Аналитическая справка педагога – психолога о результатах психологической диагностики уровня адаптации обучающихся
1-х классов 2019 – 2020 учебный год
Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу нередко приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит.
Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).
Школьная дезадаптация – результат нарушения приспособления (адаптации) ребенка к тем или иным условиям школьной среды. Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь себе подняться на новую ступеньку психологического опыта, стать чуть более взрослым. Если родители и педагоги вовремя не обратят на это внимание, то школьная дезадаптация может привести к педагогической запущенности, невротическим расстройствам, отказу посещать школу и т.д.
Период проведения: сентябрь – октябрь 2019 г.
Число обследованных: всего 5 классов из них 116 детей
Методика: Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (тест разработан О.А.Ореховой )
Цель методики состоит в диагностике эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
Методической основой теста является цвето - ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда.
Предлагаемое обследование включает следующие разделы:
- физиологический компонент;
- деятельностный компонент;
- эмоциональный компонент.
Результаты обследования:
Уровни физиологического компонента |
Результат (чел.) |
Результат (%) |
Переутомление |
0 |
0 |
Компенсируемое состояние усталости |
24 |
21 |
Оптимальная работоспособность |
95 |
82 |
Перевозбуждение |
0 |
0 |
Уровни эмоционального и деятельностного компонента
|
Результат (чел.)
|
Результат (%)
|
Отношение к себе + |
106 |
91 |
Отношение к себе - |
11 |
9 |
Отношение к учению + |
95 |
82 |
Отношение к учению - |
21 |
18 |
Отношение к учителю + |
116 |
100 |
Отношение к одноклассникам + |
115 |
99 |
Отношение к одноклассникам - |
1 |
0.8 |
Отношение дома - |
7 |
6 |
!!! Отношение дома «-«: 1 А – Вахрина Виктория, Титова Дана.,1Б – Ундровский Юра
1В – Федотов Артемий, 1Г – Панчеха Алексей, Южаков Илья,1Д – Мингазетдинова Анна
Уровни адаптации
|
Результат (чел.)
|
Результат (%) |
Высокий |
17 |
15 |
Выше среднего |
28 |
24 |
Средний |
49 |
42 |
Ниже среднего |
22 |
21 |
Низкий |
0 |
0 |
Выводы и рекомендации: видно, что большая часть обучающихся успешно адаптировалась к учебному процессу, но есть и обучающиеся, которые требуют особого внимания со стороны учителей и родителей.
Рекомендации для учителей:
• Безусловно принимайте ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• В процессе работы, во время уроков учитывать уровень школьной адаптации, учебной мотивации.
• Уделяйте особое внимание детям с низким уровнем учебной мотивации.
• Во время урока необходимо организовывать физкультминутки.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
• Оценивайте ситуацию, а не ребенка.
• Ищите повод похвалить ребенка.
• Необходимо поддерживать ребенка в его желании добиться успеха.
В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Рекомендации для родителей:
• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику. • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
• Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
• Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
• Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
• Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Педагог – психолог Савельева Ю.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.