Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"
Оценка 4.7

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
4 кл
29.11.2018
Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"
В нашей школе с 2000 года проходит научно - практическая конференция. В ней принимают участие все обучающиеся школы. Каждый участник, вместе со своим руководителем готовит исследовательскую работу. Ребята с интересом принимают участие. Победители, в дальнейшем представляют свою работу в «Шаг в будущее». Мой ученик занял 1 место.
НОУ Рзаханов Вадик 4а 2014.docx
7 районная конференция реферативно­исследовательских работ  для учащихся 1­8 классов «Интеллектуалы XXI века» Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста (психолого­педагогические проблемы) Автор: Рзаханов Вадим, 4класс, МАОУ СОШ № 145 Научный руководитель: Воронина Ирина Георгиевна учитель начальных классов  высшей категории Челябинск, 2015 2 Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1.Агрессивность………………..…………………………………………..4 1.1.Что такое агрессивность?.................................................................................4 1.2.Особенности детской агрессивности…………………………………….…..4 1.3.Виды агрессивности………………………………………………….….……4 Глава 2.Экспериментальная часть………………………………………….……5 2.1. Диагностика агрессивности………………………………………………….5 2.2. Результаты диагностики……………………………………………………..6 Заключение……………………………………………………………………..….6 Список литературы………………………………………………………………. 7 Приложение №1…………………………………………………………….….….8 Приложение   №2…………………………………………………………………..9 3 Введение Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных   проблем   психологии   и   педагогики.  В   одних   и   тех   же   жизненных ситуациях   люди   реагируют   по­разному,   иногда   с   некоторой   долей агрессивности.    вспыльчивость,   обидчивость, Агрессивность   как   психологический   феномен   включает   в   себя   такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность,   неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др. Я заметил, что мальчики  более агрессивны.   Оказывается,   различие   полов   проявляются   не   на   уровне агрессивности,  а  в  формах    её  проявления.  Им   более  свойственна   прямая вербальная и физическая агрессия (сразу выражают свое недовольство словом и   делом),   в   то   время   как   девочкам     свойственна   прямая   и   косвенная вербальная агрессия (скандалить, жаловаться, или ругать «за глаза»). Кроме того   у   мальчиков   в   большей   степени   выражена   неуступчивость   и мстительность, а у девочек – обидчивость и вспыльчивость. Объект исследования: Форма агрессивности младших школьников. Предмет   исследования:  Форма   агрессивности   и     гендерные   особенности младших школьников. Цель исследования: Выявить взаимосвязь формы  агрессивности и гендерных особенностей младших школьников. Гипотеза  исследования:  Структура   проявления   различных   форм   агрессии обусловлена гендерными особенностями. В младшем школьном   возрасте у мальчиков   доминирует   физическая   агрессия,   а   у   девочек   она   выражается незначительно   –   они   отдают   предпочтение   вербальной   форме   проявления агрессии.  Задачи исследования: 1 Изучить понятие  агрессивности и ее виды. 2 Определить особенности агрессивного поведения младших школьников. 3 Проанализировать и выявить связь гендерных особенностей и форм  агрессивности.  Метод исследования:  Методика исследования агрессивности Басса­Дарки.  (Приложение№1) 4 Экспериментальную базу исследования составили: учащиеся 3  класса  МАОУ СОШ 145 (в количестве 22 человека; девочек – 10, мальчиков – 12). Глава 1. Агрессивность. 1.1. Что такое агрессивность? Латинское слово «агрессия» означает  «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования   людей   в   обществе,   приносящее   физический   или   моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт». Агрессия   (и   агрессоры)   всегда   оцениваются   резко   отрицательно   как выражение насилия, культа грубой силы. К   агрессивности   близко   подходит   состояние   враждебности. Враждебность — более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Агрессивные   действия   всегда   вредоносны,   но   степень   этой вредоносности   зависит   как   от   агрессора,   так   и   от   оказываемого   ему сопротивления.   Обычно   указывается,   что   агрессивные   действия   весьма разнообразны по форме и по причиняемому вреду.  Проявление агрессии весьма разнообразно.  1.2. Особенности детской агрессивности. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения.  Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей.  В более старшем возрасте портрет агрессивного ребёнка выглядит так: нападает   на   сверстников,   обзывает   их;   намеренно   употребляет   грубые выражения;   ведёт   себя   демонстративно   ради   привлечения   внимания; использует любую возможность, стремится  разозлить  учителя, сверстников, не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку; повышено подозрителен и насторожен; стремится переложить вину за затеянную   им   ссору   на   других   детей;   не   замечает   своего   агрессивного поведения, не видит, что вселяет в других страх и беспокойство; думает, что весь мир хочет обидеть именно его. 5 1.3. Виды агрессивности.  Физическая и вербальная Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта. Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);  Прямая или косвенная Прямая агрессия непосредственно направленная на человека. Косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные   сплетни,   шутки   и   т.   