Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»
МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида»
Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме:
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
за 2022-2023 учебный год
в средней группе №1 «Рябинка»
Воспитатель: Уморина А.Н.
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В. А. Сухомлинский).
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она играет ведущую роль в формировании доброжелательных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Темой своей работы я выбрала: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях
реализации ФГОС». Для того
чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться,
познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
В соответствии с современными
требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я
сформулировала цель своей работы - способствовать
всестороннему развитию ребёнка посредством игры.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме.
2. Составить картотеку игр по разным направлениям развития.
3. Развивать игровую деятельность детей, способствовать их развитию через игру.
4. Вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.
В процессе работы над данной темой мною была изучена следующая литература:
1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
2. Кузнецова А.Е. «205 развивающих игр для детей».
3. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
4. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. «Развитие игровой активности дошкольников».
5. Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников».
7. Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры».
8. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
Игра может способствовать воспитанию нравственных
качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств
дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Работая по теме, я разработала планирование игр с учётом особенностей детей дошкольного возраста.
Знакомство детей с русскими народными играми: «Дедушка Мазай», «Баба Яга», «Жаворонок», «Солнышко-ведрышко», «Гуси-гуси», «Золотые ворота»
Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию: «Угадай и расскажи», «Распиши салфетку для мамы», «Собери матрешку», «Составь натюрморт», «Закончи картинку», «Дорисуй узор», «Подбери по цвету»
Игры на развитие логического мышления: «Что изменилось?», «Чей листок?», «Так бывает или нет?», «Конструируем из палочек», «Найди пару», «Что сначала, что потом?»
Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности: «Опасно- не опасно», «Съедобное- несъедобное», «Буду острожен в природе», «Пожар», «Светофор», «Правила дорожного движения», «Мы- пассажиры», «Цветные автомобили»
Игры по духовно-нравственному воспитанию: «Поможем Федоре», «Поделись с товарищем», «Книжкины помощники», «Круг знакомства», «Найди своего друга», «Пожелания»
Игровые досуги: «Вечер наших бабушек», Развлечение «Забавы с красками и карандашами», «Вечер логических игр», Игра-путешествие «Остров невезения», досуг «В гостях у Феи вежливых слов».
Также были изготовлены картотеки русских народных игр; игры, способствующие художественно-эстетическому развитию; игры на развитие логического мышления, картотеки сюжетно-ролевых, хороводных, дидактических игр, театральных этюдов. В процессе работы были оформлены центры для игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Театр», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
Также мною были разработаны и подготовлены консультации для родителей «Значение игры в жизни ребенка», «Как играть с ребенком», «Влияние игры на познавательную сферу дошкольника», «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке», анкетирование «Любит ли ваш ребенок играть?», памятка «Чему ребенок обучается в игре?», спортивный досуг вместе с родителями к 23 февраля. Кроме того, родители приняли участие в создании совместное игровой развивающей среды
Работа с педагогами:
Ø Проведение семинара-практикума для педагогов: «Вся наша жизнь - игра»
Ø Консультация для педагогов на тему: «Игровая деятельность в детском саду»
Ø Отчет-презентация по теме самообразования на педсовете: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Ø Участие в консультациях для педагогов «Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ», «Влияние дидактических игр на социализацию ребенка и раскрытие его творческого потенциала»
Публикации: «Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения дошкольников», «Лего-технология в системе образования ДОУ» и «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи» в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования» (г.Москва)
Таким образом, можно сделать вывод, что, в работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: организация игровой деятельности, тематические досуги, развлечения, беседы, чтения художественной литературы, различные виды игр, рассматривании иллюстраций, альбомов и картин, режимные игровые моменты, индивидуальная работа с детьми в игровой форме. Главным показателем результативности моей работы, считаю, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что, дети стали проявлять любознательность, стремление к познанию окружающего мира, умение общаться со сверстниками. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении к окружающим людям. Работая по данной теме, я вижу положительный результат, и это дает мне стимул для дальнейшей работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.