ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
03.09.2017
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных организациях, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации, а также место учителя-дефектолога, логопеда и педагога-психолога в процессе организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Шириязданова Г.К..docx
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Шириязданова Г.К., учитель начальных классов  МБОУ Школа № 49 г. Уфы Аннотация: Статья раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ  и особенности его реализации в общеобразовательных организациях, описывает  нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации, а также место  учителя­дефектолога, логопеда и педагога­психолога в процессе организации психолого­ педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. Самым главным документом, регламентирующим образование данной группы детей, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Кто же относится к данной категории обучающихся? Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской   Федерации"   следующим   образом   определяет   термин   «обучающийся   с ограниченными возможностями здоровья»: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом   и   (или)   психологическом   развитии,   подтвержденные   психолого­медико­ педагогической   комиссией   и   препятствующие   получению   образования   без   создания специальных условий. Согласно классификации А. Р. Маллера, бывают следующие категории детей с ОВЗ: глухие; слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; с нарушением функций опорно­двигательного аппарата; аутичные дети ( или с РДА (ранний детский аутизм)); с нарушением   интеллекта;   с   задержкой   психического   развития;   с   тяжелой   степенью нарушения речи; со сложными комплексными недостатками развития. Среди   детей   данной   категории   можно   встретить   как   ребенка,   способного   при специальной   поддержке   на   равных   обучаться   вместе   с   нормально   развивающимися сверстниками,   так   и   детей,   нуждающихся   в   адаптированной   к   их   возможностям индивидуальной программе образования. И для всех этих категорий детей Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 23.07.2013)   "Об   образовании   в   Российской   Федерации»   гарантирует   инклюзивное образование ­ обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; Об   этом   говорится   в   статье   79,   п.   4:   «Образование   обучающихся   с   ограниченными возможностями   здоровья   может   быть   организовано   каксовместно   с   другими обучающимися,   так   и   в   отдельных   классах,   группах   или   в   отдельных   организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Для того, чтобы конкретизировать условия и требования к системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 01.09.2016 г. вступили в силу: • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г. № 1598 • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  образования  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом   регулирования   Стандарта   являются   отношения   в   сфере   образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,   слабовидящих,   с   тяжелыми   нарушениями   речи,   с   нарушениями   опорно­ двигательного   аппарата,   с   задержкой   психического   развития,   с   расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами Что же является предметом стандартизации ФГОСа НОО для детей с ОВЗ? Так   же   как   и   ФГОС   НОО   для   обычных   детей,   он   выдвигает   требования   к  структуре, результатам,  условиям  образования.  Но  в отличие  ФГОС  НОО   для  обычных  детей,  во ФГОСе НОО для детей с ОВЗ определяются уровни конечного результата образования: 1. Цензовый уровень. Ребенок получает полное образование в те же сроки, что и все его сверстники. 2. Цензовый уровень. Ребенок получает полное образование в пролонгированные сроки. 3. Не цензовый уровень. Ребенок не способен усвоить цензовый уровень даже при обучении в  пролонгированные   сроки.   Обучение  завершается   выдачей  свидетельства  об  обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования. Главное для таких детей ­ социализация 4.   Индивидуальный   уровень   конечного   результата.   Он   предполагает   дифференциацию специального стандарта образования детей с ОВЗ, приближение программы обучения к индивидуальным возможностям ребенка. Таким образом вариант 1.1., 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1 АООП предполагает, что обучающийся   с   ОВЗ   получает   образование,   по   итоговым   достижениям   к   моменту завершения   обучения   полностью   соответствующее,   образованию   здоровых   сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 ­ 4 классы). Еще одной отличительной особенностью стандарта ФГОС НОО для ОВЗ является введение   в   АООП   помимо   академического   компонента   еще   и   компонента   жизненной компетенции. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.   При   этом   мы   полагается,   что   ребенок   впоследствии   сможет   самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного и социального развития Компонент  жизненной компетенции  рассматривается  в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Для объективной оценки уровня развития жизненной компетенции ребенком с ОВЗ предусмотрено создание экспертной группы, в состав которой могут входить не только педагоги  и  родители   ребенка,  но  и  любые  лица  из   окружения  ребенка,   которые  могут судить о продвижении ученика в плане жизненной компетенции: работники   хозчасти, столовой,   одноклассники   и   т.п.   