Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей обучающихся входят:
• специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
• введение в содержание обучения специальных разделов;
• использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
• индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения нормально развивающихся сверстников;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
• максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, внеурочной деятельности, так и в процессе индивидуальной работы;
• увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
• предусмотрение первого дополнительного класса для обучающихся, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы с 1 класса;
• специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;
• активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
• специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира - слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
• специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;
• условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений. При обучении совместно со слышащими сверстниками необходимо транслировать эту установку соученикам ребенка, не подчеркивая его особость, а показывая сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
• специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного
опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
• учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;
• специальная помощь в умении вступать в коммуникацию и разрешение возникающих трудностей, для корректного отстаивания своих прав;
• расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.
• увеличение времени на выполнение практических работ;
• постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
• создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
• специальная работа по расширению социального опыта ребёнка, его контактов со слышащими сверстниками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.