Осуществление организации и оказание сестринской помощи при онкологических заболеваниях

  • Лекции
  • docx
  • 18.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ №6 ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ Раздел 5. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в хирургии, офтальмологии, оториноларингологии, онкологии МДК.02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ Тема 5.4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ Методическая разработка составлена в помощь преподавателю. Содержит задания для теоретического осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний и умений, для осмысления и систематизации полученных знаний и умений с критериями оценивания.
Иконка файла материала Лекция №6 Онкология.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

ЛЕКЦИИ №6

 

ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

 

Раздел 5. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в хирургии, офтальмологии, оториноларингологии, онкологии

МДК.02.01.  СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

Тема 5.4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2021

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

ПЦМК по профессиональному модулю

ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»

протокол от__________   №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель: преподаватель ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах квалификационная категория – первая.

Романькова Тамара Андреевна.

 

 

                                                                                                           

                                                   

 

 

 

 

                                                           Пояснительная записка

  к методической разработке   ПМ. 02.  Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах по теме: Осуществление организации и оказание сестринской помощи при онкологических заболеваниях

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Осуществление организации и оказание сестринской помощи при онкологических заболеваниях, в ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания.  Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

  В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен:

знать:

З. 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

ПК 2.1 - Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

ПК 2.2 - Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 2.3 - Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;

ПК 2.4 - Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

ПК 2.5 - Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

ПК 2.6 - Вести утвержденную медицинскую документацию;

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5).

                                                                  

                                                               

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

                                                                    Ход занятия

 

 

 

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-    фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

-    тест - контроль

 

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания

45 мин

Словесный, (вербальный) метод обучения.

Презентация

7.

Физкультминутка

  (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

8.

Осмысление и систематизация полученных знаний 

 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

15 мин.

Закрепление материала.

 

9.

Подведение итогов (приложение №5)

 

5 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

10.

Задание на дом

2        мин.

Внеаудиторная работа: Учебник Онкология Под общей редакцией профессора С.Б. Петерсона Москва «ГЭОТАР- Медиа» 2017.

 

Всего

90 мин

 

                     

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Осуществление организации и оказание сестринской помощи при онкологических заболеваниях

Тип занятия: лекция

Место проведения кабинет

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать консультирование пациента и его окружения по применению лекарственных средств при онкологических заболеваниях

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:

·          Причины, клинические проявления, возможные осложнение, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

·         Виды, формы и методы реабилитации;

·         Вести утверждённую медицинскую документацию;

·         Осуществлять реабилитационные мероприятия;

·         ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

·         ПК 2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

·         ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;

·         ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

·         ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

       ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

Междисциплинарная интеграция:

Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, ПМ. 01. МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение, Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией

Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Внутри дисциплинарные связи: Осуществление организации и оказание сестринской помощи при онкологических заболеваниях

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций

Внеаудиторная работа: Учебник Онкология Под общей редакцией профессора С.Б. Петерсона Москва «ГЭОТАР- Медиа» 2017 стр 41- 65

Перечень литературы:

Основная: Учебник Онкология Под общей редакцией профессора С.Б. Петерсона Москва «ГЭОТАР- Медиа» 2017

Дополнительная: Учебное пособие А.С. Толстокоров и др. Ростов н/Д: Феникс, 2018   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     

 

 

                                                                                                                            Приложение №1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления,  возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

1.  Сестринское  вмешательство  у  онкологического  больного с проблемой  в  психоэмоциональной  сфере:

а) обучение  приемам  ЛФК;

б) поощрение  общения  с  другими  пациентами;

в) обеспечение  максимального  комфорта;

г) способствование  физической  активности  пациента.

     2.  Фактор  риска,  способствующий  развитию рака

           молочной  железы:

а) хронические  очаги  инфекции;

б) хронические  трещины  сосков;

в) переохлаждение;

г) лактация.

      3.  Приоритетная  проблема  пациента  с  раком  пищевода:

а) дисфагия;

б) нарушение  аппетита;

в) сухость  кожи;

г) дефицит  массы  тела.

