Программа тренинга на командообразование
Оценка 4.6

Программа тренинга на командообразование

Оценка 4.6
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.01.2019
Программа тренинга на командообразование
данная программа ставит перед собой такие задачи как: общегрупповое сплочение (создание атмосферы доброжелательности, сокращение психологической дистанции); Формирование объективного взгляда на конфликт, а также развитие лидерских, творческих и интеллектуальных способностей каждого из участников данных занятий. Это мероприятие также поможет развить лидерские, творческие и интеллектуальные способностей
тренинг командообразование.doc
Тренинг «Командообразование менеджеров» Цели:  1. общегрупповое   сплочение   (создание   атмосферы   доброжелательности, сокращение психологической дистанции); 2. Развитие собственного управленческого потенциала; 3. Формирование объективного взгляда на конфликт; 4. Развитие лидерских, творческих и интеллектуальных  способностей. Количество участников: 15 ­ 17 человек. Возраст: 27­29 лет. Периодичность занятий: 3 дня подряд. Продолжительность занятия: 6 часов. Материалы:  бейджи, бумага формата А4, тетради в клеточку (12 листов), ручки синего цвета, карандаши, фломастеры, булавки (скотч), по количеству участников. Мяч маленький. Ватман 10 штук День первый. Слова тренера перед началом тренинга: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить   имена   друг   друга.   В   тренинге   нам   предоставляется   прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, ­ выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому­то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого­то не устраивает форма  обращения, привычная для окружающих, ­ скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым   по   душе,   если   их   называют   но   отчеству,   без   имени   ­   Петрович, Михалыч. А кто­то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы ­ и тренеры тоже ­ в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.  Комментарий.  Такое   предложение   вызывает   оживление   и   улыбки. Некоторые   сразу   же   задают   вопрос   о   том,   можно   ли   оставить   свое собственное   имя,   которое   его   носителя   вполне   устраивает.   Безусловно, человек вправе оставить за собой любое имя. В тренинге могут возникнуть случаи, когда кто­либо из участников требует, чтобы к нему обращались по имени и отчеству. Тренер и в этом случае не возражает. Скорее всего, если все  остальные  участники  выбирают для  себя  не  совсем  обычные  игровые имена, то участник, к которому все вынуждены обращаться официально, скоро начнет испытывать некоторый дискомфорт. И к концу первого дня работы он обратиться к тренеру и группе с предложением изменить свое имя.   Такое   право   сохраняется   за   всеми   участниками.   Интересно,   что использование   игрового   имени   в   тренинге   не   только   сразу   задает определенную   игровую   условность   происходящему   в   группе   и   готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и способствует развитию рефлексивных процессов.  ­  А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: по очереди каждый одевает бейдж и говорит свое имя, группа повторяет за ним его имя.  Комментарий.   Большое   значение   имеет   то,   какое   имя   предлагает первый из участников: если он не побоялся рискнуть, то и другие выберут необычные,   яркие   имена.   Поэтому   тренер   может   первым   назвать   свое игровое имя  Далее тренером предлагаются для обсуждения правила поведения в кругу. Все правила должны соблюдаться в течение всего тренинга. Участники голосуют за каждое правило. Обсуждаются также варианты нарушения правил. Каждое правило может быть отклонено и дополнено. 1. Визитка 2. Конфиденциальность 3. Не опаздывать 4. Не оценивать 5. Говорить в круг 6. Каждый имеет право быть выслушанным 7. Право на ошибку 8. Не говорить за всех (персонификация) 9. Честность 10. Активность 11. Здесь и теперь (здесь и сейчас) 12. Сотовый телефон. 13. Поднятая рука 14. Команда – единый организм. Упражнение 1 «Сбор рукопожатий» Время проведения: 20 минут + рефлексия Тренер   дает   задание   участникам   группы   ­   собрать   как   можно   больше рукопожатий у всех присутствующих. По окончанию выделяется победитель. Анализ: Кто сколько собрал рукопожатий? Почему? Чем отличается тот, кто много собрал, от остальных? Упражнение 2  «Атомы молекулы» Время проведения: 20 минут + рефлексия Тренер: «Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы ­ одинокие атомы, начинаете   хаотическое,   броуновское   движение,   при   этом   возможны   легкие столкновения   друг   с   другом.   Будьте   осторожны.   По   моей   команде   вы соединяетесь в молекулы, число атомов я назову». Через некоторое время после начала тренер говорит цифру, например «пять». Участники составляют группу по «пять» человек. Те, кто не вошел ни в одну из «молекул» выбывает из игры.  Анализ:  Почему не все вошли?  Чем отличаются те, кто остался вне игры? ­ Как вы себя чувствуете?  ­ Все ли соединились с теми, с кем хотели? Упражнение 3 «Найди пару» Время проведения: 20 минут + рефлексия Цель упражнения: ­ развитие прогностических возможностей и интуиции;  ­ формирование у членов группы установки на взаимопонимание.  