Доклад на тему "Педагогические условия формирования исследовательских умений у подростков"
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
19.11.2018
Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
педагогич условия.doc
Глазковский филиал МБОУ Кочетовская СОШ
Педагогические чтения по теме
Педагогические условия
формирования исследовательских
умений у подростков
Подготовила и провела
учитель математики Щекочихина Л.А. 2015
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и
в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её
реализации. Согласно требованиям ФГОС учебное исследование и
проектирование из экспериментальных педагогических технологий
постепенно переходит в общепринятые и обязательные. Предполагается, что
образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение
такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для
самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем
теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели
связывается с организацией учебной деятельности,
имеющей
исследовательскую направленность.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что
оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно
проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности,
имеющей исследовательскую направленность.
Опираясь на опыт работы, можно выделить следующие педагогические
условия эффективного формирования исследовательских умений
школьников.
Первое педагогическое условие предполагает внедрение в
педагогический процесс модели формирования исследовательских умений
подростков. Модель включает следующие компоненты: цель, задачи,
принципы, содержание, этапы, организационные формы, методы, средства и
результат.
Следующее педагогическое условие предполагает разработку учебно
методического оснащения процесса формирования исследовательских умений
подростков. Это дидактический материал, тематические разработки. В
процессе реализации разработанного учебнометодического оснащения
учащиеся получают представления:
о современном состоянии науки и ее значении для жизнедеятельности
человека;
об исследованиях и их роли в практической деятельности человека;
о методике исследовательской работы. Дети осваивают технику поиска и накопления необходимой научной
информации, ее обработки и оформления результатов, учатся определять
объект и предмет исследования, формулировать цель, составлять план
выполнения исследования, осуществлять отбор и обработку информации,
анализировать результаты исследований, формулировать выводы и делать
обобщения, работать с компьютерными программами при оформлении
результатов исследования.
Третье педагогическое условие – реализация индивидуального подхода
к школьникам с учетом их уровня сформированности исследовательских
умений. Очень важен индивидуальный подход. Реализация индивидуального
подхода заключается в предоставлении подросткам возможности проявить
себя в исследовательской деятельности.
Четвертое педагогическое условие осуществление контроля и
коррекции данного процесса на основе диагностики уровня
сформированности исследовательских умений подростков.
Критериями и показателями сформированности исследовательских
умений подростков можно выбрать:
1) информационный критерий (полнота умений по поиску информации в
различных источниках; полнота умений по обработке литературы;
осознанность действий по применению литературных источников);
2) экспериментальноаналитический критерий (полнота умений ставить
цели и задачи исследования, выдвигать гипотезу; полнота умений
устанавливать причинноследственные связи, выделять главное,
существенное; самостоятельность, действий по проведению научного
исследования; осознанность действий по использованию методов
исследования;
3) рефлексивный критерий (самооценка исследовательской
деятельности; потребность в самореализации себя как исследователя).
На заключительном этапе происходит обработка полученных данных в
ходе исследования.
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку
в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес,
а поддержать и развить его.
Доклад на тему "Педагогические условия формирования исследовательских умений у подростков"
Доклад на тему "Педагогические условия формирования исследовательских умений у подростков"
Доклад на тему "Педагогические условия формирования исследовательских умений у подростков"
Доклад на тему "Педагогические условия формирования исследовательских умений у подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.