Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Оценка 4.6

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
4 кл
10.06.2019
Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей-предметников. Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс. А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ст
Mehanizmy_adaptacii_uchaschihsya_pri_perehode_iz_nachalnogo_v_srednee_zveno.docx
«Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения» Барановская Н. В.,  учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 245 Переход   из   одного   в   другое   звено   обучения   традиционно считается   одной   из   наиболее   сложных   ситуаций   как   для обучающихся,   так   и   для   педагога.   Как   же   справиться   с   этой ситуацией? Я   имею   9   летний   стаж   классного   руководства.     Моя   статья будет   посвящена   представлению   опыта     выработки   механизма адаптации   учащихся  при  переходе  из   начального  в  среднее   звено обучения.            Прежде чем говорить о механизмах адаптации, хотелось бы уточнить   сами   термины   «механизм»   и   «адаптация»,   для   этого обратимся   к   толковым   словарям   Ефремовой,  Ожегова   и психологическому словарю. После анализа существующих вариантов трактовок терминов, мы   получили   следующее   совокупное   определение:   механизм адаптации   это   порядок   действия   для   приспособления   организма   к изменяющимся окружающим условиям.   Следующим   шагом   стало   выделение   изменяющихся   условий для  обучающихся при переходе в среднее звено. Вот пять основных из них. 1 Изменение статуса  — из «выпускников» начальной школы они превращаются   в   «малышей»   основной.   В   начальной   школе четвероклассники – самые большие, а в основной – они самые маленькие.   С   другой   стороны,   родители   и   педагоги подчеркивают, что школьник – уже не маленький и начинают предъявлять к нему новые требования. Четвертый  год  обучения  в  младших  классах  завершает  первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной   школы.   Именно   этот   факт   во   многом   определяет   те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного   возраста.   Перспектива   перехода   в     среднюю   школу заставляет   взрослых     обращать   первостепенное   внимание   на сформированности у четвероклассников учебных умений и навыков. Изменение условий обучения ­  дети переходят от системы «один учитель»,   к   системе   «классный   руководитель   –   учителя­ предметники».   Новые   учителя   еще   не   знают   особенностей   и возможностей ребёнка. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения: дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный руководитель     –   учителя­предметники.   И   одной   из   наиболее   часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что сопровождается     часто     конфликтами,   взаимным   недовольством учителей и учеников друг другом. Также   обнаруживается   несогласованность   действий   учителей начальных классов и учителей­предметников. Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация   младших   школьников   в   новых   условиях   жизни   и деятельности на 2­ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5­ый класс. А   формирование   психологической   готовности   учащихся   зависит   от взаимодействия  двух  смежных  ступеней  образования.   Речь   идет  о психолого­педагогической   преемственности   в   работе   учителей начальных классов и учителей­предметников. Разные   требования   учителей  основной   школы:   кто­то   требует аккуратного ведения тетрадей и строго следит за этим, а кто­то – нет;   один   поощряет   ученика,   когда   он   высказывает   своё   мнение, другой – требует строго придерживаться имеющихся фактов и др. Увеличивается   количество   учебных   предметов  и   вместе   с   тем, может   увеличиваться  степень   сложно   материала,   который необходимо   усвоить.   То,   что   раньше   давалось   легко,   будет требовать больших усилий. Уверенность,  учителя­предметника,   в   том,   что  у   ребёнка   уже сформированы   умения   учиться,   самостоятельно   работать  на уроке и дома. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из  главных проблем   является   несогласованность   действий   учителей начальных классов и учителей­предметников средней школы. У школьников своя «сторона медали»: 1. К   четвертому   классу   у   большинства школьников   намечается дифференциация   учебных   интересов,   складывается   разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие   –   меньше.   Это   зависит   от   особенностей     их работоспособности,   специфики     развития, переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным учебным предметам и т.д.   познавательного     детей,   2. Не  следует  также  забывать,  что жизнь  детей не  ограничивается стенами школы. За  ее пределами ребенок может быть погружен  в такие   занятия, которые   позволят   ему   проявить   свою   умелость, добиться  успеха,  обрести  уверенность в себе. На пути гармонизации взаимодействия двух сторон, мы выработали следующие предложения: 1.Прежде   всего,   следует   установить  систематические   деловые контакты  между   учителем   начальных   классов   и   учителями­ предметниками. Подготовка   учащихся   к   основной   школе   требует   творческого содружества   педагогов.   Этому   помогают   совещания   по   обмену опытом   работы.   Обращение   к   проблеме   «пятых   классов»   на педагогических   совещаниях,   заседаниях   совместных   мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников 2.Проведение   конкурсов  для   учащихся   начальных   классов учителями­предметниками. 3. Взаимообмен учителей при проведение уроков у пятиклассников учителями   начальных   классов,   у   учащихся   начальных   классов учителями­предметниками.  Перспективное   распределение   классного   руководства   и 4. нагрузки.   Желательно   как   можно   раньше   определить   классных руководителей   и   нагрузку   учителей   предметников   у   будущих пятиклассников   Вовремя   проведенная   тарификация   дает возможность   учителям­предметникам   познакомиться   со   своими будущими   учениками,   а   также   с   «педагогическим   подчерком»   их первого учителя. 5.  Взаимный   учет   требований   учителей  начальных   классов   и будущего классного руководителя и учителей­предметников.   В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать стиль работы учителей 2­й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы. 6. Ознакомление классных руководителей с будущей программой 5 класса. Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями­предметниками ­ соответствующих программ и учебников начальной школы. 7.  Знание   тем,   которые   вызывают   наибольшие   затруднения   у пятиклассников.  Преемственность   можно   обеспечить   лишь   в   том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера ­ сегодня ­ завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.   