Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.
Оценка 4.9

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
история
Взрослым
15.04.2018
Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.
Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения. Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из реалий указанных в Государственной программе развития образования, одной из главных задач поставленных правительством перед системой образования стало: обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами. В рамках реализации данной задачи было организовано обучение педагогов на трёхмесячных курсах повышения квалификации педагогов по Программе подготовленной специалистами Кембриджского университета, базирующейся на современных научных подходах, основанных на конструктивистских теориях.
Отчёт об изменениях...doc
Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.                  «Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения   предъявляют   все   более   высокие   требования   к   личности   и   профессиональной компетентности   педагогических   работников».   (Государственная   программа   развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, 2010 год)                 Исходя из реалий указанных в Государственной программе развития образования, одной из главных задач поставленных правительством перед системой образования стало: обеспечение   системы   образования   высококвалифицированными   кадрами.   В   рамках реализации данной задачи было организовано обучение педагогов на трёхмесячных курсах повышения   квалификации   педагогов   по   Программе   подготовленной   специалистами Кембриджского   университета,   базирующейся   на   современных   научных   подходах, основанных на конструктивистских теориях.(Руководство, с.119)                  Познакомившись с целями и содержанием Программы, у меня о ней сложилось двоякое впечатление: первое – нас будут учить тому, что мы уже знаем, второе – изменение процессов преподавания и обучения необходимы и своевременны. С первого дня обучения на курсах подход к преподаванию и основные идеи Программы стали для меня открытием. Да,   я   была   знакома   с   такими   понятиями,   как   диалогическое   обучение,   критическое мышление, оценивание, ИКТ и т.д., многое из перечисленного применяла в своей работе. Но форма обучения, когда мы являлись учениками, а занудные лекции по теории были заменены активными практическими занятиями, где всегда приходилось быть готовым к взаимодействию   с   коллегами,   к   изменению   состава   группы,   быстрой   смены   видов деятельности, помогли через новый приобретённый опыт, понять и принять Программу. Изучая теоретическое обоснование Программы, дополнительный материал я ещё больше удивлялась   тому,   как   выглядит   на   фоне   идей   семи   модулей   традиционная   система обучения. Порой ко мне приходило осознание того, что я в своей работе уже давно отошла от ребёнка, от ученика, что все мои действия по организации урока это малоэффективные усилия, направленные лишь на то, чтобы выдать детям учебный материал и по результатам опроса   выставить   им   оценки.     Если   быть   честной,   меня   ужаснула   разница   целей,   с которыми я пришла работать в школу и то, как на данный момент я работала. Чем можно объяснить формализм в преподавании, отстранённость по отношению к детям? Многие из нас скажут загруженность, хроническая усталость, нехватка времени, состояние здоровья, я   же   вижу   одну   причину   –   это   закостенелость   сознания,   слепая   приверженность традиционным шаблонам, нежелание и страх, что­то менять и меняться самому.  Но как же больно   понимать,   что   ты   можешь   потерять   себя,   как   учителя.   Бернард   Шоу   писал: «Прогресс невозможен без изменений, а тот, кто не может изменить свою точку зрения,   не   может   изменить   ничего».  Поэтому   я   считаю,   что   самыми   важными изменениями,   произошедшими   со   мной   и   с   мои   коллегами,   являются   изменения, произошедшие   в   нашем   сознании   и   в   отношении   к   своей   работе,   те   убеждения,   что приобретены нами на первом этапе курсов «Лицом к лицу», убеждения которые больше не позволят мне работать по старому, которые заставляют  меня изменять себя, для того, чтобы изменить процесс обучения на моих уроках, чтобы изменить отношение учеников к преподаваемому   мной   предмету,   чтобы   изменить   моих   учеников,   сделав   их компетентными,   конкурентоспособными,   социально   мобильными   членами   мирового сообщества.            «Тот, кто не может изменить саму ткань своих мыслей, никогда не сможет изменить реальность»  ­ писал   Анвар Садат. Желание изменяться и изменять систему своей   работы   крепло   с   каждым   днём   обучения   на   курсах   и   изучения   семи   модулей Программы. Каждый модуль мной переосмысливался в приложении к моей работе, моему опыту, умениям, к моим ребятам. А мысли и идеи,  сформированные  на первом этапе, получили   своё   воплощение   на   практике   в   школе   во   время   проведения   серии последовательных уроков.                 Говоря о своих изменениях необходимо в первую очередь сказать об изменении в процессе планирования. Среднесрочное планирование я выполняла впервые и вначале не совсем   поняла   его   значение,   но   затем   я   пришла   к   выводу,   что   оно   в   сочетании   с краткосрочным планированием оно позволяет планировать свою деятельность, соблюдая принцип   постепенности   введения   новшеств,   принцип   от   простого   к   сложному.   Это позволило мне безболезненно для детей изменить стиль преподавания, вести новую систему оценивая.   Среднесрочное   планирование   позволяет   продумать   используемые   средства   и методы   преподавания   и   обучения,   формы   деятельности   с   учётом   их   сложности, времязатратности, позволяет избежать ненужного дублирования.                     В ходе создания среднесрочного плана серии уроков, я смогла переосмыслить значение   и   необходимость   стратегического   планирования,   в   котором   будут предусмотрены, не только учебный материал, учебные умения и навыки учащихся, но и изменения   процессов   преподавания   и   обучения,   внедрение   и   интеграция   новых педагогических   приёмов,   технологий,   профессиональный   рост   меня   как   педагога, личностный рост учащихся, развитие их способностей с учетом ЗБР, каждого ребёнка. Я считаю, что педагоги школы совместно должны разрабатывать  индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка. Работая над созданием условий их развития, действуя, как одна команда мы сможем, даже в условиях малокомплектной сельской школы помочь каждому ребёнку развить свои способности.        В дальнейшем я планирую использовать в своей работе стратегическое планирование с формулировкой   промежуточных   результатов   и   разработкой   блоков   среднесрочного планирования,   для   того   чтобы   повысить   уровень   процессов   преподавания   и   обучения, чтобы помочь моим ученикам лучше подготовиться к взрослой жизни.              Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» помог познакомиться мне с педагогическими подходами Мерсера, Александера, Флавелла, Выгодского, шире узнать содержание   подхода   в   обучении,   который   называется   «обучение   тому,   как   учиться». Освоив материал данного модуля, я смогла перейти к формированию учебной компетенции «уметь   учиться».   На   всех   уроках   по   истории   Казахстана   в   10   классе   я   применяла самостоятельное изучение нового материала учащимися, что сокращало путь знаний от источника до ученика. Наблюдая за процессом самостоятельной деятельности учащихся организованной через работу в группах (парах), путём работы с текстовой информацией и её   интерпретацией   (кластер,   постер,   таблица,   схема)   необходимо   подчеркнуть,   что самостоятельное   изучение,   построенное   на   социальном   взаимодействии   обучающихся, помогает повысить учебную мотивацию, улучшить усвоение и понимание нового материала.             Созданию   более   благоприятного   климата   в   классе,   атмосфере   сотрудничества способствовали   тренинги   и   упражнения   направленные   на   снятие   напряжения,   на активизацию   учащихся.   Изменение   в   настрое   на   урок,   в   отношениях   между   ребятами, происходившие после применения тренингов, убедили меня в необходимости проводить их, как можно чаще. В своей практике я применяла следующие тренинги – «Молекулы», «Кувшин»,   «Найди   пару»,   «Тух­туби­дух»,   «Хвасталка»,   «Аплодисменты».   Проведение данных тренингов стало традицией на каждом уроке, что позволило мне многое узнать об отношениях в классном коллективе, о взглядах учеников.        