Особенности восприятия пространства и времени

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос- приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения. Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений. Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).
Иконка файла материала Особенности восприятия пространства и времени.doc
Особенности восприятия пространства и времени    Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос­ приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов  и их движения.    Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате  сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических  (мускульно­двигательных) ощущений.    Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за  счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета  зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и  от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от  удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи­ вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус­ талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи­ мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци­ ей.    Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в  пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то  информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения  зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено поро­ гом глубинного зрения.    Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет  сравнение его величины с хорошо известной величиной других предметов.  Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более  чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в  результате взаиморасположения зрительных осей).    Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би­ нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на  несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит  полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате  этого возникает стереоскопический эффект.    Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе­ ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении  предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных  линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер­ спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде­ нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото­ ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя  воздуха.    Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается  в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп­ ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным  признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в  результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также  и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы,  тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про­ исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения  зависит также от движения глаз и головы.    Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через  небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета ­  стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се­ кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).    Способность правильно оценивать пространственные отношения назы­ вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер.    Статический глазомер ­ определение размеров неподвижных предметов,  их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем.    Динамический глазомер ­ способность человека определить соотношение  движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес­ кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев­ ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в моментпроисшествия.    Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения  или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини­ мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции  еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз­ личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг­ ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и  является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари­ тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения,  цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи­ тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с  увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой  скорости объекта, при вибрации тела.    Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного  взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри­ тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая ­ это  пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то  видимый предмет раздваивается ­ это пример физиологической иллюзии.    Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи­ мости от различных причин, которыми они вызываются.    Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать  в следственной практике.    Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа  преступника может возникнуть иллюзия ­ выступы могут показаться углуб­ лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает­ ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про­ исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из­за спины).  Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо­ ложение источника света.    Восприятие времени ­ отражение длительности, скорости и последова­ тельности явлений.    Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное  состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили­ вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь­ ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже­ ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель­ ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается,  а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также  ведет к преувеличению интервала времени, а медленный ­ к преуменьше­ нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями,  кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель­ ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица­ тельных ­ переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре­ зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение  времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно­ образных, малозначимых раздражителей.    Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при­ роды (смена дня и ночи, времен года и др.) и в организме человека (об­ мен веществ, газообмен и др.).