Статья посвящена актуальным вопросам выстраивания взаимодействия между специальными коррекционными общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования для создания комплексного сопровождения и адекватного профессионального самоопределения учащихся с нарушением интеллекта. Для более эффективной профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта необходимо было искать пути взаимодействия специальных коррекционных школ и учреждений ПО. Это позволило бы более точно определить ученику профессию, которой он будет обучаться после школы.
Котомкина Л И статья.docx
ОСОБОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ.
Котомкина Л.И. – руководитель межрегионального МО учителей ТО
СКОУ юга Пермского края и Удмуртии,
учитель профессиональнотрудового обучения
МБОУ СКОШ №5 г. Чайковский Пермского края
kotomkinamila
@ mail
. ru
Аннотация.
Статья посвящена актуальным вопросам выстраивания взаимодействия между специальными
коррекционными общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального
образования для создания комплексного сопровождения и адекватного профессионального
самоопределения учащихся с нарушением интеллекта.
Ключевые слова:
комплексное сопровождение,
профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессиональные пробы,
профессиональное самоопределение.
взаимодействие,
сотрудничество,
Текст
На протяжении 15 20 лет среди специалистов постоянно обсуждается вопрос, каким
профессиям необходимо обучать учащихся с нарушением интеллекта, чтобы они были
востребованы на рынке труда?
К тому же, нужно учесть, что обучающиеся с умственной отсталостью после окончания
специального коррекционного учреждения, как правило, не достигают такого уровня
профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно, объективно
соотнести свои предпочтения со своими возможностями. В то время, как объективное
представление о своих возможностях имеет огромное значение для оптимальной
профессиональной ориентации. Решение же этой задачи школьниками с нарушениями
интеллекта самостоятельно, практически, невозможно по ряду объективных причин,
связанных с психофизическими особенностями. Помимо этого, существуют определенные
ограничения на возможности самореализации лиц с ОВЗ в профессиональной сфере (наличие
заболеваний, сложная структура дефекта)(1).
Специальная коррекционная школа предлагает, чаще всего, четыре трудовых профиля:
столярное дело, слесарное дело, швейное дело и картонажнопереплетное дело. Учреждения
профессионального образования, которые берут на обучение выпускников СКОУ, предлагают
профессии, которые пользуются спросом на рынке труда в данном регионе. И как показывает
опыт последних лет, выпускники СКОУ выбирают профессию, не связанную с трудовым профилем, который они изучали в школе. Мониторинг данных по нашей школе за период
20092018 годы показал, что, совпадение составляет менее 15 %.
Таким образом, устаревший круг трудовых профилей в коррекционном учреждении не
учитывает современных запросов рынка труда, а, значит, не может обеспечить
конкурентоспособность детей с нарушением интеллекта в социуме.
Проблема возникает и в психологопедагогическом сопровождении детей с нарушением
интеллекта, которое требуется на всех уровнях обучения, а в настоящее время оно, как
правило, отсутствует при переходе выпускников в систему ПО.
Отсутствие преемственности между учреждениями ПО и специальной коррекционной
школой в вопросах профориентации и профессиональной подготовки отрицательно
сказывается не только на формировании у обучающихся адекватного профессионального
самоопределения, но и на дальнейшей успешной адаптации к условиям обучения в
профессиональном учреждении.
Для эффективного решения проблем взаимодействия между СКООУ и ГБПОУ на
территории муниципального района, был запущен управленческий проект, который охватывал
своей деятельностью не только СКОШ Чайковского городского округа, но и образовательные
учреждения юга Пермского края и соседней Удмуртии.
Для более эффективной профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта
необходимо было искать пути взаимодействия специальных коррекционных школ и
учреждений ПО. Это позволило бы более точно определить ученику профессию, которой он
будет обучаться после школы. В ходе этого сотрудничества у учителей школы и учреждений
ПО появится возможность согласовывать программное содержание профессионального
обучения, а также обозначить основные методы и приёмы обучения.
К обучающимся данной категории требуется индивидуально дифференцированный
подход в обучении, только тогда они смогут освоить профессию на должном уровне, а для
этого педагоги профессионального обучения должны знать основы коррекционной педагогики
и особенности развития учащихся с нарушением интеллекта. И здесь учителя и специалисты
коррекционной школы могут поделиться своим педагогическим опытом с педагогами и
мастерами ПО.
В основу управленческого проекта «Особые дети – особое взаимодействие» был заложен
опыт коллег из коррекционных школ городов Москва, Екатеринбург, Пермь и западных
территорий Пермского края, а именно, выстраивание межведомственного взаимодействия
между участниками образовательных отношений(2). Актуальность проекта заключается еще и том, что идея создания модели и организации взаимодействия СКОУ и ГБПОУ адекватна
социальному государственному заказу. В ФГОС для учащихся с умственной отсталостью
особая роль отводится «реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений, развитию способностей каждого обучающегося, формированию его личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными
ценностями»(3).
На расширенном Межрегиональном методическом объединении учителей трудового
обучения СКОШ юга, запада Пермского края и Удмуртии (МРМО), проводимого совместно с
администрацией и педагогами ГБПОУ «Чайковского индустриального колледжа», была
разработана и принята модель взаимодействия СКОУ и ГБПОУ, утвержден план
мероприятий.