Работая в старших классах, я обратила внимание учеников на существующие методы познания, методики запоминания, быстрого чтения, что позволило мне вызвать интерес слабых учеников, у которых маленькая скорость чтения, улучшить качество понимания и запоминания текста. Особенно это важно для мальчиков старшего школьного возраста, так как у девочек процесс запоминания в данном возрасте намного лучше, чем у юношей. Теория Выготского о зоне ближайшего развития и результаты научных исследований Мерсера и Александера о значимости диалогического обучения, так же получили своё подтверждение   результатами   педагогической   практики.   История   Казахстана,   являясь гуманитарной   учебной   дисциплиной,   предполагает   развитие   речи   учащихся,   что невозможно  без  использования  диалогических   форм  обучения.   На  каждом  уроке   такие формы   и   методы   обучения   присутствовали   и   ранее,   но   после   первого   этапа   курсов, значение диалога на уроке возросло. Диалогу  на уроке отводится центральная часть. На своих уроках я применяю различные виды диалога: кумулятивная беседа – при повторении учебного материала,  создании проектов; беседа­дебаты  – отработка умений вести спор аргументированно   отстаивая   собственную   точку   зрения.   Диалог   невозможен   без постановки вопросов. Поэтому необходимо отметить, что на уроках я стала применять вопросы высокого уровня мышления  по таксономии Блума. На втором уроке из  серии последовательных, учащиеся сами должны были самостоятельно составить вопросы, как низкого, так и высокого уровня мышления. Это способствовало развитию критического мышления учащихся, но нужно отметить, что с данным заданием справились лишь семь учеников из 14. Благодаря обучению на курсах изменилось моё отношение к вопросам и неправильным ответам детей, если раньше не запланированные вопросы и ответы, в лучшем случае вызывали недоумение, а в худшем порой служили причиной эмоционального срыва учителя,   то   сейчас   к   вопросам   и   ответам   учеников   я   отношусь   бережно.   Почему?   Да потому, что именно вопрос и  ответ позволяют  учителю  определить  уровень мышления ученика, выявить пробелы в знаниях, познакомиться с креативным, необычным мнением. Внимательное   отношение   учителя   к   вопросам   и   ответам   демонстрирует   детям заинтересованность учителя в «голосе ученика», сближает их, делает учащихся активными участниками   учебного   процесса.   После   просмотра   видео­   записи   я   и   ученики   смогли взглянуть   на   себя   со   стороны,   для   меня   была   очень   важной   оценка   учащимися   своих достижений, урока, деятельности учителя.              Развитие критического мышления, как подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации я знаю давно, и приёмы развития   КМ через чтение и письмо часто применяла на своих уроках и до практики. Изучение данного модуля в ходе первого этапа курсов расширило мои знания и представления о том, как, с помощью чего и когда на уроке   осуществляется   развитие   критического   мышления.   На   уроках   я   предложила, проанализировав  иллюстрации,  сделать  вывод  о теме урока, заполнить таблицу «ЗХУ», выполнить задание «цепочка вопросов», составить эссе, задания на анализ и группировку понятий и событий, кластер, диаграмму Венн. Развитие критического мышления учащихся невозможно  без  критически  мыслящего  учителя.   Поэтому  я  стараюсь  развивать  в  себе данное   качество,   умения   анализировать   и   оценивать   собственную   работу,   вычленять недочёты, планировать коррекционную работу.        В анализе изменений немаловажную роль  играла рефлексия, в которой были отражены самооценка и взаимооценка учебных достижений учеников, отзывы ребят, их пожелания и рекомендации, на основе которых выстраивалась дальнейшая парадигма преподавания и обучения. Этап рефлексии позволил показать ученикам важность и значимость их мнения, точки   зрения.   При   оценке   психологического   климата   и   настроения   после   урока,   на четвёртом уроке – трансформере, два ученика отметили негативное настроение, что было вызвано, полученными низкими оценками.             Наиболее кардинальные изменения произошли в системе оценивания. Я впервые на курсах познакомилась с формативным оцениванием – «оцениванием для обучения», узнала о делении оценивания на формативное и суммативное, их целях, формах и различиях. Что же   изменилось   в   оценивании   на   моих   уроках?   