ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Осознание себя и других в отношениях с другими. Методика Рене Жиля.rtf
ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ Испытуемому задаются вопросы о личностных качествах: 1. Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему? 2. Что такое добрый человек? 3. Что такое злой человек? 4. Тебя хвалят? Кто? За что?                                   5. Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему? 6. Кто тебе в группе больше всех нравится? 7. Меньше всех нравится? 8. Кого ты больше всего жалеешь? 9.   Если   бы   ты   увидел   (а),   что   мальчик   (девочка)   плачет,   что   ты сделал (а) бы? Что почувствовал (а) бы? 10. Кто у вас в группе самый добрый? 11. Кто у вас в группе самый злой? 12. Есть такой человек, на  которого  ты  хотел(а)  бы  быть  похожим (ей)?   Если   ребенок   понимает   этот   вопрос   как   внешнее   сходство,   то объясняется, что имеется в виду. После этого задаются такие вопросы: а ты такой (ая) же? Чем не такой (ая) же? И т. п. Все свои ответы ребенок должен обосновать. При этом выясняется осознание   им   своих   личностных   качеств   и   отношения   к   себе,   что понимает   ребенок   под   такими   словами,   как   «добрый»   и   «злой», предпочтение   им   определенных   лиц,   сопоставление   себя   с   ними, наличие   идеала,   осмысляется   или   нет   другой   человек,   а   если осмысляется, то что при этом оказывается значимым, какие личностные качества, например, за­ступиться за друга для ребенка важнее, чем то, что другой не шалит. После   беседы   и   ответов   на   вопросы   взрослый   просит   ребенка вообразить ситуации, аналогичные тем, которые имели место реально в эксперименте на отношение «Я – другой». Ребенку напоминается о том, как он помогал малышу убрать и помыть детали «Конструктора». Затем ему говорится: «Если тебя спросят, ты хочешь помочь малышам или...». При этом перечисляются дела в порядке усиления их значимости дляребенка. По значимости при всех различиях предлагаемые дела можно выстроить следующим образом (от менее значимых к более): 1)     что­то   доделать;   предлагается,   например,   доделать   вертушки, дописать палочки и кружочки и т. п.; 2) писать буквы, чтобы в школе успевать; 3) дело, которое ребенок делать не хочет, но взрослый просит его сделать, говоря, например: «У тебя лучше получается» и т. п.; 4) дело, от которого ребенок отказывается, но взрослый говорит, что об   этом   просили   воспитательница,   один   из   родителей,   дети,   тот,   на которого   ребенок   хотел   походить   (дается   в   последовательности   от более значимого к менее значимому лицу). Наиболее типичные приемы усиления значимости таковы: «Воспитательница будет недовольна, если ты этого не сделаешь», «Петя скажет, что ты плохой мальчик, потому что...», «Тебя будут ругать», «Тебе не разрешат играть с ребятами». Воображаемые   ситуации   аналогичны   реальным,   имеющим   место   в эксперименте   на   отношение   «Я   –   другой»,   в   них   также   вводится дефицит времени, конфликт ситуаций своей и другого. Но в данном эксперименте   можно   более   тонко   проанализировать   значимость   для ребенка   отношения   к   нему   разных   лиц.   Скажем,   вводятся   такие ситуации: 1. Ребята писали палочки и не закончили. Что ты хочешь – закончить писать палочки или учиться буквы писать, чтобы в школе успевать? 2.     Воспитательница   сказала,   что   нужно   сделать   то­то   и   то­то. (Предлагается дело, которое ребенок отказывается делать.) 3. Предлагается сделать то, о чем просила воспитательница, или то, что хотела бы мама ребенка (два дела несовместимы), т. е. задается конфликт ситуаций. 4. Предлагается сделать то, о чем просила воспитательница или мама (в зависимости от выбора в ситуации 3), и то, что понравится детям, а ребенок этого делать не хочет, т. е. конфликт ситуаций усиливается. 5. Предлагается сделать то, что ребенок делать отказывается, но что понравится тому, на кого хотел бы походить ребенок. При   ценностности   отношений   с   другими   и   значимости   отношения других к себе такая оценка очень важна.МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ Данная   проективная   методика   используется   для   исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Используется при работе с детьми 6–10 лет. Методика является визуально­вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее   направленность   –   выявление   особенностей   поведения   в разнообразных   жизненных   ситуациях,   важных   для   ребенка   и затрагивающих его отношения с другими людьми.  Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут   ответов   на   вопросы   по   картинкам.   Ребенок   рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.   Он   может   выбрать   его   ближе   или   дальше   от   определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму   поведения,   причем   некоторые   задания   строятся   по   типу социометрических.  Таким   образом,   методика   позволяет   получить   информацию   об отношении   ребенка   к   разным   окружающим   его   людям   (к   семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого –   ребенка,   но   и   дают   возможность   относительно   большей   ее формализации   и   квантификации.   Помимо   качественной   оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.   материал, систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на  две большие группы переменных. Психологический   характеризующий   1. Переменные, характеризующие конкретно­личностные отношения ребенка:   отношение   к   семейному   окружению   (мать,   отец,   бабушка,сестра   и   др.),   отношение   к   другу   или   подруге,   к   авторитетному взрослому и пр. 2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.  Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу как к семейной чете; отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке и дедушке; отношение к другу; отношение к учителю (воспитателю или другим авторитетным для ребенка взрослым); любознательность,   стремление   к   доминированию,   общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами.   