Участниками взаимодействия СКОУ и ГОУ СПО стали: администрация, члены ПМПк,
учителя профессиональнотрудового обучения СКОШ; администрация, менеджеры, педагоги
ПО, психологи, социальные педагоги учреждений ГБПОУ; ЦРО Управления образования
администрации ЧМР, семья, Центр занятости населения, общественные организации, клубы,
учреждения ДО.
Цель проекта: обеспечение
комплексного сопровождения учащихся с умственной
отсталостью в процессе подготовки к адекватному выбору профессии через организацию
взаимодействия СКОУ юга Пермского края и Удмуртии с учреждениями ГБПОУ на
территории Чайковского городского округа.
Для достижения поставленной цели работу вели по трем направлениям: первое
совершенствование условий для успешного профессионального самоопределения учащихся с
нарушением интеллекта через организацию и проведение мероприятий профориентационной
направленности совместно с ГОУ ПО.
В ходе проекта традиционными стали такие образовательные события как межведомственная
конференция проектов, где наряду с учащимися СКОУ свои проекты представляют студенты
профессионального отделения. С 2010 года на межрегиональном уровне (среди СКОУ юга
Пермского края и Удмуртии) проводится конкурс проектов. Студенты колледжа (учащиеся с
ОВЗ) участники конкурса проектов. Педагоги и специалисты учреждения ПО являются
экспертами выставок, конкурса проектов и олимпиады по профессиональнотрудовому
профилю среди учащихся из десяти коррекционных школ. Удачной формой работы стали
встречи учащихся с выпускниками школы, которые успешно закончили обучение в ГБПОУ и
работают в настоящее время по специальности. ГБПОУ «ЧИК» организуют выставки ДПТ, «День открытых дверей «Профи Старт»
специально для учащихся коррекционных школ.
Благодаря проекту учащиеся коррекционных школ стали принимать участие в
профессиональных пробах. Профессиональные пробы содействуют профессиональному
самоопределению учащихся и способствуют расширению спектра сформированных трудовых
навыков. Пройдя профессиональную пробу по 34 специальностям, ученик имеет возможность
более полно и адекватно представлять профессию и себя в ней. Родители (законные
представители) учащихся имеют возможность посещать все мероприятия в рамках
взаимодействия. Студенты ГБПОУ проводят выездные мастерклассы в школу; ученики
приглашались на открытый показ конкурса профессионального мастерства в колледж.
Сотрудниками ГБПОУ были организованы экскурсии на швейную фабрику и в мастерские
ГБПОУ.
Второе направление по достижению цели проекта это создание системы психолого
педагогического сопровождения.
В результате сотрудничества учреждений была разработана и утверждена в работу «Карта
сопровождения выпускника» (КСВ), которая передается в ГБПОУ при поступлении в учебное
заведение Чайковского городского округа, обеспечивая тем самым преемственность
учреждений и комплексное сопровождение учащихся. КСВ включает: характеристику
выпускника СКОУ по профессионально трудовой деятельности и социальнобытовой
ориентировке, заключение школьного консилиума (ПМПк) и социальную карту. Благодаря
данному сопроводительному документу воспитатели и педагоги имеют подробную
информацию о возможностях ребенка с ОВЗ и могут правильно организовать обучение,
исходя из его особенностей.
Третье направление проекта это содействовать профессиональному росту педагогов в
вопросах обучения и дальнейшей успешной профессиональной адаптации в социуме учащихся
с нарушением интеллекта.
Решению поставленных проектных задач способствовали такие мероприятия, как: мастер
классы, методические семинары практикумы, открытый урок в СКОШ для педагогов ПО;
курсы повышения квалификации по теме «Современные художественные технологии в
обучении детей с ОВЗ» в объеме 72 часов; учителя ПТО школы работали экспертами в
творческих лабораториях колледжа. По итогам проекта результаты мониторинга показали, что: 90% учащихся делают адекватный,
осознанный выбор профессии. Ученикам (10%), в силу сложной структуры дефекта и
заболевания, не сделавшим адекватный выбор, предоставляется образовательная услуга, и они
обучаются по профессии наиболее доступной для них.
Таким образом, в результате использования эффективных форм и методов в работе по
формированию адекватного профессионального самоопределения удалось учащимся СКОШ
расширить спектр сформированных трудовых навыков, сделать адекватный выбор будущей
профессии и успешно адаптироваться к условиям обучения в учреждении ПО.
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень. Создаются необходимые
условия для комплексного сопровождения ученика с нарушением интеллекта в результате
эффективного взаимодействия СКОШ и учреждений ПО. Учащиеся специальной
коррекционной школы особые дети, и, чтобы они могли сделать адекватный выбор
профессии, необходимо особое взаимодействие между всеми участниками образовательной
среды.
Библиографический список.
1. «Коррекционная педагогика. Теория и практика»№1(59), 2014. НМ журнал.
2. «Организационнопедагогические условия преемственности допрофессиональной и
профессиональной подготовки обучающихся с умственной отсталостью» ГБОУ ДПО
СО «Институт Развития Образования». Екатеринбург, 2011г.
3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), редакция
от 21.11.2014.
4. http://encdic.com/pedagogics/Adaptacija24/ Педагогический словарь.
ОСОБОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ.
ОСОБОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ.
ОСОБОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ.
ОСОБОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ.
ОСОБОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.