Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Оценка 4.7
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
07.04.2019
Проблематика статусного взаимоотношения в студенческих группах долгое время оставалась неисследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знания и других гуманитарных наук, приведшая к тому, что и собственно психологические проблемы области рассматривались в значительной мере вне контекста психологии.
курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах.doc
Федеральное агентство по образованию
Академия гуманитарных наук (Омское отделение)
НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт»
Социальногуманитарный факультет
Кафедра общей психологии
Статусные отношения в студенческих
группах
(на примере НОУ ВПО «Омский
гуманитарный институт»)
Омск – 2007 Содержание
Введение………………………………………………………………....
Глава 1: Концепции и подходы к определениям понятий
«студенческая группа», «статусные отношения» российских и
зарубежных авторов…………………………………………………….
1.1 Концепции и подходы к понятию «Студенческая группа
группа)»
(социальная
зарубежных
авторов…………………………………………………………………...
1.2 Концепции и подходы к понятию «Статусные отношения»
российских
и
стр.3
стр.6
стр.6
российских и зарубежных авторов…………………………………… стр.22
Глава 2. Опытно – экспериментальная проверка межличностного
взаимодействия в студенческих группах……………………………...
2.1. Организация опытной проверки сформированности волевых
стр.42
2.2.
качеств учащихся 15 – 16 лет…………………………………………..
Изучение особенностей эмоциональномотивационных
ориентаций при межгрупповом взаимодействии. Сравнительный
стр.42
анализ…………………………………………………………………….
2.3. Изучение восприятия группы её членами. Сравнительный
анализ…………………………………………………………………….
стр.45
Заключение……………………………………………………………… стр.47
стр.48
Список литературы……………………………………………………...
Приложение……………………………………………………………..
стр.50
Приложение 2…………………………………………………………… стр. 52
стр. 43
2 Введение
Проблематика статусного взаимоотношения в студенческих группах
долгое время оставалась неисследованной. Одной из причин является, по
видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма
сильная и очевидная включенность в систему социологического знания и
других гуманитарных наук, приведшая к тому, что и собственно
психологические проблемы области рассматривались в значительной мере вне
контекста психологии. Положение проблематики межгрупповых отношений
породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичного в
подходе к данной проблеме привносит именно психология. В значительной
степени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению
малых групп, который был характерен для развития социальной психологии в
20 30е гг.: вся исследовательская стратегия строилась таким образом,
чтобы сконцентрировать внимание на динамических процессах,
происходящих внутри них. Конкретным выражением утраты социального
контекста социальной психологией явилась, в частности, недооценка
проблематики межгрупповых отношений.
Объект: Статусные отношения.
Предмет: Особенности отношений.
Актуальность: Представляется очевидной необходимость целостного
психологического анализа системы внутригрупповых отношений студентов, а
также рассмотрение в качестве субъектов образовательного процесса
группы, составляющей, по мнению Г. А. Рокова – педагога ХIХ века, не
просто сумму статистически независимых величин, а особую групповую
индивидуальность, понимаемую как статусные отношения, рассматриваемую
в работах Н. В. Кузьмина, А. А. Реана, П. А. Просецкого, В. А. Сластенина.
Цель: Определить статусные отношения в студенческих группах.
3 Задачи:
1. проанализировать концепции, подходы к определениям понятий
студенческой группы, статусных отношений российских и зарубежных
авторов.
2. определить особенности межгруппового взаимодействия в
студенческих группах. Провести сравнительный анализ.
3. определить особенности восприятия группы индивидом. Провести
сравнительный анализ.
Гипотеза:
особенности межличностного взаимодействия будут
определять статусные отношения, при этом их они будут различаться у
студентов второго и третьего курсов специальности «психология» НОУ ВПО
«Омский гуманитарный институт».
Методы исследования: опросные методы, теоретический анализ,
сравнительный анализ.
Методики: Самооценка эмоциональномотивационных ориентаций в
межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н. П.
Фетискина), тест «Социальноперцептивная дифференциальная малых групп»
[24, с. 280]
В исследовании приняло участие 40 человек студенты очной формы
обучения специальности «психология» второго и третьего курсов социально
гуманитарного факультета НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт».
Актуальность проблемы:
Современная система образования,
ориентирована на развитие личности, ее творческих сил и лидерства в
Отношения студентов определяются межличностным
деятельности.
взаимодействием, которое, в силу своей внутренней психологической
обусловленности и сложности, складывается стихийно. В большинстве
случаев, будучи трудно различимой в педагогическом процессе, она
организационно не оформлена, особенно в начальный период вузовского
обучения.
4 Изучение работ В. И. Андреева, Б. С. Гершунского, И. О. Гилевой, Л. К.
Гребенкиной, В. И. Загвязинского, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, В.
М. Лизинского, К. А. Нефедовой, М. М. Поташника, И. М. Чередова, И. К.
Шалаева, Т. И. Шамовой, Л. А. Шипилиной и других позволило нам
установить, что межличностные отношения на всех ступенях и уровнях тесно
связано с появлением в обществе статусных отношений, утверждающих
приоритет творческого саморазвития студентов,
и
лидерства,
ориентированных на непрерывное саморазвитие, самореализацию учащихся.
Практическая значимость: Статусные отношения в контексте
конкретной группы, личностные изменения, происходящие под влиянием
социального окружения, сама группа как субъект целенаправленной
активности это наиболее значимое содержание нашего исследования.
Вопросы взаимодействия интересовали социальных психологов как
организаторов определенной практики, но, как ученыеисследователи они
всегда были верны группе. Результаты исследования могут быть
использованы преподавателями и студентами НОУ ВПО «Омский
гуманитарный институт» для построения более полного и продуктивного
коммуникативного взаимодействия, оптимизировать вузовский процесс
обучения, обеспечить профессиональную подготовку студентов.
