Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Оценка 5
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
4 кл
03.02.2019
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Факторы агрессивного поведения.docx
Основные факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем
школьном возрасте
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые
годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах
упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего,
вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием,
драчливостью. Согласно А.Валлону, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут
считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала чтото неприятное ему [7,
с.67].
Как отмечает Е.Гаспарова, на втором году жизни возрастает активностьребенка. С
расширением возможностей самостоятельных действий возратает независимость в
поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости знаменитое “Я сам!”
выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию
родителей[14, с.96].
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период
дети 2х 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д.Лисина, В.С.Мухина,
Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как
процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий,
направленных на другого.
В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще
всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности
в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или
иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым
проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические
формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие
виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
Как отмечает И.А.Фурмнов [20, с.74], что в этом возрасте усиливается “исследовательский
инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта,
запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию
между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает
сильнейшую депривацию ограничение возможности удовлетворения своих потребностей.
Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию
как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта
приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они
чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
А. Фромм [30, с.34], указывает на существование феномена “перенесения”, который в три
четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что
ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и
переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не
может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и
послушания, пусть даже с применением уроз и наказаний.
По мнению С.А.Заваражкина [26, с.9], что ребенок к актам насилия может относить
довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение
лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
К шестисеми годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия,
адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто
физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм
(оскорбление, борьба).
Сделав обширный обзор, хочется подробнее остановиться на возрастных особенностях
младшего школьного возраста.
Кризис трех лет. Обсуждая проблему агрессивности в младшем дошкольном возрасте
нельзя не отметить, что этот возраст совпадает с кризисом трех лет.
В.В.Лебединский [27, с.44] отмечает, что периоды выраженной агрессивности ребенка.
Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе
нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных
аффективных и личностных кризисов.
Э.Клер в работе “О личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных симптомов
этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых,
протестбунт, стремление к деспотизму.
Негативизм это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать чтолибо
только потому, что это предложил ктото из взрослых, т.е. это реакция не на содержание
действия, а на само предложение взрослых. Упрямство такая реакция ребенка, когда он
настаивает на чемлибо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это
потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Строптивость носит, в отличие от
негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных
для ребенка. Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности.
Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке. Обесценивание взрослых.
Ш.Бюмер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: “Дура!”. Протестбунт,
который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все поведение ребенка приобретает
черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними,” писал Л.С.Выготский. В семье с единственным ребенком
встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по
отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Как считал Д.Б.Эльконин, кризис трех лет это кризис социальных отношений, а всякий
кризис отношений есть кризис своего “Я”. Л.С.Выготский указывал, что в данных
симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый [33, с.8].
Ребенок, недоставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое
становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок
резко изменился на протяжении которого времени. Из “беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или
деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется.
В кризисе трех лет происходит то, что называют развдоением: здесь могут быть
конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент,
он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективноволевой сферы, что
указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к
самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка
предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним,
выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности,
но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого
отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира
ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.
Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с “проблемным”
поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно
эмоциональноволевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.
С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой слабая саморегуляция.
И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и
сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.
Но, как отмечает Б.Спок [31, с.21], именно в этот период детства родители
“консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”. И,
конечно, родители для этого используют любые средства.
Как отмечает К.Бютнер [6, 135], от детей требуют соответствия родительским
представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную “покорность»
(Винникотт Д.В.) Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения со
взрослыми, дети, всетаки, постоянно стремятся к установлению и сохранению
положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют
ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к
значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по
отношению к ним (Головко О.А., Котирло В.К.) В этом случае мы говорим о непонимании
родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается
применением физической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”. А ведь
ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл [15, с.84]).
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом изза его
воспитания (Мид М. “Развитие ребенка”). А в этом случае, при воспитании детей в
атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется
и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции,
возбудимость, конфликтность [21, с. 78].
Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение
сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед
детьми “взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Эльконин). И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами
являются родители [33, с.20].
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и
факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре
категории. Агрессия относится к:
1. Врожденным побуждениям и задаткам;
2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3. Познавательным и эмоциональным процессам;
4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Рассмотрим наиболее известные теоретические подходы.
I. Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное
поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два
наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и инстинкт влечения к смерти
(танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение
жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он
утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного
взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение.
Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее
разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию
танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то
это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно
способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций,
сопровождающих агрессию.
II. Экологический подход.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался
эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы
за выживание, который присутствует у людей так же , как и у других живых существ. Он
считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за
выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе,
регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно
агрессивных действий является совместной функцией:
1. Количества наколенной агрессивной энергии.
2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии. Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший
стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение
может выплеснуться спонтанно. Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта
борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е.
имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего
вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем
животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может
привести к уничтожению человека как вида.
Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что
любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой
агрессии и могут блокировать ее проявления.
III. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).
Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше описанным. Здесь
агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.
Основные положения этой теории звучат так:
∙ Фрустрация всегда приводит к агрессии в какойлибо форме.
∙ Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и
чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному
поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной
и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию,
Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же
момент фрустрации, прежде всего изза угрозы наказания.
В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия
направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим
наказанием.
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустратора
сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие
мишени на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует
сдерживающий. Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот
вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят
ущерба, снижает уровень побуждения к агрессии.(оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к
последующей более сильной агрессии).
IV. Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное
поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и
социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного
на образец.
Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы 1,
объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.
Таблица 1.
Теория социального научения Балдуры
АГРЕССИЯ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ: Биологических факторов (гормоны,
нервная система); Научения (непосредственный опыт, наблюдение)
АГРЕССИЯ ПРОВОЦИРУЕТСЯ: Воздействием шаблонов (возбуждение, внимание);
Неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); Побудительными мотивами (деньги,
восхищение); Инструкциями (приказы); Эксцентричными убеждениями (параноидальными
убеждениями)
АГРЕССИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ: Внешним поощрением и наказанием (материальное
вознаграждение, неприятные последствия); Викарным подкреплением (наблюдение за тем,
как поощряют или наказывают других); Механизмами саморегуляции (гордость, вина)
Примечание: эта теория объясняет усвоение, провоцирование, регуляцию агрессивного
поведения
С точки зрения Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
1. Способов усвоения подобных действий;
2. Факторов, провоцирующих их появление;
3. Условий, при которых они закрепляются.
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных
посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному
поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в
качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные
дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона
агрессивных реакций прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления
за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут
повторяться и в дальнейшем.
Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение
успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е.
наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание модели открытой агрессии,
регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.
Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить
и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:
1. Согласно теории, агрессия приобретенная модель социального поведения. Отсюда
может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
2. социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных
социальных условиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в
предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и
ситуации социального развития.
Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно
сделать следующие выводы:
∙ Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
∙ Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в
ходе борьбы за выживание;
∙ Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые
рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации
человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих
проявлению агрессии.
Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Статья " Факторы агрессивного поведения младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.