МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) УНИВЕРСИТЕТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ
на тему: «Секреты влажности воздуха»
Составитель: учитель физики первой квалификационной категории Шарипов Хуршед Бадридинович
Класс: 8 «Б»
Дата проведения: 20.12.2021г.
Душанбе – 2021г.
План-конспект открытого урока
по теме: "Секреты влажности воздуха"
Предмет: физика, 7 класс, учебник: Физика 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин – 2 изд., М.: Дрофа, 2021 г.
Учитель: Шарипов Хуршед Бадридинович
Дата: 20.12.2021 г.
Место проведения: СОШ РТСУ
Класс: 8 Б
Тип урока: комбинированный.
Вид урока (форма урока): урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель урока: вести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы, познакомить учащихся с методами измерения относительной влажности воздуха и определения влияния влажности воздуха на здоровья человека.
Развивающие
- развитие монологической речи с применением физических терминов;
- развитие умение видеть физические влияния и их практическое применение в окружающем мире;
- развитие у учащихся информационно-коммуникативных компетентностей.
Воспитательные
-на материале урока указать важность понятия влажности воздуха и всестороннее применение этого явления в жизнидеятельности человека.
Оборудование: доска, мел, гигрометр волосной, психрометр, термометр (лабораторный), шприц 20 мл, стакан термостойкий, спиртовка, вода, датчик погоды Cobra, стенды.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний. Взаимоопрос
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о секретах влажности воздуха, о том, как она влияет на наше здоровье.
Под влаги мы понимаем количество растворенного водяного пара в воздухе. Чем больше водяной пар в воздухе, тем влажнее воздух. Количество воды, которое растворено в воздухе, прежде всего зависит от температуры. Чем воздух теплее, тем больше воды помещается в воздухе. Например, баня, где температура большая и очень много водяных паров растворены в нее. А в холодном воздухе водяной пар мало растворяется.
Мы знаем, что для определения влажности воздуха используются понятия абсолютная и относительная влажностей воздуха. Кто помнить, что такое абсолютная влажность воздуха?
Ученик: Абсолютной влажностью воздуха называют отношение количество водяного пара (в граммах) в единице объема воздуха (в м3).
Учитель: Правильно, значит количество воды в объеме воздуха есть влажность воздуха, например, при температуре 25 оС условно можно сказать, что находится 10 г воды в воздухе.
Кто знает по какой формуле можно вычислить абсолютную влажность?
Ученик: ρ = m/v (г/м3). – это фактически плотность.
Учитель: Что такое относительная влажность?
Ученик: Относительной влажностью воздуха называют отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара, выраженной в процентах.
Учитель: Правильно, например, при температуре 25 оС может быть, условно говоря 20 г воды, а фактически находится 10 г воды, как мы в начале говорили. Это значит, влажность воздуха равна 50 %. Тогда относительная влажность воздуха – это количество воды по максимально возможному количеству воды.
А как выражается формула относительной влажности воздуха?
Ученик: φ = (ρ/ρо)*100%, где ρо – плотность насыщенного пара (г/м3).
Учитель: Как мы узнаем, что сколько максимально воды находится в воздухе.
Ученик: По таблице зависимости насыщенного водяного пара от температуры.
Учитель: Очень хорошо, отсюда следует, что если в воздухе находится максимальное количество воды, то этот водяной пар называется насыщенным. Если меньше чем максимального, то ненасыщенный.
Кто может сказать, как можно получить насыщенный пар?
Ученик: Поскольку вода испаряется при любой температуре, то можно в сосуде взять немного воды и закрыть его, через несколько времени в нем возникает насыщенный пар. Если открыть сосуд, то получим ненасыщенный пар. Такое состояние пара называется динамическим равновесием. Это означает, что сколько молекул покидает жидкость, столько же возвращается в жидкость.
Учитель: с помощью каких приборов можно определить влажность воздуха?
Ученик: Влажность воздуха определяется с помощью гигрометры или психрометры.