5 Глава 1. Концепции и подходы к определениям понятий «студенческая
группа», «статусные отношения» российских и зарубежных авторов.
1.1 Концепции и подходы к понятию «Студенческая группа (социальная
группа)» российских и зарубежных авторов
«...В группе у людей, вопервых, появляются и проявляются психические
качества и состояния, которых прежде не было; вовторых, группа предстает
перед нами как определенная целостная структура, у которой есть свои
особые качества. Вы можете прекрасно знать каждого члена группы, но о том,
как они будут проявлять себя при непосредственном общении, как будет
проявлять себя группа в целом, вы еще почти ничего сказать не можете. Для
этого надо изучать группу как чтото целое, единое.
Естественно, все это относится в основном к группам, которые имеют
более или менее длительную историю...»
Я. Л. Коломинский «Человек среди людей»
Понятие социальной группы является ключевым понятием социальной
психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их
общности,
Вся
может обозначаться как социальная группа.
жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные
социальные группы, значительно различающиеся между собой. Семья,
компания друзей, очередь в магазине, толпа на улице, публика в театре или
аудитория на лекции все это социальные группы, которые имеют мало
общего. В то же время мы обозначаем их как социальные группы.
Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями
общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой
общности: социальной,
бытовой,
производственной,
экономической,
возрастной, эмоциональной, целевой и т. д. Мы говорим об очереди, что это
социальная группа, только на том основании, что находящиеся в ней
субъекты имеют относительно общую цель покупку. И это наличие общей
6 цели делает их способными к согласованным действиям, хотя такая
согласованность существует только в определенном аспекте поведения.
Поскольку социальная жизнь организована так, что человеку мало, что
удается сделать в одиночку, не прибегая к участию в группах, последние
изучаются в рамках системного подхода как особые социальные системы,
состоящие из взаимосвязанных элементов. Не следует думать, что только
люди являются элементами этой системы. Собственно, и индивиды не
принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами своей
личности, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной
группе.
Польский социолог Я. Щепаньский, анализируя сущность группы, отмечал,
что она построена и из таких элементов, которые не являются людьми.
Вероятно, это самое сложное в понимании сущности группы и ее
взаимодействия с каждым своим членом. Щепаньский выделял особый
характер взаимодействия индивида и группы: «Существуют группы, как,
например, ордена, некоторые политические группы, военные и пр., которые
почти целиком поглощают личность членов, оставляя им очень малую личную
сферу, либо подчиняют себе также и их роли, исполняемые в других группах.
Вообще же принадлежность к группе охватывает только некоторые черты
личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека
растрачивается в рамках одной группы». Ни один человек не может
функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна
социальная группа не может обеспечить полностью условия для
самореализации личности в различных аспектах. Разные социальные группы
предполагают реализацию разных социальных ролей личности.
Система всегда представляет собой нечто большее, чем сумма
составляющих ее компонентов. Поэтому, изучая особенности социальных
групп, мы в большей степени можем понять особенности поведения человека
в них, нежели, изучая человека, проецировать его особенности на социальные
7 группы, участником которых он является. По Шибутани, социальная группа
представляет собой важную форму объединения людей в процессе
деятельности и общения. Педагогика рассматривает социальную группу как
относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой
отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Цели, общие
нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность,
вещная среда и т. д. все эти феномены выступают в качестве особых
компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.
Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни
человека, хотя он и может находиться в них относительно продолжительное
время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив
наиболее значимые для личности социальные группы. Именно они, в силу
своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и
социальную адаптацию субъекта. Но какими бы исключительными
функциями не обладали социальные общности, все они имеют определенные
признаки, которые тем сильнее выражены, чем более длительное время
существует группа и чем более тесные межличностные отношения в ней
существуют.
Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Во
первых, наличие интегральных психологических характеристик, таких как
общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые
интересы и т.д., которые формируются с возникновением и развитием
группы.
Конкретный человек не может обладать интегральной
характеристикой группы, которая обусловливается особым психологическим
полем, возникающим при взаимодействии индивидов. Так, относительное
единодушие членов группы в том или ином вопросе обусловливается
общественным мнением, но оно не представляет собой совокупности
индивидуальных мнений. Оно просто является квинтэссенцией идеи, по
поводу которой участники взаимодействия пришли к соглашению. При этом
8 мнения конкретных индивидов могут существенно расходиться с
общественным мнением. Социальный контроль, который существует в каждой
группе, безусловно, влияет на формирование и развитие интегральных
психологических характеристик.
Вторым признаком социальной группы является существование основных
параметров группы как единого целого. Параметр в данном случае это
показатель, характеризующий определенное свойство. Социальная группа
имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы,
групповые нормы и санкции. Описание социального контроля было дано в
соответствующей теме. Что касается композиции, структуры и групповых
процессов, то о них можно сказать следующее.
Композиция представляет собой совокупность характеристикчленов
группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность
группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное
положение членов
Любая социальнопсихологическая
группы.
характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции.
Следует заметить, что место данной группы в более общей социальной
структуре также является! композиционной характеристикой. Так, описание
школьного класса может начинаться с описания школы и ее специфики. Тогда
группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые
выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных
отношений в ней. Описывая структуру школьного класса, учитель
характеризует успеваемость,
(формальные и
неформальные), социометрические позиции и статус конкретных учащихся.
социальные роли
Иными словами, он дает характеристику актуального состояния формальных
и неформальных отношений членов группы. Как правило, неформальные
отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия
9 испытывают друг к другу, а формальные обязанностями и правами членов
группы, обусловленными совместным делом и основной целью группы.
