В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.). Многие авторы отмечают, что закрепление поставленных звуков может осуществляться в определённой последовательности с применением речевого материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их – в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий ребёнка с родителями.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 4 «СНЕГУРОЧКА»
Сообщение по теме: «Отбор речевого материала для закрепления
звукопроизносительных навыков у дошкольников с речевыми
нарушениями».
Подготовила: учитель – логопедЖуравлёва Людмила Михайловна.
В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и
приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.).
Многие авторы отмечают, что закрепление поставленных звуков может
осуществляться в определённой последовательности с применением речевого
материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их
– в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий
ребёнка с родителями.
Вместе с тем в ряде практических пособий предлагаемый для этого лексико –
грамматический материал не вполне отвечает методическим требованиям проведения
автоматизации и дифференциации звуков. Если этот материал используется
специалистом без осуществления необходимого отбора, то практически неизбежно
появление ошибок в реализации соответствующей логопедической технологии.
Отбирая речевой материал для занятий с ребёнком, необходимо соблюдать целый
ряд требований. Наиболее важными из них являются следующие.
При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации
звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного
звукопроизношения ребёнком.
При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные
варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже
используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между
гласными). Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для
закрепления тех или иных групп согласных звуков. Однако, по нашему мнению, выбор
определяется главным образом тем, в каком сочетании поставленный звук ребёнку
легче и удобнее произносить правильно. Это определяется, как правило, сразу после
появления адекватного произнесения звука в изолированном положении, то есть
после постановки звука на занятии.
Желательно закреплять согласный звук в сочетании с различными гласными (или
первоначально с одним из гласных) в слогах и затем, излишне не задерживаясь на
этом, переходить к автоматизации на уровне слова.
Первоначально отбираются слова, включающие те слоги или звукосочетания, в
которых звук произносится правильно. Затем ребёнок упражняется в произнесении
серий слов, в каждой из которых звук произносится в определённой позиции. Переход
к произнесению слов в каждой последующей позиции производится лишь в том
случае, если освоена предыдущая позиция.
Приведем пример последовательности использования разнотипных по структуре
лексических единиц для автоматизации звука С:1) прямой слог – слова с этим слогом;
2) обратный слог и слова с ним;
3) звук между гласными в звукосочетаниях и соответствующая серия слов;
4) стечение согласных в начале слова;
5) стечение согласных в конце слова;
6) стечение согласных в середине слова;
7) автоматизируемый звук повторяется дважды в слове, при этом данный
звук часто оказывается в разнообразных позициях.
Автоматизируя звук на уровне предложения, целесообразно как можно быстрее
помочь ребёнку перейти от упражнений с минимальным включением слов с
автоматизируемым звуком к предложениям до максимального их наполнения. В
результате ускорится процесс введения правильно произносимого звука в
самостоятельную речь ребёнка.
Важной особенностью организации процесса закрепления звукопроизносительных
навыков детей с общим недоразвитием речи является то, что используемый материал
одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико –
грамматического строя речи. Кроме основной направленности, это важно по другим
причинам. Упражнения и задания для преодоления ошибок лексико –
грамматического характера, как правило, содействуют развитию других высших
психических функций детей, повышают их положительную мотивацию в обучении и
вызывают познавательный интерес, позволяя избежать «механического тренажа».
Нами отобраны и разработаны серии разнообразных упражнений, заданий, игр для
закрепления правильного произношения поставленных звуков в речи дошкольников с
ОНР и одновременно решения других коррекционных задач. Эти практические
материалы могут быть использованы как на логопедических занятиях, так и
применяться вне их взрослыми из ближайшего окружения ребёнка (воспитателями,
родителями) при условии соответствующих разъяснений логопеда.
Выбор того или иного вида заданий и упражнений по комплексной коррекции
нарушений зависит от состояния различных сторон речи и в целом психического
развития ребёнка, от актуальных задач конкретного периода логопедической работы
и других факторов.
Таблица иллюстрирует возможности выбора речевого материала для такого рода
заданий и упражнений.
