Отчёт по теме самообразования
Оценка 5

Отчёт по теме самообразования

Оценка 5
doc
17.01.2020
Отчёт по теме самообразования
Творческий отчёт по самообразованию учителя физкультуры МОУ СОШ с.doc

Творческий отчёт по самообразованию учителя физкультуры МКОУ СОШ с. Бирофельд  Л.С.Телегиной на тему:

«Роль уроков физкультуры в формировании гармонически

развитой личности».

« Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо

бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы

были в порядке - словом, чтобы он был нормальным, здоровым

человеком,.. чтобы параллельно всем физическим качествам

правильно развивались и умственные его качества». Луначарский

А.В.(писатель, академик АН СССР).

« Умный в гору не пойдёт - умный гору обойдёт»гласит русская пословица. « Сила есть - ума не надо» -утверждает народная мудрость. Что бы гору обойти нужна ли сила, сноровка, выносливость? Под силу ли это сделать каждому? Есть ли связь между физическим и моральным здоровьем? Эта мысль мучает не только меня, но и каждого здравомыслящего человека. Кто спорит - быть сильными хорошо и престижно, ведь физическая сила - один из показателей здоровья, кроме того, она создаёт уверенность в себе позволяет справиться с работой , требующей значительных физических напряжений. Наконец, сильный человек способен постаять за себя, когда это необходимо. Может быть , это нужно только мужчинам и юношам? А нужна ли физическая подготовка девочкам , девушкам и женщинам? Ответ однозначен -нужна! Как это воплотить в жизнь, как сделать, чтобы сила была использована человеком только при необходимости. Как сделать чтобы физические нагрузки для девочек и девушек сделали их красивее, элегантнее, и уверенными в себе?

Решение поставленных вопросов я вижу в одном : это роль уроков
физкультуры в формировании гармонически развитой личности.

Всестороннее развитие физических способностей человека осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое воспитание - это длительный процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всесторонне развитых учащихся.

Правильное применение различных средств физического воспитания оказывает глубокое и многостороннее влияние на организм человека,, обеспечивает хорошее здоровье и необходимую физическую подготовку. Сейчас каждому необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом движение воздействует на организм. Очень важно выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, такую же, как потребность в еде, работе, сне. Ведь не секрет, что есть школьники, стремящиеся получить освобождение от уроков физической культуры, и вместо этого посмотреть любимую передачу, а то и просто подольше поспать.

Что же могут дать физические упражнения для развития силы, У выносливости, красоты движений, а в целом для укрепления здоровья? Перед тем как ответить на этот вопрос, надо уточнить - а что такое здоровый человек. Конечно это, прежде всего человек, не имеющий серьёзных заболеваний, наделённый хорошей умственной и физической работоспособностью, закалённый, не боящийся простуды, стройный и сильный.

К настоящему времени наукой доказано, что регулярные физические нагрузки усиливают работу сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, повышают обмен веществ, укрепляют нервную и костно-мышечную системы. Большая ценность физических упражнений состоит ещё и в том, что, выполняя их , школьник не только укрепляет своё здоровье. Но не стоит забывать и о том, что физические упражнения улучшают внешний вид человека. У кого есть искривления позвоночника, сутулость, узкие плечи, тем систематические занятия физкультурой и спортом помогут устранить нарушения осанки. Кому из девочек не хочется иметь красивую фигуру, а мальчикам - широкие плечи, хорошо развитую мускулатуру, которую можно развить на уроках гимнастики. У физически развитых людей более эффективно работают внутренние органы, и, прежде всего сердце, кровеносные сосуды и лёгкие. Поэтому у них и хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение.

 На своих уроках я особое внимание уделяю осанке и её значению для здоровья. Так как сегодня мы замечаем, что, большая наша часть учеников страдает искривлением позвоночника, и возникает острая необходимость для устранения, пусть не в полной мере, этой   проблемы. На уроках я знакомлю с критериями по которым можно, определить правильная ли у нас осанка, или нет. Так же знакомлю с факторами, от которых зависит осанка, профилактирующими упражнениями и с упражнениями для лечения заболевания вызванных нарушением в позвоночнике. Уч-ся знают, что, основным средством для профилактики нарушения осанки является - плавание. Непосредственно на уроках я применяю специальный комплекс упражнений.