Я   отказалась   от   авторитарного   и формального   оценивания   учебных   достижений   учащихся   основанного   на   сравнении   с достижениями   других  детей.  Процесс  оценивания   на уроке  превратился     совокупность видов и форм оценивания  посредством наблюдения, оценочных листов, анкет, смайликов, на   основе   чётко   сформулированных   критериев,     где   оценивается   не   только   учебные достижения ребят в ЗБР, но оцениваются процессы преподавания и обучения. Благодаря этому,   процедура   оценивания   стала   прозрачной,   более   объективной.   Роль   оценки     из контрольной и карательной, превратилась в мотивационную и констатирующую.             Изучение  Программы  ещё  раз   помогло  утвердиться  в  понимании  необходимости дифференцированного   подхода   в   обучении   с   учётом   индивидуальных   особенностей учащихся,   больше   внимания   уделять   работе   с   талантливыми   и   одарёнными   детьми, используя   их   способности   и   развивая   их   на   своих   уроках.   Важность   подбора   особых заданий и создания условий для детей с ограниченными возможностями. Во время моих уроков были продуманы задания, как для одарённых детей, так и для детей с низкими учебными способностями. Индивидуальный подход позволил создать ситуацию успеха для слабых учеников, что способствовало повышению самооценки и учебной мотивации.            Интеграция ключевых идей семи модулей Программы кардинально изменила роль ученика в процессе обучения. Это можно проследить через осуществление управления на серии уроков, где на первом уроке учащиеся ждут инструкций и помощи от учителя, а на четвёртом уроке учащиеся являются не просто активными субъектами процесса обучения, но   сами   ставят   цель   урока,   исходя   из   его   темы,   формулируют   задачи,   осуществляют подбор   форм   работы   и   методов   обучения   на   уроке.   Роль   учителя   также   претерпела трансформацию,   из   авторитарного   управленца,   учитель   становится   наблюдателем, режиссёром, помощником учащихся в процессе обучения. Данная форма организации и управления процессом позволяет, через применение групповых форм работы, выполнение творческих   заданий   сформировать   в   детях   лидерские   качества.   Так   же   формирование лидерских качеств, умений управлять процессом собственного обучения не возможно без развития у учащихся навыков саморегуляции. В своей практике, расширяя постепенно круг самостоятельных решений учащихся, возлагая на них ответственность за результаты своего обучения, за результаты одноклассников я смогла провести урок­трансформер, на всём протяжении которого была полностью реализована идея саморегуляции обучающимися в процессе обучения.              Каковы  же  изменения,  произошедшие   во мне  и  моей  практике?   Самым  главным изменением во мне стало осознание значимости и необходимости интеграции идей семи модулей   в   мою   практику,   понимание   необходимости   продолжать   работать   по   новому. Изменений в моей практике произошло много – изменение роли учителя и роли ученика в процессе   обучения,   изменилась   система   оценивания,   стала   применять   формативное оценивание,  традицией  стало проведение тренингов, применение на практике заданий и вопросов на развитие критического мышления, многообразие форм организации работы в группах,   парах,   переосмыслила   и   начала   работу   над   разработкой   стратегического планирования   на   основе   результатов   психологического   исследования   индивидуальных особенностей учащихся.       Вывод. Работать по старому я больше не могу. Я буду в своей практике шире применять идеи   семи   модулей,   распространять   полученные   знания   и   умения   среди   коллег   на школьных и районных МО. Продолжу работу по формированию у моих учеников навыков саморегуляции, критического мышления, выработке активной жизненной позиции.     А завершить свой отчёт мне бы хотелось словами  Рейнхольда  Нибура: «Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то,   чтобы   отличить   одно   от   другого».   что   я   могу,   и   мудрость, Баранова Т.В.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.

Отчёт о внедрении изменений в практику преподавания и обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018