Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.
Оценка 5

Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.

Оценка 5
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
19.03.2019
Профилактика противоправных действий  воспитанников социально - реабилитационного центра.
Описывается опыт работы воспитателя социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних с воспитанниками совершившими или склонными к совершению правонарушений. Тема очень злободневна. Досуговая пустота толкает детей на улицу, которая встречает их криминальными группами. В публикации обращается внимание на необходимость сотрудничества всех структур, принимающих участие в воспитании и образовании ребенка.
профилактика правонарушений воспитанников социально - реабилитационного центра ..doc
Профилактика противоправных действий  воспитанников социально ­ реабилитационного центра  (из опыта работы воспитателя).                    Анализ  материалов, предоставленных   МВД,  ГУВД, УВД  по   субъектам Российской   Федерации,   свидетельствует   о   преобладании   в   подростковой преступности   краж,   грабежей,   разбойных   нападений,   хулиганств,   угонов транспортных   средств,   мошенничеств,   преступлений,   связанных   с   незаконным оборотом   наркотических   средств   и   психотропных   веществ,   преступлений   против общественной   безопасности   и   общественного   порядка,   преступных   деяний экстремистской   направленности.   Приведенные   данные   вышеуказанных   источников свидетельствуют, что ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления   в   составе   групп.     Подавляющее   большинство   преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе, имеет корыстную мотивацию, носит насильственно­агрессивный   характер  и   сопряжено   с  посягательствами   на  жизнь   и здоровье граждан.    Среди воспитанников нашего центра встречаются подростки, которые, в основном, состоят   в  стихийных   группах  детей   с   ограниченными   интересами,   которые организовались   для   совместного   проведения   свободного   времени.   Сам   характер поведения   участников   таких   групп   позволяет   прогнозировать   их   возможную противоправную   деятельность.   Подростки,   зачастую,   бесцельно   проводят   время, употребляют   алкогольные   напитки   или   наркотические   вещества,   совершают хулиганские действия.                Также,   нам   приходится   работать   с   воспитанниками,   которые   являются представителями  идейных   групп  несовершеннолетних,   которые   образуются   на основании   какой­либо   связующей   единой   цели,   схожих   взглядов,   жизненной философии.  Мы работали с подростками, являющимися представителями: ­ религиозных групп (исламисты, староверы, каббалисты, язычники и т.п.); ­   субкультурных   групп   (скинхеды,   сатанисты,   толкиенисты,   панки,   металлисты, гранжеры, готы, эмо, фанаты, киноманы, флэшмобберы, стритрейсеры и др.).              И, конечно, к нам поступают подростки, которые состоят в непосредственно преступных   группах,   где   участников   объединяет   общая   цель,   направленная   на совместное совершение преступлений.        В процессе общения с ребятами выясняется, что неорганизованность досуговой сферы, зачастую приводит к конфликтным ситуациям и стимулирует выбор линии поведения   и   интересов   в   группе   сверстников.   Во   многих   случаях   подростки, пополняющие   группировки   с   антиобщественной   и   криминальной   направленностью поведения, имеют неблагополучные семьи. У многих подростков глубокие пробелы в школьных   знаниях,   хроническая   неуспеваемость,   конфликт   с   педагогами,   что порождает   неуверенность   в   собственных   силах   и   способностях.  Срабатывает   и психологический фактор, когда такие подростки, не видя цели и смысла жизни, при наличии неудовлетворенности своим положением в обществе стремятся реализовать себя   через   неформальные   подростковые   группы   по   совместному   проведению свободного времени.           Функциональные направления деятельности воспитателя в реабилитационном центре   обусловливаются   следующими   этапами   и   составляющими   социально­ педагогической технологии: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально­групповой работы и обеспечение условий их реализации.        Для этого воспитатель реабилитационного центра работает с ребенком, изучает индивидуальные особенности и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает   истоки   возникновения   конфликтных   ситуаций;   исследует   условия   и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.                    После   проведения   диагностики,   выявив   возрастные,   индивидуальные проявления подростка в нашем центре работа ведется по следующим программам: «Лучики   надежды»,   «Путь   к   успеху»,   «Ты   не   одинок»,   «Дорога   в   будущее», «Девичья энциклопедия», «Энциклопедия для мальчиков» и др.              К   каждому   ребенку   воспитателю   предстоит   найти   подход,   понимая,   что пребывание в учреждении для такого подростка тягостно, он стремится на улицу, к своим   друзьям,   а   мы   ограничиваем   его   возможности.   Но,   воспитатель   находится рядом с подростком постоянно, он должен изменить негативный настрой ребенка, помочь ему адаптироваться, принять условия и правила, действующие в учреждении, предотвратить самовольный уход.         При общении с такими подростками, ясно видна "воспитывающая" роль взрослых организаторов   криминальных   группировок:   приобщение   к   психологии   "зоны", воровской   жаргон,   обучение,   как   запутать   следствие,   вести   себя   в   зале   суда, повлиять на потерпевших и свидетелей в желаемом варианте их показаний.           