Каждому   участнику   при   помощи   булавки   прикрепляется   на   спину   лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т. д.  Каждый   участник   должен   отыскать   свою   «вторую   половину»,   опрашивая группу.   При   этом   запрещается   задавать   прямые   вопросы   типа:   «Что   у   меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.  Анализ: Все ли оказались в паре с тем, кого выбрали? Упражнение 4 «Передача движения по кругу» Время проведения: 20 минут + рефлексия Цель упражнения:  ­   совершенствование   навыков   координации   и   взаимодействия   на психомоторном уровне;  ­ развитие воображения и эмпатии.  Все   встают   в   круг.   Один   из   участников   группы   начинает   действие   с воображаемым   предметом   так,   чтобы   его   можно   было   продолжить.   Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из   участников   называет,   в   свою   очередь,   что   передавал   именно   он.   После обсуждения упражнение повторяется еще раз.  Упражнение 5 «Ревущий мотор» Время проведения: 20 минут + рефлексия Слова тренера: ­ Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде   автогонок   по   кругу.   Представьте   себе   рев   гоночного   автомобиля   – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает   в   гонку»   и   быстро   произносит   свое   «Рррмм!»,   повернувшись   к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?  Упражнение 6 «Голос нашего мы» Время проведения: 20 минут + рефлексия Танцевально­песенное   упражнение,   направленное   на   общегрупповое сплочение. Тренер: «Попробуем сейчас за несколько минут создать сплоченную общность нашей группы. Будем делать это постепенно, в несколько этапов. Первый этап: все  встаем  и  располагаемся  в  один  большой  круг  (если  большое  количество участников,   то   можно   круг   в   круге).   Все   становятся   плечом   к   плечу (располагает   к   объедению),   хорошо   нападать   на   кого­то   в   центре,   в   данном случае на меня. Теперь поменяйтесь местами в кругу так, чтобы все стояли «через» ­ мальчик­девочка. Следующий шаг ­ снимаем дистанцию между нами до минимума. Встаньте как можно ближе друг к другу и попробуйте организовать взаимную дружескую поддержку ­ возьмитесь за руки, за плечи, за талию кому как удобно. Идем   дальше   –   попробуйте   ощутить   нашу   общность.   Давайте   покачаемся немного, совместно подвигаемся… Что еще можно сделать нашим кругом? Я предлагаю попеть немного. Одно условие ­ чтобы слова знали все. Какие мы знаем   песни?   (группа   выбирает   песню).   Итак,   начали!   Попробуем   исполнить общий танец всем нашим кругом, не разрывая рук. Должно получится нечто среднее   между   производственной   гимнастикой   и   аэробикой   (идет   общий танец)». Эти   упражнения   помогают   создать   атмосферу   доверия   и   раскрепостить участников. Кофе­брейк Время проведения: 60 минут + организационные моменты Упражнение 7 «Моя минута» Время проведения: 5 минут + рефлексия Цель упражнения: диагностика работоспособности группы  Точное   чувство   времени   является   свидетельством   адекватного   восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать тренера. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т. е. считать до 60. Дается команда «Закончили!» Каждый запоминает число. Если счет   закончился   на   числах   57­63,   то   это   свидетельствует   о   высокой работоспособности в данный момент.  Упражнение 8 «Познай свое тело» Время проведения: 15 минут + рефлексия Участники рассаживаются там, где им удобнее. Предлагается закрыть глаза. Тренер: «Вы один. Потрогайте свою руку. Запястье, ладонь, пальцы, ногти... Познакомьтесь с ней…» Анализ: Что почувствовали? Знаем ли мы свою руку? Если нет, то насколько мы знаем себя? Упражнение 9 «Слепое доверие» Время проведения: 20 минут + рефлексия Участники   делятся   на   пары.   Один   становится   «слепым»,   другой   ­ «поводырем». «Поводырь» берет «слепого» за руку и им предлагается погулять 5­10   минут   в   помещении   или   на   улице.   Они   не   должны   разговаривать   или утраивать «бег с препятствиями». «Поводырь»   должен   проявить   максимум   изобретательности,   чтобы   дать своему   партнеру   самое   разнообразные   ощущения,  как­то:   опознать   на   ощупь предметы, побыть немного в одиночестве, услышать разные звуки. По истечению положенного срока пары меняются ролями. Анализ:  Это   упражнение   дает   возможность   пережить   собственную беспомощность,   доверие   и   недоверие   к   «поводырю»,   ответственность   за безопасность   другого.   В   обсуждении   затем   выясняется,   что   целесообразно строить на первых порах взаимоотношения с человеком, создавая его образ, не на   основе   своих   соображений,   а   в   соответствии   с   тем,   что   предлагает   сам партнер, т.е. принять человека в той роли, которую он предлагает. Упражнение 10 «Постановка сказок» Время проведения: 60 минут + рефлексия Участники   объединяются   в   микрогруппы   по   5­6   человек.   