      4.  Характерный  признак  удовлетворения  потребности  

          выделять  у  больного  с  раком  прямой  кишки:

а) вздутие  живота;

б) дефицит  массы  тела;

в) сухость  кожи;

г) алая  кровь  при  дефекации.

    5.  Признак,  не  характерный  для  злокачественной  опухоли:

а) прорастание  в  окружающие  ткани  и  регионарные  лимфоузлы;

б) четкие  границы  опухоли,  метастазы  не дает;

в) развитие  кахексии;

г) наличие  «атипических»  клеток  при  микроскопии.

       6.При  запущенных  злокачественных  опухолях

         показана  операция:

а) радикальная;

б) паллиативная;

в) электрокоагуляция;

г) экстренная.

        7.Доброкачественная  опухоль

а) метастазирует  в  регионарные  лимфоузлы;

б) метастазирует  в  отдаленные  органы;

в) выделяет  токсины;

г)  раздвигает  ткани.

         8.Злокачественная  опухоль

а) ограничена  капсулой;

б) не  прорастает  в  соседние  ткани;

в) прорастает  в  соседние  ткани;

г) раздвигает  ткани.

        9.Основной  метод  лечения  злокачественных  опухолей

а) химиотерапия;

б) оперативное  лечение;

в) гормональная  терапия;

г) физиотерапия.

       10.Наибольший  риск  возникновения  рака щитовидной   железы  при:

а) тиреотоксическом  зобе;

б) диффузном  зобе;    в) узловом  зобе;    г)  тириоидите.

Система оценивания

Названы причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-15 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

 Оценка «Отлично» проставляется за 10-9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

Эталон ответа

1 – в

2 – б

3 -  а

4 – г

5 – б

6 – б

7 – г

8 –в

9 – б

10 – в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Приложение №2

Консультирование пациента и его окружения по применению лекарственных средств при онкологических заболеваниях

 Современную фармакотерапию в онкологии можно обозначить следующим образом «каждый больной получает нужный ему препарат в адекватной дозе через правильно выбранные интервалы времени».  

В традиционном варианте, для лечения хронической боли при онкологическом заболевании нарастающей интенсивности, применяют анальгетики по трехступенчатой схеме - "анальгетическая лестница" ВОЗ. Метод трехступенчатой схемы обезболивания ВОЗ заключается в последовательном применении анальгетиков возрастающей силы действия в сочетании с адъювантными средствами по мере увеличения интенсивности боли.  При слабой боли (1 ступень) рекомендуется назначать неопиоидный анальгетик (парацетамол, ацетилсалициовая кислота и/или НПВП, диклофенак, кетонал). При нарастании боли до умеренной на 2-й ступени переходят к слабым опиоидам - кодеин или трамадол, трамал. При сильной хронической боли на 3-й ступени - к сильнодействующему опиоиду (морфин, фентанил). На всех ступенях обезболивания анальгетики могут сочетаться с другими лекарственными средствами (адъювантные препараты), в зависимости от сочетанности других симптомов, сопровождающих болевой синдром: Трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин, кломипрапин, доксепин); Антиконвульсанты (карбамазепин, фенитион, клоназепам, финлепсин, тебантин); Бензодиазепины (диазепам, реланиум, седуксен); Нейролептические препараты (галоперидол, дроперидол, хлорпромазин); Кортикостероиды (дексаметазон, преднизолон); Бисфосфонаты (бонефос, аредиа, клодрониан); Местные анестетики.

За последние годы созданы и нашли широкое применение многие новые опиоидные и неопиоидные препараты с лучшими свойствами, в том числе созданные для пролонгирования (длительное действие, до 72 часов) анальгетического действия и оптимизации неинвазивных способов введения анальгетиков в организм больного. Они производятся в различных лекарственных формах и отвечают основному принципу обезболивания хронической боли — неинвазивность, т. е. безболезненный, нетравмирующий способ введения. Самые распространенные из них таблетки, пластыри.

