От шалости до преступления.
Оценка 4.8

От шалости до преступления.

Оценка 4.8
Памятки
docx
психологическая работа +1
19.09.2024
От шалости до преступления.
Правонарушение несовершеннолетнего — симптом крайнего неблагополучия условий, в которых он проживает. В последние годы отмечается стремительный рост преступности среди детей и подростков. Они посягают на человеческую жизнь и здоровье, достоинство и самолюбие, половую неприкосновенность, нравственное здоровье окружающих и т.д. Даже когда правонарушение несовершеннолетнего потрясает воображение окружающих, главный ущерб от таких преступлений несут сами дети и подростки, которые их совершают.
От шалости до преступления.docx

От шалости до преступления.

            В основе формировании личности человека ведущую роль занимает семья. Отец и мать с первых дней жизни ребенка берут на себя заботу о его здоровье и воспитании. Семья дает детям первоначальные знания об окружающем мире, вырабатывает определенные представления и навыки, помогает осуществлять контакты с другими людьми, охраняют и защищают ребенка от жизненных трудностей и невзгод.

Недетские судьбы. Правонарушение несовершеннолетнего — симптом крайнего неблагополучия условий, в которых он проживает. В последние годы отмечается стремительный рост преступности среди детей и подростков. Они посягают на человеческую жизнь и здоровье, достоинство и самолюбие, половую неприкосновенность, нравственное здоровье окружающих и т.д. Даже когда правонарушение несовершеннолетнего потрясает воображение окружающих, главный ущерб от таких преступлений несут сами дети и подростки, которые их совершают.

В рамках социального изучения правонарушений среди несовершеннолетних, анализировались социальные, психологические, уголовно-правовые характеристики правонарушителей, фиксировались их адреса, семейное положение, жилищные условия и др. Спустя десять лет было проведено повторное обследование тех же самых ребят, которым исполнилось 20-25 лет. Выяснилось, что многих из них уже нет в живых... Кто погиб "в местах не столь отдаленных", кто допился до цирроза печени, кто в состоянии опьянения попал под электричку, сгорел в квартире, был выброшен из окна или был смертельно ранен в драке... Во взаимоотношениях с окружающими многие из этих ребят попадали во все более опасные жизненные ситуации. Чем хуже становились их личностные характеристики, тем чаще они оказывались в таких ситуациях. Уровень смертности среди тех, кто в несовершеннолетнем возрасте начал совершать правонарушения и преступления, оказался в 10 раз больше, чем среди тех, кто правонарушений не совершал.

Ступени, ведущие подростка вниз. К моменту привлечения подростка к уголовной ответственности, т.е. когда им совершено серьезное преступление или от непрерывной цепи менее серьезных правонарушений всем стало невмоготу, за таким подростком, как правило, числится шлейф разного рода поступков. Это и есть ступеньки, "ведущие вниз". Такой подросток к 16-17 годам (все чаще, к 12-15 годам) не только знает вкус алкоголя, но и при каждом удобном случае стремится его употреблять. Отношения с родителями натянутые. Педагогов и школу ненавидит, учителя, в том числе классный руководитель, отвечают ему взаимностью. Все чаще среди подростков, садящихся на скамью подсудимых, те, кто порвал связь со школой, а трудиться не начал, те, кто не учится и не работает, а добывает деньги на спиртное и прочее все более дерзкими кражами, имеет приводы в полицию, участковому инспектору и инспектору по делам несовершеннолетних встречает привычно. Его уже несколько раз с родителями и одного вызывали на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, родителей штрафовали, его "обязывали". Он давал обещания и после этого мог спокойно говорить малолетнему: "Идем на квартиру. Меньше, чем на 300 тысяч, ни за одной дверью не возьмем. На комиссии твоих предков только оштрафуют. Ты малолетка, тебе ничего не будет". И это действительно так. Так несовершенна в уголовном законе норма ответственности взрослых за вовлечение в преступление несовершеннолетних.

Примерный статистический портрет несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности: у него разрушены нормальные социальные связи, искажено нравственное сознание, жизненные установки.

Окружающие стонут от его поведения и не знают, что делать с ним дальше. Вернее, знают, но хотят, чтобы заботу о подростке брал на себя теперь кто-то другой- Никто не хочет сам исправлять брак в своей работе. И поэтому взрослые энергично ставят вопрос о вмешательстве милиции.