К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся
показатели группы как социального процесса отношений. Вполне понятно,
что анализ групповых процессов может дать только человек, который
наблюдал группу в течение определенного периода. Особое значение здесь
придается психологическим и организационным процессам сплочения
(лидерство и руководство), уровню развития группы как социального
единства (стадии развития коллектива), процессу группового давления
(конформизм), процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения
жизнедеятельности социальной группы (деятельность, общение, отношения
членов группы) могут рассматриваться как групповые процессы.
Одним из основных признаков социальной группы выступает способность
индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым,
поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство
действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности
действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации,
деятельности лидера или руководителя. В то же время способность
действовать независимо от группы и влиять на ее решения характеризует
социальную силу личности.
Выше были названы четыре основные социальные группы в жизни человека.
Благополучие личности в данных группах обеспечивает необходимые
социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности,
самореализации и саморазвития.
Вне зависимости от того, как долго существует группа, ее субъекты
осознают свою принадлежность к ней. Даже если человек никогда не
задумывался над проблемой социальной принадлежности, он обычно
реагирует на обобщения, касающиеся его группы, точно так же, как если бы
они касались непосредственно его. Так, вчерашний школьник, поступивший в
10 университет, осознает себя студентом, и это осознание своей принадлежности
к новой группе выступает важным признаком самой группы, поскольку
каждый ее участник имеет такое осознание. На первых этапах существования
группы это то малое, что объединяет большинство членов.
Осознание принадлежности к группе один из немногих общих признаков
субъектов в так называемых номинальных группах, которые не существуют
как реальные объединения, но исследуются в определенном социальном
контексте. Так, например, могут быть изучены доминирующие
социальные ориентации.
Каждый человек является одновременно участником большого количества
различных номинальных групп, так как любая социальная функция может
рассматриваться как отличительный признак номинальной группы. Студент
университета, скорее всего, будет реагировать на большинство замечаний по
поводу студентов университетов вне зависимости от того, касаются они его
или нет. Можно ничего не говорить человеку лично, но, зная его социальные
функции и принадлежность к группе, нетрудно предвосхитить его реакцию
на те или иные суждения, в зависимости от их положительного или
отрицательного контекста.
Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении
отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. В связи
с этим выделяют следующий признак группы действие группового давления,
побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с
экспектациями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления
ступает конформность как качество человека в нормативном и
ненормативном варианте. Широко известные эксперименты американского
психолога Соломона Аша с подставной группой показали, что три четверти
испытуемых хотя бы однажды проявили конформизм, а его стабильное
проявление наблюдалось в 371 случаев.
11 Для педагогов наиболее важным признаком группы является установление
определенных отношений между ее членами. Все социальные отношения
бывают двух типов: конвенциональны (формальные) и межличностные
(неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной
группе. Таким образом, группа имеет две структуры формальную и
неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает
весьма значимую информацию об особенностях данной группы.
В целом, проблема критериев и признаков групп разрабатывается в
зависимости от цели исследования. В одном случае наиба лее значимыми
признаками выступают одни, в другом другие Педагогический взгляд на
проблему актуализирует такие признаки, как существование параметров
группы, установление опрела ленных отношений и способность к
согласованным действиям.
Существование большого количества различных социальных групп
обусловило разработку различных типологий групп. Основными критериями
выделения таких типологий могут выступать:
Количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т.
д. Типологии часто определяются по дихотомическому принципу. Так, по
общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по
значимости на референтные и группы равенства. Наиболее употребительные
типологии выделяются: по количеству человек и по уровню развития. Эти два
критерия значимы
для педагогической организаторской деятельности
учителя. По количеству человек выделяют большие группы, малые группы
микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя три или два человека
(соответственно, триады и диады). Несмотря на малое Количество членов,
данные группы все же обладают определенными характеристиками
социальной группы. В социальной психологии они обычно рассматриваются
через межличностные отношения неформальной структуры. Основными
связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви,
12 Симпатии, общее дело. Большие группы изучались продолжительное время с
точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических
феноменов, возникающих в толпе, массе, аудитории, публике. Толпа, масса,
аудитория и публика типы больших социальных групп. [2, с. 203]
Самое пристальное внимание в психологии было уделено малой группе,
поскольку она является основной социальной микросферой жизни человека.
Малая группа это такая, участники которой лично знают друг друга. Все
скольконибудь существенные Социальные группы в жизни человека малые
группы. Одним из идущих факторов, объединяющих группу, выступает
совместная деятельность и общая цель.
Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является
ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности,
социальную активность и психологическое стояние человека. Значимость
малой группы определяется устремлениями индивида.
Если он
ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает
как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном,
определяющим нормы. Группа в данном случае является источником
социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на
референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и
идеалы. Таким образом, референтная группа имеет две основные социальные
функции: нормативную и сравнительную.
Следует отметить, что референтная группа может реально и не
существовать, она может выступать лишь как воображаемая общность или
условная общность. Но даже и воображаемая индивидом группа способна
определять особенности его поведения и влиять на принятие решений.
Некоторые социальные группы могут обладать ситуативной референтностью,
которая со временем проходит. Так, для подростка группа сверстников
обладает обычно достаточно высокой референтностью, однако, взрослея,
индивид постепенно перестает ориентироваться на ее нормы.
