Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
4 кл
10.06.2019
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей-предметников.
Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени.
Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.
А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ст
«Механизмы адаптации учащихся при переходе из
начального в среднее звено обучения»
Барановская Н. В.,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 245
Переход из одного в другое звено обучения традиционно
считается одной из наиболее сложных ситуаций как для
обучающихся, так и для педагога. Как же справиться с этой
ситуацией?
Я имею 9 летний стаж классного руководства. Моя статья
будет посвящена представлению опыта
выработки механизма
адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено
обучения.
Прежде чем говорить о механизмах адаптации, хотелось бы
уточнить сами термины «механизм» и «адаптация», для этого
обратимся к толковым словарям Ефремовой,
Ожегова и
психологическому словарю.
После анализа существующих вариантов трактовок терминов,
мы получили следующее совокупное определение: механизм
адаптации это порядок действия для приспособления организма к
изменяющимся окружающим условиям.
Следующим шагом стало выделение изменяющихся условий
для обучающихся при переходе в среднее звено. Вот пять основных
из них.
1 Изменение статуса — из «выпускников» начальной школы они
превращаются в «малышей» основной. В начальной школе
четвероклассники – самые большие, а в основной – они самые
маленькие. С другой стороны, родители и педагоги
подчеркивают, что школьник – уже не маленький и начинают
предъявлять к нему новые требования.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый
этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники
начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те
акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми
данного возраста. Перспектива перехода в
среднюю школу
заставляет взрослых
обращать первостепенное внимание на
сформированности у четвероклассников учебных умений и навыков. Изменение условий обучения дети переходят от системы «один
учитель», к системе «классный руководитель – учителя
предметники». Новые учителя еще не знают особенностей и
возможностей ребёнка.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения:
дети переходят от одного основного учителя к системе классный
руководитель – учителяпредметники. И одной из наиболее часто
встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что
сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством
учителей и учеников друг другом.
Также обнаруживается несогласованность действий учителей
начальных классов и учителейпредметников.
Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе
более высокой ступени.
Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и
деятельности на 2ступени общего образования напрямую связана с
их психологической готовностью к переходу в 5ый класс.
А формирование психологической готовности учащихся зависит от
взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о
психологопедагогической преемственности в работе учителей
начальных классов и учителейпредметников.
Разные требования учителей основной школы: ктото требует
аккуратного ведения тетрадей и строго следит за этим, а ктото –
нет; один поощряет ученика, когда он высказывает своё мнение,
другой – требует строго придерживаться имеющихся фактов и др.
Увеличивается количество учебных предметов и вместе с тем,
может увеличиваться степень сложно материала, который
необходимо усвоить. То, что раньше давалось легко, будет
требовать больших усилий.
Уверенность, учителяпредметника, в том, что у ребёнка уже
сформированы умения учиться, самостоятельно работать на
уроке и дома.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из главных
проблем является несогласованность действий учителей
начальных классов и учителейпредметников средней школы.
У школьников своя «сторона медали»: 1. К четвертому классу у большинства школьников намечается
дифференциация учебных интересов, складывается разное
отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше,
другие – меньше. Это зависит от особенностей
их
работоспособности, специфики
развития,
переработки информации, неодинаковым интересом к различным
учебным предметам и т.д.
познавательного
детей,
2. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается
стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в
такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость,
добиться успеха, обрести уверенность в себе.
На пути гармонизации взаимодействия двух сторон, мы выработали
следующие предложения:
1.Прежде всего, следует установить систематические деловые
контакты между учителем начальных классов и учителями
предметниками.
Подготовка учащихся к основной школе требует творческого
содружества педагогов. Этому помогают совещания по обмену
опытом работы. Обращение к проблеме «пятых классов» на
педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях
учащихся начальных классов и пятиклассников
2.Проведение конкурсов для учащихся начальных классов
учителямипредметниками.
3. Взаимообмен учителей при проведение уроков у пятиклассников
учителями начальных классов, у учащихся начальных классов
учителямипредметниками.
Перспективное распределение классного руководства и
4.
нагрузки. Желательно как можно раньше определить классных
руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих
пятиклассников Вовремя проведенная тарификация дает
возможность учителямпредметникам познакомиться со своими
будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их
первого учителя.
5. Взаимный учет требований учителей начальных классов и
будущего классного руководителя и учителейпредметников.
В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать
стиль работы учителей 2й ступени, знать характер их требований,
методы и приемы работы.
6. Ознакомление классных руководителей с будущей программой 5
класса. Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5
класса, а учителямипредметниками соответствующих программ и
учебников начальной школы.
