Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +1
4 кл
08.10.2019
В статье представлены описание особенностей детей с особыми образовательными потребностями седьмого вида начальной школы. Данный материал содержит как теоретическую часть так и практическую часть из опыта работы учителя. Основные понятия: задержка психического развития, особые образовательные потребности. Данная статья актуальна для педагогов коррекционных школ.
Статья Посадских.docx
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и
возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Автор: Посадских Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «С(К)ОШИ №4»,
город Магнитогорск
Задержка психического развития (ЗПР) есть вариант психического дизонтогенеза. К ЗПР
относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям
динамики состояния интеллектуальной недостаточности. Такие состояния занимают
промежуточное положение между интеллектуальной нормой и незначительной умственной
отсталостью.
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. К.С. Лебединская
разработала классификацию детей с ЗПР по этиологическому принципу (то есть по
принципу происхождения). Детей с данным нарушением автор дифференцирует на 4
группы:
ЗП ЗПР психогенного происхождения
ЗПР конституционального происхождения (гармонический психофизический инфантилизм)
ЗПР соматического происхождения
ЗПР церебральноорганического происхождения
Представим краткую характеристику ЗПР различного генеза (происхождения).
ЗПР психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие.
Соматически здоровы. У большинства – мозговая дисфункция. Интеллектуальная
мотивация снижена. Эмоции поверхностны. Отмечается несамостоятельность поведения,
инфантильность отношений. Низкий уровень анализирующего наблюдения.
Интеллектуально пассивны. Внимание неустойчиво. В поведении проявляются
индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная
покорность. Часто воспитываются в неблагополучных семьях (асоциально
попустительских или авторитарноконфликтных). При индивидуальном подходе,
достаточной интенсификации обучения дети могут заполнить пробелы в знаниях в обычном
(массовом) классе.
В качестве примера представлю одну из характеристик ребёнка с ЗПР психогенного
происхождения.
Веремчук Кирилл, ученик 4 «Д» класса МОУ «С(К)ОШИ №4». Кирилл физически
развит, усиленно занимается спортом, посещает спортивные секции. Воспитанием
мальчика родители не занимаются, ведут асоциальный образ жизни, родительские
собрания не посещают. На вызов в школу администрацией школы не реагируют. В
классном коллективе не может ужиться с одноклассниками. Провоцирует их на
конфликты, постоянно дерётся. Считает, что всегда прав. Мнение окружающих
людей его не интересует Кирилл часто самовольно с уроков и группы продлённого дня.
На замечания взрослых реагирует агрессивно, неадекватно, может применить
физическую силу (укусить, ударить).
В процессе выполнения домашнего задания на самоподготовке «не слышит
воспитателя, тяжело включается в деятельность
. В результате при списывании с доски или из учебника пропускает буквы, слоги, целые
слова, часть примера. Допущенных ошибок не замечает. В общении груб, использует в
речи часто нецензурную лексику. Культура поведения не сформирована: не
здоровается, не прощается, не извиняется за совершённые проступки. Графические навыки сформированы недостаточно: выходит за границы строки, затрудняется
проводить длинные прямые линии, некоторые элементы букв пишет неверно. После
ухода из семьи отца стал более резким и грубым.
ЗПР соматического происхождения. Дети рождаются у здоровых родителей. Причина
ЗПР – перенесённые в раннем детстве заболевания, влияющие на развитие мозговых
функций. Психический тонус ребёнка резко снижен. Отмечается незрелость эмоционально
волевой сферы, трудности в адаптации. Со взрослыми вежливы. Без руководящего
воздействия неорганизованны. Трудности в обучении обусловлены сниженной мотивацией
достижения. Не хотят преодолевать трудности. Часто отмечается аффективное
торможение. Дети вялые, склонны к повышенной фиксации на своём самочувствии.
Состояние соматического дискомфорта ребёнка может быть как истинным, так и ложным.
Дети критичны к своим неуспехам. Часто пропускают школу по болезни. Нуждаются в
систематической лечебнопедагогической помощи, охранительном режиме.
Представим одну из характеристик ребёнка с ЗПР названного генеза.
Чикова Анна, ученица 4 «Д» класса МОУ «С(К)ОШИ №4». Аня физически ослаблена,
низкий иммунитет. Часто болеет бронхитом, развита аллергия. Ребёнок пассивен,
часто жалуется на плохое самочувствие. Особую сложность для ребёнка
представляют уроки математики, языкового цикла, но с программой мальчик
справляется, хоть и с большим трудом. Ребёнок не освоил особенностей написания
всех букв, часто путает их элементы. При списывании текстов, выполнении
диктантов у девочки быстро устаёт рука. Она перестаёт писать, жалуется на
головную боль. Чтение послоговое, в замедленном темпе. Читать не хочет, учебная
мотивация снижена.
Девочка вялая, инициативу не проявляет. Однако любит, когда читают ей, проявляет
интерес к содержанию сказок, повествовательных рассказов. Стихи не запоминает. Не
может выучить таблицу умножения, быстро забывает усвоенный ранее материал.