13 По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо
организованные, с низким индексом сплоченности: ассоциации, диффузные
группы, и группы высокого уровня развития коллективы. В ассоциации
отсутствует объединяющая совместная деятельность,
требующая
соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности,
определяемый совместным общением индивидов. В диффузной группе
отсутствует и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. В
состоянии диффузии (рассеивания) часто находятся группы в первый период
своего существования, когда отсутствует согласованность действий и
групповые нормы еще не выработаны. Важным показателем уровня развития
группы выступает ценностноориентационное единство, определяемое
степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей
деятельности и важным ценностям группы.
Группы также рассматривают с точки зрения отношения к социуму:
позитивного просоциалъные, либо негативного асоциальные. Любой
коллектив является хорошо организованной просоциальной группой,
поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная
асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется
обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением,
противопоставлением своих узких интересов общественным (например,
хорошо организованная группа преступников).
Социальная группа выступает как динамическое образование: она
функционирует во времени и пространстве и обусловлена взаимодействием
двух тенденций интеграции и дифференциации. Первая тенденция
направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают
существованию группы как единого целого. Вторая тенденция направлена на
специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их
ролей. В результате взаимодействия двух тенденций образование,
функционирование и развитие группы носит противоречивый характер.
14 Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более
высокому уровню развития, так и наоборот от высокого уровня развития до
простой ассоциации. Относительный баланс данных тенденций является
закономерностью, обеспечивающей эффективность функционирования и
развития группы. На педагогическом уровне баланс интеграции и
дифференциации может быть рассмотрен как баланс тенденции к
коллективизму и индивидуализму.
Проблема развития социальной группы является одной из наиболее
интересных социальнопсихологических проблем для педагогики. Учитель в
современной школе это, прежде всего организатор, работающий с классом.
Не случайно организаторская деятельность учителя рассматривается как
одно из ведущих направлений педагогической деятельности по
соответствующей профессиограмме.
Вопрос о развитии детской группы в педагогике был связан с идеей
коллектива, разработанной А. С. Макаренко. Коллектив понимался, во
первых, как тип организации; вовторых, как уровень развития социальной
группы. Тот факт, что идея коллектива разрабатывалась именно
отечественной наукой и весьма основательно, не случаен. Он обусловлен
тенденциями исторического и социального развития общества. На
философском и социологическом уровне коллективизм и индивидуализм
рассматриваются как характерные черты общественных отношений,
амбивалентность которых определяется неким нормативным противоречием,
существующим между человеком и обществом. Если коллективизм
предполагает приоритет общественного над индивидуальным,
индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида.
то
Российский менталитет во многом связан с идеей общинности, соборности.
Выполнение долга перед обществом и близкими людьми, помощь
нуждающимся, ответственность перед другими, взаимовыручка и поддержка
словом, все обязательства общественной солидарности всегда были
15 свойственны человеку в нашей стране. Тем более что общинный стиль жизни
характеризовал динамику исторического развития страны на протяжении
сотен лет. Коллективистские идеи воспринимаются большинством индивидов
в России легче, чем идеи индивидуализма. В этом есть свои преимущества и
недостатки. С одной стороны, человек легко и непринужденно удовлетворяет
социальную потребность в общности и принадлежности, не прилагая при этом
особых усилий. С другой стороны, идея коллективизма может быть
гипертрофированно развита на практике, как это и происходит при
тоталитарных режимах.
Однако противопоставление коллективизма индивидуализму вызывает
некоторые сомнения. Невозможно отрицать положительные стороны
коллективизма, равно как и индивидуализма. Вероятно, есть необходимость
опираться на эти две черты общественных отношений, влияющих на человека
и группу, так же как и учитывать тенденции интеграции и дифференциации
любой социальной группы. В то же время нельзя не отметить, что
мировоззренческие традиции интерпретации западной культуры (в частности,
европейской, американской) опираются на идею индивидуализма, а
интерпретации восточной культуры (в частности, российской) связаны с
идеей коллективизма. Подобные интерпретации могут существенно
осложнять взаимопонимание субъектов представителей разных культур,
поскольку
обусловлена
социализация
современная
народов
цивилизованностью не менее чем культурой, и несет в себе больше общего,
чем различного.
В российской педагогике идея коллективизма была реализована в работах
А. С. Макаренко в 2030е годы и имела широкий общественный резонанс.
Талант Макаренко как организатора, педагога, мыслителя и писателя
способствовало широкому распространению его концепции. Можно
действительно говорить о единой концепции коллектива, а не о совокупности
теоретических положений, проверенных в педагогической практике мастера.
16 Он рассматривал стадии развития коллектива, исходя из динамики общей
деятельности и отношений, увеличения согласованных действий членов
коллектива, возможности предъявления единых требований к его членам.
Коллектив существует только в деятельности и общении. При этом
деятельность имеет два аспекта социальный и индивидуальный. Результаты
деятельности коллектива имеют важное общественное значение и в то же
время способствуют развитию и саморазвитию каждого члена группы. В
процессе такой деятельности поднимается общий тонус жизнедеятельности
группы, становятся более оптимистичными отношения, усиливается
внутригрупповая защита от внешних негативных влияний.
Первая стадия развития характеризуется предъявлением требований
только со стороны педагога руководителя и представляет собой довольно
низкий уровень группового сплочения. Ребята еще не готовы к согласованным
действиям, и групповые нормы пока еще не выработаны.
Вторая стадия переходная. Она отличается динамикой социальных
отношений. Формируются групповые нормы и ритуалы. Все большее
количество индивидуумов способны к согласованным действиям. Требования
педагога поддерживаются социально активными членами группы.
Формируется социальный актив, складывается система лидерства.
