ОСОБЫЙ РЕБЕНОК
Цель тренинга – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения с детьми с ограниченными возможностями, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.
Задачи:
1. обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
2. формирование эффективной родительской позиции,
3. оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
4. формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
5. формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями.
План тренинга:
1 блок: «Взрослые и дети» - 4 часа
2 блок: «Общение с ребенком» - 4 часа
3 блок: «Покажи мне любовь» - 3 часа
4 блок: «Я - родитель» - 4 часа
5 блок: «Учимся требовать и контролировать» - 4 часа
6 блок: «Счастливая семья» - 4 часа
Содержание программы тренинга
1 блок: «Взрослые и дети»
Задачи занятия:
1. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
2. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.
3. Сплочение группы.
Структура занятия:
· Разминка «Цветок настроения».
· Выработка и принятие правил группы.
· Упражнение «Знакомство с семьей».
· Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
· Информативный блок.
· Упражнение «Пойми чувства ребенка».
· Упражнение «Я - сообщение».
· Рефлексия, обратная связь.
· Домашнее задание.
Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман.
Ход занятия
Здравствуйте уважаемые родители, мы очень рады видеть Вас сегодня. Давайте познакомимся! Меня зовут Верещагина Евгения Сергеевна, педагог психолог отделения реабилитации МО «Новоспасское».
Разминка «Цветок настроения».
Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.
Материал: лепестки из цветной бумаги.
Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.
Выработка и принятие правил группы.
Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы.
Например: приходить на занятия без опозданий, выключать мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать, активно участвовать в работе группы и т. д.
Упражнение «Знакомство с семьей».
Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?
Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
Ответы заносятся в таблицу.
Таблица №1
Вопрос
Ответы за себя
Ответы за ребенка
Реальный ответ ребенка
Мое любимое (нелюбимое) животное. Почему?
Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему?
Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
Доброго волшебника я попросил бы о…… ,
а злого о……. Почему?
В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему?
Реальные ответы ребенка родитель получает дома.
Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка.
Информационный блок.
Различия между внутренним миром ребенка и взрослого, между восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
Негативное поведение ребенка, как следствие родительского невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.
Побуждение родителей к актуализации своего опыта.
Упражнение «Пойми чувства ребенка».
Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Таблица №2
Ситуация и слова ребенка
Чувства ребенка
«Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось».
Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»
Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь».
(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».
(Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»
«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!»
Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?
Упражнение «Я - сообщение». В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используйте «Я-послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.
Таблица №3
Ситуация
Ваше чувство
Я – сообщение
Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.
Вы входите в комнату (9 этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.
Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время.
Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб.
Рефлексия, обратная связь.
Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?
Домашнее задание.
Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка»
Заполнение таблицы:
Таблица №4
Что меня огорчает в моем ребенке
Что меня радует в моем ребенке
1.
1.
2.
2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.