Необходимо выбрать каждой группе русскую народную сказку. В своей группе необходимо распределить роли и проиграть эту сказку. Затем тренер усложняет задание. Необходимо ту или иную сказку проиграть (грустно, весело, зло, на новый лад). Анализ: Какой вариант сказки вам понравился больше. Почему? Как вы себя чувствовали в той роли, которую играли?  Упражнение 11 Ролевая игра «Пиратский бриг» Время проведения: 60 минут + рефлексия Цель:   исследование   параметров   взаимодействия   в   условиях   жесткого ролевого диктата, изменение ролевого взаимодействия. Участники путем жеребьевки разбирают роли: 1) капитана ­ вправе обрывать речь любого;  2) старшего помощника ­ вправе обрывать речь любого, кроме капитана;  3) штурмана ­ кроме капитана и старпома;  4) боцмана­подхалима ­ всех, кроме первых трех; 5) матроса­шута ­ всех, кроме капитана;  6)   матроса­марионетки   ­   всех,   кроме   капитана   и   недовольных   матросов (кочегаров);  7) недовольных матросов (кочегаров) ­ всех, кроме капитана и старпома;  8) юнги ­ их обрывают все, они ­ никого.  Нарушивший   правила,   переводится   в   юнги,   юнга,   нарушивший   правила, выбрасывается за борт.  Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча. В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины   дискомфорта   в   ролевом   общении.   Чаще   всего   выясняется,   что доминантным   людям   достаточно   сложно   выполнять   роли,   предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает  сложно выполнять  роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано лидерскими способностями и личностными установками. Упражнение 12 Время выполнения: 15 минут Упражнение «Аплодисменты по кругу» ­ Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и   Тренер начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.  сильнее.   Домашнее задание: «Прогноз погоды» Время проведения: 10 минут ­ «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать   вашему   настроению.   Вы   можете   показать,   что   у   вас   сейчас «плохая   погода»   или   «штормовое   предупреждение»,   а   может   быть,   для   вас солнце уже светит во всю».  День второй. Упражнение первое  «Приветствие на сегодняшний день» Время проведения: 10 минут ­ Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому,   кому   адресуете   пожелание   и   одновременно   говорите   его.   Тот,   кому бросили   мяч,   в   свою   очередь   бросает   его   следующему,   высказывая   ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.  Упражнение второе «Что в нем нового?» Время проведения: 10 минут + рефлексия ­   Внимательно   посмотрите   друг   на   друга.   Постарайтесь   увидеть   каждого, обратив   внимание   на   то,   как   выглядит   сегодня   этот   человек,   в   каком   он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 минуты. Пауза в 3 минуты. А сейчас  вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.  Упражнение третье «Прорвись в круг» Время проведения: 15 минут + рефлексия Цель упражнения:  ­ стимуляция групповой сплоченности;  ­ снятие эмоционального напряжения.  Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно тренер, по итогам прошедших упражнений, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.  Упражнение четвертое «Веселый мусорщик» Время проведения: 30 минут + рефлексия Все   участники   делятся   на   команды.   Дается   задание   обмениваться предметами, которые в данный момент имеются в руках и в карманах. Меняться нужно   предмет   на   предмет,   имеет   значение   только   количество,   без   учета ценности. После того, как задание получено, группы должны обсудить тактику работы. В это время тренер подходит к каждой команде и сообщает настоящие, скрытые   задания,   которые   нужно   выполнять   в   процессе   обмена.   Примеры заданий:   Обмениваться с партнером, который сидит, когда Вы стоите;  Обмениваться только на территории своей команды;  Обмениваться, выводя за дверь;  Обмениваться, подводя к окну;  Обмениваться, положив руки на плечи.    Процесс   обмена   анализируется.   Моменты   реализации   скрытых   заданий разбираются с точки зрения техники манипулирования. Успешная реализация оценивается в 10 раз дороже, чем простой обмен.  Упражнение пятое «Единство» Время проведения: примерно 20 минут + рефлексия Цель упражнения:  ­ выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;  ­ формирование эмоционально­волевого единства группы.  Участники   рассаживаются   в   круг.   Каждый   сжимает   руку   в   кулак,   и   по команде тренера все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.  Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.  Упражнение шестое «Испорченный телефон» Время проведения: 30 минут + рефлексия Цель: сформулировать правила «хорошего слушания».  Заострить   внимание   на   восприятие   собеседника;   совместно Все или несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник, тренер говорит ему небольшой текст: «Вашему сотруднику следует обратиться к клерку конкурирующей компании ­представителю   отдела   сбыта   и   передать   в   соответствующий   отдел   нашей фирмы информацию об их претензиях к нашему субподрядчику для пересмотра действующей договорённости с последним Советом Директоров нашей фирмы. Этим должен заняться курьер вашего отдела свободный от прочих персональных поручений, но хорошо известный сотрудникам конкурирующей фирмы». Заходит второй участник, первый участник сообщает ему тот же текст. И так каждый,   входя,   выслушивает   фразу,   которую   ему   сообщает   предыдущий участник,   и   передает   следующему.   