Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Оценка 5

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Оценка 5
Педсоветы +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.08.2019
Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Современное общество довольно стремительно развивается по всем направлениям, что несомненно сказывается и на развитии личности в целом, которое на данном этапе сопряжено с постоянными стрессовыми ситуациями во всех сферах жизнедеятельности. В своей профессиональной деятельности человек особенно часто подвергается эмоциональному стрессу. Если говорить о педагогической професии, то стоит отметить, что современный учитель работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой и сохранять способность к деятельности, несмотря на свое эмоциональное состояние.
эссе_1_Котова.doc
ЭССЕ по  программе повышения  квалификации (ПК)  «Учитель АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Реализация ФГОС в процессе преподавания английского языка в современной школе» Тема: «Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления» Реферат подготовил: Должность: Котова Анастасия Васильевна Учитель английского языка Современное   общество   довольно   стремительно   развивается   по   всем направлениям, что несомненно сказывается и на развитии личности в целом, которое на данном этапе сопряжено с постоянными стрессовыми ситуациями во всех сферах жизнедеятельности. В своей профессиональной деятельности человек особенно часто подвергается эмоциональному стрессу. Если говорить о   педагогической   професии,   то   стоит   отметить,   что   современный   учитель работает   в   условиях   больших   психических   и   эмоциональных   нагрузок.  Он ежедневно   сталкивается   с   различного   рода   конфликтными,   эмоционально напряжёнными   ситуациями,   которые   требуют   умения   владеть   собой   и сохранять   способность   к   деятельности,   несмотря   на   свое   эмоциональное состояние.  По своему  опыту  отмечу, что  профессия  педагога  относится к разряду   таких,   с   которыми   может   справиться   далеко   не   каждый   человек. Учителю должны быть свойственны специфические качества, среди которых необходимо   выделить   профессионально­педагогическую   направленность, психологическую   наблюдательность,   коммуникативные   и   организаторские способности, хорошо развитые психологические познавательные процессы, а так же высокую степень эмоциональной устойчивости. На сегодняшний день самой характерной причиной, которая вызывает различного рода стрессовые ситуации являются стрессогенные факторы, которые в свою очередь можно условно объединить в несколько групп.  Первая группа ­ стрессогенные факторы, зависящие от условий труда, к которым относятся загруженность работой и отсутствие свободного времени, т.е. перегрузки работой в целом, различные финансовые  затруднения, ведь давно не секрет, что зарплата педагогов не покрывает всех расходов, быстрое переключение   на   работу   по­новому,   что   очень   свойственно   процессу образования,   отсутствие   стимулов   для   качественной   работы,   перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей. Практикующий учитель не даст соврать, что практически все факторы данной группы присутствуют в педагогической деятельности. Выходом из данной ситуации, на мой взгляд, является   планирование   деятельности,   внедрение   системы   мотивации   и стимулирования   профессиональной   деятельности   педагога,   что   несомненно снизит действие стрессогенных факторов данной группы. 2 К   второй   группе   относятся   факторы,   зависящие   от   личных   качеств работника.   Ведь   это   вполне   естественно,   что   каждый   человек   имеет   свои психологические   особенности.   В   этой   группе   довольно   ярко   выделяются следующие параметры: боязнь администрации, чувство   чрезмерно   высокой ответственности   за   результаты   труда,   ошибки   в   общении   с   коллегами   и администрацией,   возбудимость   как   доминирующая   черта   характера, изолированная   позиция   в   коллективе,   нехватка   знаний   по   технологии профессиональной   деятельности,   нехватка   времени   в   следствие   плохой самоорганизации.А ведь давно известно, что страх   лишь   до   определенной степени и в течение   лишь некоторого времени выступает в роли стимула. Именно   поэтому,   одним   из   наиболее   эффективных   путей   предупреждения ряда   проблем   является   выстраивание   отношений   в   коллективе   по   типу «сотрудничества»,   которое,   несомнеено,   требует   определенных   временных, организационных и эмоциональных затрат. Нехватка знаний по технологиям профессиональной   деятельности   легко   устранима   через   обучение.   На сегодняшний   день   педагоги   и   руководители   имеют   возможность   повышать квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Кроме того,   сейчас   существует   огромное   количество   семинаров,   вебинаров, тренингов, лекций и пр.  Третья группа представлена стрессогенными факторами, обусловленными управленческими причинами, а именно: конфликтами с администрацией по причинам   ее   низкой   управленческой   культуры,   неадекватной   оценкой администрации   профессионального   труда   работников,   унижением   перед коллективом,   недоверием   руководителя   к   возможностям   и   способностям работника, оскорблениями со стороны администрации отдельных работников, проблемами,   связанными   с   аттестацией   профессионализма   работников, слабыми   знаниями   руководителя   индивидуальных   особенностей   работника. Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливости в организации профессиональной деятельности педагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда, повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный подход   во   взаимодействии   руководителя   с   педагогами   способствует снижению уровня стрессогенности ситуации на рабочем месте. 3 Четвертая   группа   включает   в   себя   факторы,   обусловленные межличностным   общением   с   коллегами.   К   ним   относятся   оскорбления   со стороны коллег, негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств   со   стороны   партнеров   по   работе,   позиция   «отвергаемых»   в коллективе,   наличие   группировок   в   коллективе,   психофизиологическая несовместимость, безотчетность неприязнь. Решением этих проблем является проведение   мероприятий,   направленных   на   сплочение   коллектива.   Это икорпоративное   обучение,   и   корпоративные   праздники,   и   сохранение традиций в коллективе, а также различного рода тренинги, направленные на сплочение   коллектива.   Все   эти   мероприятия   способствуют   эффективному преодолению стресса в ситуациях межличностного общения.   ситуации   Кроме вышеперечисленных стрессогенных факторов в профессиональной деятельности   педагога   следует   выделить   дополнительные,   специфические стресс­факторы   характеризующие   именно   педагогическую   деятельность: конфликтные     педагога   с   обучающимися,   подготовка   к показательным мероприятиям, неудачи в работе, плохое поведение учащихся на уроке. конфликтные ситуации педагога с родителями, безответственное отношение   учащихся   к   учебе,   плохая   подготовка   домашнего   задания, нецензурная   брань   и   лень   учащихся,   некомфортные   условия   труда. Большинство   факторов   данной   группы   относятся   к   ситуациям взаимодействия   педагога   с   учащимися.   Повышения   уровня профессионального мастерства, гуманизация отношений ­ вот возможные пути преодоления стресса в этом случае.  Как   уже   становится   понятно   педагогическая   деятельность   сопряжена   с высокой эмоциональной насыщенностью, а для того, чтобы это не приводило к перенапряжению   нервной   системы   следует   искать   эффективные противодействия.   На   сегодняшний   день   существует   огромное   количество литературы,   посвященной   данной   проблеме   и   ее   решению.   Среди   самых известных   методов   противодействия   перечислим   следующие:  самоконтроль эмоционального   состояния,   дыхательные   упражнения   успокаивающей направленности,   счет   до   10,   активизация   чувства   юмора,   отвлечение, физическая   разрядка,   признание   за   любым   человеком   право   на   свободное проявление его индивидуальности и др. И каждый учитель может выбрать любой из методов учитывая свои личностные особенности. 4

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления

Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2019