Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).
Оценка 5

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история +1
10 кл
04.08.2019
Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).
Интегрированный урок по "Отечественной войне 1812 года" объединяет литературу и историю, позволяет развивать навыки учебно-исследовательской деятельности у учащихся. абота с документами, сравнивать материал художественной и исторической литературы, способствует развитию аналитического мышления, что содействует формированию умений аргументированно высказывать свою точку зрения.
Интегрированный урок.docx
Тема: Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы). 2 часа Цели урока:  1. Определить   историческое   значение   Бородинской   битвы,   её стратегическое   значение   в   ходе   отечественной   войны   1812   года; проследить   изображение   войны   в   романе,   исходя   из   взглядов   Л.Н. Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу. 2. Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы. 3. Воспитывать   учащихся   на   ярких   примерах   героизма   русской   армии, приобщать   к   историческим   и   материальным   источникам, свидетельствующим   о   храбрости   русских   воинов,   готовности   стоять насмерть, защищая Родину. Ход урока 1.Определение темы урока, формулировка цели и задач В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них   –   это   победа   нашего   народа   в   Отечественной   войне   1812   года   над Наполеоном. Это событие оценили не только историки, но и великий русский писатель  Л.Н. Толстой. Сегодня мы рассмотрим Отечественную войну 1812 года и в историческом, и в  художественных аспектах. ­ Какова цель урока? (Сравнить взгляд историков и Л.Н. Толстого на войну 1812 года и на образ Наполеона. Ответить на вопросы: в чем причины победы России   в   этой   войне,   войне   против   сильнейшего   противника   –   Наполеона Бонапарта).   ­ Просмотр видео. Наполеон. ­ Цели Наполеона? 2. Беседа. (повторение пройденного) ­   Назовите   основные   направления   внешней   политики   Александра  I? (Ближневосточное и европейское направления ). ­ Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.? (Установление в Европе порядка, при   котором   Франции   не   позволялось   вести   захватническую   политику   и угрожать независимости соседних государств. Союзники – Англия, Австрия) ­   В   чем   причина   неудач   России     в   кампании   1805   –   1807   гг.? (Несогласованность   действий   союзников.   Образовавшаяся     коалиция   была непрочной, каждый из участников имел собственные интересы.) ­ Каковы основные условия Тильзитского мира? Насколько оно было важным для   России?   (Присоединение   к   континентальной   блокаде   против   Англии. Чрезвычайно   невыгодно   –   ухудшение   экономического   положения,   подрыв экономических интересов русского дворянства и купечества). 3. Сообщение плана изучения нового материала. Вторжение Наполеона в Россию.  История Учитель истории: Итак, война началась 12 июня 1812 года. «Великая армия» (640 000 человек) вторглись в пределы Российской империи. Русская армия насчитывала 590 000 человек, но она была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы  (под командованием генералов М.Б. Барклая де Толли, П.И. Багратиона и А.П. Тормасова). Армия Наполеона быстро продвигалась, необходимо было объединить армию, а численное превосходство неприятеля ставило   вопрос   о   срочном   пополнении   армии.   Александр  I  решился   на необычный шаг – издал манифест с призывом создавать народное ополчение, а чуть   позже   в   Смоленске   обратился   к   епископу   Иринею   с   рескриптом,   в котором   возлагал   на   него   долг   ободрять   и   убеждать   крестьян,   чтобы   они вооружались, чем только могут и наносили врагам «великий вред и ужас». Дворяне и состоятельные граждане делали пожертвования на благо победы над   врагом.   Тем   не   менее,   отступление   продолжалось.   В   конце   июля   у Смоленска   русским   армиям   удалось   соединиться.   Однако   Смоленск, несмотря на мужество и отвагу русских воинов, пришлось оставить. ­ Как можно охарактеризовать поведение Александра I в начале войны? Учитель истории: И все­таки именно русское общество взяло дело защиты Отечества в свои руки, оно настояло и на том, чтобы главнокомандующим русской армии  стал Кутузов. 