Таблетированная форма морфина МСТ Континус

Использование морфина рекомендуется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на 3-й ступени «Лестницы обезболивания». Более того, препараты морфина для перорального применения (таблетированные) занесены ВОЗ в Перечень необходимых лекарственных препаратов.

MСТ Континус® ретард - 12 часов действия

10 мг 30 м 60 мг 100 мг

Основные характеристики MCT-Continus (таблетированного морфина пролонгированного действия):

- Сильный анальгетик - анальгетический потенциал морфина принят за 1(Единицу). Исходя из данной величины оценивается анальгетическая активность других препаратов, используемых для купирования боли. («При регулярном применении обезболивающий эффект отмечается в 85-90 % случаев» S. Donnelli et al. Support care cancer 2002; 10:13-35);

- Используется для лечения умеренной и сильной боли;

- Отсутствие «потолка» анальгетического эффекта;

- Гибкая схема дозирования (широкое разнообразие таблетированных форм позволяет добиться оптимального результата);

- Оригинальная система высвобождения действующего вещества Continus retard позволяет поддерживать постоянный терапевтический уровень морфина в плазме крови в течение 12 часов (в отличие от морфина, вводимого парентерально, когда происходит постоянное колебание концентрации действующего вещества в плазме крови с переходом из зоны неэффективного купирования болевого синдрома в зону токсического действия и обратно).

«Морфин является наиболее безопасным, особо эффективным средством, известным против сильной боли...» (F.V. Abbot, R. Melzaсk, B.F. Leber, Morphine analgesia and tolerance// Scientific American, 1990; 262-2-19).

Использование трансдермальной терапевтической системы фентанила

Для лечения хронического болевого синдрома используется трансдермальная терапевтическая система фентанила - пластырь, содержащий активное вещество, которое поступает в организм через кожу и оказывает обезболивающий эффект в течение 3 суток (72 часов). Благодаря уникальному строению пластыря, фентанил в микродозах постоянно, на протяжении 3 суток (72 часов) поступает в организм. За этот процесс отвечает специальная мембрана, находящаяся под клеевым слоем пластыря и контролирующая скорость высвобождения фентанила. Поступая из пластыря в кожу, фентанил концентрируется в подкожной жировой клетчатке, создавая так называемое депо. После формирования депо фентанил по кровеносному руслу переносится в центральную нервную систему, где изменяет восприятие боли и обеспечивает обезболивание.
Основные характеристики фентанила:

- Сильный анальгетик- анальгетический потенциал =100,0 (т.е. фентанил в 100 раз сильнее морфина);

- Используется для лечения сильной боли;

- Отсутствие «потолка» анальгетического эффекта;

- Возможность трансдермального введения;

- Стабильный контроль боли в течение 72 часов.

Дюрогезик следует наносить на плоскую поверхность кожи туловища или верхних отделов рук. Для аппликации рекомендуется выбрать место с минимальным волосяным покровом. Перед аппликацией волосы на месте аппликации следует состричь (не сбривать!). Если перед аппликацией пластыря место аппликации необходимо вымыть, то это следует сделать с помощью чистой воды. Не следует использовать мыло, лосьоны, масла или другие средства, т. к. они могут вызвать раздражение кожи или изменить ее свойства. Перед аппликацией кожа должна быть абсолютно сухой.

Дюрогезик следует наклеить сразу после извлечения из запаянного пакета. Трансдермальную систему необходимо плотно прижать ладонью на месте аппликации на 30 сек. Следует убедиться, что пластырь плотно прилегает к коже, особенно по краям.

Также при различных состояниях пациента, усложняющих введение препарата перорально, либо для немедленной помощи пациенту с хроническим болевым синдромом вводятся инъекционные препараты морфина.

Рекомендации медицинской сестре при проведении медикаментозной терапии боли

- Соблюдать регулярность введения анальгетиков. Анальгетики вводятся "по часам", причем доза постепенно увеличивается, пока больной не почувствует облегчения.

- Последующую дозу вводить до того, как закончится действие предыдущей. Медицинская сестра должна знать длительность максимального действия вводимых лекарственных средств.