Аня очень переживает, что у неё в классе нет подруг. Сама знакомства заводить не
решается. Диалог со сверстниками не поддерживает. Постоянно испытывает тревогу
изза боязни опоздать в школу, получить плохую отметку или порицание учителя. Из
за неудовлетворительных отметок плачет.
ЗПР конституционального происхождения. Состояние определяется
наследственностью. Отмечается незрелость телосложения, отставание психического
развития от паспортного возраста.
Ребёнок быстро находит друзей и покровителей, которые его опекают. Основной фон
настроения преимущественно положительный. Эмоциональные реакции поверхностны.
Учебная мотивация не сформирована. Превращает учебную деятельность в доступную ему
игровую. Не принимает новых требований к поведению. Непоседлив, болтлив. Легко
вливается в новый коллектив. Быстро привыкает к новому учителю. Отмечается
недостаточный уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый
запас знаний и представлений об окружающей действительности. С первых месяцев
обучения стойко не успевает.
Представлю одну из характеристик ребёнка с ЗПР конституционального происхождения.
Алексей Царьков, ученик 4 «Д» класса пришёл в МОУ «С(К)ОШИ №4» в ноябре. До
этого времени мальчик учился в гимназии, где испытывал трудности в усвоении
программы. Уже с первых дней пребывания в новом коллективе Алёша подружился со
всеми ребятами. Особенно он тянулся к Никите, который всегда заступался за Алёшу,
когда мальчики из других классов старались его обидеть, отобрать принесённые из
дома игрушки, обозвать «двоечником». После уроков Алексей оставался в ГПД. Мне,
как воспитателю с большим трудом удавалось организовать работу мальчика в ходе
самоподготовки. Алексей постоянно вставал с места и, не обращая внимания на мои замечания, пытался вовлечь ребят в игру. На родительском собрании было
рекомендовано педагогами родителям дополнительно заниматься с сыном в
отработке каллиграфических навыков, так как Алексей плохо прописывает элементы
многих письменных букв.
ЗПР церебральноорганического происхождения. У детей отмечается грубое и
стойкое локальное нарушение созревания мозговых структур. У всех детей – явления
церебральной астении (повышенная переутомляемость, непереносимость духоты, жары,
езды на транспорте, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания,
снижение памяти). Мыслительные операции несовершенны. Знания усваивают
фрагментарно. Отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается с
незрелостью эмоциональноволевой сферы. Дети не критичны, несамостоятельны,
внушаемы, быстро пресыщаются деятельностью. Нечувствительны к собственным
промахам. Долго усваивают правила поведения. Ведущий мотив – игра.
В качестве примера приведём одну из характеристик ребёнка с ЗПР церебрально
органического происхождения.
Ангелова Ангелина, ученица 4 «Д» класса «С(К)ОШИ №4». Родители Анеглины
прилагают много усилий в повышении успеваемости и обучении дочери. Это помогает
девочке, но она попрежнему испытывает трудности в усвоении программного
материала. Во втором полугодии 4 класса у девочки отмечалось послоговое чтение
даже несложных по слоговой структуре слов. Слабая концентрация внимания
приводила к тому, что при списывании простых текстов девочка пропускала не только
слоги и слова, но и целые фразы. Списывая с доски примеры, Ангелина ошибается в
знаках: вместо «минус» записывает «плюс». Либо знаки записывает верно, но вместо
вычитания выполняет сложение, и наоборот. Отмечается фрагментарность в
усвоении знаний: запоминает содержание только наиболее ярких отрывков из детских
художественных произведений. Обучаясь в 3 классе, Ангелина не освоила элементарные
операции табличного умножения. Стихи не запоминает, передать их содержание не
может. Из диалога с мамой:
М: Света, ты прочитала стихотворение?
А: Да.
М: О чём оно?
А: Как о чём? Ни о чём… Это же стихотворение!
Следует отметить, что девочка бывает агрессивна при получении дополнительного
задания, выполнять его не хочет.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР церебрально–органического
происхождения можно охарактеризовать следующим образом:
Формирование высших психических функций, познавательной активности, развитие
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия
с действительностью.
Коррекция поведения, компенсация дефицитов эмоционального развития и
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
Обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия
с действительностью.
Значительная часть детей, в том числе детей с ЗПР церебральноорганического
происхождения, имеет психологопедагогические показания к инклюзивному образованию,
что предусматривает освоение ФГОС начального общего образования для указанной
категории обучающихся. Как следует из содержания ФГОС, вариант А рекомендован тем
учащимся с ЗПР, которые к моменту поступления в школу достигли уровня
психофизического развития, близкого возрастной норме. При этом одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду здоровых сверстников является
устойчивость форм адаптивного поведения. Основная образовательная программа,
осваиваемая обучающимися с ЗПР в условиях инклюзии, должна дополняться программой
коррекционной работы.
Основными направлениями коррекционной работы являются следующие:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
развитие эмоциональноличностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
коррекция нарушений устной и письменной речи.
