Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся.docx

 

Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся

 

 

В структуру особых образовательных потребностей обучающихся входят:

•        специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления

первичного нарушения развития;

•        введение в содержание обучения специальных разделов;

•        использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

•        индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения нормально развивающихся сверстников;

•        обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

•        максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

•        обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, внеурочной деятельности, так и в процессе индивидуальной работы;

•        увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;

•        предусмотрение первого дополнительного класса для обучающихся, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы с 1 класса;

•        специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;

•        активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

 

•        специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира - слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

•        специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;

•        условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений. При обучении совместно со слышащими сверстниками необходимо транслировать эту установку соученикам ребенка, не подчеркивая его особость, а показывая сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие;

•        специальное        обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

•        специальная        помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

•        специальная        помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного

 

опыта         ребенка,     «проработке»      его    впечатлений,       наблюдений,         действий, воспоминаний, представлений о будущем;

•        учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;

•        специальная        помощь в умении вступать в коммуникацию и разрешение возникающих трудностей, для корректного отстаивания своих прав;

•        расширение         социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;

•        психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;

•        постепенное        расширение        образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.

•        увеличение времени на выполнение практических работ;

•        постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

•        создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

•        специальная работа по расширению социального опыта ребёнка, его контактов со слышащими сверстниками.