Тарутинский маневр
Тарутинский манёвр (также марш-манёвр) — стратегическое фланговое движение (марш-манёвр) русской армии во время Отечественной войны 1812 года по направлению к селу Тарутино после сдачи Москвы с целью занять позиции, прикрывающие все дороги, ведущие на Калугу и Тулу.
Марш проходил с 5 (17) сентября по 21 сентября (3 октября) 1812 года. С этого манёвра начался переломный период войны: ещё 2 (14) сентября Наполеон победителем вошёл в Москву, а уже 6 (18) октября он осознал смертельную опасность после больших потерь, понесённых И. Мюратом в ходе Тарутинского боя.
Традиция называть манёвр «Тарутинским» появилась в середине XX века[1]; сам Кутузов называл переход просто «фланговым маршем» и, по-видимому, не определился сразу с конечной точкой движения войск, а импровизировал в соответствии с меняющейся обстановкой.
Русская армия покинула Москву 2 сентября. Следом за ней двинулось население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своей армии. Пока Наполеон ждал письма от Александра 1, русская армия отступила по Рязанской дороге на восток и повернула на юг и разбила лагерь у с. Тарутина.
Так Кутузов перекрыл пути продвижения противника к Туле и Калуге, где находились склады оружия. Это совершенно обескуражило Наполеона: он стал сомневаться в своем успехе.
Армия Наполеона практически перестала существовать из-за отступления по уже разорённой дороге, фактически без снабжения. А вынудил её отступать по этой дороге, а не по нетронутой Калужской, именно Тарутинский манёвр (включая битву в Малоярославце).
Когда и кому пришла в голову эта идея?
Кутузов далеко не сразу пришёл к идее занятия такой позиции. Во французской армии, как свидетельствует один из адъютантов Наполеона граф Филипп Поль де Сегюр, опасались, что Кутузов может свернуть на Калужскую дорогу сразу после битвы у Бородина. В этом случае Наполеон не смог бы двигаться от Бородина на Москву, и Москва была бы спасена! Но Кутузов в тот период хотел ещё раз сразиться с Наполеоном у самых стен Москвы.
Однако служивший тогда в русской армии прусский полковник Карл Клаузевиц, впоследствии один из самых блестящих военных теоретиков 19 века, отрицает, что Кутузов мог совершить такой манёвр сразу после Бородина. Этому мешало отсутствие хороших дорог в этой местности. Поворот на Калужскую дорогу мог быть легче всего осуществлён в самой Москве – узле дорог, а после Москвы он был уже связан с риском. То, что Кутузов повернул позже, показывает, что он позже и пришёл к такому решению.
Кутузов велик тем, что выбрал хорошее решение из множества возможных
По свидетельству Клаузевица, инициатором Тарутинского манёвра был генерал-квартирмейстер русской армии полковник Карл Толь. Надо заметить, что должность генерал-квартирмейстера в то время функционально соответствовала нынешней должности начальника оперативного управления штаба армии. Это был мозговой центр любой армии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.