- Предпочтительнее применять пероральное введение анальгетиков. При лечении таблетированным морфином пролонгированного действия нельзя дробить таблетки.

- Необходимо знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов и активно отслеживать их проявления (запор, тошнота, рвота, спутанное сознание, депрессия, угнетение дыхания и сознания и др.).

- Ежедневно проводить оценку интенсивности боли и оценку эффективности терапии.

При проведении медикаментозной терапии боли, возможно такое состояние, как передозировка опиоидными препаратами. Это состояние сопровождается следующими клиническими признаками:

- брадипноэ, с последующей возможной остановкой дыхания;

- брадикардия;

- гипотония;

- спутанное сознание;

- мышечная слабость;

- ощущение, что пациент «засыпает».

Неотложная помощь при передозировке опиоидных препаратов, анальгетиков, проявляющейся угнетением дыхания и сознания

1. Немедленно активизировать пациента командами «дышите!», «смотрите на меня!» и т.д.

2. Провести действия раздражающего характера (трение рук, щек, разбудить пациента)

3. Вызвать дежурного врача через третье лицо.

4. Брызнуть на лицо холодной водой

5. Провести оксигенотерапия

6. Обеспечить доступ свежего воздуха

7. Подготовить для внутривенного введения антагонист опиоидных препаратов (например, налоксон 0,4-0,8 мг).

Основные группы немедикаментозной терапии боли

Все методы лечения должны проводится после консультации с лечащим врачом!

Теплолечение особенно эффективно при лечении мышечных спазмов, миофасциальных болей и общего костномышечного дискомфорта, связанного с неподвижностью и слабостью. Нагревание ослабляет боль как конкурентный раздражитель, а также благодаря прямому воздействию на ткани. Местный эффект теплового воздействия включает мышечную релаксацию, увеличение притока крови и податливости тканей. Теплолечение поверхностных тканей проводится с помощью водяных или электрических грелок, а также специальными лампами. Прогревание глубоких тканей достигается ультразвуком, коротковолновой диатермией и микроволнами. Теплолечение может вызвать повреждение тканей и противопоказано:

- в зонах, прилегающих к металлическим или синтетическим протезам, а также к областям, содержащим костный цемент;

- в зонах с пониженной чувствительностью, парализованных частях тела или для ишемизированных тканей;

- в инфицированных зонах;

- непосредственно над опухолевой областью.

Дома пациент может использовать:

- Бутылку с теплой водой, завернутую в полотенце (t воды должна быть не больше 60 градусов)

- Нагретые гелевые пакеты, завернутые в полотенце

- Электрические грелки, подушки (можно контролировать температурный режим и изменять положение)

- Нагретые ядра вишневых косточек

Так же можно применять следующий метод: намочить отрезок ткани в горячей воде, отжать, положить на больное место, накрыв ткань полотенцем, на 10 минут.

Криотерапия (лечение холодом) позволяет за счет действия холода снизить местную воспалительную реакцию и уменьшить высвобождение медиаторов воспаления. Показана при миофасциальной и спастической мышечной боли, раздраженных, воспаленных венах, затруднениях оттока лимфы, суставных воспалениях. Осуществляется локальным воздействием пузыря со льдом, холодной водой, холодных компрессов, можно изготовить мешочек с горохом: 2/3 льняного мешочка наполнить сушеным горошком, охладить в течение 3-4 часов. Такой мешочек оказывает такой же эффект, как бутылка со льдом. Криотерапия противопоказана на участках с нарушениями чувствительности и недостаточным кровоснабжением.

Электротерапия — лечебное применение электрических токов различной частоты. Токи низкой частоты изменяют ионную среду клеточной мембраны тканей и вызывают аналгезию, воздействуя на свободные нервные окончания. Токи высокой частоты оказывают лечебное действие за счет образования тепла.