На третьей стадии коллектив сформирован. Это проявляется в
согласованности действий всех членов группы. Групповые нормы и ритуалы
выработаны. Экспектации, нормы и санкции становятся общими для всех
членов коллектива, в связи с чем педагогу уже не нужно влиять на
социальный контроль и заботиться о нем, так как последний существует и
действует вне зависимости от усилий педагога. Функции педагога
организатора не исчезают при сформированности коллектива, напротив, они
усложняются, поскольку именно усилиями педагога коллектив защищается
от стагнации (застоя) и однообразия социальной жизни. Новые перспективные
направления развития вот главная забота руководителя на данном этапе.
17 Коллектив защищается от стагнации новыми способами деятельности,
перспективами развития,
предложенными рядовыми членами,
существованием так называемых зон неуправляемости и, конечно, все более
глобальными целями жизнедеятельности, которые ведут за собой
развивающиеся потребности индивидов.
Одним из значимых социальнопедагогических достижений Макаренко
является работа над интегральными психологическими характеристиками
своего коллектива. Психологический климат в детской колонии, которой он
руководил, был весьма оптимистичным, а согласие, которого достигали
воспитанники, принимая групповые решения, легким и непринужденным. Все
это, конечно, касается третьей стадии развития коллектива, когда уже была
проделана основательная организаторская работа, направленная на изменение
процессов групповой динамики.
Педагогическая деятельность А. С. Макаренко подтвердила и в чемто
предвосхитила некоторые социальнопсихологические открытия, касающиеся
малых групп. Так, научные исследования феномена «сдвига к риску» были
проведены значительно позже (в 60х годах), в то время как Макаренко уже
описал его, опираясь на опыт работы в детской колонии. Явление социальной
фасилитации (социального облегчения эффективности деятельности и
саморазвития каждого) он также обнаружил на практике и использовал в
своей работе. И хотя Макаренко не обозначал эти явления в
соответствующей терминологии, их описательные характеристики полностью
совпадают
результатами научноисследовательских работ
с
соответствующего направления. Он использовал данные феномены для
эффективного решения педагогических проблем. Убедившись в весьма
сильном влиянии группы на каждого члена колонии, Макаренко принял
решение заботиться в первую очередь о группе, ее состоянии и уровне
развития, понимая, что развитие каждого индивидуума в хорошо сплоченной,
18 организованной, позитивно настроенной и развивающейся группе будет
выступать побочным эффектом функционирования самой группы.
Его колония должна была стать местом, где есть все возможности для
социальной фасилитации. Социальный фон отношений, деятельности и
общения колонистов был самым благоприятным. Только на первых этапах
существования колонии можно было наблюдать явления социальной
ингибиции, когда деятельность и развитие воспитанников блокировались
неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы. Что касается «сдвига к
риску», то данное явление Макаренко использовал весьма мудро на
собраниях колонистов, когда они в групповой дискуссии принимали
радикальные и перспективные решения, нацеленные на дальнейшее развитие
своей группы и деятельности, избегая консерватизма, характерных для
приватной ситуации.
Следует заметить, что современная критика некоторых положений теории
коллектива обычно касается не столько теоретических и практических
достижений А. С. Макаренко, сколько неправомерного использования
некоторых его идей в условиях деятельности советской школы. Сама же
теория коллектива, основные идеи которой были заложены Макаренко, а
впоследствии развиты в работах известных отечественных педагогов и
психологов (Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П.
Иванова, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов и многие другие),
может иметь самое широкое применение. И не только в педагогике, но также
во всех сферах управления, в бизнесе, семейной жизни во многих социальных
где функционируют социальные группы.
ситуациях,
Нет ничего
удивительного в том, что некоторые вполне успешные бизнесмены прибегают
к идеям Макаренко с целью создания эффективного рабочего коллектива,
способного высокой производительности труда и при этом обладающего
самыми позитивными интегральными психологическими характеристиками,
что обеспечивает хорошее самочувствие субъектов даже при высоких
19 нагрузках, а также стремление большинства! членов группы к дальнейшим
достижениям.
Коллективизм не должен противопоставляться индивидуализму, поскольку
эти социальные тенденции амбивалентны. Они дополняют друг друга и
обладают способностью взаимокомпенсации недостатков. Индивидуализм, в
отличие от коллективизма, абсолютизируя позицию конкретного человека,
акцентирует внимание на сочетании его специфических особенностей,
делающих индивида совершенно уникальным и неповторимым существом.
Уникальность человека остается одной из самых интереснейших загадок
природы. Никакие типологии, классификации и системы не дают сколько
нибудь приближенного представления о сущности человеческой природы,
если не учитывать уникальность каждого конкретного индивида. Однако
абсолютизация уникальности также приводит к искаженному представлению
о человеке, поскольку уникальность ферального существа и уникальность
социального существа это две совершенно несопоставимые данности.
Принадлежность человека к социуму, развитие среди себе подобных и
позитивное влияние референтных социальных групп в процессе жизни
составляют благоприятнейшие условия расцвета человеческой уникальности
и проявления ее на основе саморазвития и самоактуализации.
Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой
личностной автономии, независимости человека в группе. В процессе
социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое
качество конформности либо нонконформизма. Эти качества можно
обозначить как характерологические, поскольку они во многом определяют
поведение личности и особенности ее взаимодействия с другими людьми в
ближайшей социальной группе. Конформность рассматривается и как
механизм социализации.
В широком психологическом смысле конформность это зависимость
человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения, действия и
20 отношения. Такая зависимость имеет разные степени выраженности от
полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм
может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках
общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди
боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в
соответствии с общественными стандартами и идеологией. Так происходит
при тоталитарных режимах, особенно если они существуют достаточно
длительный период. Чем больше на индивида влияет группа, тем в большей
степени в нем развита конформность. Слабое влияние группового давления
определяется как нонконформизм.
Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом. Поскольку
негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить
вопреки правилам, и этом смысле он зависит от групповых норм.
