Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Оценка 5
Педсоветы +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.08.2019
Современное общество довольно стремительно развивается по всем направлениям, что несомненно сказывается и на развитии личности в целом, которое на данном этапе сопряжено с постоянными стрессовыми ситуациями во всех сферах жизнедеятельности. В своей профессиональной деятельности человек особенно часто подвергается эмоциональному стрессу. Если говорить о педагогической професии, то стоит отметить, что современный учитель работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой и сохранять способность к деятельности, несмотря на свое эмоциональное состояние.
эссе_1_Котова.doc
ЭССЕ
по программе повышения квалификации (ПК)
«Учитель АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Реализация ФГОС в процессе
преподавания английского языка в современной школе»
Тема:
«Причины стрессовых ситуаций в педагогической
деятельности и пути их преодоления»
Реферат подготовил:
Должность:
Котова Анастасия Васильевна
Учитель английского языка Современное общество довольно стремительно развивается по всем
направлениям, что несомненно сказывается и на развитии личности в целом,
которое на данном этапе сопряжено с постоянными стрессовыми ситуациями
во всех сферах жизнедеятельности. В своей профессиональной деятельности
человек особенно часто подвергается эмоциональному стрессу. Если говорить
о педагогической професии, то стоит отметить, что современный учитель
работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он
ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально
напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой и
сохранять способность к деятельности, несмотря на свое эмоциональное
состояние. По своему опыту отмечу, что профессия педагога относится к
разряду таких, с которыми может справиться далеко не каждый человек.
Учителю должны быть свойственны специфические качества, среди которых
необходимо выделить профессиональнопедагогическую направленность,
психологическую наблюдательность, коммуникативные и организаторские
способности, хорошо развитые психологические познавательные процессы, а
так же высокую степень эмоциональной устойчивости. На сегодняшний день
самой характерной причиной, которая вызывает различного рода стрессовые
ситуации являются стрессогенные факторы, которые в свою очередь можно
условно объединить в несколько групп.
Первая группа стрессогенные факторы, зависящие от условий труда, к
которым относятся загруженность работой и отсутствие свободного времени,
т.е. перегрузки работой в целом, различные финансовые затруднения, ведь
давно не секрет, что зарплата педагогов не покрывает всех расходов, быстрое
переключение на работу поновому, что очень свойственно процессу
образования, отсутствие стимулов для качественной работы, перегрузка
деятельностью вне сферы прямых обязанностей. Практикующий учитель не
даст соврать, что практически все факторы данной группы присутствуют в
педагогической деятельности. Выходом из данной ситуации, на мой взгляд,
является планирование деятельности, внедрение системы мотивации и
стимулирования профессиональной деятельности педагога, что несомненно
снизит действие стрессогенных факторов данной группы.
2 К второй группе относятся факторы, зависящие от личных качеств
работника. Ведь это вполне естественно, что каждый человек имеет свои
психологические особенности. В этой группе довольно ярко выделяются
следующие параметры: боязнь администрации, чувство чрезмерно высокой
ответственности за результаты труда, ошибки в общении с коллегами и
администрацией, возбудимость как доминирующая черта характера,
изолированная позиция в коллективе, нехватка знаний по технологии
профессиональной деятельности, нехватка времени в следствие плохой
самоорганизации.А ведь давно известно, что страх лишь до определенной
степени и в течение лишь некоторого времени выступает в роли стимула.
Именно поэтому, одним из наиболее эффективных путей предупреждения
ряда проблем является выстраивание отношений в коллективе по типу
«сотрудничества», которое, несомнеено, требует определенных временных,
организационных и эмоциональных затрат. Нехватка знаний по технологиям
профессиональной деятельности легко устранима через обучение. На
сегодняшний день педагоги и руководители имеют возможность повышать
квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Кроме
того, сейчас существует огромное количество семинаров, вебинаров,
тренингов, лекций и пр.
Третья группа представлена стрессогенными факторами, обусловленными
управленческими причинами, а именно: конфликтами с администрацией по
причинам ее низкой управленческой культуры, неадекватной оценкой
администрации профессионального труда работников, унижением перед
коллективом, недоверием руководителя к возможностям и способностям
работника, оскорблениями со стороны администрации отдельных работников,
проблемами, связанными с аттестацией профессионализма работников,
слабыми знаниями руководителя индивидуальных особенностей работника.
Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов
гласности и справедливости в организации профессиональной деятельности
педагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда,
повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный
подход во взаимодействии руководителя с педагогами способствует
снижению уровня стрессогенности ситуации на рабочем месте.
3 Четвертая группа включает в себя факторы,
обусловленные
межличностным общением с коллегами. К ним относятся оскорбления со
стороны коллег, негативные проявления в оценке деятельности и личностных
качеств со стороны партнеров по работе, позиция «отвергаемых» в
коллективе, наличие группировок в коллективе, психофизиологическая
несовместимость, безотчетность неприязнь. Решением этих проблем является
проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Это
икорпоративное обучение, и корпоративные праздники, и сохранение
традиций в коллективе, а также различного рода тренинги, направленные на
сплочение коллектива. Все эти мероприятия способствуют эффективному
преодолению стресса в ситуациях межличностного общения.
ситуации
Кроме вышеперечисленных стрессогенных факторов в профессиональной
деятельности педагога следует выделить дополнительные, специфические
стрессфакторы характеризующие именно педагогическую деятельность:
конфликтные
педагога с обучающимися, подготовка к
показательным мероприятиям, неудачи в работе, плохое поведение учащихся
на уроке. конфликтные ситуации педагога с родителями, безответственное
отношение учащихся к учебе, плохая подготовка домашнего задания,
нецензурная брань и лень учащихся, некомфортные условия труда.
Большинство факторов данной группы относятся к ситуациям
взаимодействия педагога с учащимися.
Повышения уровня
профессионального мастерства, гуманизация отношений вот возможные пути
преодоления стресса в этом случае.
Как уже становится понятно педагогическая деятельность сопряжена с
высокой эмоциональной насыщенностью, а для того, чтобы это не приводило к
перенапряжению нервной системы следует искать эффективные
противодействия. На сегодняшний день существует огромное количество
литературы, посвященной данной проблеме и ее решению. Среди самых
известных методов противодействия перечислим следующие: самоконтроль
эмоционального состояния, дыхательные упражнения успокаивающей
направленности, счет до 10, активизация чувства юмора, отвлечение,
физическая разрядка, признание за любым человеком право на свободное
проявление его индивидуальности и др. И каждый учитель может выбрать
любой из методов учитывая свои личностные особенности.
4
Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.