Чрескожная электронейростимуляция (ЧЭНС) осуществляется с помощью электродов, располагаемых на коже. ЧЭНС показана при лечении умеренных костно-мышечных болей и невралгии, но неэффективна при висцеральных болях. Выбирать место расположения электродов, частоту и интенсивность стимуляции после консультации специалиста пациент может самостоятельно. Иногда процедура может вызывать парестезию болезненной области. При хорошем эффекте ЧЭНС снижает потребность в системном назначении анальгетиков; метод относительно дешев, прост в применении и вызывает мало осложнений. ЧЭНС противопоказана пациентам с имплантированным водителем сердечного ритма.

Акупунктура используется для облегчения боли, хотя механизм ее действия до конца не изучен. Суть метода заключается в погружении специальной иглы в классические акупунктурные точки или болезненную область. Это относительно дешевый и безопасный метод, снижающий при успешном применении, потребность в системных анальгетиках. Однако роль акупунктуры в лечении боли для паллиативной медицины окончательно еще не определена.

Механические виды терапии (прикосновение, массаж) могут облегчить боль, вызванную мышечным спазмом, миофасциальными синдромами или общим костно-мышечным дискомфортом, связанным с неподвижностью и слабостью. Сознательное прикосновение к пациенту рукой оказывает успокаивающее и согревающее действие и не имеет побочных эффектов. Используется в лечении с применением вибрационной терапии для устранения мышечных болей, напряжения, болей после повреждения нервов и ампутаций. Массаж стимулирует выработку эндорфинов и является идеальным средством проявления участия к больному. Он способствует общему, в том числе и мышечному расслаблению. Массаж должен подготавливать пациента к собственной физической активности, а не заменять ее.

Памятка родственникам пациента по проведению массажа в домашних условиях

Прикосновения очень важны для близких отношений, дайте понять своему родственнику, что вы рядом, вы заботитесь о нем. Но потребность в прикосновении является сугубо индивидуальной и зависит от культурных норм, так же как и «разрешенные» зоны. Вы знаете своего близкого человека и его предпочтения. Также родственники могут помочь близкому человеку при проведении массажа. Ниже приведены некоторые методики массажа.

- Ручной массаж. Растирайте руку Вашего близкого человека до запястья, слегка надавливая кончиками пальцев. При этом большими пальцами массируйте тыльную сторону кисти руки, остальными пальцами - ребро и внутреннюю сторону ладони. Далее делайте массаж пальцев, поглаживая кожу крестообразными движениями в сторону запястья и наоборот. После этого погладьте кончики пальцев и возьмите его руку в свои словно прощаясь. Если Ваш родственник хочет, Вы можете дойти до области локтя.

- Ножной массаж. Обхватите стопу руками и делайте вращательные движения в сторону пятки и назад к кончикам пальцев. В конце процедуры заключите ногу в свои руки. Спросите Вашего близкого человека, понравился ли ему массаж, делайте акцент на определенных движениях, попробуйте новые, если этого хочет больной.

- Массаж плеч и затылка. Данный вид массажа можно делать как в положении сидя, так и стоя. Положите руки на затылок больного и делайте поглаживающие движения, слегка надавливая большим пальцем, от затылка к плечам. То же самое проделайте в обратном направлении, но не надавливая, и повторите эти движения несколько раз, все время возвращаясь исходной точке.

- Массаж ушных раковин. Осторожно поглаживайте край ушной раковины и слегка помассируйте мочку уха.

- Массаж головы. При этом близкий человек должен находиться в положении лежа. Поглаживайте кончиками пальцев голову радиально от лба к затылку, от ушных раковин к затылку и так по кругу, затем поглаживания можно продолжить полностью кистью рук, поглаживания не должны быть интенсивными, а плавными. Массаж не стоит проводить дольше 10-15 минут.

Физические упражнения, активные и пассивные, могут улучшить контроль боли и ослабить общий костно-мышечный дискомфорт, связанный с неподвижностью и слабостью. Пациентам с болями, вызванными весовой нагрузкой, особенно полезны упражнения в воде. Физическая активность стимулирует выработку эндорфинов, вызывает положительные эмоции и повышение настроения. По мере выполнения адекватно дозируемых нагрузок может улучшаться общая физическая форма пациента, что приглушает негативные проявления прогрессирования основного заболевания.

