СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
Оценка 4.7
Доска объявлений
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.12.2018
Представление о ребенке с ограниченными возможностями, соотносится,
прежде всего, с понятием психического здоровья, адаптации и дезадаптации.
Нарушение психического здоровья связаны, как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка воздействующими на психику.
На современном этапе развития общества, актуальна проблема формирования личности, самоопределение которой происходит в условиях смены духовно-нравственной парадигмы жизни страны, характеризующейся социальным расслоением, обострением межнациональных конфликтов, ростом преступности, нивелированием традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое сознание идеологии культа силы и насилия, эгоизма и эгоцентризма.
Вследствие этого с каждым годом увеличиваются масштабы асоциальных семей, появление различных типов отклонений в способах поведения личностей, роста агрессивности.
Социально-педагогические в системе воспитательной работы1.doc
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С
ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ЗДОРОВЬЯ.
Представление о ребенке с ограниченными возможностями, соотносится,
прежде всего, с понятием психического здоровья, адаптации и дезадаптации.
Нарушение психического здоровья связаны, как с соматическими заболеваниями
или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными
факторами социального порядка воздействующими на психику.
На современном этапе развития общества, актуальна проблема формирования
личности, самоопределение которой происходит в условиях смены духовно
нравственной парадигмы жизни страны, характеризующейся социальным
расслоением, обострением межнациональных конфликтов, ростом преступности,
нивелированием традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое
сознание идеологии культа силы и насилия, эгоизма и эгоцентризма.
Вследствие этого с каждым годом увеличиваются масштабы асоциальных
семей, появление различных типов отклонений в способах поведения личностей,
роста агрессивности.
Агрессивность как свойство личности может функционировать на различных
уровнях: от почти полного ее отсутствия до предельного ее развития.
Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, делая ее
конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в
неоправданной враждебности, жестокости.
В ходе педагогического процесса встречается многообразие проявлений
девиаций в поведении подростков, и это требует определенной классификации,
чтобы правильно организовать целенаправленную коррекцию.
Прежде всего, педагогам необходимо исследовать отношения в системах
«подростокподросток», «подростокпедагог», «подростокгруппа сверстников».
Это позволит распределить детей по группам, объединенных спецификой
условий жизни, семейного положения, экономического положения и определить пути педагогического воздействия на коррекцию отклонений в поведении.
Анализ контингента воспитанников с отклонениями в поведении показывает,
что подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей
поведения, отличаются некоторыми общими чертами:
• бедностью ценностных ориентации, их примитивностью, отсутствием
увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов в
том числе и познавательных;
• повышенной внушаемостью, подражательностью, неразвитостью
грубостью,
нравственных представлений;
эмоциональной
озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих
взрослых;
• наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо
максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать
как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость),
повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными
контактами
• эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций,
преобладанием защитных механизмов над другими механизмами,
регулирующими поведение.
Все это должно учитываться при моделировании системы работы и
методики коррекции девиантного поведения подростков.
Наш опыт работы над данной проблемой показывает, что коррекция
девиантного поведения подростков эффективно осуществляется в процессе
овладения ими социальными нормами и правилами поведения в ходе
многоаспектного педагогического взаимодействия в различных социальных
сферах («ученикученик», «ученикгруппа учащихся», «подростокгруппа
сверстников», «ученикучитель», «ученикгруппа педагогов»). Более того,
это многоаспектное взаимодействие должно осуществляться не
эпизодически, а специально организовываться в рамках целостной
педагогической системы. Педагогическая система, направленная на коррекцию девиантного поведения
подростков, включает три модуля, каждый из которых охватывает основные
направления деятельности с определенными категориями лиц (педагогами,
учащимися, родителями).
Первый модуль – диагностика контингента учащихся с целью выявления
подростков с девиантным поведением, осуществляется как способ общения
педагога и учащихся по выявлению реальных или потенциальных проблем
подростка, основных достоинств и недостатков личности, склонностей,
способностей, интересов.