Последний   участник   сообщает   всем услышанную   фразу.   Те,   кто   находятся   в   комнате   не   должны   помогать   или выражать свои эмоции по поводу услышанного. Кофе­брейк Время проведения: 60 минут + организационные моменты Упражнение седьмое "Всеобщее внимание" Время выполнения: 20 минут + рефлексия Всем   участникам  игры  предлагается   выполнить   одну  и  ту   же  простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача   усложняется   тем,   что   одновременно   ее   стараются   выполнить   все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали!  Анализ: кто привлек внимание большего числа участников игры? За счет каких средств? Почему именно эти средства «работают»? Упражнение восьмое Способность к компромиссу Время проведения: 100 минут + рефлексия Это упражнение дает возможность участникам команды начать обсуждение важного вопроса. Как следует поступать в случае возникновения конфликтов и расхождений   в   группе,   учитывая   индивидуальное   своеобразие   каждого   члена команды? Команда должна найти такую форму работы с конфликтами, которая обеспечивала бы необходимое для успешного выполнения заданий разнообразие мнений. Во многих командах участники просто не умеют вступать в конструктивные противоречия,  поэтому  для  возникающих  проблем  находятся псевдорешения, которые на практике себя не оправдывают и оставляют конфликт скрытым. В других   командах,   наоборот,   по   любому   поводу   возникают   ссоры,   что препятствует выработке адекватных решений. С помощью этого упражнения каждый член группы сможет научиться четко, формулировать   свою   позицию   и   одновременно   с   этим   учитывать   в   процессе принятия решений точки зрения других. Инструкция:  Я   хотел   бы   пригласить   вас   принять   участие   в   упражнении, которое   поможет   понять,   как   вы   оцениваете   умение   друг   друга,   с   одной стороны,   добиваться   своего,   а   с   другой   стороны,   достигать   компромисса.   В большинстве команд эти качества бывают необходимы как руководителям, так и сотрудникам,   являясь   важными   предпосылками   продуктивных   решений проблем. Объединитесь по трое и сделайте следующее: разделите лист ватмана на две части и, на каждой половине нарисуйте по лестнице так, чтобы на одного члена команды, включая руководителя, приходилось по одной ступеньке. Над первой лестницей напишите: «Умение добиваться своего», над другой – «Способность к компромиссам». Теперь посоветуйтесь, на какую ступеньку вы хотели бы поставить каждого из членов   команды.  Подумайте   о   том,  что   добиваться   своего   можно   не   только открытой   силой   и   напористостью,   но   и   тонкими,   не   бросающимися   в   глаза маневрами.   Под   способностью   к   компромиссам   стоит   понимать   сочетание умения отстаивать свои взгляды и защищать свои интересы с учетом позиции другого. Когда вы договоритесь, на какую ступеньку следует поместить того или иного участника, запишите на этой ступеньке его имя, а на другом, пояснительном, листке приведите основания своего решения. Ранжирование участников по степени их умения добиваться своего или идти на  компромиссы  не означает  того, что  они  лучше   или  хуже  других  по  этим качествам. Оно скорее отражает проблемы ваших личных взаимоотношений с ними. Подумайте над тем, как вам самим удается договариваться с тем или иным человеком, и запишите это в листок с пояснениями. Упражнение девятое «Вертушка первого впечатления» Время проведения: 30 минут + рефлексия Получение   о   себе   обратной   информации   организуется   таким   образом,   что каждый   участник   встречается   с   каждым   в   молчаливом   минутном взаимодействии. При встрече в парах участники обмениваются блокнотами. В блокноте партнера участники пишут свое впечатление о нем. После того, как блокноты вернулись к своим хозяевам, происходит переход участников к новым партнерам, где алгоритм повторяется.  Руководитель   организует   переход   участников   от   партнера   к   партнеру   и контролирует   четкое   выполнение   задания.   Команды,   которые   подает руководитель, могут звучать так:  –   Обменяйтесь тетрадями и начинайте писать…  –   Получите назад свои тетради  –   Переход, раунд № ___  Инструкция. В предстоящем  взаимодействии  каждый  из  Вас встретится  с каждым в парном взаимодействии. При встрече  по моей команде Вы будете выполнять следующие действия:  1.   обменяться рабочими тетрадями.  2.     в тетради партнера в таблице написать (кратко, одно­два слова) Ваше впечатление о нем по следующим позициям: 1) «ресурс» ­ что, на Ваш взгляд, есть его сильный ресурс как человека и делового партнера; 2) «точка» ­ за счет каких его качеств Вы могли бы управлять им в переговорном процессе («точка давления», «кнопка управления»).  3.   снова обменяться рабочими тетрадями.  4.   совершить переход для встречи со следующим партнером. Таким   образом   в   Вашей   тетради   Вы   соберете   копилку   мнений   о   себе   в ситуации первого контакта.  