Мануальная терапия обычно практикуется для лечения болей в спине неонкологического происхождения. Онкологические пациенты часто обращаются к этому виду лечения, но при наличии или вероятности метастатического поражения позвоночника мануальная терапия противопоказана.

Ортопедические устройства и приспособления. Протезы, шины и другие поддерживающие приспособления могут облегчить или предотвратить боль, благодаря стабилизации или иммобилизации болезненных областей. Они особенно полезны при болях, связанных с движениями, и у пациентов с повышенным весом. Вспомогательные устройства для ходьбы, такие как костыли, палки и ходунки играют важную роль в профилактике болей, связанных с движением.

Иммобилизация, которую обеспечивает использование инвалидного кресла и постельный режим, является необходимой для пациентов, страдающих от сильных болей на фоне оптимальной анальгетической терапии и использования описанных выше средств физической поддержки.

Релаксационный метод лечения. Медицинская наука продолжает разрабатывать новые методы лечения различных патологических состояний, в том числе и такого симптомокомплекса, как «тотальная боль». В зависимости от превалирующей в каждом конкретном случае патогенетической составляющей, разными авторами рекомендуется применение самых разнообразных методов расслабления различной сложности, как в сочетании так и в отдельности. Самым простым считается глубокое контролируемое дыхание. Одна из методик приведена ниже:

Проветрите комнату, сядьте или лягте поудобнее. Согните ноги, под коленки положите скрученное в рулон покрывало и, если хотите, под голову - маленькую подушку или полотенце. Выберите из ниже предложенных Вам упражнений наиболее подходящее:

- Расслабьтесь и прислушайтесь ко всем звукам. Почувствуйте, как воздух проникает в Ваш организм и покидает его. Отдайтесь своим мыслям, сконцентрируйте слух и чувства на звуках и мыслях, закройте глаза, сконцентрируйтесь на своем теле, голове, руках, туловище, тазовой области, ногах, ощутите тяжесть, проникните вглубь себя, своего тела, почувствуйте свой вес и свое тепло. Вернитесь к звукам, сделайте несколько движений телом, откройте глаза и протяните руки окружающему миру.

- Представьте, что Ваше дыхание подобно шару. При вдохе Вы описываете первую половину шара, при выдохе – вторую. При вдохе медленно считайте как минимум до шести, при выдохе – до восьми. Попробуйте досчитать до десяти, четырнадцати и продолжайте представлять шар.

Наряду с этими плавными и мягкими дыхательными упражнениями Вы так же можете попробовать активные формы дыхательных упражнений:

- Сделайте 4-5 медленных и глубоких вдохов-выдохов. Вдох делайте носом, а выдох – ртом. Это упражнение можно делать стоя и повторять сколько угодно.

- Зевайте и стоните изо всех сил и стройте перед зеркалом различные гримасы. Повторяйте упражнение, сколько Вам хочется.

- Положите руки на живот, делайте усиленные вдохи и выдохи. При вдохе нажимайте немного на живот. Это поможет Вам преодолеть внутреннее сопротивление.

Так же Вы можете делать следующие упражнения:

- Моргайте как можно быстрее в течение минуты.

- Размахивайте вокруг себя полотенцем как пропеллером.

- Руки опущены вдоль тела и расслаблены. Сильно потрясите руками, затем вытяните их параллельно полу. Потряхивая руками, поставьте руки перед лицом, затем верните их в исходное положение.

Метод мысленных образов. Метод можно применять, если пациент способен мысленно сконцентрировать внимание на топографии болевых ощущений с конкретным представлением их локализации, способен при этом сконцентрироваться на удобном положении, при котором болевые ощущения становятся менее интенсивными, то для этого пациента будет более приемлем. По мере углубленного освоения этого метода релаксации у пациента может развиться так называемый внутренний взгляд, состояние отрешенного наблюдения за своим внутренним состоянием, за экстраполяционными характеристиками болевого синдрома на работу внутренних органов с оценкой различных внутренних ощущений, которые при этом происходят.