Перечисленные выше направления коррекционной работы определили разработку и
реализацию программы по развитию и коррекции познавательной, эмоциональноволевой,
коммуникативной сфер личности младших школьников с особыми образовательными
потребностями «У пульта собственного «Я»». Данная программа направлена на снятие
эмоционального дискомфорта и напряжения у младших школьников с ОВЗ VII вида,
создание ситуации успеха в процессе формирования и становления личностного «Я», а так
же на коррекцию и развитие школьнозначимых психофизиологических функций в
процессе учебной – игровой внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС программа коррекционной работы предусматривает
вариативные формы специального сопровождения детей. Варьируются содержание,
совершенствуются формы работы, повышаются уровень и степень участия специалистов
сопровождения.
В механизме реализации программы отражены основные этапы и собственная методика
работы воспитателя ГПД.
Этапы реализации программы:
Предварительный этап. Включает подготовку и проведение диагностики, обработку
диагностического исследования совместно со службами психологического сопровождения,
комплектование малых подгрупп, индивидуальные беседы и анкетирования родителей.
Основной этап. Предполагает на основе диагностических исследований планирование,
организацию и проведение коррекционноразвивающих занятий 2 раза в неделю.
Заключительный этап. Он направлен на проведение повторной психологопедагогической
диагностики в конце учебного года.
Методика работы с младшими школьниками представляет собой систему занятий,
направленных на личноориентированное взаимодействие с ними, делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, побуждая
их к творческому подходу при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный
материал, соответствующий возрастной категории в сочетании с практическими заданиями,
необходимыми для формирования жизненноважных навыков учащихся; развития
самореализации и самоадаптации.
На занятиях используются разнообразные воспитательные инновационные технологии,
сочетающие формы и методы коррекционноразвивающего воздействия. Наряду с
традиционными формами и методами воспитания нашли своё применение нетрадиционные
методы и формы. К таковым относятся:
Изотерапия;
Танцетворчество;
Сказкотерапия;
Релаксация;
Музыкотерапия;
Музыкоцветотерапия. Сочетание на занятиях аналитических, активных и диагностических методов работы
позволяет детям заинтересованно работать на занятиях , а воспитателю отслеживать
эффективность формируемых на занятиях умений.
Каждое занятие проводится в соответствии со структурой и отвечает следующим
требованиям:
1. Необходимо в конце занятия проводить рефлексию, используя её разнообразные приёмы,
такие как «Поделись улыбкой своей», «Спрашиваю – отвечай» и другие. Очень
эффективными вопросами при использовании приёма «спрашиваю – отвечай» являются:
какое впечатление у вас от сегодняшнего занятия?
Что вам особенно понравилось?
В чём испытывали затруднения?
Где полученные знания Вам могут пригодиться?
2. Следует уметь гибко отвечать на вопросы детей, быть готовым обсуждать то, что их
интересует в настоящий момент больше всего. В тоже время, отвечая на вопросы детей,
необходимо иногда оставлять некоторые вопросы нерешёнными, тем самым, побуждая
детей к собственному принятию решений, оставляя некоторое эмоциональное и
интеллектуальное напряжение.
3. Для успешной работы на занятиях важна положительная психологическая атмосфера.
Для её осуществления вводятся основные правила поведения на занятиях:
внимательно слушая говорящего;
не критикуй собеседника, чтобы он не сказал;
если не хочешь говорить, то можешь промолчать;
относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Структура занятий предусматривает этапы, в некоторой степени, отличающие от
структуры урока:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3.Основная часть: фронтальная работа и самостоятельная работа
Рефлексия
Ритуал прощания.
Методический материал по реализации программы содержит:
Фрагменты текстов, стихов из литературных произведений, которые используются как
иллюстрации анализа жизненных ситуаций в ходе группового обсуждения;
Пословицы используются для стимулирования высказываний детей, формирования их
собственной точки зрения, собственных взглядов и убеждений по обсуждаемой теме
занятия;
Сказки способствуют развитию творческому моделирования детьми субъективного
отношения к жизни;
Шпаргалки используются на занятиях как форма составления алгоритмов своих
действий;
Игры, упражнения, элементы тренинга, релаксации способствуют закреплению в
сознании детей успешных способов действий.
Используемый мною материал на практике часто не является особо новым для ребёнка.
Однако новой является цель обращения к нему. Этот приём позволяет одновременно
опираться на опыт детей, и обогащать его социальным знанием.
Внедрение этой программы и уровень усвоения её воспитанниками моего класса привели к
тому, что дети с ОВЗ могут обучаться не только в специализированных учреждениях, но и
инклюзивно.
Источники 1. Ишимова, О. А. Примерное содержание программы коррекционной работы основной
образовательной программы начального общего образования / О. А.
2. Ишимова,, А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
2015. № 4. С. 311
3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция
специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья: основные положения. И: Москва, 2015 год.
4. Родичкина В.В./Психологопедагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
http://defectolog.edusite.ru/p16aa1.html
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.