Упражнение выполняется молча. Не нужно писать немало (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во­первых, Ваши   впечатления   анонимны.   А   во­вторых   –   и   это   более   важно   –   первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно.   Сделайте   друг   другу   такой   подарок.   Он   для   многих   может   быть неожиданным, но от  этого еще  более ценным.  Мы  увидим,  что разные люди видят нас по разному.  И это нужно всегда учитывать. И это – основной итог нашей работы в этом упражнении.  Есть два правила, которые я прошу выполнять:  1.     воздержитесь, пожалуйста, от просмотра записей в своих  тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание)  2.     выполняйте передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнение проходило четко и быстро).  Упражнение десятое «Подарок» Время выполнения: 20 минут + рефлексия ­ Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с тренера, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой­то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)  Заполнение анкеты: Время заполнения: 15 минут ­ Во время упражнений я понял что... (письменно). ­ Самым полезным для меня было... (письменно). ­ Мне понравилось... (устно). ­ Мне не понравилось... (устно). День третий Упражнение первое «Приветствие» Время выполнения: 10 минут + рефлексия Цель упражнения:  ­   формирование   доверительного   стиля   общения   в   процессе   налаживания контактов;  ­ создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.  Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и   весел».   Можно   вспомнить   о   том,   что   сам   человек   выделил   при   первом знакомстве.   Участник   может   обращаться   ко   всем   сразу   или   к   конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг   к   другу.   Тренеру   следует   обращать   внимание   на   манеры   установления контактов. По его окончании тренер разбирает типичные ошибки, допущенные участниками.  Упражнение второе  «Утренний прием Короля». Время выполнения: 10 минут + рефлексия Цель: Установление продолжительности общения от личностного обаяния. Разыгрывается мини­спектакль. Каждая придворная Дама должна подойти к Королю,   улыбнуться   и   сказать   любую   фразу,   стараясь   его   очаровать. Придворные Кавалеры, наблюдая этот процесс, выбирают «самую обаятельную» из   них.   Свои   предложения   они   должны   аргументировать.   Затем   Король приглашает ее на трон, и все Кавалеры проделывают ту же процедуру, что и Дамы по отношению к Королю. Упражнение третье «Сложные ситуации» Время выполнения: 60 минут + рефлексия Тренер:   «Ролевой   тренинг   дает   возможность   подготовиться   к   трудным коммуникативным ситуациям заранее. Давайте выберем эти ситуации и сыграем их несколько раз, до тех пор, пока не определим их эффективное решение».  Тема 1. «Трудный разговор» Участнику нужно разыграть перед группой разговор, который является для него   затруднительным,   либо   из­за   сложности   темы,   либо   потому   что взаимоотношения, сложившиеся с тем или иным субъектом делают разговор с ним неприятным. Тема 2. «Просьба» Участнику   нужно   попросить   что­либо   для   него   очень   важное   у   человека, который не сразу склонен удовлетворить его просьбу. Тема 3. «Требование» Нужно потребовать что­то у человека, который не склонен выполнить это требование. Тема 4. «Обида» Нужно высказать свою обиду другому человеку, который, считает, что она вполне заслужена. Тема 5. «Неудовольствие» Нужно   выразить   свое   неудовольствие   человеку,   который,   считает,   что поступил правильно. Тема 6. «Знакомство» Разыгрывается   ситуация   знакомства   с   незнакомым   человеком   в   самых различных ситуациях: в парке, на остановке, в подъезде и т. д. Анализ:  Трудно ли вам было подготовиться к ситуациям? Трудно ли было это делать? Какие чувства у вас возникали? Упражнение четвертое «Обратная связь» Время выполнения: 40 минут + рефлексия В этом упражнении команда может проанализировать работу каждого сотрудника   в   отдельности   и   дать   ему   обратную   связь.   Каждый   член команды получает, таким образом, информацию о том, что в его работе встречает одобрение, что мешает другим, что еще, по мнению коллег, ему следует   делать   в   будущем.   Последующее   совместное   обсуждение   дает возможность соотнести пожелания с общей целью команды и поучиться друг у друга. Инструкция:  Я  хотел   бы   предложить   упражнение,   которое   поможет   вам более эффективно работать в будущем как единой команде. Я исхожу из того, что до сих пор каждый из вас делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом. С другой   стороны,   я   допускаю,   что   каждый   делал   и   что­то   такое,   что   другие считали   ненужным   или   даже   вредным.   