Подбор речевого материала для заданий и упражнений, предусматривающих
одновременное решение разных коррекционных задач
Коррекция
нарушений
лексико – грамматического
строя и развития навыков
словообразования
Подбор антонимов
Закрепление
звукопроизноси
тельных
навыков
Дифференциац
ия звуков Л –
Речевой материал для заданий и
упражнений
Молодой – старый, весёлый –
грустный, плохой – хороший, слабыйЛ’ – Р – Р’ в
словах
Выбор
родственных
слов
Автоматизация
звуков: 1) Ш;
2) Л’;
3)
дифференциаци
я звуков С – С’
Автоматизация
звуков: 1) Ш;
2) Л’;
3)
дифференциаци
я звуков Ц – Ч
Дифференциация звуков С
– С’
Выполнение
образования сложных слов
операции
слов
Отбор
уменьшительно
ласкательным значением
с
–
Автоматизация
звуков: 1) Л;
2) Ш
Употребление
творительного
существительных
падежа
– сильный, белый – чёрный, больной –
здоровый, длинный – короткий,
большой – маленький, лёгкий –
тяжёлый, сильный – слабый, тепло –
холодно, темно – светло, хорошо –
плохо, грустно – весело, легко –
тяжело, добро – зло
Лес, лесок, лесной, лесник, лесовик,
лесовод, лесоруб, лесовоз, лесопарк,
лесополоса
1) кашу варит – кашевар, пеший
ход – пешеход, мышь ловит –
мышеловка,
землю пашет –
землепашец,
шпагу глотает –
шпагоглотатель;
2) поле «водит» полевод; оленей
«водит» оленевод; книгу любит –
книголюб; пули метает – пулемёт;
3) сам катит – самокат; снег
падает – снегопад; лист падает –
листопад; сад «водит» садовод;
светлые волосы – светловолосый;
сам ходит – самоход; пыль сосёт –
пылесос; по снегу ходит – снегоход
1) шапка – шапочка, мешок –
мешочек, лошадь – лошадка, башня
– башенка, шкаф – шкафчик, пушка
– пушечка, шишка – шишечка,
подушка – подушечка;
2)
Коля – Колечка, Толя – Толенька;
3)
заяц – зайчик, палец – пальчик,
яйцо – яичко, лицо – личико,
письмо – письмецо, птица – птичка,
пуговица – пуговичка, синица –
синичка,
сердце – сердечко,
сестрица – сестричка
1) мылом
молотком
(мыл),
(забивал гвозди), иглой (шила),
пилой (пилил), лопатой (копал),
ложкой (ел);
2) карандашом (рисует), топором
Валя – Валечка, Оля – Олечка,Образование
множественного
существительных
именительном
родительном (2) падежах
(1)
числа
в
и
Автоматизация
звуков:
1) С;
2) Ц;
3) Р;
4) Диффере
нциация
звуков Ч
– Т’
1)
автоматиз
ация звука Й;
2) дифферен
циация звуков
Ч – Т’
Употребление глагольных
форм (настоящего времени;
повелительного
наклонения)
Автоматизация
звука Ц
Образование возвратных
глаголов
Подбор прилагательных (в
том числе относительных и
качественных)
1) автоматиз
ация
звуков Ш;
2) дифферен
циация
звуков Л
– Л’
Автоматизация Согласование
(рубит), рукой (гладит кошку),
ручкой (пишет)
(1)
(1) а) нос – носы, сук –
суки, стол – столы, стул – стулья,
самолет – самолеты, оса – осы,
сумка – сумки, стакан – стаканы,
сова – совы;
б) палец – пальцы, овца – овцы,
птица – птицы, пуговица –
пуговицы, боец – бойцы, заяц –
зайцы, яйцо – яйца, лицо – лица,
кольцо – кольца;
г) печь – печи, птичка – птички,
читатель – читатели, учитель –
учителя, печать – печати;
(2) а) много столов (самолетов,
сумок, собак);
в) много барабанов (раков,
баранов, сырков, уроков, роз, рук,
ворон, сорок, рыб);
г) много печей (птичек, читателей)
1) пой (песню), дай (мяч), катай
(Юлю), копай (землю), отдавай
(игрушку);
2) хочет – хотят (мальчик хочет
посадить дерево; дети хотят …..;
дед хочет вытянуть репку; дед и
баба хотят …..)