Вера в наказание у педагогов и родителей сильна. Нередки сетования на то, что педагогика слаба тем, что у нее в распоряжении нет суровых мер. Здесь юристам, у которых всегда был в руках набор наказаний вплоть до абсолютных (смертная казнь) и которые давно убедились, что не наказания исправляют, приходится доказывать педагогам, что они заблуждаются, уповая на суровость мер и мечтая наказанием восполнить свою профессиональную беспомощность.

Преступление — крайняя форма неуважения к общественным установлениям. Иными словами, преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но человек не рождается преступником. Поэтому в каждом случае совершения правонарушения, в том числе и подростком, можно проследить путь к этому проступку, путь со ступеньки на ступеньку ~ вниз по лестнице. Любимые присказки огорченных родителей ("был такой послушный", "мы все для него делали", "чего ему не хватало", "это все друзья виноваты" и т.д.) объясняются либо нежеланием видеть реальность (так называемая родительская слепота), либо вопиющей психологической неподготовленностью к пониманию другого человека, либо педагогической безграмотностью, либо житейской неопытностью.

Беспристрастная статистика показывает: многие подростки, совершившие правонарушения, ~ выходцы из неблагополучных семей. У неспециалиста иногда возникают возражения: "Нельзя обвинять только неблагополучные семьи. И в благополучных семьях порой совершаются тяжкие преступления". Да, верно, и такие семьи поставляют правонарушителей, но нередко отсроченно. Здесь как бы тикает мина замедленного действия, и подлинное содержание воспитания такой семьи проявляется у отпрыска к 25-30 годам, когда он сам сможет брать взятки, займется рэкетом или станет младшим чином в иерархии теневой экономики. "Мина" не взорвалась в годы его несовершеннолетия, потому что то, ради чего идут на правонарушения его сверстники, у него было: модная одежда, престижная аппаратура, карманные деньги...

Семейное неблагополучие — одна из основных причин, определяющая состояние и динамику правонарушающего поведения детей. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи со школой, досуговыми и другими учреждениями. Основными причинами семейного неблагополучия являются трудные материально-бытовые условия жизни, плохое состояние здоровья родителей, их низкий культурно-образовательный уровень и многое другое.

В социологическом смысле семейное неблагополучие — объективное явление, присущее в большей или меньшей степени многим странам. Основная проблема семейного неблагополучия состоит в том, что его криминогенная и иная негативная роль в воспитании молодого поколения не нейтрализуется обществом и государством. Еще хуже, когда общество ставит семью во все более тяжелое положение, ограничивая и усложняя ее воспитательные функции- Социологические исследования последних лет, специально посвященные проблемам семьи, доказывают, что долгие годы семье приходится преодолевать сложности, вызванные негативными процессами в обществе. Это отрицательно сказывается на формировании личности детей, существенно увеличивает число тех, кто в раннем возрасте лишается родительского попечения, воспитывается в неблагополучных, в том числе криминогенных, условиях и тем самым способствует неблагоприятным тенденциям в преступности.

Многие сложности в семейном воспитании возникли в результате изменений в положении женщины-матери.

Профессиональная занятость женщины создала многочисленные трудности, которые сказались на воспитании детей в семье, привели к увеличению числа детей и подростков, фактически лишенных родительского попечения. Появление ребенка приводит к снижению материального уровня жизни семьи, увеличивает затраты времени на домашнюю работу.

На современном этапе развития общества происходит общее снижение уровня жизни населения. Резко возросла доля семей, фактически стоящих за чертой бедности. При этом значительно число семей с детьми, о чем говорится значительно реже, чем о бедственном положении пенсионеров и инвалидов. Не нужны сложные расчеты и долгие рассуждения для того, чтобы понять: двухдетная семья даже при двух работающих взрослых располагает в перерасчете на одного человека существенно меньшей суммой, в то время как затраты на растущего ребенка неизмеримо выше тех, которыми может обойтись пожилой человек. Что же касается пособий на несовершеннолетних детей, то они воспринимаются не столько как материальная помощь, сколько как "моральная поддержка".