Нонконформист имеет свой, независимый взгляд на явления окружающего
мира и доверяет своему мнению. При этом он относится с уважением и к
мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими
представлениями о действительности.
Вполне понятно, что сосуществование и взаимодействие независимых и
свободных индивидов, нонконформистов, представляя собой достаточно
сложное социальное явление, которое, впрочем, встречается не так уж редко,
как может показаться на первый взгляд, поскольку, чем выше уровень
культуры человека, тем в большей степени он способен быть
нонконформистом. При этом именно нонконформисты способны реализовать
в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии
взаимодействия сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных
стратегий приспособления и соперничества.
Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира
порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются
социальным опытом субъекта. А. Маслоу связывал развитие нонконформизма
21 с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к
независимой от окружающих позиции это весьма нелегкое поведение,
требующее известного мужества.
Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и
влияния. Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Однако
можно выделить объективные факторы,
определяющие уровень
конформности человека в группе. Вопервых, это характеристики самого
индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст,
национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д. Вовторых, это
характеристики группы, которая является источником давления: величина
группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются
от общего мнения. Иногда достаточно поддержки только одного члена
группы, чтобы уровень конформности человека резко снизился. Третьим
фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности
взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе,
уровень ее референтности). И, наконец, содержание задачи, стоящей перед
индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.
Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в
большей степени он будет подвержен групповому давлению.
Итак, в дальнейшем исследовании понятие «социальная группа» будет
пониматься нами как «студенческая группа», так как имеет схожие
механизмы формирования и внутригруппового взаимодействия.
В свою очередь социальная группа будет пониматься нами как
совокупность людей, объединённых общностью интересов, профессии,
деятельности, а также совокупность людей, объединённых общностью каких
либо признаков.
1.2. Концепции и подходы к понятию «статусные отношения»
российских и зарубежных авторов
22 Современная система образования, ориентированная на развитие личности,
ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике
отвечает данной цели. Долгое время отношения студентов определялись
предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой
деятельности, система личных отношений оказывались вне поля зрения
научного анализа. Система межличностных отношений в студенческой группе
в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности
зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев, будучи трудно
различимой в педагогическом процессе, она организационно не оформлена,
особенно в начальный период вузовского обучения. [20, с. 134]
Результаты исследований в психологическая практике показывают, что в
контексте образовательного процесса высшей школы не все студенческие
группы имеют ярко выраженный статус сплоченного коллектива. [8, с. 214]
Некоторые из них отличает межличностная обособленность, яркая
конфронтация одних группировок другим, подавленность, отстраненность
отдельных членов группы.
Психологическая наука находится в поиске средств реализации личностно
ориентированного образования, однако в педагогической практике данная
идея, в контексте формирования внутригрупповых отношений студентов,
реализуется не всегда успешно, поскольку не всегда учитываются
закономерности групповой динамики, факторы статусного положения
студентов в группе.
В течение долгого времени педагогические исследования были посвящены,
в основном, изучению проблемы деловых отношений, организационной
структуры студенческого коллектива, воспитания актива. Исследования
группы в школьной и вузовской педагогике почти не затрагивали вопросов
личных взаимоотношений. При попытке диагностирования личностных
характеристик учащихся социальная среда группы представлялась как
неизменная, аморфная. [23, с 234]
23 Представляется очевидной необходимость целостного педагогического
анализа системы внутригрупповых отношений студентов, а также
рассмотрение в качестве субъектов образовательного процесса не только
педагога и учащихся, но и группы, составляющей, по мнению Г. А. Рокова –
педагога ХIХ века, не просто сумму статистически независимых величин, а
особую групповую индивидуальность, иначе – совокупный коллективный
субъект, рассматриваемый в работах Б. Ф. Ломова, И. А. Зимней, В. П.
Панюшкина.
Студенчество – это особая социальная категория. Специфическая
общность людей, организационно объединенных институтом высшего
образования (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, П. А. Просецкий, В. А. Сластенин).
Обращаясь к возрастной периодизации (А. Валлон, Ж. Пиаже, П. П.
Блонский, Л. С. Выготский, Э. Эриксон) как к основному фактору
дифференциации субъектов учебной деятельности,
определим
характеристику студенчества в русле понимания отечественной наукой
возрастного развития личности как внутренне противоречивого, связанного с
возникновением психических и личностных новообразований процесса. Л. С.
Выготский вслед за П. П. Блонским рассматривает определенные стадии
развития в общей схеме переломов, личностных кризисов, пограничными
критериями которых выступают качества, приобретшие актуальность. «Под
возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения
личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения,
которые возникают на данной возрастной ступени и определяют ее отношения
к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь…»
Период обучения в вузе является сензитивным в восприятии нового,
является периодом личностного становления и самоопределения.
Пластичность психики, ориентация на самопознание данного возраста
определяют возможность появления новообразований в социальных
контактах.
24 Отсутствие системы формирования межличностных отношений в
студенческой среде с учетом индивидуальнопсихологических особенностей,
принятой во всем мире, позволило нам обратиться к проблеме исследования
личности и ее социального поведения. Говоря о возможности диагностики
личностных особенностей студентов, нужно отметить важность этой
процедуры для профессионального становления будущего выпускника. Ясное
представление о своих потенциальных возможностях в сфере
профессиональной саморегуляции позволит студенту определить
оптимальное направление в профессиональной деятельности, ту сферу
активности, которая соответствует его личностным особенностям.