Возникает состояние, характеризуемое термином «медитация», то есть состояние, близкое к самогипнозу. Релаксационные методы лечения хронического болевого синдрома в начале проводятся под руководством квалифицированных специалистов, и только при достаточном освоении пациентом оптимального для его состояния метода релаксации лечение может продолжаться в амбулаторных и домашних условиях.

Фантазию можно использовать по-разному:

- Вы можете представить картины прошлого, вспомнить события, пережитые
моменты, ландшафты, людей. Важно, чтобы все это напоминало Вам о лучших днях Вашей жизни.

- Так же Вы можете просто фантазировать, представляя то, чего Вы не пережили, где не были. Например, можно представить себе тихое и спокойное место, друга, который поможет найти ответы на волнующие Вас вопросы, запахи, краски, звуки, пейзажи и многое другое.

- Так же Вы можете представить процессы, происходящие в Вашем организме, его мощь и ресурсы, способность к восстановлению (например, хорошее кровоснабжение больного места). Так, люди, создающее позитивное представление о терапии (например представляющие химиотерапию как оживляющую жидкость, а не клеточный яд), наименее всего подвержены ее побочным воздействиям.
Таким образом, Вы можете представить свою боль, ее форму, цвет, активность. Изменяя этот образ, Вы можете изменить интенсивность болевых ощущений и на время (возможно и надолго) успокоить боль. Представьте ее в форме маленького шарика, так, чтобы Вы могли с легкостью его выдохнуть, измените ее цвет (красный, черный) на светлый (например, желтый).

В ходе современных исследований было установлено, что область головного мозга, активирующаяся при возникновении болей, может быть подвержена влиянию посредством отвлечения и фантазирования.

Ароматерапия. Лечение запахами при правильном подборе эфирного масла и его дозы может оказывать отвлекающее, успокаивающее, либо наоборот, тонизирующие действие:

Бергамот: возбуждающее действие, повышает настроение.
Эвкалипт: укрепляющее, возбуждающее, дезинфицирующее действие, способствует повышению концентрации.
Ромашка: успокаивающее, расслабляющее действие.
Мелисса: успокаивающее, тонизирующее действие.
Мята: освежающее действие, способствует повышению концентрации, улучшению памяти.
Мирта: очищающее действие, подходит для релаксационных методик.
Апельсин: возбуждающее, гармонизирующее, согревающее действие, повышает настроение.
Розмарин: бодрящее действие, стимулирует восприятие, работу головного мозга.
Шалфей мускатный: тонизирующее действие.
Кедр: тонизирующее, стимулирующее, согревающее действие.
Лимон: освежающее, дезинфицирующее, тонизирующее действие, улучшает самочувствие, стимулирует работу сердца.

Хорошее воздействие могут оказать запах цветов, яблок. Главное выбрать подходящий запах, и не использовать его в больших количествах.
Природные масла можно применять по-разному. Можно капнуть несколько капель в какой-нибудь сосуд, глиняный горшочек или ароматическую лампу. Можно так же капнуть несколько капель любимого эфирного масла в воду во время принятия ванны. Это же подходит для ванночек для рук и ног.
Эфирные масла могут вызывать аллергию и, например, мигрень. Используйте только высококачественные натуральные масла, приобретенные в специализированных магазинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                    Приложение №3

Физкультминутка

 

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Приложение №4

Осмысление и систематизация полученных знаний»

Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

1. Боль, которая длится более 6 месяцев называется:
1) острая
2) мимолетная
3) хроническая
4) скрытая

2. Характеристика боли, которая определяет место болевых ощущений называется:
1) интенсивность
2) продолжительность
3) локализация
4) характер

3. Оценку боли необходимо проводить:
1) ежедневно
2) один раз в неделю
3) один раз в месяц
4) через каждые три дня

4. Наиболее предпочтительными лекарственными формами медикаментозной терапии являются:
1) инъекции
2) таблетки, пластыри
3) порошки
4) внутривенное капельное введение

