Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»
Отчёт по углубленной работе по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Подготовила воспитатель 1кв. категории
Средней группы №8 «Солнышко»
Чеканова Н.Г.
В течение 2019-2020 учебного года я работала над темой самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности».
Актуальность этой темы заключается в следующем:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:
· О. В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением",
· О. В. Дыбина "Ознакомление с природой";
· Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,2007г.;
· Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., Сфера 2005г.;
· Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. Сфера, 2004г. ;
· Рыжова Н. «Игры с водой и песком» Обруч,1997г. -№2;
· Смирнова Ю. В. «Воздух: книжка для талантливых детей и заботливых родителей» СПб,1998.
Цели и задачи моей работы
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Развивать представление об основных физических явлениях.
3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:
- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию "Лаборатория маленьких исследователей», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., огород).
С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
"Можно ли пить талую воду" - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
"Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян.
"Ходит капелька по кругу" - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
"Узнай все о себе, воздушный шарик" - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
"В мире стекла" - помогла детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
"В мире пластмассы" - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
"Дерево умеет плавать" - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
"Сравнение стекла и пластмассы" - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
"Волшебная вода" - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода0.
"Ткань и ее свойства" - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу).
"Воздух невидимка" - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.
В своей работе создавала образовательные ситуации:
"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.
"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
"Подбери материал для названного предмета", "Оглянись вокруг", "Расскажи о предмете", "Отгадай материал", "Где спрятался воздух", "Что из чего будет".
В результате НОД и опытов-экспериментов:
• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
• познакомились с явлениями природы;
• получили представление о круговороте воды в природе;
• уточнили знания о воде, о ее состояниях;
• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;
• познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления.
Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу:
· Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет",
· О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность;
- информационная компетентность;
- регулятивная компетентность.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
· повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
· повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
· личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
· повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.