Осуществление индивидуального подхода к детям с ОВЗ в условиях ФГОС
Оценка 4.8
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.12.2018
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Дети с ОВЗ.doc
ДЕТИ С ОВЗ .
Е.А. Тулапина
педагог психолог МБОУ Ижморская СОШ №1
Учиться могут все дети, а значит всем, какими
бы тяжелыми ни были нарушения развития,
должны предоставляться возможности получить
образование
Каждый ребенок особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых
говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его
способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые
потребности.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих
задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование,
желание и готовность включить их в детское сообщество.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в
специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование
и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же
детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в
общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и
«инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к
образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к
потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии
должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется,
то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия более гибкая
система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать
нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит,
что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: комуто
понадобится отдельная образовательная программа, комуто пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными
возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми
или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в
полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех
людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать
наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная
адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого
педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Если раньше ребята с задержкой психического развития учились в
специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные
эксперименты и стали открывать на базе своей школы классы коррекции. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими
товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует
его
работоспособность.
Такая модель частичного интегрированного обучения используется и в
нашей школе.
У нас в классах есть ребята с ОВЗ и конечно же это требует от педагогов
работающих с этими детьми повышенной ответственности, дополнительных
знаний и конечно же терпения.
Учебный процесс организован по традиционной системе. Планируются и
проводятся уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной и
дыхательной гимнастик.
На детей составлены программы психологического сопровождения:
диагностика уровня развития ребенка;
составление на основе диагностических данных индивидуального
маршрута ребенка;
отслеживание динамики развития ребенка;
взаимодействие со специалистами и родителями;
охрана и укрепление соматического и психоневрологического
здоровья ребенка;
реализация коррекционной направленности учебновоспитательного
процесса;
соблюдение форм педагогического общения, которые имеют три
образовательную;
цели:
развивающую.
воспитательную;
коррекционно
Зная особенности психического развития детей данной категории ,
учителям необходимо знать, что патология этих детей в психической сфере
проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов:
восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать,
повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели
характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно
снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный
материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Но
даже такой подход к организации учебновоспитательного процесса не
обходится без проблем.
Работа с родителями проходит как с равноправными участниками и
партнерами образовательного процесса. В диалоге с родителями следует
говорить открыто об успехах и трудностях в обучении.
Для того, чтобы оказать полноценную помощь ребенку, родители должны
иметь определенные знания об особенностях психофизического развития своих
детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь
ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качеств личности. В работе с родителями важно сформировать у них представления о
собственном ребенке как о личности, имеющей свое собственное восприятие
мира и мировоззрение.
В работе с детьми с ОВЗ эмоции играют едва ли не самую важную роль в
развитии личности.
Работа с детьми с ОВЗ пронизана психотерапевтическим воздействием.
Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться
им, у ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие
от выполненной работы.
Отбираю те задания, которые ребенок объективно может выполнить
хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает
готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию
положительного отношения к учению. Задания при этом не даю слишком
легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению
трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не
отразится на повышении самооценки ребенка.
Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то,
будучи поставлен перед необходимостью решения какойлибо учебной задачи,
ученик говорит: “Я глупый”, “я тупой”. Поэтому лучше избегать низко
оценивать ребенка, его способности. Оцениваю только конкретную работу,
выполнение отдельного задания, а не самого ребенка.
Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не
порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в
его развитии, движении вперед. Научить детей не делать из ошибок трагедию,
считать их нормальным явлением .
Дети с особыми образовательными потребностями требуют
индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе
пользуюсь принципом: "Воспитывай сердце сердцем. Действуй на благо
ребенка"
Осуществление индивидуального подхода к детям с ОВЗ в условиях ФГОС
Осуществление индивидуального подхода к детям с ОВЗ в условиях ФГОС
Осуществление индивидуального подхода к детям с ОВЗ в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.