5. Основные правила проведения лекарственной терапии:
1)
2)
3)
4)
5)

6. Перечислите методики немедикаментозной терапии, которые Вы могли бы и хотели применить:
1)________________________
2)________________________
3)________________________

7. Нейропатическая боль возникает при:
1) Отсутствии прямого раздражения ноцицепторов
2) Прямом раздражении ноцицепторов
3) Индивидуально значимом эмоциональном воздействии
4) Все выше перечисленное

8. Боль называется хронической, если общая ее продолжительность составляет:
1) 2-3 часа
2) 2-3 недели
3) 2-3 месяца
4) Более 6 месяцев

9. Показанием для лекарственной терапии боли является боль, интенсивность которой (ВАШ):
1) Более 4 баллов
2) Более 6 баллов
3) Более 8 баллов
4) Более 1 балла

10. Третья ступень «анальгетической лестницы ВОЗ» подразумевает введение следующих лекарственных препаратов:
1) Диклофенак
2) Трамал
3) Фентанил
4) Кетонал

11. Оценка интенсивности боли проводится совместно с пациентом:
1) Ежедневно
2) Два раза в неделю
3) 1 раз в месяц
4) 2 раза в месяц

12. Перечислите все основные характеристики боли:______________________
______________________________________________________________

Система оценивания

Названы причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-12 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

 Оценка «Отлично» проставляется за 12-11 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 10 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 9 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 8 и менее правильных ответов.

Эталоны ответов

1. 3)
2. 3)
3. 1)
4. 2)
5.
1. Соблюдать регулярность введения анальгетиков. Анальгетики вводятся "по часам", причем доза постепенно увеличивается, пока болевой синдром не уменьшится..
2. Последующую дозу вводить до того, как закончится действие предыдущей.
3. Предпочтительнее применять пероральное (через рот) введение анальгетиков.
4. Необходимо знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов и активно отслеживать их проявления (запор, тошнота, рвота, спутанное сознание, депрессия, угнетение дыхания и сознания и др.). При появлении каких-либо симптомов, необходимо сказать об этом медицинской сестре или врачу.
5. Ежедневно проводить оценку интенсивности боли и оценку эффективности терапии.

7. 1)
8. 4)
9. 1)
10. 3)
11. 1)
12. Локализация, иррадиация, интенсивность, характер, продолжительность.

 

 

 

2.Текст задания: Дайте рекомендации для профилактики болевого синдрома

Приблизительный эталон ответа

Рекомендации для профилактики болевого синдрома:
1. Ежедневно оценивать интенсивность боли, учитывая объективные и субъективные данные.
2. Ежедневно оценивать адекватность медикаментозной терапии, ее эффективность при профилактике боли.
3. Следить за применением анальгезирующих препаратов и препаратов других фармакологических групп по назначению врача.
4. Для профилактики лимфостаза в верхней конечности применять возвышенное положение левой руки, махи конечностями, массаж по току лимфы, бинтование эластичными бинтами.
5. Обеспечить ношение бюстгалтера.
6. Ежедневно проводить с пациенткой физические упражнения, прогулки на свежем воздухе
7. Придать комфортное положение в постели во время сна и отдыха с помощью подушек, а также различных положений функциональной кровати.
8. Подготовить палату перед сном – проветривание, влажная уборка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Приложение№5

Подведение итогов

Внешний вид

Активность

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Осмысление и систематизация полученных знаний

 

· Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь. «+ 1» балл

· Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви «- 1» балл

· Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своей тетради «+ 1» балл

· Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в тетради «- 1» балл

 

Система оценивания

Названы причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

 Оценка «Отлично» проставляется за 10-9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

 

 

Система оценивания

Названы причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями при выполнении тестовых заданий

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-12 баллов.

 

 

              Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов

24 баллов

5 (отлично)

23 - 22 баллов

4 (хорошо)

21 – 20 балов

3 (удовлетворительно)

19 и менее

2 (неудовлетворительно)