Важной задачей любого образовательного учреждения является разно-стороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми из неблагополучных семей. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка , который бы не зависел от семейных условий в настоящем или в прошлом. Семья располагает уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передачи детям социальной программы общества – целей и ценностей, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Однако в реальной жизни не все семьи осознают эту важнейшую роль в развитии личности ребенка. В современных семьях далеко не все дети чувствуют себя любимыми и получают от своих родителей достаточно тепла, заботы и внимания.
неблагополучные семьи.doc
Важной задачей любого образовательного учреждения является
разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в
обществе. Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми
из неблагополучных семей. Практически нет ни одного социального или
психологического аспекта поведения ребенка , который бы не зависел от
семейных условий в настоящем или в прошлом. Семья располагает
уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей,
передачи детям социальной программы общества – целей и ценностей,
средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются. В семье
формируются не только социально значимые качества личности, но и
свойственные ей оценочные критерии. Однако в реальной жизни не все семьи
осознают эту важнейшую роль в развитии личности ребенка. В современных
семьях далеко не все дети чувствуют себя любимыми и получают от своих
родителей достаточно тепла, заботы и внимания.
«Трудными» дети становятся именно изза нарушения эмоционального
контакта в тех случаях, когда взрослые недооценивают сложившуюся
ситуацию, сводят свою миссию лишь материальному обеспечению детей.
Очень часто в казалось бы благополучных семьях внешне урегулированные
своеобразным прикрытием царящего в них
отношения являются
эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско
родительских отношений.
Проблема семейного неблагополучия является чрезвычайно актуальной для
современного общества. В научной литературе на сегодняшний день нет
четкого определения понятия «семейного неблагополучия». В разных
источниках наряду с термином «неблагополучная семья» можно встретить
такие понятия, как «деструктивная семья», «семьи группы риска»,
«негармоничная семья» и др.
Таким образом, одной из наиболее серьезных опасностей, которых несет в
себе неблагополучная семья, является ее негативное влияние на формирование и развитие личности. Это негативное разрушающее воздействие
проявляется в частности в том, что дети из неблагополучных семей
испытывают значительные трудности в процессе вхождения в социум,
приспособления к окружающим условиям, требованиям общества. Вследствие
этого они не способны построить свое поведение таким образом , чтобы оно
соответствовало и требованиям среды, и собственным потребностям, мотивам
и интересами, им сложно осознать необходимость перестройки своих
отношений с социальной средой через овладение новыми способами
поведения. Можно говорить о том, что у детей из неблагополучных семей
нарушен процесс социальнопсихологической адаптации. Сложности эти
связаны в первую очередь с отсутствием ощущения эмоционального комфорта
в семье. Кроме того, трудности процесса социальнопсихологической
адаптации могут быть связаны и с тем, что у детей преобладает ожидание
внешнего контроля над контролем внутренним. Можно предположить, что
такое «перекладывание ответственности» связано с неразвитостью
неспособностью оценивать собственное
рефлексивных механизмов,
поведение. Кроме того, в ситуации, когда ребенок пытается привлечь
внимание своей «плохостью», он надеется именно на то, что его поведение
будет оценено другими и, следовательно, замечено.
Длительно действующая отрицательная ситуация в семье формирует
искаженные отношения с окружающими,
нарушения различного характера, нарушения в поведении.
эмоциональноличностные
Качественными признаками, характеризующими познавательную сферу этих
детей, является малый запас внеучебных знаний и представлений, отсутствие
базовых учебных знаний, несформированность общеучебных умений.
Для эмоциональноличностной сферы характерны сниженный тонус
настроения, повышенная тревожность, переживание комплекса заниженной
самооценки у одних и наличие агрессивнонапряженного состояния у других.
Общим является ощущение психологического дискомфорта, глобального неприятия мира взрослых. Трудности поведения иногда носят глобальный
характер. Пассивноотказные реакции принимают окраску оппозиционно
вызывающего поведения с отрицательной направленностью личности и
отсутствием какойлибо позитивной деятельности. Конфликтноагрессивный
характер отношений в семье, безучастное отношение родителей к судьбе
ребенка формирует у него патологический модус поведения как защитную
реакцию. Развитие детей в неблагополучных семьях характеризуется
определенным отставанием, связанным со значительным дефицитом
информации из различных областей знаний, культуры, общего образования,
санитарногигиенических навыков.
Этикоморальные критерии искажены, они отражают особенности жизненных
подходов родителей. У детей отстает так же развитие в сфере эмоций и
формального интеллекта. Слабо представлено чувство сопереживания.
отмечается также неразвитость сферы воображения, в особенности,
отсутствия способности представить себе переживания, чувства другого
человека. Не выражено чувство сострадания.
Следует отметить еще и то, что дети из неблагополучных семей легко
устанавливают контакты, однако эти контакты поверхностны, примитивны и
кратковременны.
Проблемы психологического, педагогического и социального характера
усугубляются ослабленностью здоровья. Дети из категории неблагополучных
семей имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни
нервной системы, органов чувств и дыхания. Все эти заболевания развиваются
на фоне социальной запущенности.
Таким образом, учитывая психологические, медицинские, социальные и
педагогические проблемы детей из вышеназванной категории, можно сказать,
что развитие этих детей идет по особому пути, у них формируются
специфические черты характера, поведения, про которые «часто нельзя
сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, они просто другие».
"Особенности воспитания в неблагополучных семьях"
"Особенности воспитания в неблагополучных семьях"
"Особенности воспитания в неблагополучных семьях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.