Физические упражнения помогают также и в учёбе. Регулярные занятия физической культурой и спортом, особенно на свежем воздухе, укрепляют здоровье и повышают закаленность организма. Учащиеся, постоянно занимающиеся физическими упражнениями, не боятся резких охлаждений, меньше болеют простудными заболеваниями. Поэтому они реже пропускают уроки в школе и не отстают в учёбе. Под влиянием физических упражнений улучшается физическое развитие, увеличивается объём грудной клетки и становятся более глубокими вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови. Всё это способствует лучшему питанию нервной системы и особенно головной мозга кислородом. Поэтому повышается не только физическая, но и умственная работоспособность.

Но не секрет, что многие ученики, имея очень низкие знания по предметам, имеют высокую физическую подготовку. Проанализировав этот факт, я пришла к выводу что, в каждом человеке заложены определенные таланты, и они проявляются  в своей среде. Чтобы утвердить свой авторитет среди своих преуспевающих сверстников по другим предметам , эти ученики с особым упорством лидируют в физической подготовке. Это укрепляет их авторитет и достоинство среди других учащихся. На конкретном примере можно показать следующее: уч-ся 5  кл. Залеский Игнат имеет по всем предметам очень низкие знания, но при этом участвует во всех спортивных мероприятиях , является победителем школьного кроссового забега на 500 метров, среди мальчиков, постоянно принимает участие в соревнования  проводимых на сельском уровне , имеет более 20 грамот и дипломов. Учащийся 7 класса Боровской Кирилл - обучается по вспомогательной программе, но при этом физически очень хорошо развит, и уже сейчас в нём проявляются задатки  участника всех школьных и районных соревнований. Делая вывод, я могу с уверенностью сказать, что уроки физической культуры способствуют воспитанию человеческого достоинства и это позволяет учащимся  в своем коллективе чувствовать себя не униженными , а равными среди своих сверстников, а также стимулируют и воспитывают культуру и нравственные качества ребёнка.

Каждый человек хочет быть здоровым и сильным, смелым и выносливым. Состояние здоровья человека зависит от того, занимается ли он физическими упражнениями, закаливанием, правильно ли распределяет своё время. Чтобы дети успели за день много сделать: выполнить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать, поиграть, нужно научить их правильно распределять своё время, т.е. соблюдать режим дня. На своих урока я объясняю, что неправильно построенный распорядок дня или частые его нарушения вредно сказываются на здоровье и работоспособности школьников. Слабое физическое развитие, повышенная утомляемость, вялость и апатия, нервозность и плохое поведение - это как правило, следствие неправильного режима дня школьника. В суточном бюджете времени  следует выделять следующие основные компоненты режима дня: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия, отдых, личная гигиена, питание, пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом, то есть соблюдение режима труда и отдыха. Всё это формирует здоровый образ жизни.

Для воплощения этой идеи нужно организовать совместную работу, как педагогов школы, так и родителей. Необходимо объяснить важность режима дня школьника: вовремя организованная зарядка по утрам, прогулки на свежем воздухе после выполнения д/з, и своевременное укладывание на ночной сон. Ведь всё это будет  плодотворно сказываться на здоровье учащихся и на их занятиях в школе.

Неотъемлемым компонентом ЗОЖ является рациональное питание. Питание - основная биологическая потребность в жизни. Большое значение для сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности имеет правильный режим питания. Он устанавливается в зависимости от возраста, характера трудовой или учебной деятельности, особенностей климата, бытовых условий, индивидуальных особенностей человека. Школьники, занимающиеся,  на уроках физкультуры, знают, что любая пища представляет собой определённую комбинацию продуктов, состоящих из белков, жиров, витаминов, углеводов, минеральных веществ и воды. Основные требования заключаются в том, что она должна быть доброкачественная, разнообразная, полноценная и оптимальная в количественном отношении, то есть должна соответствовать энергетическим затратам конкретного человека. Данные понятия мы рассматриваем на конкретных примерах, которые я привожу на уроках.