п.),   и   действия,   характеризующиеся   не направленностью   и   неупорядоченностью   (взрывы   ярости,   проявляющиеся   в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);  Внешняя агрессия и внутренняя Внешняя   агрессия   направлена   на   окружающих,   внутренняя   ­   на   себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;  Защитная или провоцирующая Защитная   —   агрессия   в   ответ   на   чьи­то   агрессивные   (или   кажущиеся агрессивными) действия.  Провоцирующая агрессия ­ первое проявление агрессии, "первая атака".  Враждебная и инструментальная Источником   "враждебной"   агрессии   является   гнев,   и   её   конечная   цель   – причинить   вред.  Если   же   причинение   вреда   не   самоцель,  а  лишь   средство достижения какой­либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия. Глава 2. Экспериментальная часть. 2.1. Диагностика агрессивности.  Была проведена диагностика  учащихся по методике исследования  агрессивности Басса­Дарки (Приложение №1) по опроснику  (Приложение№2). 6 Экспериментальную базу исследования составили: учащиеся 3   класса МАОУ СОШ 145 (в количестве 22человека; девочек – 10, мальчиков – 12). 2.2. Результаты диагностики. В ходе диагностики были получены следующие результаты: Для     мальчиков   характерна   физическая   агрессия.   Из   100%   опрошенных подтвердили 92%. Им характерно причинение боли, физических страданий другим, драчливости. Для   девочек   характерна   вербальная   агрессия.   Из   100%   опрошенных подтвердили   90%.   Вербальная   агрессия   проявляется   как:   недовольство действиями   других   в   виде   ругани,   брани,   использовании   обидных   слов.   А также   выражений,   смысл   которых   явно   направлен   на   причинение   обиды другому   человеку   (акцентирование   внимания   на   недостатках,   обидные прозвища, высмеивание каких­либо особенностей внешности или поведения человека, высказывание чувства ненависти и злости по отношению к кому­ либо). Таблица полученных данных. Форма агрессии Физическая Вербальная Мальчики 92% 27% Девочки 11% 90% Заключение Рассмотрение   проявления   разных   форм   агрессивности   у   девочек   и мальчиков на отдельных стадиях их возраста дает необходимые ориентиры для развития личности ребенка младшего  школьного возраста.  Структура   проявления   различных   форм   агрессии   обусловлена гендерными   особенностями.   В   младшем   школьном     возрасте   у   мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражается незначительно – они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.  Гипотеза доказана. 7 Список литературы. 1 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов  вузов.­М.: ИЦ «Академия», 1997. 2 Бендас Г.В. Гендерная психология.­СПб., 2006. 3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.­М.:­ М.,1998. 4 Грошев И.В. Психология половых различий.­ Тамбов, 2001. 5 Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Методики диагностики агрессии. //  Психологическая диагностика, 2007 №3. 6 Линда Сибли. Чувства разные нужны­чувства разные важны…М.:  «Триада», 1999. 7 Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у  подростков. // Вопросы психологии. 2003 №3. 8 Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой/ М.:  Педагогика, 1998. 9 Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. КоГиТо­Центр.  2008. 10 Паренс Г. Агрессия наших детей.­М., Изд. Дом «Форум», 1997. 11 Петрова Т.В. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и  девочек младшего школьного возраста. // Начальная школа. 2007, №8. 12 Рогов Е.И. настольная книга практического психолога. Владос; М. 2000. 13 Столярчук Л.И. Индивидуальный подход в современной  общеобразовательной школе. // Наука и практика воспитания  и  дополнительного образования. 2008 №4. 14 Фурманова И.А. Психология детей с нарушенным поведением. Владос;  М, гуманитарное изд. Центр, 2004. 8 15 Фурманова И.А.  Детская агрессивность: психодиагностика и  коррекция. –Минск, 1996. 16 Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростка. //  Директор школы. 2003 №5. Приложение №1 «Методика диагностики агрессивности Басса­Дарки» А.   Басе,   воспринявший   ряд   положений   своих   предшественников,   разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую   негативные   чувства   и   негативные   оценки   людей   и   событий". Создавая   свой   опросник,   дифференцирующий   проявления   агрессии   и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1.   Физическая   агрессия   –   использование   физической   силы   против   другого лица. 2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4.   Негативизм   –   оппозиционная   манера   в   поведении   от   пассивного сопротивления   до   активной   борьбы   против   установившихся   обычаев   и законов. 5.   Обида   –   зависть   и   ненависть   к   окружающим   за   действительные   и вымышленные действия. 6.   Подозрительность   –   в   диапазоне   от   недоверия   и   осторожности   по отношению   к   людям   до   убеждения   в   том,   что   другие   люди   планируют   и приносят вред. 7.   Вербальная   агрессия   –   выражение   негативных   чувств   как   через   форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является   плохим   человеком,   что   поступает   зло,   а   также   ощущаемые   им угрызения совести. 9 ОПРОСНИК Приложение №2 Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".  