Наконец,   я   предполагаю,   что   вам хотелось бы, чтобы ваши коллеги действовали  в  будущем так, чтобы команда смогла работать еще лучше. У каждого из вас есть собственное представление об этом, и я хотел бы помочь вам объясниться друг с другом и прийти к ясным и четким договоренностям. Пусть   каждый   повесит   на   стену   по   одному   листу   формата   А4,  написав  в верхней части свое имя. Лист должен быть разделен на три колонки. Над первой колонкой напишите, пожалуйста: "Продолжай и дальше…" Другие члены команды должны будут вписать сюда все, что они ценят в его работе, и выразить надежду на совершенствование этих качеств в будущем. Над второй колонкой напишите: "Пожалуйста, перестань…" Записи  в  этой колонке будут относиться к таким действиям этого сотрудника, которые они считают излишними, обременительными или даже вредными. Над   третьей   колонкой   напишите:   "Начни   в   будущем…"   Записи   будут выражать пожелания коллег, касающиеся стиля поведения и действий, которые смогут сделать жизнь и работу команды более эффективной и приятной. Необходимо придерживаться следующих правил: 1. Не вписывайте ничего во 2­ю или 3­ю колонку, пока не сделаете запись в 1­ой колонке. 2. Подписывайте свои записи. 3. Не стойте около своего листа. 4.   Вы   можете   написать   другому   члену   команды   любое   количество пожеланий. 5. После того, как вы сделаете все свои записи, садитесь на свое место. 6. Вы можете снять свой плакат и прочитать его только после того, как я объявлю этот этап работы завершенным. Пусть   каждый   участник   внимательно   изучит   свой   плакат.   Затем   начните первый обмен впечатлениями. После обсуждения членам группы нужно будет обдумать,   какие   пожелания   им   хочется   выполнять,   а   какие   –   нет.   По   всем расхождениям   в   группе   следует   провести   переговоры.   Так,   выдвинувший конкретные   требования   член   команды   может   предложить   что­нибудь   взамен, например: «Пожалуйста, перестань так часто меня перебивать. А я обещаю, что буду чаще советоваться с тобой». Упражнение пятое «Цели» Время выполнения: 80 минут + рефлексия Важным   условием   продуктивной   и   приносящей   удовлетворение   работы команды   является   ясное   представление   всех   ее   членов   о   том,   на достижение каких целей направлена их деятельность. Это упражнение дает участникам команды возможность составить для себя как можно более полное представление о целях команды. Кроме этого, оно   позволяет   прояснить   и   индивидуальные   цели,   к   которым   стремится каждый   в   своей   работе.   Эти   цели   могут   отчасти   совпадать   с общегрупповыми,   а   отчасти   вытекать   из   ценностных   ориентации   и профессиональных перспектив каждого.  Инструкция:  Мне хотелось бы дать вам возможность увидеть общие цели вашей команды, чтобы убедиться в том, что каждый из вас имеет о них четкое представление. Кроме этого, каждый из вас может ознакомить коллег с личными целями, которые он ставит перед собой, работая в данной команде. Вы можете эффективно и гармонично работать вместе лишь в том случае, если   стремитесь   к   общим  целям.  В  то  же   время  не   вызывает   сомнения,  что каждый в своей работе преследует и личные цели. И чем больше он встречает понимания,   тем   скорее   будет   готов   сохранять   лояльность   по   отношению   к интересам команды. Я сейчас попрошу вас разделиться на четверки. Каждой четверке надо будет расчертить большой лист ватмана следующим образом (см. рис.): Затем   вам   надо   будет   сделать   следующее:   выясните,   что,   с   вашей   точки зрения,   является   общими   целями   команды,   и   впишите   эти   цели   в   левую половину центрального квадрата. Важно, чтобы вы договорились между собой, и пришли к единому мнению. Если вам не удастся сделать это, то данная цель является,   очевидно,   неясной.   Сформулируйте   ее   в   виде вопроса и впишите в правую половину квадрата, так как именно в этой части квадрата вам надо собрать все вопросы, относящиеся  к целям команды. Что еще вам надо выяснить, чтобы ваше представление о целях стало полным и конкретным? Когда вы сделаете это, приступайте ко второму шагу: пусть каждый выберет себе одну из трапеций и запишет в ней свое имя и свои личные цели, которые он стремится достичь, участвуя в групповой работе. Затем обсудите свои цели с тремя   остальными   участниками   четверки   и   выясните,   как   они   относятся   к вашим целям... (1 час.) После этого предложите четверкам по очереди рассказать о содержании их квадратов без какого­либо обмена мнениями. Только после того, как все группы   представят   свои   результаты,   команда   вместе   с   руководителем может обсудить услышанное и уточнить то, что осталось неясным. В ходе обсуждения надо на большом листе ватмана составить список целей, используя их уточненные формулировки. После этого все члены группы, включая руководителя, представляют свои личные цели. Затем следует обмен мнениями. В заключение руководитель коротко рассказывает о том, каким образом цели их коллектива связаны с целями организации, в которую он входит.  Упражнение шестое Решаем проблемы Время проведения: 100 минут + рефлексия Эта процедура помогает членам коллектива из всего множества выявленных проблем отобрать те, с которыми команде стоит работать во время семинара. Инструкция: На первом этапе упражнения список проблем «просеивается» и выделяются три типа проблем: 1. Проблемы, с которыми мы хотим работать сами. 2.  Проблемы,  над   решением   которых   должны   работать   другие   сотрудники организации. 