Для   этого   учителю   начальных   классов   необходимо   знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Задача   учителей­предметников   ­   обратить   внимание   учителей начальных   классов   на   типичные   ошибки,   которые   допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы. Всё это надо решать на совместных МО. 8.   немаловажный   фактор ­ психологической подготовки к переходу на 2­ю ступень образования. 9.Проведение родительских собраний  с приглашением   учителей­ предметников.  Опережающее   обучение  В рамках адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено   обучения  предлагаю   распостранение   двух     рекомендаций­ памяток: для педагов, работающих в 4­5 классах (см. Приложение 1) и рекомендацию­   памятку   для   родителей   4­5­ми   классников   (см. Приложение 2). Приложение 1 ПАМЯТКА  ПЕДАГОГАМ,  РАБОТАЮЩИМ В 4 ­5 –Х КЛАССАХ. 1. Преподавателям  постоянно  анализировать  свою   деятельность, стремится     обновлять     методы     и     приемы     обучения     с  целью осуществления  личностно­ориентированного   подхода   к   каждому школьнику. 2. Во   втором   полугодии   в   4­х   классах   педагогам   начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут изучать в 5­м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы, рассказывать     об     особенностях     обучения   в   средней   школе   в эмоционально­благоприятном   тоне   для   того,   чтобы   снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности.   Проводить   экскурсии   по   школе,   знакомить   с кабинетами. 3. Завучу,  учителям начальной школы готовить на каждого  ученика 4­го   класса   развернутую   характеристику,   в   которой   нашли   бы должна         носить     стимулирующий   отражение   личностные   и    характерологические    особенности, интеллектуальные  возможности,  в  том  числе  темп деятельности, мотивы   учебной   деятельности,   интересы,     самооценку,     уровень притязаний.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников. 4. Преподавателям­предметникам  5­х  классов,  будущим   классным руководителям     знакомиться    с     характеристиками   учащихся   4­х классов,   особенностями классных коллективов,   их   традициями,   а также  стилем  общения  педагога,  который  работал  в  начальной школе. 5. На первом этапе обучения в 5­м классе целесообразно  оценочную деятельность  строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять школьникам,  за что они получили ту или  иную  оценку.  Оценочная деятельность     и поддерживающий характер. 6.   Уделять   больше   внимания   формированию   учебных   умений   и навыков,   способам       самостоятельной,       контрольно­оценочной деятельности, учить работать в   умственном   плане   действий.   На первом     этапе  обучения        в       5­м       классе      при      организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной     учить   рациональному   планированию деятельности, строить режим дня. 7. Преподавателям     учитывать,     что     в     средней   школе   падают познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей деятельности     ребенка     ­     учебе     ­     приходит   новая   ведущая деятельность   ­   общение.     Для   поддержания   мотивации   к   учебе больше  использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке, поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и сопоставлять     несколько     способов     решения     задачи,       искать нестандартные способы решения).   При   организации   воспитательной   работы   использовать 8. возможности   включения   5­классников   в   подготовку   и   организацию совместных  со старшеклассниками       мероприятий,       праздников, спортивных   соревнований.           Использовать           компенсаторные возможности воспитательной   работы;  ученикам,  имеющим  низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения,  в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.   школы, Подводя   итоги   можно   сказать   что   5­ый   класс   –   это   переход   из начального звена в средний, и из­за смены структуры, содержания обучения   у   детей   происходят   изменения   психологического   и деятельностного характера: Возрастает состояние стресса Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам Кабинетная система и много учителей­предметников Сложность адаптации к учителям Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям личности Переутомление Многообразие   и   отличие   от   начальной   школы   приемов   работы   на уроке Отсутствие   единства   требований   приводит   к   безответственному отношению ученика к учению Все   эти   причины   неизменно   приводят   к   снижению   качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая адаптация   должна   быть   организована   на   уровне   школы   с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов. Эти   особенности   надо   учитывать   родителям   учащихся,   которые являются   второй   проблемой   адаптации,   но   возможно   первой   по значимости. Предлагаю  в конце четвертого класса выдавать следующие памятки. Приложение 2     Помощь,   которую   могут   оказать   родители   своим   детям   при переходе из начального в среднее звено обучения. 1 Подскажите как справиться с «техническими» трудностями первых дней – где находится расписание, как найти нужный кабинет и т.п. Напоминайте ребёнку, чтобы он собрал всё необходимое на завтра, сверившись с расписанием. Но не делайте это за него! Интересуйтесь школьными делами сына или дочери. Интересуйтесь новыми   предметами,   новыми   учителями,   одноклассниками.   Не забывайте о бытовых деталях – успевает ли поесть и т.п. По   возможности   познакомьтесь   с   новыми   учителями.   Можно попросить классного руководителя пригласить их на родительское собрание, где они смогут познакомить вас с особенностями изучения предметов, системой требований и оценок. Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам.   Важно,   чтобы   он   понимал:   разные   люди,   в   том   числе   и учителя, могут оценивать по­разному и результаты его работы, и его самого   как   личность.   В   средней   школе   легче   будет   тому,   кто   не делает   трагедии   из   школьной   отметки.   И   тут,   конечно,   многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и   высокие   требования   отравляли   ребенку   жизнь.   Повышенная тревожность   чаще   возникает   не   из­за   реальных   неуспехов   (хотя бывает   и   такое),   а   из­за   страха   не   соответствовать   установкам родителей. Обращайте  внимание  на эмоциональное  состояние школьника, его самочувствие,   изменения   в   поведении.   Старайтесь,   чтобы   он соблюдал режим дня, достаточно высыпался. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет пережить ребёнку школьные трудности.

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения

Механизмы адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2019