Другим бедствием семьи становится женская безработица. На сегодня в России практически стоят многие отрасли промышленности, где широко используется женский труд (легкая, текстильная, пищевая и т.п.). При сокращении количества рабочих мест в первую очередь без работы остаются тоже женщины. Обнищание семьи толкает женщину-мать на поиски заработка вне государственных структур. Чего стоит распространившийся в последние годы "челночный бизнес", при котором женщина не только ежедневно рискует своим здоровьем и достоинством, но и неделями отсутствует дома.

Неполная семья и правонарушитель-подросток. Исследования, проведенные в разные годы, фиксируют у несовершеннолетних правонарушителей отсутствие одного из родителей в 2-4 раза чаще, чем у подростков, правонарушений не совершавших. В последние годы приблизительно каждый третий подросток, совершавший преступление, формировался в неполной семье. Это доказывает, что дефекты структуры родительской семьи имеют негативное значение для формирования личности.

Анализ причин аномального поведения ребенка, воспитывающегося одинокой матерью, позволяет говорить о нередком неприятии ею ребенка, неблагоприятном воздействии на него ее аморального, асоциального поведения. Осознанное или неосознанное неприятие ребенка матерью может быть следствием нежелательной беременности, раннего отрыва ребенка от матери.

Отрицательно влияет на детей крайне незрелая, инфантильная или авторитарная мать. Аналогична роль "сухих" матерей, подменяющих воспитание дрессурой без учета индивидуальных особенностей ребенка, подавляющих его активность и самостоятельность. Наряду с ущербной моральной позицией родителей, педагогической неподготовленностью, обусловленной низким уровнем культуры, образования, что в определенных пределах присуще и полной родительской семье. Здесь в отличие от последней более активно или в больших масштабах в процесс негативного формирования детей и подростков включаются и материальные затруднения. Они объясняются большой занятостью родителей на производстве (сверхурочная работа, работа по совместительству и т.д.) и связанной с этим беспризорностью детей, что нередко дает основание рассматривать несовершеннолетних из таких семей как фактически лишившихся родительского попечения.

В среднем каждый второй-третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался на протяжении значительного периода в обстановке семейного неблагополучия, обусловленного дефектами нравственной позиции родителей, их образа жизни. Проявление этих дефектов многообразно: совершение преступлений родителями либо иными членами семьи, пьянство, развратное поведение; систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скандалы, драки; уклонение от воспитания и материального обеспечения детей и т.д. Каждый из этих факторов в отдельности способен нанести ущерб формированию личности несовершеннолетнего. В определенном сочетании, а тем более вместе, эти факторы делают практически невозможным правильное воспитание в семье.

Исследования последних лет показали, что преступность и асоциальность родителей вызывают аналогичное состояние у детей. Обман, взятки, воровство, ложь родителей накладывают неизгладимые черты на личность несовершеннолетних. Алкоголизм вызывает обеднение семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети становятся заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям; развивается мрачный, озлобленный, раздражительный характер, как бы в защиту от всяких пьяных неожиданностей.

Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет на физическое и нравственно-психологическое развитие несовершеннолетних, служит основной причиной их алкоголизации, аморального и правонарушающего поведения. Наряду с негативными явлениями, характерными для неблагополучных семей, дети и подростки в них систематически подвергаются избиению. Их выгоняют из дома. Они вынуждены скитаться. Появилась новая значительная категория детей-изгоев, месяцами не имеющих постоянной крыши над головой- Причины, побудившие подростков бежать из дома, свидетельствуют, что в 40-70% случаев это происходило из-за ссор с родителями.

В заключение следует сказать, что только родительская любовь, забота, ответственность за своих детей могут оказать положительное влияние на их поведение, а значит— сократить и число правонарушений.


 

От шалости до преступления.

От шалости до преступления.

Вера в наказание у педагогов и родителей сильна

Вера в наказание у педагогов и родителей сильна

На современном этапе развития общества происходит общее снижение уровня жизни населения

На современном этапе развития общества происходит общее снижение уровня жизни населения

Исследования последних лет показали, что преступность и асоциальность родителей вызывают аналогичное состояние у детей

Исследования последних лет показали, что преступность и асоциальность родителей вызывают аналогичное состояние у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2024