5 августа царь созвал Чрезвычайный комитет, который     Кутузову   верховное главнокомандование.   Армия   с   радостью   встретила   Кутузова.   Солдаты сочинили пословицу: «Пришел Кутузов бить французов, Барклай де Толли не нужен боле». единогласно   поручает   М.И. Литература. ­   А   как   Толстой   объясняет   назначение   Кутузова   на   должность главнокомандующего армии? ( 2 точки зрения: а) кн. Василий, стр.138; б) кн. Андрей, стр.187. Вывод: В отличие от Наполеона, который вел захватническую войну, Кутузов вместе с армией защищает свободу и национальную независимость. Сам народ выбирает его «против воли царя в предводители народной войны». ­   Как   Толстой   объясняет   отставку   Барклая   де   Толли?   Гл.22   (Отставку военного министра Барклая де Толли объясняет так:  «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой…, но как только она в опасности , нужен свой.   Родной   человек»  И   таким   человеком   ,   великим   патриотом,   был Кутузов.) Просмотр видео. Кутузов. (4 мин) ­ Как в исторических документах характеризуется Бородинское сражение? ­ История. Исторический документ №1 (читает ученик) Когда Кутузов прибыл в армию, он продолжил отступление, но понимал, что решающей битвы не избежать. Это сражение состоялось 26 августа 1812 года под Бородино. В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. чел. (30 %), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.     Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии, и впервые не смог   одержать   победу   в   крупном   генеральном   сражении.   По   словам   А. Кремлева,   при   Бородино  «французская   армия   расшиблась   о   русскую». Оценивая   Бородино,   Кутузов   писал   в   донесении   императору:  «Сей   день пребудет   вечным   памятником   мужества   и   отличной   храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание   всякого   было   умереть   на   месте   и   не   уступить   неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших   силах,   не   превозмогла   твердость   духа   российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество». В   приказе   по   армии   Кутузов   писал:  «Объявить   мою   совершенную благодарность   всем   вообще   войскам,   находившимся   в   последнем сражении». ­  Исторический   документ   №2   (читает   ученик).   Сообщение   Кутузова Александру I о положении армии под Бородино. ­   Исторический   документ   №3   (читает   ученик).   Записки   рядового   о Кутузове во время боя. Вывод:  Итак, сражение закончено. Наполеон вспоминал о нем как о самом тяжелом сражении: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Литература ­   Какую   композиционную   роль   играет   бородинское   сражение   в   романе? Почему? (Кульминация. Бородинское сражение – поворотный момент, после которого   французское   наступление   захлебнулось.   Это   точка   пересечения судеб всех героев). ­ Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?  (Б.с. – нравственная победа. Пьер, ничего   не   понимающий   в   военном   деле,   воспринимает   войну   с психологической   точки   зрения.   Он   может   наблюдать   за   настроением участников, а оно и является главным в победе.) ­   Как   Пьер   убедился   в   справедливости   в   справедливости   слов   старого солдата:  «Всем   народом   навалиться   хотят»?  стр.   206,   214   (Долохов   – Пьер);   стр.217­218,   гл.   24;   стр.   222,гл.25.   (Эти   главы   объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорят о необходимости победы при Бородино, об уверенности в ней). ­ Почему кн. Андрей, «Тимохин и вся армия» уверены в победе? (гл.25) (речь   идет   не   об   абстрактном   жизненном   пространстве,   а   о   той   земле,   в которой  лежат  наши предки.  За эту  землю  идут в бой солдаты.  И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом).  ­ Справедливы ли слова кн. Андрея, что французов надо казнить? (кн. Андрей, когда­то осуждавший ужасы войны, сейчас призывает к жестокой расправе над врагом.           «война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения) ­ Что говорит Толстой об итогах войны в романе? (гл. 39, стр.556, т.4, ч.3,гл.1; гл.39, стр.280,282). 4. Совет в Филях и оставление Москвы. История. (сообщение ученика). ­ Какое решение было принято на этом совете и почему Кутузов уверен в своей позиции?  Бородинское   сражение   закончилось   вничью,   необходимо   было   принять решение, как действовать дальше. Это решение было принято 1 сентября на военном совете в деревне Фили. Решено отступить по Рязанской дороге и с основными силами, свернув на Калужскую дорогу, основать военный лагерь под селом Тарутино. Цель – укрепить армию для контрудара. Литература. (анализ эпизода «Совет в Филях». Т.3,ч.3, гл.4) ­ Легко ли Кутузов принимает решение об оставлении Москвы? Учитель   истории.  Стратегический   план   Кутузова   был   направлен   на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный   его разгром в ходе контрнаступления. Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет о славе выигранных только баталий, но вся цель – устремление на истребление французской армии… я взял намерение  … отступить …» (из донесения).  Наполеон говорил:  «Победа под Бородино, если и удастся ее достигнуть, будет   лишь   временной   победой,   а   не   окончательным   поражением противника».  В стране разрасталось партизанское движение. Не только армия, но и весь народ от мало до велика поднялся на защиту своего Отечества.  ­ Сообщение уч­ся о подвигах Д. Давыдова, Кожиной. 5. Отступление и гибель «Великой армии». История.  ­ Видео. Отступление «Великой армии». (3 мин) ­ Сообщение уч­ся «Враг отступил» (работа с картой). 6. Заключение.  ­ Каковы причины победы русского народа ив Отечественной войне 1812 года и насколько сохранена историческая правда в романе «Война и мир»?  (на страницах романа видим верное отображение единого духа народа в его патриотическом порыве,   на всеобщую борьбу с врагом  поднялось все Отечество, героизм и мужество русских людей,    полководческий дар М.И. Кутузова, его единство с народом,   верный   на   тот   момент   стиль   поведения   Александра  I  как   главы государства) Учитель литературы: Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и , несмотря на разногласия Л.Н. Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к «богатырям русским», защищавшим Родину в 1812г. Читая   роман   «Война   и   мир»,   убеждаешься   в   правоте   великого   писателя­ гуманиста,   заявившего   что  «…вопрос,   не   решенный   дипломатами,   еще меньше решается порохом и кровью», «…война есть сумасшествие, или ежели   люди   делают   это   сумасшествие,   то   они   совсем   не   разумные создания». 7. Чтение таблицы, составленной в течение урока.   преследуемые Цели, русской армией Подготовка сражению   к   о Исторические материалы Бородинском сражении Обескровить противника,   добиться изменения соотношения сил,   не   допустить   к Москве Сражение   тщательно планировалось, выбиралось строились укрепления   место, Соотношение накануне сражения   сил Ход сражения   человек, 120   тыс.   человек,   624 орудия у Кутузова. 135 тыс.   587 орудий у Наполеона. Наполеон   и   Кутузов руководили в сражении своими армиями   Толстой   о Л.Н. Бородинском сражении   в   романе «Война и мир» «…не малейшего смысла…»   имело   ни «Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение   … принято было русскими на   открытой,   почти   не укрепленной местности» 5/6,   т.е.   100   тыс.   у русских   и   120   тыс. французов. Ход   сражения   не   был управляем   ни   со стороны   Наполеона,   ни со стороны Кутузова Итоги следствие сражения,   сила «Нравственная   армии французской   была истощена…, победа   нравственная была одержана   русскими» Русские   потеряли   38 тыс.   человек   (30   %), французы   –   58   тыс. человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла   твердость духа российского солдата…».   Наполеон: «Французы   показали себя достойными одержать   победу,   а русские   стяжали   славу быть непобедимыми»

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (интегрированный урок истории, литературы).

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»            (интегрированный урок истории, литературы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2019