(кот) умывается, (мама) улыбается,
(Катя)
(лисицы)
охотятся, (поезд) останавливается,
(Гена) занимается
одевается,
1)
шерстяной (шарф), пушистый
(хвост),
(горошек),
мышиная (нора), широкая (дорога),
большой (мешок), хорошая (шина);
душистый
2) луна – лунный, лук – луковый,
ласка – ласковый, луч – лучистый,
футбол – футбольный, глаз –
глазной, липа – липовый, лень –
ленивый, любить – любимый
Красная машина – красный шар,звука Р
прилагательных
с
существительными в роде и
числе
Автоматизация
звуков: 1) С;
2) Ш
Употребление сочетаний
числительных
с
существительными
красивая роза – красивый цветок,
оранжевая ракета – оранжевый
шарф, румяная Рая – румяный
пирог, озорная мартышка – озорной
Рома
самоката,
1) один (самолет, самокат, стол,
стул), одна (собака, сова); два
(самолета,
стола,
стула), две (собаки, совы); три,
четыре (самолета, стола, стула;
собаки, совы); пять (самолетов,
самокатов, столов, стульев; собак,
сов);
2) составить
аналогичные
словосочетания со словами:
кошка, пушка, подушка, шишка,
мышка, машина, шина
1) автоматиз
ация
звуков: С;
2) дифферен
циация
звуков Р –
Р’
Использование предложно –
падежных конструкций
1)
с предлогами с – со: Саня взял
сайку (со) стола. Соня подняла
стул (с) пола. Сеня встал (с)
кресла. Саня снял котенка (со)
столба;
2) с предлогами с, к, в, на, под, над,
из – за, из – под: Рома несет ведро
(с) раками. Боря идет (к) озеру.
Рая встретила (в) лесу барсука.
Игорь летит в самолете (над)
рекой. Варя вылезла (из – под)
кровати и т.п.
Выбор речевого материала для каждого ребёнка индивидуализируется. Идеальный
вариант состоит в том, что материал максимально содержит автоматизируемые (или
дифференцируемые) звуки, но в то же время не включает пока еще не поставленные
звуки, которые неправильно произносятся ребёнком.
Как правило, формулировки инструкций к заданиям и упражнениям не вызывают
особых затруднений у квалифицированных специалистов. В связи с этим обратим
внимание лишь на некоторые моменты.
Логопедические инструкции должны отличаться четкостью и точностью и
предполагать однозначный изначально запланированный специалистом ответ ребенка.
Например, вербальная инструкция «Посмотри на картинки. Вот один стол, а здесь –
много …….(столов)» предполагает, что дети выберут форму родительного падежамножественного числа существительных. Другой вариант задания: «Вот один стол, а
здесь – не один стол. Как назвать эти предметы? (столы)». Во втором случае дети
используют форму именительного падежа.
Если ребенок затрудняется в выборе нужной формы ответа, логопед использует
разнообразные виды помощи: дополнительные (в том числе наводящие) вопросы,
наглядный материал, образец ответа и др.
Один и тот же речевой материал может быть использован в различных вариантах
заданий. К примеру, закрепляя предложно – падежные конструкции в речи ребенка,
логопед может предложить ребенку:
а) вставлять нужные «маленькие слова» (предлоги) в произносимые им предложения;
б) ответить на вопросы по содержанию сюжетных картинок;
в) самостоятельно составить предложения по соответствующим сюжетным картинкам.
Многолетний опыт логопедической работы свидетельствует о том, что применение
заданий и упражнений, которые позволяют одновременно решить несколько
коррекционных задач с учетом актуальных и потенциальных речевых возможностей
ребенка с ОНР, усиливает эффективность коррекционно – развивающих воздействий
по преодолению имеющихся у него дефектов.
Литература:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис – Пресс: Айрис –
Дидактика, 2007 год.
2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., Воронеж:
Институт практической психологии, 1997 год.