Однажды древне греческий философ Сократ заметил, что « мы живем, для того чтобы есть, а едим, для того чтобы жить». И действительно , с пищей человек должен получать все вещества, необходимые как для роста и развития всех живых тканей и органов, так и для пополнения энергии, затрачиваемой при умственном и физическом труде. На уроках по лёгкой атлетики я замечаю, как у многих ребят не хватает сил и энергии, чтобы выполнить то или иное упражнение, наступает быстрая утомляемость. Я довожу до ребят причину этих негативных явлений и прошу по возможности, учитывая низкое финансовое положение во многих семьях, соблюдать рацион питания. Являясь классным руководителем 6 класса, я проводя родительские собрания довожу до сведения родителей требования к правильному и полноценному питанию, прошу следить за тем, завтракают ли их дети перед школой, на сколько полноценен и разнообразен их обед. Пытаюсь объяснить , что голодный ребёнок в школе не только не полноценно занимается физическими упражнениями на уроках физкультуры , но у него также нарушается мыслительная деятельность.

Оздоровительный эффект от реализации оптимального объёма    двигательной активности существенно повышается, если она сочетается с закаливающими процедурами, разумным использованием воздушных и солнечных ванн, водных процедур. Закаливающие процедуры должны быть обязательной составной частью режима дня школьников как наиболее доступное средство укрепления здоровья. Основными средствами закаливания служат естественные природные факторы: солнце, воздух и вода. Однако при этом всегда помню, что неправильное, неграмотное закаливание весьма опасно. Поэтому, прежде чем приступить к использованию средств закаливания, я хорошо познакомилась с тем , что и как следует применять, учитывая состояния здоровья, а также индивидуальные особенности реакции на воздействие солнечных лучей и охлаждения. На уроках физкультуры, в разделе теоретические знания, я познакомила детей с основными видами закаливания и их средствами. Объясняю, что в их основе лежит формирование способности организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным природным условиям. Теперь учащиеся знают, какую огромную роль приносит закаливание и что его необходимо ставить в ряд наиболее значимых социальных явлений.

Так как одним из основных средств, позволяющих, приспособить     организм человека к неблагоприятным климатическим условиям является закаливание, то мне хотелось бы остановится на проблеме сегодняшнего дня. В данное время, когда температура воздуха повышается , в классах становится не выносимо душно. И в то же время многие ученики одеваются либо слишком легко ,либо слишком плотно, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и плохому самочувствию уч-ся. Поэтому задача не только учителей физкультуры, но и всего педагогического персонала соблюдать оптимальный микроклимат помещений и одежды, как одно го из закаливающих мероприятий. Конкретно на уроках физкультуры  я объясняю ученикам, каким именно образом можно закаляться, что можно использовать для этого. Мои ученики знают, что лучшее средство закаливания в летнее время это хождение босиком, приём солнечных ванн, обтирание и обливание водой и просто нахождение на свежем воздухе, что полезно не только в летнее время, но и в зимнее. Самое главное они знают, что это длительный процесс, требующий от них желания, упорство и терпения.  В повышении культуры ученика большую роль играют народные игры. Нынешние ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков.

Для преодоления этого недостатка я внедряю русские народные игры и развлечения в программу по физической культуре для младших школьников, особенно если учесть что живём мы в сельской местности.

По моему мнению, очень важно в условиях насильственного внедрения средствами массовой информации западной, американизированной псевдокультуры во многие области жизни нашего народа, в том числе и культуру физическую, способствовать подъёму национального самосознания наших детей. В теоретические основы знаний я включаю: знакомство с историей возникновения народных игр, народные игры как средство физической культуры, культурные традиции как мостик между поколениями. В разделе физической культуры по лёгкой атлетики мы  разучиваем русскую народную игру - лапта, ее историю возникновения; на гимнастики -элементы народных танцев: хоровод с песней под музыку, элементы народной борьбы «Вытолкни из круга», «Петухи», «Перетягивание в парах»; в подвижных играх - «Жмурки», «Пятнашки», «Золотые ворота» и т.д. Школьникам очень интересно разучивать игры, в которые играли их дедушки и бабушки, но кроме этого это имеет еще и огромное воспитательное значение в развитие современных учеников.