Учитель: Влажность воздуха можно также определить с помощью электрических датчиков погоды. Сейчас вместе определим с помощью психрометра влажность воздуха.
Ученик: Данные берутся из психрометра:
tвоздуха = 20 оС
tвлаги = 16 оС Δt = 20 – 16 = 4 оС.
По психрометрической таблице определим влажность воздуха:
φ = 69 %.
Учитель: Зная влажность воздуха определим количества воды в объеме нашего класса.
Ученик: V = a*b*c = 7*8*3 = 168 м3
φ = (ρ/ρо)*100%, ρ = (φ*ρо)/100%, ρ = 13 г/м3
m = ρ * V = 2.5 кг.
Учитель: Оказывается, что в объеме нашего класса в данный момент содержится 2.5 кг воды. Можно как нибудь доставить воду из воздуха?
Ученик: Можно, если охладить класс, то вода на поверхности стен конденсируется. Также можно различные поглотители влаги использовать. Именно так получают поду в некоторых странах Африки.
Учитель: А как дождь идет?
Ученик: Учитывая всего этого, можно сказать, что на небе водяной пар в виде облаков насыщается, потом при холодной температуре конденсируется в виде воды.
Учитель: Если вечером в объеме воздуха осталось некоторое количество воды и ночью холодает, то что будет с водяным паром?
Ученик: водяной пар насыщается и не успеет перейти в виде воды, поэтому конденсируется в виде росы и утром выпадает росы или конденсат и образуется туман.
Учитель: Что такое температура образования росы?
Ученик: Температура, при которой пар насыщается называется точкой росы.
Учитель: Шкала влажности воздуха как определяется?
Ученик: 0-40% - суха, 40-60% - норма, 60-100% - влага.
3. Объяснение новой темы
Учитель: Определено, что количество водяного пара влияет на наше здоровье. Именно относительная влажность воздуха определяет, что нам хорошо или плохо. Нам нужно в доме нормальная влажность воздуха. Потому что такое понятие, как местный иммунитет и защита слизистых оболочек определяется именно влажностью воздуха. В сухом или теплом воздухе отключается местный иммунитет, и дети часто болеют. Мало кто из нас задумывается над вопросом, каким должен быть воздух чтобы начался процесс газообмен.
Кто знает, что такое газообмен?
Ученик: Газообмен – это когда кислород из воздуха попадает в кровь, а из крови в воздух проникает углекислый газ.
Учитель: Правильно, оказывается, для того чтобы начался процесс газообмен, воздух, который дошел до легких должен иметь температуру легких и влажностью 100 %. Например, мы вдохнули воздух с температурой 25 оС и влажностью 40 %, он должен дойти до легких с температурой 36,6 оС и влажностью 100 %. Для этого у нас есть нос, а в носу есть слизистые оболочки и когда воздух контактирует с ними, они воздух и согревают, и увлажняют. Чем воздух суше, тем больше нагрузка на слизистые оболочки и труднее воздух увлажнить.
Таким образом, если воздух сухой, то ребенок теряет огромное количество жидкости увлажняя вдыхаемый воздух. Он испытывает чувство жажды. Поэтому очень часто дети по ночам просыпаются и просят воды.
Тогда как бытовым путем дома уменьшит влажность воздуха? Можно с помощью батареи отопления, намочить полотенцу и поставить на батарее отопления, или если сухой воздух, то можно использовать прекрасный увлажнитель воздуха «аквариум» открыто, или с помощью кондиционера охлаждая воздух.
4. Заключение
Поэтому нам бы хотелось, что после целого дня нахождения в ненормальных физиологических условиях хотя бы дома ночью спали в чистом прохладном воздухе с нормальной влажностью. Для этого мы должны всегда дома контролировать влажность воздуха с помощью приборов гигрометры или психрометры.
5. Демонстрационные опыты на уроке
- «Кипение без нагревания». Шприц, вода и стойка.
- «Насыщенный пар». Стакан с водой, крышка, спиртовка, штатив.
6. Домашнее задание
§27,28
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.