7. Знание тем, которые вызывают наибольшие затруднения у
пятиклассников. Преемственность можно обеспечить лишь в том
случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера сегодня
завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного
класса. Для этого учителю начальных классов необходимо знать
темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников.
Задача учителейпредметников обратить внимание учителей
начальных классов на типичные ошибки, которые допускают
учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.
Всё это надо решать на совместных МО.
8.
немаловажный фактор
психологической подготовки к переходу на 2ю ступень образования.
9.Проведение родительских собраний с приглашением учителей
предметников.
Опережающее обучение
В рамках адаптации учащихся при переходе из начального в среднее
звено обучения предлагаю распостранение двух рекомендаций
памяток: для педагов, работающих в 45 классах (см. Приложение 1) и
рекомендацию памятку для родителей 45ми классников (см.
Приложение 2).
Приложение 1
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 5 –Х КЛАССАХ.
1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность,
стремится обновлять методы и приемы обучения с целью
осуществления личностноориентированного подхода к каждому
школьнику.
2. Во втором полугодии в 4х классах педагогам начальной и
средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут
изучать в 5м классе, преподавателям предметникам целесообразно в
интересной для ребят манере представить будущие предметы,
рассказывать об особенностях обучения в средней школе в
эмоциональноблагоприятном тоне для того,
чтобы снять
тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной
деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с
кабинетами.
3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика
4го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы должна
носить
стимулирующий
отражение личностные и характерологические особенности,
интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности,
мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень
притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в
группе сверстников.
4. Преподавателямпредметникам 5х классов, будущим классным
руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4х
классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а
также стилем общения педагога, который работал в начальной
школе.
5. На первом этапе обучения в 5м классе целесообразно оценочную
деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять
школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная
деятельность
и
поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и
навыков, способам самостоятельной, контрольнооценочной
деятельности, учить работать в умственном плане действий. На
первом этапе обучения в 5м классе при организации
взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога
начальной
учить рациональному планированию
деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают
познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей
деятельности ребенка учебе приходит новая ведущая
деятельность общение. Для поддержания мотивации к учебе
больше
использовать возможности сотрудничества школьников на уроке,
поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на
продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и
сопоставлять несколько способов решения задачи, искать
нестандартные способы решения).
При организации воспитательной работы использовать
8.
возможности включения 5классников в подготовку и организацию
совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников,
спортивных соревнований. Использовать компенсаторные
возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую
самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения
которых они заведомо бы имели успех.
школы, Подводя итоги можно сказать что 5ый класс – это переход из
начального звена в средний, и изза смены структуры, содержания
обучения у детей происходят изменения психологического и
деятельностного характера:
Возрастает состояние стресса
Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к
упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение
по новым программам
Кабинетная система и много учителейпредметников
Сложность адаптации к учителям
Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям
личности
Переутомление
Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на
уроке
Отсутствие единства требований приводит к безответственному
отношению ученика к учению
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества
успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос
о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая
адаптация должна быть организована на уровне школы с
использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов.
Эти особенности надо учитывать родителям учащихся, которые
являются второй проблемой адаптации, но возможно первой по
значимости.
Предлагаю в конце четвертого класса выдавать следующие памятки.
Приложение 2
Помощь, которую могут оказать родители своим детям при
переходе из начального в среднее звено обучения.
1 Подскажите как справиться с «техническими» трудностями первых
дней – где находится расписание, как найти нужный кабинет и т.п.
Напоминайте ребёнку, чтобы он собрал всё необходимое на завтра,
сверившись с расписанием. Но не делайте это за него!
Интересуйтесь школьными делами сына или дочери. Интересуйтесь
новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не
забывайте о бытовых деталях – успевает ли поесть и т.п.
По возможности познакомьтесь с новыми учителями. Можно
попросить классного руководителя пригласить их на родительское собрание, где они смогут познакомить вас с особенностями изучения
предметов, системой требований и оценок.
Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным
оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и
учителя, могут оценивать поразному и результаты его работы, и его
самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не
делает трагедии из школьной отметки. И тут, конечно, многое
зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания
и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная
тревожность чаще возникает не изза реальных неуспехов (хотя
бывает и такое), а изза страха не соответствовать установкам
родителей.
Обращайте внимание на эмоциональное состояние школьника, его
самочувствие, изменения в поведении. Старайтесь, чтобы он
соблюдал режим дня, достаточно высыпался.
Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в
жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни
поможет пережить ребёнку школьные трудности.
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.