Д. Сьюпер полагает, что профессиональное развитие представляет собой
длительный, состоящий из серии непрерывных выборов процесс,
достигающий стабилизации лишь в зрелые годы. Исходя из этого, период
обучения в вузе не может рассматриваться как окончательный и неизменный
в отношении профессиональной ориентации [21, с. 155]. Следовательно, как
отмечает В. Н. Келасьев, в вопросе соответствия человека и профессии
акцент должен делаться не столько на профессиональную модель студента –
выпускника вуза, сколько на уровень его социального интеллекта [12, с. 312].
Сказанное выше позволяет построить профессиональную базовую модель:
«общее – особенное – единичное». В основу такой модели может быть
положен профессиографический подход, фиксирующий общие требования к
целому классу социальных профессий, особенности отдельных направлений
профессиональной подготовки кадров и более конкретные нормы,
обусловленные специальностью.
Такой подход к построению системной модели (например, профессий,
предусматривающих высшее гуманитарное образование) позволяет полнее
отразить в ней как сами требования, предъявляемые обществом специалисту,
так и основные потребности, интересы и запросы представителей данной
социальнопрофессиональной группы.
25 Помимо отражения профессиональной направленности будущего
специалиста прослеживается необходимость рассмотрения его личностных
свойств. Важной характеристикой в личностной модели профессионала
является Яконцепция как совокупность всех представлений индивида о себе,
включающих, по мнению Р. Бернса, убеждения, оценки, тенденции поведения,
а также набор установок, направленных на самого себя (Яконцепция, таким
образом, является важнейшим фактором, обуславливающим поведение и
психику человека, так как она опосредует интерпретацию опыта и является
источником ожиданий индивида).
Положительное оценивание профессионала себя в целом, определение
своих положительных качеств и перспектив, создание позитивной Я
концепции повышают уверенность в себе, в результате чего растет
удовлетворенность своей деятельностью, повышается стремление к
самореализации.
Яконцепция, позволяющая иметь представления о себе, о своем идеале, о
том, как видят его другие (Р. Бернс, Ч. Кули, К. Роджерс), имеет
составляющими Яобраза такие компоненты, которые определяют его
развитие: когнитивный, ориентированный на самопознание, самонаблюдение,
самоосмысление; аффективный, включающий самооценку, самопереживание,
самоотношение и поведенческий – самоосуществление, самовыражение,
самоутверждение, саморегуляция, самоактуализация (Л. М. Митина, В. М.
Новиков, В. В. Столин).
Человек, работающий в группе, члены которой, взаимодействуя между
собой, образуют совокупное внутригрупповое пространство, решает задачу
взаимодействия не только с отдельными субъектами, не только с массой под
названием “класс, группа”, он взаимодействует с сообществом, не похожим
ни на какое другое.
По мнению С. А. Смирнова, В. А. Сластенина, В. А. Петровского, процесс
общего развития личности приобретает оптимальный характер при наличии
26 субъектсубъектных отношений, а также на основе диалогического подхода и
сотрудничества, партнерства во взаимоотношениях педагога и учащихся (Г. Г.
Кравцов, В. Я. Ляудис, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман).
Целью формирования межличностных отношений студентов в
образовательном процессе не может быть жесткий, заданный конечный
результат.
Поэтому основной целью разработанной учеными
исследователями теоретической модели формирования внутригрупповых
отношений как фактора становления будущего профессионала считается
осуществление интегрирующей функции в формировании отношений
студентов, которая должна повлечь за собой процесс саморазвития личности
как основы взаимопонимания, взаимоотношений, взаимодействия. Данная
модель направлена на раскрытие резервов, потенциала личности и, в
конечном итоге, на создание оптимального совокупного группового
пространства.
Высоким развивающим и коррекционным потенциалом обладают такие
психологопедагогические
эффективного формирования
внутригрупповых отношений студентов, как создание в процессе обучения
условия
атмосферы взаимной доброжелательности с использованием форм групповой
работы, основанных на методах стимулирования и мотивации учения (Ю. К.
Бабанский) – деловых, имитационных игр, учебных дискуссий, методов
эмоционального воздействия, методов учебнотворческого выражения (Б. Т.
Лихачев), направленных на моделирование и анализ реальных ситуаций
взаимодействия и самостоятельный поиск их разрешения. Сюда можно
отнести получение студентами информации о структуре группы, о
личностных качествах членов группы с последующим анализом и коррекцией.
Системные знания и широта кругозора выпускника вуза порождают у него
потребность в профессиональном и личностном саморазвитии, умение
самостоятельно действовать и брать ответственность за последствия того или
27 иного решения, что обеспечивает успешность его адаптации к условиям
реальной профессиональной сферы и карьерный рост.
В целом систему “индивид – личность – социальная группа – организация –
социальный институт – общество” во взаимосвязи ее составляющих изучают
педагогика, психология, социология и другие дисциплины, реализующие свои
возможности и расширяющие свою роль в профессиональной подготовке
студентов. Очевидным является условность границ данных наук, поэтому
продвижение к новому знанию наиболее плодотворно на их стыке, то есть в
междисциплинарных исследованиях.
Как важный момент в профессиональной подготовке студентов следует
отметить особенность построения психологопедагогического учебного
курса, ориентированного не только на трансляцию информации в процессе
обучения. Семинарские и лабораторные занятия позволяют студентам
заняться познанием собственных личностных особенностей, внести
коррективы в поведение, отношение к другим, наконец, позволяют
чувствовать подругому.
В данном случае уместно говорить об одной из принципиальных
теоретических основ всякой системы формирования и развития личности,
ориентированной на взаимодействие и взаимоотношения внешних влияний и
внутренних условий.
Переживание
концентрированного,
эмоционально насыщенного
взаимодействия, основанного на партнерских отношениях, становится
действенным фактором позитивной динамики формирования
внутригрупповых отношений.