3. Проблемы, с которыми мы должны смириться до лучших времен. На втором этапе определяется приоритетность проблем из первой группы по отношению   друг   к   другу.  Желательно,  чтобы   группа   смогла   достичь   в  этом вопросе   консенсуса.   Каждое   голосование   и   принятие   решения   простым большинством   голосов   может   усилить   существующие   в   группе   конфликты. Чтобы облегчить достижение консенсуса, участникам группы стоит в течение 60­90 минут – в зависимости от размеров группы – проводить парные диалоги, меняя   партнера   каждые   пять   минут.   Это   позволит   им   сблизить   свои   точки зрения.   После   завершения   диалогов   Вы   помогаете   группе   определить приоритетность проблем на общем обсуждении.  На третьем этапе группа переходит к решению проблем. Для этого можно использовать классическую стратегию, состоящую из следующих стадий:  определение проблемы;  выдвижение альтернативных способов решения;  выбор одной из альтернатив;  составление плана действий;  распределение задач и планирование времени;  планирование способа оценки результатов. Необходимо   составить   план   мероприятий   по   преодолению   проблем   с указанием конкретных дат завершения важнейших стадий. Этот план должен быть вывешен на всеобщее обозрение. Упражнение седьмое «Признание заслуг» Время выполнения: 45 минут + рефлексия Для каждой команды важно, чтобы ее члены уважали заслуги друг друга и выражали свою признательность. Желательно, чтобы время от времени такое   признание   заслуг   происходило   в   торжественной   обстановке,   в присутствии всей команды. Это упражнение хорошо проводить на завершающем этапе командного тренинга. Оно дает каждому участнику возможность поблагодарить своего наиболее   значимого   «учителя»,   и   еще   раз   осознать,   что   в   своем профессиональном развитии он получал помощь от других членов команды. Инструкция:  В   этот   раз   я   хотел   бы   пригласить   вас   на   праздничную церемонию,   которая   позволит   вам   еще   раз   понять,   за   что   вы   испытываете чувство благодарности друг к другу. У каждого члена команды есть две важные задачи.   Первая   очевидна   для   всех:   он   должен   выполнять   свою   часть   общей работы. Вторая же задача далеко не всегда осознается: каждый участник должен помогать другим членам команды, способствовать их обучению и расширению их   профессионального   кругозора.   Это   может   происходить   по­разному. Временами мы учимся у тех, кто противостоит нам, временами – у тех, кто нас понимает   и   помогает   советом.   С   кого­то   мы   просто   берем   пример   в   своей работе. Мысленно   окиньте   взглядом   последний   год:   чему   новому   вы   научились, работая в этой команде? Кто помогал вам в этом? Уясните для себя, кто из членов команды сыграл за последний год наиболее важную роль в вашем развитии. Не путайте, пожалуйста, это с вопросом о том, вместе с кем вам лучше всего работалось или кто вам больше всех нравится... Сегодня у вас будет возможность поблагодарить этого члена команды. Что вы хотели бы пожелать ему в следующем году? Это пожелание вам надо будет выразить символическим подарком, который вы должны сделать своими руками. Для   изготовления   подарка   вы   можете   использовать   любые   материалы.   Не дарите принадлежащие вам вещи, У вас есть 45 минут. Когда вы вернетесь в группу, постарайтесь, чтобы вашего подарка никто не увидел, чтобы он остался сюрпризом. Никому не говорите, кому вы готовите подарок… Упражнение восьмое Спасибо за приятное занятие Время выполнения: 15 минут ­ Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой   церемонии,   которая   поможет   нам   выразить   дружеские   чувства   и благодарность   друг   другу.   Игра   проходит   следующим   образом:   один   из   вас становится   в   центр,  другой   подходит   к   нему,   пожимает   руку   и   произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по­прежнему держась за   руки.   Затем   подходит   третий   участник,   берет   за   свободную   руку   либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните   круг   и   завершите   церемонию   безмолвным   крепким   троекратным пожатием рук. Возможные дополнительные упражнения: «Розовый куст» Время выполнения: 30 минут Введение   ­ С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете ­ лотос, в Европе и Персии ­ роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так   замечательно   воспетая   Данте,   роза,   изображенная   в   середине   креста   и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.  Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот   образ   по   своей   природе   статичен,   его   визуализация   может   служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших   сферах   нашего   сознания   динамический   образ   цветка   ­   развитие   от бутона до раскрывшейся розы.  Такой   динамический   символ   соответствует   внутренней   действительности, которая   лежит   в   основе   развития   и   раскрытия   человека   и   всех   процессов природы.   