Диагностирование осуществляется в ходе изучения документации, бесед с
учителями, родителями, при необходимости получение информации из
инспекции по делам несовершеннолетних, бесед с учащимися, анкетирования,
наблюдения за поведением в разных видах деятельности; сбор и систематизация
информации, на основании которой может быть сделано то или иное
заключение..
Следует помнить, что педагогическое взаимодействие в системе «педагог
воспитанник» может выступать как средство коррекции девиантного поведения
подростка при соблюдении ряда условий:
1)
наличия у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной
помощи данному подростку;
определённом уровне психологопедагогической и медикосоциальной
подготовки педагога;
владении стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие
2)
3)
становится возможным;
4) ответном устремлении подростка принять помощь со стороны педагога.
Второй модуль системы направлен на поиск путей решения и выборе
технологий, которые обеспечат успешное разрешение проблемы:
представление ребёнка на ПМПК с целью выявления индивидуальных
возможностей, которые могут быть использованы для воспитания или
перевоспитания воспитанника, разработка индивидуальной программы по коррекции поведения.
Третий модуль педагогической системы направлен на организацию
отслеживание
педагогического взаимодействия в социальных сферах,
результативности процесса коррекции поведения и строится поэтапная
подготовка подростка к адаптации в школе как новом социуме.
Программа коррекции девиантного поведения включает 3 этапа.
1 этап (осознание) предполагает формирование мотивационной
установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении.
На данном этапе "вхождения" агрессивных подростков в систему
педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает их
что важна не просто
заинтересованность.
заинтересованность, а заинтригованность, которая достигается посредством
Следует подчеркнуть,
организации разных дел, требующих инициативы и творчества подростка. Именно
заинтересованность вовлекает школьника в круг коллективных забот, позволяя
найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности
агрессивно настроенного подростка в признании его прав и возможностей,
нивелируя тем самым девиацию поведения. На этом этапе работы педагог
вызывает у подростков интерес к совместной деятельности и, опираясь на мотив,
формируют у них первые представления о значимости качественного выполнения
каждым участником своего задания для получения совместного результата
общего задания. В ходе этого подростки получают первые представления о
своей позиции участника общего дела, в котором каждый ответственен за
собственный результат перед партнерами, осознают свою значимость.
2 этап (накопление) включает формирование системы умений активно
взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и общению на
основе достижения компромиссов.
На данном этапе идет отработка коммуникативных умений, необходимых для
организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Важным при
этом является отработка
способов "справедливого" распределения
общественного задания, учет интересов и желаний партнеров, формирование убеждений о значимости согласованных действий для качественного выполнения
совместной работы. В ходе этого идет формирование социально ценностных
установок на общение: уметь слушать, этично возражать, отстаивать свои доводы
без ущерба для партнеров, видеть состояние другого человека, уважать его
чувства и настроения.
Подобная организация взаимодействия ставит подростков в условия,
требующие идти на определенные компромиссы ради достижения совместного
результата. Коррекция девиантного поведения достигается здесь благодаря тому,
что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм
совместного общения.
3 этап (применение) основывается на формировании рефлексивных
способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной
деятельности и общению.
На данном этапе работы важную роль в корректировке отклонений в поведении
подростков играет темп наращивания положительных моментов в ходе
взаимодействия, от чего зависит и темп "стихания" отрицательных моментов.
Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта
является сама продуманная организация совместной деятельности, создающая
нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных
дел, забот при включении в них всех подростков и при подчеркнутом доверии,
уважении к ним. Напряженный темп организации совместной деятельности
создает атмосферу всеобщей ответственности подростков и душевного их
подъема. При этом особенно важно, чтобы каждый участник педагогического
взаимодействия осмыслил то, каким путем был достигнут совместный результат,
проанализировал собственный вклад в успешное завершение общего дела.
Проводимая работа по коррекции отклонений в поведении позволяет
утверждать, что коррекционнопедагогическое взаимодействие с подростками
имеющими отклонения в поведении в образовательном учреждении эффективно
организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы
коррекции. Разработанная методика может иметь различные аспекты практического
применения,
поскольку позволяет трансформировать педагогическими
средствами девиантного проявления подростков в социально одобряемые
формы поведения.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.