Хотелось бы более подробно остановится на нескольких играх, которые пользуются наибольшем спросом у ребят. Игра лапта. Сама игра очень подвижна, быстра, прекрасно развивает координационные способности, скоростные качества, развивает глазомер, реакцию, меткость, силу, умение броска, коллективную и индивидуальную взаимовыручку. Я постаралась лапту приспособить под соревнования. На уроках бывает, когда в конце урока играем в лапту, дети после окончания всегда спрашивают « А кто победил?» И мне пришлось задуматься на тем, чтобы проводить эту игру в виде соревнований между классами, и ребята очень хорошо восприняли эту идею. Особенно часто мы применяем её на летних оздоровительных площадках, когда сама погода требует больше времени проводить на свежем воздухе. Поэтому, когда мне предложили вести кружок, я сразу же остановила своё внимание на таком виде игр как « Лапта». Разработала план работы и весь прошедший 2007 -2008 учебный год мы занимались этой интересной игрой.  Вторая игра, которую мы проводим на уроках это - городки, старинная русская игра. Для этой игры изготовлены городки и биты. Игру проводим всем классом по упрощенным правилам. Перед началом игры с учениками младших классов проводим подводящую игру « Кто быстрее построит городок». Можно провести её в классе между командами и можно между двумя участниками. Одним из достоинств такого подхода является то , что в подобных играх принимают активное участие дети с нарушенной координацией  движения. Все эти игры дети любят, и играют в них на улице в свободное от учёбы время. Способом духовного и умственного развития может быть туризм.  Туризм, располагает, как известно большими воспитывающими, возможностями. Он создаёт благоприятные условия для воспитания. В походе ребята учатся преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Поход позволяет ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе; воспитывает у ребят любовь к родной земле, её полям, лесам, рекам. На внеклассных занятиях мы с ребятами рассматриваем все этапы подготовки к походу: организация похода, распределение обязанностей, туристское снаряжение, техника разбивки бивака и многое другое. Поход, как правило, создаёт эмоциональнорадостное настроение у ребят. Они стремятся обменяться мнениями. Это удобная для меня возможность на классном часе подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было самым интересным на маршруте? Какие недостатки мешали нам? Что в следующем походе мы сделаем по- другому? Эту работу' я рекомендую проводить всем классным руководителям, ведь на туризм давно уже не смотрят как на весёлое время препровождение, как на примитивный отдых и развлечение на природе. Туризм - это поиск, это новые открытия, новые впечатления. Но в данное время туризм в нашей школе испытывает много преград, таких как не поставленные прививки против клеща, не достаточная подготовка учащихся, недостаточное снаряжение, не пригодная для этого местность. И проводя мероприятия на природе, мы стараемся решить эти проблемы, т.е. проводим мероприятия подобного рода в зимнее время. Одним из основных мероприятий проводимых на  свежем воздухе, игра «Зарница», которая не только позволяет поиграть на природе, но так же и содействует повышению у уч-ся дисциплинированности, организованности, формирует необходимые физические и моральные качества, которые присущи человеку физически развитому, выносливому, решительному, смелому, обладающему крепкими нервами.

Школьная физическая культура претерпевает кризисные изменения: падает заинтересованность школьников к предмету «Физическая культура». Многие, не погрешив против истины, могут признаться себе, что наши девушки в большинстве своём не любят уроки физкультуры и больше того - избегают их. Причин этому много, но некоторые на поверхности - слабая физическая подготовленность, боязнь показать свою физическую несостоятельность перед возросшими нормативами, неинтересность, безэмоциональность занятий физическими упражнениями. Я нашла выход из этого положения, включив в свои уроки элементы оздоровительной аэробики, которые помогают устранить все эти причины. Сочетание физических упражнений с музыкальным сопровождением вызывают массу положительных эмоций. Стоило в вести в урок танцевальные упражнения под современную музыку, как девушки без принуждения стали посещать подобные уроки. Интерес к физической культуре стал возрастать. Но нельзя и сказать о трудностях проведения подобных уроков. Проводя, такие уроки я поняла, что должна не только в совершенстве владеть методикой обучения. Но и в совершенстве владеть показом, иметь физические возможности весь урок выполнять в полную силу все те упражнения, которыми я обучаю учеников. И тогда я нашла выход из этого положения : подобрала девушек наиболее двигательно одаренных, научила самим составлять учебную композицию, и в итоге учитель меньше получает физической нагрузки и может больше уделять внимания начинающим. Данные пробные уроки можно проводить не только в старших классах, но и в начальной школе, где они получаются ещё интереснее. Ведь на таких уроках дети не только учатся танцевать, но также вырабатывают правильную осанку, координацию движения, пластичность, грацию, чувство ритма и такта. Такие уроки являются нетрадиционными средствами оздоравливания. И мне бы хотелось в будущем на спортивных праздниках и различных мероприятиях проводить показательные выступления групп учащихся с музыкальными композициями, изученными на моих уроках. Ведь пластичные и красивые движения очень хорошо и эффектно смотрятся со стороны.

