»,  направленный   на   повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг. Данный   закон   направлен   на   развитие   финансовой   самостоятельности образовательных   учреждений   при   сохранении   высокой   степени государственного   и   повышении   общественного   контроля   за   эффективностью расходования средств. Основными   причинами   проведения   реформы   государственных   и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств,   выделяемых   учреждениям   для   их   оказания.   Чтобы   решить   эти проблемы, потребовалось принятие ФЗ­83. Именно он заложил правовые основы для проведения реформы. Основные   цели   Законопроекта   обусловлены   необходимостью   решения следующих задач: ­   создание   предпосылок   для   повышения   качества   государственных   и муниципальных услуг; ­   внедрение   элементов   рыночности   в   деятельность   государственных (муниципальных) учреждений; ­   переориентация   внимания   учреждений   с   обоснования   потребности   в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг; ­   ускорение   реструктуризации   бюджетного   сектора   и   формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях; ­   активизация   развития   материальной   базы   государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования; ­ привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров; ­   создание   механизмов   для   переложения   части   ответственности   за отраслевое   развитие   на   руководителей   государственных   и   муниципальных учреждений; ­ обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений. Основой   нового   закона   является   выделение   трех   типов   учреждений.   В соответствии   с   Федеральным   законом   №   83­ФЗ   типами   государственных, муниципальных   учреждений   признаются:   автономные,   бюджетные,   казенные (Статья 120 ГК РФ). Государственное   или   муниципальное   учреждение   может   быть   создано путем изменения  типа соответственно   государственного   или   муниципального учреждения в порядке, предусмотренном статьей 171 ФЗ «О некоммерческих организациях».   Изменение   типа   государственного   или   муниципального учреждения не является его реорганизацией. Основное: все   три   формы   ­   это   государственные   учреждения   и   форма собственности   ­   государственная   (федеральная, муниципальная.   региональная)   или Формы различаются по степени независимости от государства и степени финансово­хозяйственной самостоятельности. Казенные учреждения ­ учреждения самые зависимые от учредителя. (Учредитель – это физическое или юридическое лицо, которое принимает участие   в   создании   (учреждений)   субъекта   хозяйственной   деятельности (предприятия) или единолично (100% доля владения). Имеет право участвовать в   управлении   делами   учреждения,   предприятия   права   принятия   решений   по распоряжению прибыли этого предприятия) Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки: – финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы; – действует от имени публично­правового образования; –   право   осуществлять   приносящую   доход   деятельность   определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет – лицевые счета по­прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах); –   закупки   товаров,   работ   и   услуг   осуществляются   в   соответствии   с Законом от 21 июля 2005 г. N 94­ФЗ (далее – Закон N 94­ФЗ); – бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов. Некоммерческие организации.   Финансирование   по   смете,   счета   в   казначействе.   Внебюджетная деятельность – в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. В тоже время сохраняется субсидиарная ответственность учредителя. (Субсидиарная ответственность – это вид дополнительной финансовой ответственности за все непогашенные долги организации перед кредиторами и уполномоченными органами.) Бюджетные   учреждения   (новые) –   некоммерческие   организации. Перерегистрация   не   требуется.   Учреждения   остаются   в   казначействе.   Их бюджет   формируется   по   смете.   Субсидиарная   ответственность   учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий. (Госзадание   – это   документ   устанавливающий   требования   к   составу, качеству и объему (содержанию) деятельности учреждения) Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением (за исключением исчезновения субсидиарной ответственности). На эту форму распространяется действие 94­ ФЗ, то есть все закупки производятся по   процедуре   конкурсов.   Банкротство   невозможно.   Следовательно,   при неплатежеспособности бюджетных учреждений учредитель не отвечает по его долгам. В то же время, долги с таких учреждений взыскать можно. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений реализуется на лицевые счета учреждения   (на   какие,   выбирается   самим   учреждением),   а   при   отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев, на имущество в соответствии   с   порядком   обращения   взыскания   на   средства   бюджетных учреждений 229­ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». Таким образом, при отсутствии субсидиарной ответственности по долгам отвечать   будет   не   учредитель,   а   само   учреждение   государственным (муниципальным) имуществом. Автономные   учреждения.   Наибольшая   степень   самостоятельности полномочий   и   ответственности.   Расчетные   счета   можно   открывать   в коммерческих   банках   и   тем   самым   выйти   из­под   казначейства.   Но   можно остаться и в казначействе. Субсидиарная   ответственность   учредителя   отсутствует   также   как   и   в бюджетных   учреждениях.  Отношения   с   бюджетом   оформляются   также   через государственное (муниципальное) задание. Но у автономного учреждения существенно больше полномочий и прав. Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке. Оно самостоятельно при заключении договоров, на   них   не   распространяется   обязательство   покупать   товары   и   услуги   по конкурсной процедуре в соответствии с 94­ФЗ. Тип   «казенное   учреждение»   и   «бюджетное   учреждение»   ­   выбирает учредитель.   Для   того   чтобы   стать   автономным   учреждением,   необходимо обращение   трудового   коллектива   учреждения   к   учредителю,   который   и принимает решение. Таким образом, разные типы учреждений имеют:  разную степень финансово­хозяйственной самостоятельности;  разную степень ответственности руководителя учреждений;  разную   возможность   использования   заработанных   учреждением денег.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.

Особенности управления экономической деятельностью образовательных учреждений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018