Одна из задач работы воспитателя ­ организация и проведение мероприятий, воспитывающих   жизнеутверждающую   позицию,   социальную   активность, оптимистическое мировоззрение, привычку вести здоровый и законопослушный образ жизни. Например, я провожу такие занятия: «Человек – творец своей судьбы», «Все в твоих   руках»,   «Мы   взрослеем»,   «Я   или   они»,   «Давай   с   тобой   поговорим…»,   В зависимости от ситуации, занятие может быть групповым или индивидуальным. И, конечно, я знакомлю детей с правовыми документами и законами во время таких занятий, как правовая игра «Подросток и закон», диспут «Мои права и обязанности», интегрированное   занятие   «В   стране   Законов».   Подготавливаем,   совместно   с воспитанниками,   презентации   и   буклеты   по   административной   и   уголовной ответственности несовершеннолетних.         Во время занятий не всегда удается наладить контакт с воспитанниками группы риска,   зачастую,   дети   лишь   выполняют   необходимые   задания,   отвечают   на поставленные вопросы… Лучше наладить контакт и вывести ребенка на откровенный разговор, мне помогают творческие мастерские. В процессе работы удается завести разговор,   определить   значимых   для   подростка   взрослых,   поделиться   своим жизненным опытом.                Иногда   рассказываю   детям   о   землетрясении   в   Ленинакане   в   1988   году, очевидцем которого я стала. Больше полвины погибших (всего их 26 000 человек), дети   и   молодые   люди,   которые   во   время   трагедии   находились   в   детских   садах, школах, политехническом институте и других учебных заведениях. Их прерванные стихией жизни, несбывшиеся мечты, обязывают нас ценить каждый миг своей жизни и проживать его достойно. Ребята начинают задавать вопросы, приводят примеры из своей   жизни,   завязывается   откровенный   разговор,   во   время   которого   дети раскрывают тайны своего нежелания ценить свою жизнь. Некоторые задают вопрос: «А как бы Вы поступили?..» Этот вопрос я считаю вопросом доверия, если ребенок задал его мне, значит ему важно мое мнение.        Еще одним звеном, помогающем мне в работе с проблемными детьми, является многолетняя служба в Вооруженных силах РФ, которая предшествовала работе в социально­реабилитационном центре для несовершеннолетних. Этот факт особенно важен в работе с мальчиками. Разговаривая со мной не только как с воспитателем, но и как с офицером Российской армии, они воспринимают информацию по­другому. Занятия «Служба в армии – долг иди почетная обязанность», «Служба в армии – за и против» показывают, что ребят можно заинтересовать, они способны изменить свое мнение   и  свой   взгляд   на   происходящее.   Не   часто,  но   удается   услышать:  «После нашего занятия что­то мне захотелось в армии послужить…». А ребята, имеющие проблемы   с   законом,   задают   вопросы   о   том,   смогут   ли   они   пойти   в   армию. Воспитателю   приходится   искать   ответы   на   все   вопросы.     В   такие   моменты понимаешь, что в коллективе воспитателей не хватает мужчин, мнение которых для мальчиков более авторитетно.          Еще одним эффективным методом работы с подростками «группы риска», по моему мнению, является создание коллажа. Мы с ребятами создаем коллажи: « Моя мечта», «Мир, который создаю я сам», «Научись говорить НЕТ!». Подбор материала, сложившаяся композиция, обсуждение коллажа, выявляют эмоциональное состояние ребенка, помогают определить направление предстоящей работы. Не менее действенны и следующие формы профилактических занятий: 1) Ролевая игра. В ходе проигрывания небольших сценок, отражающих модели жизненных ситуаций, разрешаются проблемы. 2) Деловая игра. Посредством моделирования системы отношений в ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения. 3) Дискуссия.   Этот   метод   позволяет   с   помощью   логических   доводов воздействовать на мнение, позиции и установки участников. От воспитателя, во многом, зависит психологический микроклимат в группе и его влияние на психо ­ эмоциональное состояние детей, находящихся в группе риска и   остальных   воспитанников,   необходимо   приложить   максимум   усилий,   чтобы   он оказался   благоприятным.   Поведение   подростков,   совершивших   противоправные действия,   бывает   агрессивным,   они   стараются   показать   свою   силу,   значимость, безразличие к порядку, установленному в центре. В детском коллективе не должно быть «отверженных», «запуганных» и «главарей».  Отношения между детьми должны быть   открытыми,   обстановка   в   группе   должна   способствовать   формированию чувства безопасности, комфорта и защищенности.                Заинтересовать детей, настроить их на позитивные размышления, заставить задуматься   о   своей   жизни,   планировать   свое   будущее,   просто   мечтать   –   вот слагаемые успеха, к которому мы стремимся.         Тема актуальна и важна. В работе воспитателя, по моему мнению, профилактика правонарушений   должна   занимать   одно   из   главных   мест.   Следует   отметить,   что данная работа невозможна без взаимодействия всех участников процесса обучения и воспитания: педагогов, медработников, администрации, правоохранительных органов и, конечно, родителей или лиц, их заменяющих.

Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий  воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий  воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий  воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий  воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий  воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий воспитанников социально - реабилитационного центра.

Профилактика противоправных действий  воспитанников социально - реабилитационного центра.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2019