РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оценка 4.9

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа +2
4 кл
20.05.2019
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Проблема воспитательного потенциала затрагивает различные стороны функционирования системы современной школы ........ Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях
доклад.docx
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  Костекова К.А. МКОУ СОШ №4 г.Хасавюрт  Проблема   воспитательного   потенциала   урока   затрагивает   различные стороны   функционирования   классно­урочно­предметной   системы   современной школы.   Базой   развития   и   воспитания   ребенка   продолжают   оставаться фундаментальные   знания,   которые   он   получает   в   ходе   образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной   ответственности,   созидательных   способностей   и   качеств   человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических   условиях.   На   это   ориентирует   нас   Закон   об   образовании   в Российской   Федерации   (2012г.),   определяя   приоритетность   воспитания   в процессе   достижения   нового   качества   образования.   И   отсюда   высвечивается роль   урока   как   элемента   воспитательной   системы.   Более   того,   отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности   жизни   и   строящей   свою   жизнь   с   учетом   данных закономерностей.   Объективность   научных   сведений   гарантирует   реальность планируемого   результата.   В   таком   ракурсе   освещения   урок   обретает   свою огромную роль в становлении и развитии личности младшего школьника. Содержание   современных   учебных   программ   обладает   значительным воспитательным   потенциалом.   Его   реализация   зависит   от   целенаправленного отбора   содержания   учебного   материала,   представляющего   ученикам   образцы подлинной   нравственности,   патриотизма,   духовности,   гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности,   сколько   в   умении   отбирать   материал   к   уроку,   определять   его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. А педагогический его профессионализм, входящего вместе с детьми на вершину культуры – это: *   знание   философских,   психологических   биологических   закономерностей развития ребенка; *   система   профессиональных   умений   сотрудничества   с   детьми, обеспечивающих   организацию   жизнедеятельности   ребенка   как   активного взаимодействия с окружающим миром; *   система   мировоззренческих   отношений   к   миру   и   системам   отношений ценностям жизни на земле; * система умений «прикосновения к личности» ребенка. Содержание учебного предмета на уроке ­ мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. В.А.   Сухомлинский   называл   таких   учителей   «умеющими   воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания … выступают   как   инструмент,   с   помощью   которого   ученики   сознательно осуществляют новые шаги в познании мира» [4]. Реализация   воспитательного   потенциала   содержания   учебных   программ достигается при условии: ­ решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника; ­   целенаправленного   отбора   содержания   учебного   материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности; ­ использования современных образовательных технологий; ­   организации   творческой   исследовательской   деятельности   учащихся   на уроке и во внеурочное время. Как   правило,   большинство   современных   образовательных   технологий предполагают   на   уроках   активной   деятельности   учащихся   на   разных   уровнях познавательной   самостоятельности.   Именно   в   этом   заключается   важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока. Конечно, на   одном   уроке   у   детей   невозможно   воспитать   честность   и   милосердие,   или мужество и вежливость, или какое­либо другое качество. Однако ставить такие задачи   и   реализовывать   их   необходимо.   Нравственная   ситуация   на   уроке заставляет   ученика   задуматься   о   своих   отношениях   к   товарищам,   к   себе,   к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.  В отличии от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения   не   вещи   и   явления   реального   мира,   а   абстрагированные   от   них количественные   отношения   и   пространственные   формы.   С   древних   времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «…огромные   развивающие   возможности   математики;   …   она   пробуждает   ум, придает ему гибкость, живость и памятливость…».  Основные воспитательные функции предмета математики: ­ должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях; ­   расширять   кругозор   учащихся,   поднимать   их   общий   культурный   уровень через содержание математических задач. На   уроках   математики   ученику   требуется   каждый   шаг   своего   решения аргументировать и доказывать свое мнение. Также у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а   любая   неточность   в   математике   –   к   неверному   решению   задачи.   Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря точному ответу  в математических задачах, каждый ученик   может   после   выполнения   задания   достаточно   точно   и   объективно оценить   свои   знания   и   меру   усилий,   вложенных   в   работу,   то   есть   дать   себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый   ученик   воспитывает   в   себе   такие   личностные   черты   характера,   как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной деятельности,   внимания,   терпимости   в   преодолении   различных   трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство,   умение   соглашаться   с   мнением   других,   доводить   дело   до   конца, ответственность.   На   этих   уроках   формируется   уважение   к   достижениям человеческого   гения,   убежденность   в   важности   математических   знаний   в практической   жизни   ребенка,   признание   радости   его   творческого   труда   как одной из основных человеческих ценностей. Содержание  многих текстовых задач, включенных  в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на   решение   задач   отводится   большая   часть   учебного   времени.   Поэтому   при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа   не   только   учит,   она   готовит   учащихся   к   самостоятельной   жизни, формирует   их   как   личность,   поэтому   беседы   нравственного   характера   очень важны. Например. Задача. Рабочий делает за смену  8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену? ­ Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий? Да, в каждом   деле   необходимо   умение.   А   чтобы   его   приобрести,   нужно   немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером. Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах  после посещения  классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г? Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость? Учащимся   предлагается   самостоятельно   составлять   задачи   по   рисункам, схемам, кратким  записям, выражениям  о бережном  отношении   к  животному  и растительному   миру,   о   труде,   достижениях   науки,   спорте,   здоровье.   Такая работа способствует развитию творческого воображения младших школьников, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и удовлетворения от творческого   труда   оказывают   сильное   воспитательное   воздействие,   так   как формируют у человека потребность в творческом труде. Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая   огромной   силой   психологического   воздействия,   художественная литература способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении   человека   в   окружающем   мире,   развивает   высокие   чувства   и нравственное сознание, формирует идеалы.  В   последнее   время   особенно   популярной   становится   идея   не   просто воспитания детей, а воспитание через искусство, через литературу. Вот перед нами   выпускник   средней   школы,   не   знающий   ни   одной   пушкинской   строки наизусть, вся программа средней школы осталась за кадром его сознания… А тексты, выученные в начальной школе, они помнят прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом, ­ все живет в душе. Уроки   поэзии   в   начальной   школе   имеют   исключительную   важность   в развитии   эмоциональной   сферы   ребенка,   открывают   доступ   к   бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.  Изучение   стихотворений   в   школе   составляет   основную   часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи А.С. Пушкина, Ф.   Тютчева   и   других   поэтов   –   классиков   позволяют   детям   яснее   услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели. Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности. Огромный   воспитательный   потенциал   уроков   поэзии   мы   видим   в формировании   эмоциональной   культуры   как   одно   из   слагаемых   культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности. Границы   школьного   урока   благодатно   расширяются   при   организации интересных   внеклассных   занятий,   на   которых   школьники   проявляют   себя, свободно высказывают свои мысли и сравнивают. Такие занятия, как «Утро в живописи,   поэзии,   музыке»,   «Цветы   в   живописи,   поэзии,   музыке»,   «Весна   – праздник   цветов   и   деревьев»,   «Праздник   первого   снега»   и   другие   приносят учащимся радость и надолго остаются в памяти. «Хочешь наукой воспитать ученика, ­ писал Л.Н. Толстой, ­ люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь   ее,   сколько   бы   ты   не   заставлял   учить,   наука   не   произведет воспитательного воздействия» [2]. 1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ­ М., Список литературы 1968.   2. Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстой о воспитании обучении / Академия пед. наук РСФСР, Инт­т теории и истории педагогики. ­ М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1968. 3.   Санникова,   А.   И.   Развитие   творческого   потенциала   учащихся   в образовательном процессе. ­ М.: Флинта, 2001. 4. Сухомлинский, В. А. О воспитании. ­ М., 1975.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019