Отчёт по углубленной работе по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Оценка 5

Отчёт по углубленной работе по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
Детсад
12.07.2020
Отчёт по углубленной работе по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Отчет по теме углубленной работы за 2019-2020 учебный год Чекановой Н.Г..docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт по углубленной работе по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель 1кв. категории

Средней группы №8 «Солнышко»

Чеканова Н.Г.

 

 

 

 

 

 

В течение 2019-2020 учебного года я работала над темой самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности».

 

Актуальность этой темы заключается в следующем:

 

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

 

Прежде чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:

·        О. В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением",

·        О. В. Дыбина "Ознакомление с природой";

·        Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,2007г.;

·        Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., Сфера 2005г.;

·        Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. Сфера, 2004г. ;

·        Рыжова Н. «Игры с водой и песком» Обруч,1997г. -№2;

·        Смирнова Ю. В. «Воздух: книжка для талантливых детей и заботливых родителей» СПб,1998.

Цели и задачи моей работы

Цели

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

 

Задачи:

1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Развивать представление об основных физических явлениях.

3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:

- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

 

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию "Лаборатория маленьких исследователей», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., огород).

 

С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

 

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

"Можно ли пить талую воду" - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

"Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян.

"Ходит капелька по кругу" - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

"Узнай все о себе, воздушный шарик" - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

"В мире стекла" - помогла детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

"В мире пластмассы" - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

"Дерево умеет плавать" - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

"Сравнение стекла и пластмассы" - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

"Волшебная вода" - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода0.

"Ткань и ее свойства" - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу).

"Воздух невидимка" - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.

 

В своей работе создавала образовательные ситуации:

 

"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.

"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

 

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

"Подбери материал для названного предмета", "Оглянись вокруг", "Расскажи о предмете", "Отгадай материал", "Где спрятался воздух", "Что из чего будет".

В результате НОД и опытов-экспериментов:

• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

• познакомились с явлениями природы;

• получили представление о круговороте воды в природе;

• уточнили знания о воде, о ее состояниях;

• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;

• познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления.

Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу:

·        Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет",

·        О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).

 

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность;

- информационная компетентность;

- регулятивная компетентность.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

·        повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

·        повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

·        личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;

·        повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

 

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

 

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

В течение 2019-2020 учебного года я работала над темой самообразования «

В течение 2019-2020 учебного года я работала над темой самообразования «

Задачи : 1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира

Задачи : 1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира

Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян

Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян

Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы

Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на : · повышение уровня развития любознательности ; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять…

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на : · повышение уровня развития любознательности ; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2020