В соответствие с социально- экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования целью физического воспитания в школе, должно является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Для достижения этой цели я использую много методов, которые изложила  в отчёте. Но считаю, что вместе с тем сегодня перед учителем выдвигается комплекс новых задач, которые в явном виде не стояли перед ним. Это такие задачи как - ориентация детей на самостоятельные занятия физическими упражнениями, использование их в целях отдыха, досуга, самосовершенствования, а также овладение умением осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В течение своей работы учителя физкультуры я провожу большую внеклассную работу, готовлю команды на соревнования. Постоянно принимаем участие в соревнованиях по мини футболу которые проводятся в районом спортивном зале с. Птичник, и занимаем  призовые места: в 2017 г.- 3 место, ребята пробуют свои силы в сдаче норм ГТО ( 2016 год Иванов Денис - золото, 2017 год Цыганенко Олег – серебро, 2018 Цыганенко Олег – золото, Бучина Даниил – серебро)  Порой мы не занимали первых мест, но ребята и сама я чувствовали, что их физическая подготовка не уступала подготовки ребят из других школ района. Каждая новая победа вдохновляла их и приносила моральное удовлетворение. В последнее время всё чаще рождаются новые интересные формы работы по подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, к защите родины. И как правило это происходит в школах, где учителя решают задачи воспитания в тесном контакте. Это не только уроки, а и внеклассная работа по Военно-патриотическому воспитанию. Так как я работаю ещё и педагогом - организатором ОБЖ, то мне приходится планировать свою работу, совмещая два направления; спортивное и военно-патриотическое. В этом году мной были проведены следующие мероприятия: « Осенний марафон», «Азбука безопасности», «Мама , папа, я - спортивная семья», акция по пропаганде ЗОЖ «Спорт- вместо наркотиков», « Осенние забавы», «Быстрее , выше, сильнее», «Здоров будешь - всё добудешь», «Зарница», и многие другие. Но на этом моя внеклассная работа не   останавливается и сейчас идет подготовка к апрельскому Дню здоровья, и спортивному празднику, посвященному Дню победы, который планируется совместно с социумом.

Обобщая опыт своей работы, проанализировав уроки и внеклассные мероприятия, я пришла к выводу, что для поднятия физического уровня школы мне необходимо решать следующие задачи:  

1.                                   Возродить спортивные традиции такие как «Дни здоровья», «Школьные Олимпийские игры», Дни прыгуна, бегуна. Тематические спортивные праздники, посвященные знаменательным датам.

2.                                   Разработка и проведение спортивных праздников и мероприятий с целью привлечения детей к занятиям в спортивных секциях.

3.                                   Проведение как можно больше спортивных состязаний совместно с родителями.

Поставленные задачи я смогу выполнить только тогда, когда эта работа для достижения своей цели будет проводиться совместно с общественностью и школьными организациями. А мне здоровья и энергии пока ещё хватит.

Физическая сила – это не только преимущество перед другими. Это ещё  и ответственность перед собой за тех, кто слабее тебя. И конечно же, добрая физическая сила должна сочетаться с нравственными качествами человека, его интеллектом. Об этом я всегда помню и стараюсь на этом принципе воспитывать подрастающее поколение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020