К преимуществам групповой формы работы следует отнести и тот факт,
что возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих
сходные проблемы и переживания с конкретным участником группы,
обеспечивает субъекту пребывание в репрезентативной, комфортной группе
как микрокосме, обществе в миниатюре. В процессе группового
28 взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В
группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся
доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В
поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться
новым умениям, экспериментировать с различными системами отношений
среди равных партнеров.
Педагогически целесообразно, если с первом годом обучения студентов в
вузе, решаются следующие задачи: сформировать у студентов установку на
профессиональную значимость коррекционноуправленческого аспекта
взаимодействия в системе отношений в студенческой группе; определить
уровень подготовленности студентов к коррекции межличностных
отношений. Это возможно в ходе изучения студентами курса «Введение в
профессию».
Введение начальных представлений о межличностном взаимодействии
обеспечивает формирование адекватного представления о коммуникативном
мастерстве и культуре специалиста в сфере «человекчеловек».
Следующим этапом базовой теоретической подготовки осуществляется со
студентами в процессе изучения основных педагогических курсов. Основные
задачи данного этапа: заложить основы формирования позитивных отношений
в студенческой группе, привить студентам культуру решения ситуаций
взаимодействия, включить студентов в работу по самодиагностике
личностных противоречий.
От рассмотрения более общих вопросов перейдём к более частным. Итак,
одним из примеров статусных отношений является лидерство и руководство.
Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность,
так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
[13, с. 112]
29 Лидерство – естественный социальнопсихологический процесс в группе;
построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов
группы. [16, с. 134]
Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит
изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно
оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение,
эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. [4, с.
243]
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения
лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.
Лидера можно определить как личность, способную объединять людей
ради достижения какойлибо цели. Понятие «лидер» приобретает значение
лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо выглядел бы лидер,
не имеющий цели.
Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку — недостаточно,
чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является
наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении
повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между
людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в
рамках единой цели. То есть лидер — это элемент упорядочивания системы
людей.
Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от
соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается
оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах,
досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве,
в профсоюз
ном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
30 3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера
социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность
выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно
оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной
реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства,
достаточно точно рассчитывать сроки решения задач. Мысль о том, что
главная отличительная черта способного организатора состоит в умении
быстро находить эффективные пути и средства решения задач,
подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет
Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым
взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для
преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над
другими».
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально
психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь
масс к своему лидеру. Доверие к лидеру – это признание его высоких
достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и
результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем
авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь
заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на
основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем
согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств
последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной
стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность
выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия
31 последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В
соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются
структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во
первых, инициирование активности, координацию действий группы и
обеспечение ее внешних связей и престижа. Вовторых, для этого надо
отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную
поддержку членам. Подходит ли человек для роли лидера, зависит, прежде
всего, от признания за ним другими людьми качеств превосходства, то есть
качеств, которые внушают им веру в него, побуждают их признать его
влияние на себя. «Естественное» лидерство — когда влияние исходит из
признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что
лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают,
будто он обладает этими качествами.
Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект,
подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства.
Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно
умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять
внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на
языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять
взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Лидер
может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят
идти.
Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он
также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже
существующих группах.
Лидер – это такой человек, который по отношению к группе может
рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе
черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе. Поэтому
32 «пересаживание» лидера в другую группу или назначение его сверху в
качестве руководителя малоэффективно.
Теории лидерства многообразны. Среди них можно выделить подходы с
опорой на личные качества лидера – поведенческий и ситуационный подходы.
Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась.
Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.
Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества
связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе
чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает
управленческий успех. Личностные качества лидера:
•
•
интеллигентность в вербальном и символическом плане;
инициативность, то есть способность направлять активность, желания в
новом направлении;
•
•
•
уверенность в себе – благоприятная самооценка;
привязанность к сотрудникам;
решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у
женщин);
зрелость;
•
• мотивационные способности, то есть умение мотивировать, вызывать
потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения,
власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе. Можно
выделить следующие виды лидеров, опираясь на ряд категорий:
1)
обаятельный – авторитетный. Обаятельный лидер пользуется
симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет
окружающих людей. Авторитетный лидер опирается на свои знания,
способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к
решению проблем;
2)
лидер «с воображением,
душевный» лидерконтролер,
манипулятор. Лидер «с воображением», с творческой фантазией, дающий
33 реализовывать возможности подчиненных, способен вносить инициативу,
вдохновлять свою группу, проявляя «нежно любовную заботу», участие в
делах своих подчиненных. Лидерконтролер, манипулятор преимущественно
занимается операциями внутри системы, относясь к подчиненным «с легко
прикрытым сожалением». Креч, Крайфил: отмечают, что подчиненные
воспринимают «душевного лидера с воображением» следующим образом: как
«одного из нас», как «нашего выразителя», который выражает нормы,
ценности группы; как «наиболее опытного, мудрого из нас, способного быть
экспертом в решении групповых задач. Лидер не только направляет и ведет
своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не
просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе
выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия
поведения, программа действий – и принимаются решения. После этого
начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей
группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых
решений, что предусматривает:
1)
2)
3)
4)
подбор и расстановку исполнителей;
доведение до них решений;
уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;
создание внешних и внутренних условий исполнения;
координацию деятельности исполнителей;
5)
6) подведение итогов и анализ результатов.
Мобилизация начинается с формирования команды лидера.
В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды
лидеров:
1. Лидерорганизатор. Его главное отличие в том, что нужды
коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот
лидер оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне
34
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Курсовая работа на тему Статусные отношения в студенческих группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.