В   нем   сливаются   воедино   свойственная   всему   живому   энергия   и напряжение,   исходящее   изнутри   человека,   которое   велит   ему   участвовать   в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то   средство,   которое   полностью   высвобождает   наше   сознание   и   ведет   к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».  Порядок выполнения  1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.  2.   Представьте   себе   розовый   куст   с   большим   количеством   цветов   и нераспустившихся   бутонов...   Теперь   переведите   свое   внимание   на   один   из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.  3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от   друга,   загибаются   книзу,   открывая   розовые   лепестки,   которые   все   еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.  4.   Теперь   уже   и   лепестки   тоже   начинают   раскрываться   медленно разворачиваясь   до   тех   пор,   пока   не   превращаются   в   полностью   расцветший цветок...   Постарайтесь   почувствовать   как   пахнет   эта   роза,   ощутите   ее характерный, только ей одной присущий аромат.  5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем. 6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.  7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут   быть   какие­то   жизненные   проблемы,   вопросы   выбора   и   направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).  8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими­то их качествами. Символически ­ вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.  «Перетаскивание стульев» Время выполнения: 30 минут + рефлексия Цель упражнения: продемонстрировать участникам важность таких качеств как энергичность, физическое здоровье.  ­ Организатор должен быть весьма энергичным человеком. Давайте проверим, кто из вас наиболее энергичен. Для этого разобьемся на пары. Сначала будет перетаскивать   стулья   первая   пара.   Каждому   из   двух   соперников   надо   будет перетащить   свои   пять   стульев   из   одног   угла   в   другой,   диагонально противоположный.  После того, как будут выявлены все победители первого круга ­ они должны будут   встретиться   между   собой.   И   так   до   тех   пор   пока   не   останется   один победитель.  «Снежный ком» Время выполнения: 10 минут Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки  Участники по очереди называют свое имя с каким­нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих,   затем   себя;   таким   образом,   каждый   следующий   долженназвать предыдущих,   затем   себя;   таким   образом,   каждый   следующий   должен   будет называть   все   больше   имен   с   прилагательными,   это   облегчит   запоминание   и несколько разрядит обстановку.  Пример:   1. Сергей строгий ­ 2. Сергей строгий, Петр прилежный ­ 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д. «Пересядьте те, кто…» Время выполнения: 15 минут + рефлексия Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.  ­  Стоящий  в центре  круга (для  начала  им  буду  я)  предлагает   поменяться местами   (пересесть)   всем   тем,  кто   обладает   общим   признаком.   Например,   я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» ­ и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться   успеть   занять   одно   из   освободившихся   мест,   а   кто   останется   в центре без места, продолжает игру.  После выполнения упражнения можно спросить у участников:  ­ Как вы себя чувствуете?  ­ Как ваше настроение?  ­ Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?  «В детстве я хотел быть…» Время выполнения: 30 минут + рефлексия Цель   упражнения:   формирование   в   группе   доверительных   отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.  Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем   он   хотел  быть   в   детстве   и   почему.  Затем   анонимные   карточки   сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен «вжиться» в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда  он  встал взрослее.  Если  изменилось, то почему? Остальные  участники внимательно слушают, задают вопросы.  «Бумажные мячики (Снежки)» Время выполнения: 15 минут Материалы:   Старые   газеты   или   что­то   подобное;   клейкая   лента,   которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.  ­ Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте   из   него   хороший,   достаточно   плотный   мячик.   Теперь   разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние   между   командами   составляло   примерно   четыре   метра.   По   моей команде   вы   начнете   бросать   мячи   на   сторону   противника.   Игроки   каждой команды   стремятся   как   можно   быстрее   забросить   мячи,   оказавшиеся   на   их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить   бросаться   мячами.   Выигрывает   та   команда,   на   чьей   стороне оказалось   меньше   мячей.   И   не   перебегайте,   пожалуйста,   за   разделительную линию.  «Печатная машинка» Время выполнения: 10 минут + рефлексия Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий. Участникам   загадывается   слово   или   фраза.   Буквы,   составляющие   текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование

Программа тренинга на командообразование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2019