В   этом   ее   большое   преимущество.   Она   может   быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. И н с т р у к ц и я . Особенности проведения процедуры обследования. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут   ответов   на   вопросы   по   картинкам.   Ребенок   рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок   должен   выбрать   себе   место   среди   изображенных   людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место   в   группе.   Он   может   выбрать   его   ближе   или   дальше   отопределенного   лица.   В   текстовых   заданиях   ребенку   предлагается выбрать   типичную   форму   поведения,   причем   некоторые   задания строятся   по   типу   социометрических.   Таким   образом,   методика позволяет   получить   информацию   об   отношении   ребенка   к   разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Целесообразна   только   индивидуальная   форма   проведения тестирования. Ключ к методике Рене Жиля Номер шкал Назначение  шкал Номера  заданий 1 Отношение к матери 2 Отношение к отцу 3 Отношение к матери и отцу как 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 1–4, 6–8, 14, 17, 19 родительской чете 4 Отношение к братьям и  сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8–19, 30, 40, 42 5 Отношение к бабушке и  1, 4, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 дедушке 6 Отношение к другу (подруге) 7 Отношение к учителю  (авторитетному взрослому) 8 Любознательность 9 Доминантность 10 Общительность 11 Закрытость, отгороженность 12 Социальная адекватность  поведения 1, 4, 8–19, 25, 30, 33–35, 40 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28–30, 32,  40 5, 22–24, 26, 28–32 20–22, 39 16, 22–24 9, 10, 14–16, 17, 19, 22–24, 29, 30, 40– 42 9, 25, 28, 32–38 Общее количество заданий 20 20 10 20 15 20 15 10 4 4 15 10 Стимульный материал к методике Рене Жиля 1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.2. Обозначь крестиком, где сядешь ты. 3. Обозначь крестиком, где сядешь ты. 4. А теперь размести нескольких человек и себя вокруг этого стола. Обозначь   их   родственные   отношения   (папа,   мама,   брат,   сестра)   или друг, товарищ, одноклассник.5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек? 6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя. Брат     Сестра                      и Папа мама     7.   Ты   долгое   время   гостишь   у   знакомых.   Обозначь   крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты. Папа и мама     Дедушка и  бабушка                          8. Еще раз гостишь у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может, тебе все равно? Напиши ниже. 10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже. 11. Ты потерял что­то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже. 12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем­нибудь? Если пойдешь с кем­нибудь, то кто этот человек? Напиши ниже. 13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?  Напиши ниже. 14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты. 15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.16. Где ты на этот раз? 17.   Теперь   на   этом   рисунке   размести   себя   и   несколько   человек. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди. 18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто­то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши. 19.   Ты   собираешься   в   дальнюю   дорогу,   едешь   далеко   от   своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже. 20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где идешь ты.21. С кем ты любишь играть? – с товарищами твоего возраста; – младше тебя;  – старше тебя. Подчеркни один из возможных ответов. 22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты. 23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.24. Это твои товарищи, ссорящиеся из­за правил игры. Обозначь, где ты. 25.   Товарищ   нарочно   толкнул   тебя   и   свалил   с   ног.   Что   будешь делать? Будешь плакать?  Пожалуешься учителю?  Ударишь его?  Сделаешь ему замечание?  Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов. 26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что­то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты. 27. Ты много помогаешь маме? Мало?  Редко?Подчеркни один из ответов. 28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что­то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты. 29.   Ты   и   твои   товарищи   на   прогулке,   одна   женщина   вам   что­то объясняет. Обозначь крестиком, где ты. 30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.31.   Это   люди,   которые   смотрят   интересный   спектакль.   Обозначь крестиком, где ты. 32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты. 33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? – Плакать? – Пожмешь плечами? – Сам будешь смеяться над ним? – Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов. 34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? – Будешь плакать? – Пожмешь плечами? – Сам будешь смеяться над ним? – Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов. 35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать? – Плакать?  – Жаловаться?  – Кричать?– Попытаешься отобрать?  – Начнешь его бить?  Подчеркни один из ответов. 36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? – Плакать? – Продолжать играть дальше?  – Ничего не скажешь?  – Начнешь злиться?  Подчеркни один из ответов. 37. Отец не разрешает тебе гулять. Что будешь делать? – Ничего не ответишь?  – Надуешься?  – Начнешь плакать?  – Запротестуешь? – Попробуешь пойти вопреки запрещению?  Подчеркни один из ответов. 38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? – Ничего не ответишь?  – Надуешься (обидишься)?  – Начнешь плакать?  – Запротестуешь? – Попробуешь пойти вопреки запрещению?  Подчеркни один из ответов. 39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже. 40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты. 42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?