Основой   оценки   продвижения   ребенка   в   жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни ­ в школе и дома. Перевод обучающегося из класса в класс возможен только при условии освоения двух   компонентов   образования   ­«академического»,   задаваемого   введенным   ФГОС,   и «жизненной компетенции».  Объектом анализа экспертной группы являются: адекватность   представлений   о   собственных   возможностях   и   ограничениях,   о • насущно необходимом жизнеобеспечении; владение   навыками   коммуникации   и   принятыми   ритуалами   социального • взаимодействия; • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; • владение социально­бытовыми умениями в повседневной жизни; осмысление   и   дифференциация   картины   мира,   ее   временнопространственной • организации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих • возрасту ценностей и социальных ролей. Итак, для того, чтобы ученик на законных основаниях имел статус ребенка с ОВЗ, у него  должна  быть   выписка  из  протокола   заседания  ПМПК.  В  данной  выписке   помимо заключения должны быть определены: Образовательная программа: ­ ­ Основная образовательная программа; Вариант адаптированной основной образовательной программы; Вариант   адаптированной   основной   образовательной   программы   обучающихся   с ­ умственной отсталостью; 2. Форма получения образования: очная, заочная, очно­заочная; 3. Необходимость периода динамического наблюдения; 4. Направления работы специалистов сопровождения (учитель­логопед, педагог­психолог, социальный   педагог,   сурдопедагог, тифлопедагог).   учитель­дефектолог   ­олигофренопедагог, Если у ребенка такой выписки нет, то даже в том случае, если мы, как специалисты, подозреваем   у   него   те   или   иные   отклонения   в   развитии,   обучать   инклюзивно   по адаптированной   основной   образовательной   программе   такого   ребенка   нельзя.   Если выписка у ребенка есть, но какой­либо из  этих пунктов не указан, необходимо, чтобы ПМПК, выдавшая данный документ, все­таки определила недостающий пункт. Но вот все нюансы уточнены, ребенок принят в школу. Что необходимо сделать руководству школы и педагогам, работающим с ребенком? Во­первых, до 1 сентября нового учебного года администрация должна разработать Адаптированную основную общеобразовательную программу для детей данной нозологии. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ­ это образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ (в том числе с инвалидностью) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Разрабатывается образовательной организацией. При составлении АООП, образовательная организация опирается на Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы(ПАООП). Всего таких ПАООП девять ­ для глухих, для слабослышащих и позднооглохших, для слепых, для слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушением опорно­двигательного аппарата, для детей с РДА, для детей с ЗПР и для умственно отсталых детей. А   уже   на   основании   АООП   и   ООП   учителем   разрабатывается   Адаптированная образовательная   программа   (АОП)   ­   образовательная   программа,   адаптированная   для обучения   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья   с   учетом   особенностей   их психофизического   развития,   индивидуальных   возможностей   и   при   необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Самой   важной   для   нас   особенностью   СФГОС   и   ПАООП   является   то,   что   в   качестве обязательного элемента в структуру Учебного плана внесена "Коррекционно­развивающая область",   реализующаяся   через   содержание   коррекционных   курсов,   указанных   в приложениях  №   1  ­  8  к  настоящему  Стандарту.  В  учебный   план  внесены   10  часов   на внеурочную   деятельность,   предназначенные   для   реализации   направлений   внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно­развивающую область (не менее 5 часов в неделю). И в соответствии с рекомендациями, прописанными ПМПК, результатами обследования, с требованиями АООП и количеством часов, выделенных на конкретного ребенка согласно учебному плану, специалисты сопровождения разрабатывают коррекционную программу. Она предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса. Программа   коррекционной   работы   должна   обеспечивать:   выявление   особых образовательных   потребностей   обучающихся   с   ОВЗ,   обусловленных   недостатками   в   их физическом и (или) психическом развитии; •   осуществление   индивидуально­ориентированной   психолого­медико­педагогической помощи   обучающимся   с   ОВЗ   с   учетом   особых   образовательных   потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа коррекционной работы должна содержать: • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,   обеспечивающих   удовлетворение   особых   образовательных   потребностей обучающихся с ОВЗ; • систему комплексного психолого­медико­педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, педагогическое включающего психолого­медико­ обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; • корректировку коррекционных мероприятий. В чем же заключается организация коррекционного направления? Это,   во­первых,   организация   проведения   коррекционных   занятий   отдельными специалистами (педагогом­психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом); Во­вторых,   в   случае   отсутствия   в   школе   необходимых   коррекционных   специалистов, возможна   сетевая   форма   реализации   образовательных   программ   с   использованием ресурсов (специалистов) нескольких организаций на основании договора; В­третьих,   введение   в   штатное   расписание   ОУ   дополнительные   ставки   педагогических работников   (учителя­дефектолога,   педагога­психолога,   логопеда,   социального   педагога, тьютора) из расчета: учителя­дефектолога (тифлопедагога, сурдопедагога) на каждые 6­12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя­логопеда   на   каждые   6­12   учащихся   с   ограниченными   возможностями ­ здоровья; педагога­психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями ­ здоровья; тьютора в соответствии с рекомендациями ПМПК из расчета по одной штатной ­ единице на каждые 1­6 обучающихся с ОВЗ. Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения. Перед образовательной организацией, осуществляющей обучение по АООП стоит множество   задач,   решить   которые   можно   только   коллегиально.   Это   и   разработка тактических задач сопровождения, и конкретизация последовательности подключения того или   иного   специалиста,   и   подбор   индивидуальных   коррекционных   программ,   методов, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников и многое другое. Как раз такой структурой, обеспечивающей сопровождение ребенка с ОВЗ, является функционирующий   в   образовательной   организации   психолого­медико­педагогический консилиум (ПМПк). Состав ПМПк может быть подвижным и изменяться в зависимости от образовательных   потребностей   и   особенностей   психофизического   статуса   конкретного ребёнка с ОВЗ. Как правило, председателем ПМПк является заместитель директора по учебной   работе,   в   состав   ПМПк   входят   учитель,   педагог­психолог,   учитель­логопед, педагог­дефектолог, тьютор, родитель. Деятельность ПМПк ОУ осуществляется в соответствии с нормативно ­ правовой базой: законом РФ 273 ФЗ «Об образовании», • Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901­6 «О психолого­медико­педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения» Договором   между   образовательным   учреждением   и   родителями   (законными • представителями) воспитанника, Договором   между   ПМПк   и   территориальной   психолого­медико­педагогической • комиссией (ТПМПК). Порядком   организации   деятельности   психолого­медико­педагогического • консилиума образовательной организации Основные 1. Разработка, планирование и реализация единой стратегии сопровождения каждого ПМП консилиума  в условиях инклюзивного образования вопросы ребёнка, нуждающегося в психолого­ педагогической и медико­социальной помощи в процессе его обучения и воспитания, а также сопровождение инклюзивного образовательного процесса в целом; 2.   Создание   оптимальных   специальных   условий   включения   обучающихся   с   ОВЗ   для получения ими доступного и качественного образования в соответствии с их специальными образовательными   потребностями,   возрастными   и   индивидуальными   особенностями, состоянием здоровья и возможностями; 3.   Налаживание   партнерских   отношений   как   основы   эффективного   взаимодействия специалистов и родителей (законных представителей); 4.   Развитие   инклюзивной   культуры   в   ОО,   формирование   инклюзивных   ценностей, философии и идеологии в педагогическом, ученическом и родительском коллективах. Несколько слов о тех документах, которые мы будем заполнять в случае поступления ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию. На такого   ребенка   оформляется   индивидуальный   маршрутный   лист,   а   в   структуре маршрутного   листа   имеется   блок,   называемый   «Сферы   развития».   Его   заполняют   все специалисты, работающие с ребенком ­каждый свою сферу. А с этого года вводится еще один документ ­«Актуальные сферы развития». Среди семи сфер развития выбираются три наиболее   актуальные   и   по   данным   сферам   расписываются   четкие   цели,   которых необходимо достичь к концу года, определяется программа и ответственные. Безусловно, я не смогла охватить все вопросы, связанные с введением ФГОС НОО для детей с ОВЗ. На многие такие вопросы, наверное, еще и нет однозначных и точных ответов. Их предстоит найти нам с вами в процессе реализации этих стандартов на практике. Список использованных источников: 1. ФЗ «Об образовании в РФ» 2.   Концепция   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3.   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   «Об   утверждении   федерального государственного   образовательного   стандарта   образования   обучающихся   с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 № 1599 4.   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   «Об   утверждении   федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования обучающихся с ОВЗ» от 19.12.2014 № 1598 5.   Требования   к   условиям   реализации   основной   образовательной   программы   на   основе федеральных   государственных   образовательных   стандартов   начального   общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. . 6. Сан ПиН 2.4.2.3286­15 от 10.07.2015 г. № 26; Письмо Министерства образования и науки России   «О   сохранении   системы   специализированного   коррекционного   образования»   от 28.10.2014 г. № ВК­2270/07. 8. Письмо Министерства образования и науки России «О совершенствовании деятельности центров   психолого­педагогической,   медицинской   и   социальной   помощи»   (вместе   с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов   РФ   в   сфере   образования   по   совершенствованию   деятельности   центров психолого­педагогической,   медицинской   и   социальной   помощи»)   от   10.02.2015   N   ВК­ 268/07. 9.   Примерные   адаптированные   основные   общеобразовательные   программы   (ПАООП) http://fgosreestr.ru/.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПРАКТИКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017