Временами я не могу справиться с желанием причинить вред  другим •   Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю •   Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь •   Если меня не попросят по­хорошему, я не выполню •   Я не всегда получаю то, что мне положено •   Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной •   Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это  почувствовать •   Когда мне случалось обмануть кого­нибудь, я испытывал  мучительные угрызения совести •   Мне кажется, что я не способен ударить человека •   Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться  предметами •   Я всегда снисходителен к чужим недостаткам •   Если мне не нравится установленное правило, мне хочется  нарушить его да да да да да да да да да да да да нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет 10 •   Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными  обстоятельствами •   Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне  несколько более дружественно, чем я ожидал •   Я часто бываю несогласен с людьми •   Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь •   Если кто­нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему •   Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями •   Я гораздо более раздражителен, чем кажется •   Если кто­то воображает себя начальником, я всегда поступаю  ему наперекор •   Меня немного огорчает моя судьба •   Я думаю, что многие люди не любят меня •   Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной •   Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство  вины да да да да да да да да да да да да •   Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да •   Я не способен на грубые шутки •   Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются •   Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они  не зазнавались да да да •   Почти каждую неделю я вижу кого­нибудь, кто мне не нравится да •   Довольно многие люди завидуют мне •   Я требую, чтобы люди уважали меня •   Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей •   Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их  да да да да нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет 11 "щелкнули по носу" •   Я никогда не бываю мрачен от злости •   Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не  расстраиваюсь •   Если кто­то выводит меня из себя, я не обращаю внимания •   Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть •   Иногда мне кажется, что надо мной смеются •   Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям •   Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены •   Я редко даю сдачи, даже если кто­нибудь ударит меня •   Когда получается не по­моему, я иногда обижаюсь •   Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием •   Нет людей, которых бы я по­настоящему ненавидел •   Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" •   Если кто­нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем  думаю •   Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею •   Если я разозлюсь, я могу ударить кого­нибудь •   С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да да да да да да да да да да да да да да да да •   Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да •   Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да •   Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей  делать что­нибудь приятное для меня •   Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ •   Неудачи огорчают меня да да да нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет 12 •   Я дерусь не реже и не чаще чем другие •   Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал  попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее •   Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да да да •   Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да •   Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но  теперь я в это не верю •   Я ругаюсь только со злости •   Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть •   Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую  силу, я применяю ее •   Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу •   Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не  нравятся •   У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить •   Я не умею поставить человека на место, даже если он того  заслуживает •   Я часто думаю, что жил неправильно •   Я знаю людей, которые способны довести меня до драки •   Я не огорчаюсь из­за мелочей •   Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или  оскорбить меня •   Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить  угрозы в исполнение •   В последнее время я стал занудой •   В споре я часто повышаю голос да да да да да да да да да да да да да да да нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет 13 •   Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям •   Я лучше соглашусь с чем­либо, чем стану спорить При составлении опросника использовались принципы: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. да да нет нет 2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени  ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: I. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"­0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7 2. Косвенная агрессия: "да" ­ 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" ­ 0: 26,49 3. Раздражение: "да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69 4. Негативизм: "да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" ­ 1, "да" = 0: 36 5. Обида: "да"= 1,"нет" ­ 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58 6. Подозрительность: "да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66,74,75 7. Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" ­ 1, "да"=0: 33,66,74,75 8. Чувство вины: "да"­1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности  (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс­минус  4, а враждебности – 6,5­7 плюс­минус 3. При этом обращается внимание на  возможность достижения определенной величины, показывающей степень  проявления агрессивности. 14 15

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы агрессивности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста"

Исследовательская работа на тему:"Взаимосвязь формы  агрессивности  у мальчиков и девочек   младшего  школьного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018