Открытое внеклассное мероприятие :брейн-ринг "Берегите родной язык "
Оценка 4.9

Открытое внеклассное мероприятие :брейн-ринг "Берегите родной язык "

Оценка 4.9
doc
16.10.2020
Открытое внеклассное мероприятие :брейн-ринг "Берегите родной язык "
ДОКЛАД РАМИНЫ.doc

 

Республика Дагестан

Дербентский район

МКОУ « Аглобинская  СОШ»

 

Выступление Мирзаева Сарвана Фикретовича

 на ШМО учителей родного языка и литературы

МКОУ« Аглобинская   СОШ» на тему:

«Проблемы изучения родного языка »

(30.08.2018 год)

 


Доклад: « Проблемы изучения родного (азерб. яз.) в школе».

Подготовил: Мирзаев С.Ф.    учитель  МКОУ

«Аглобинская СОШ »

 

В Дагестане  в качестве средства общения используется два различных языка: национальный родной язык и язык межнационального общения – русский.  С изучением русского нет никаких проблем, а вот с изучением родного – возникают  много  проблем.Самой острой и актуальной проблемой  в нашей республике остаются вопросы развития, формирования  родных языков. Практически  наши дагестанские языки  на грани вымирания. Боюсь, что лет через 20-30 мы будем только называться лезгинами, так как говорить на родном языке будет некому и от нации останется только название.В языке одухотворен весь народ и вся его родина. Там, где теряется родной язык, закладывается основа для вымирания этого народа. Причиной более широкого распространения двуязычия является тот факт, что в рамках дагестанской республики вместе с дальнейшим развитием дагестанских наций создались предпосылки для формирования такой общности людей, которая многонациональна по своему составу.В связи с демократизацией нашего общества проблемы родного и русского языков остро стоят и сегодня. Народы нашей республики, развивая и совершенствуя свои языки, пользуются, и будут пользоваться русским языком, ибо только владение родным языком и языком межнационального общения, каким является русский язык, может удовлетворить нашу социальную потребность в повышении общего уровня культурной жизни всех народов, способствовать их сближению.

        Вопрос о роли и месте родного языка, в частности, в школе, должно решаться на основе принципов равноправного и свободного изучения всех языков. Живое, действенное двуязычие - одно из национальных проявлений гармоничности межнациональных отношений.

        Несмотря на ущемление родных языков (а именно: родной язык идет как факультативное занятие, ему уделено всего 2 часа в неделе, преподавание предмета затруднены отсутствием учебных пособий как для учителя, так и для ученика и т. д.), языки народов Дагестана заметно расширили общественные функции и в настоящее время обслуживают новые для них сферы общественной жизни (и это очень радует).Они выполняют следующие функции :

1.   Язык художественной литературы

2.   Язык радио, науки, театра

3.   Язык устного народного творчества

4.   Язык периодической печати

5.   Язык преподавания, семьи.

При этом ни в коем случаи не ущемляется русский язык. Дагестанцы свободно пользуются им в общественной жизни, на производстве и нередко в быту наравне с родным языком.                 

    Родные языки являются формой бытования наших культур, сохранения и развития национальных традиций. К великому сожалению, встречаются еще некоторые ученые, педагоги, родители учащихся, которые считают незнание городским населением своего родного языка нормальным явлением, исходя из того, будто наши родные языки не находят практического применения в жизни. Такие люди просто не понимают угрозу исчезновения своей нации. Достаточно стремления каждого человека, каждого народа сохранить свою самобытность, свою культуру, язык и обычаи.

    Каждый учитель родного языка ставит перед собой именно  эти цели. При подготовке к урокам опытные учителя привлекают дополнительный материал, устанавливают межпредметные связи между уроками русского и родных языков, родной и русской литературы, истории, географии и  уделяют внимание на развитие устной и письменной речи учащихся.

    Приведу несколько примеров из своей работы:

1.   На своих уроках я очень часто использую фольклорные произведения: пословицы ( ведь в них столько мудрости предков ) о труде ( зегьмет ч1угурдаз- гьуьрметни жеда ), о дружбе ( дуст жагъуриз регьят я, ам хуьз- четин ), об уважении к родителям ( дидени ватан- сад я ), о совести горца (намус гвачиз яшамиш жедалди, намуслувилелди кьейит1а хъсан я ); поговорки и загадки, чтобы учащиеся видели, насколько богат наш народ, наш язык, какие у нас прекрасные и необычайно уникальные традиции 

2.   На каждом уроке проводятся словарные работы: картинный диктант (дети видят предмет на картине, затем пишут слово и рисуют этот предмет. Таким образом они запоминают лучше), словообразовательный диктант ( дается слово и словообразующие части , с помощью которых дети образуют слова, н\р: намус, нехир, инсан и суффиксы – вал, - лу, -суз, -бан).

3.   Использую на уроках литературы разные методы работы: эмоциональная активизация (чтение по ролям), творческое самовыражение учащихся (организуя внеклассные мероприятия), дискуссии на уроках, провожу нестандартные уроки и уроки- лекции.

 Особый интерес вызывает у детей уроки, где они занимаются не воспроизводящей, а творческой деятельностью. Детям нравится, что на родном языке тоже можно составить кроссворд, написать мини- сочинение, описать картину, играть, читать по ролям, учить стихи и много другого.

        Когда язык выступает как предмет изучения, то основной задачей является изучение языка с целью осмысления и систематического использования уже имеющихся у учащихся практических навыков пользования языком. И эти задачи выполняют учителя родных языков в школе.

Убежден, что любая концепция может быть воплощена при условии: уважать личность каждого ученика, любить детей и принимать их такими, какие они есть, вдохновляя на добрые поступки, способствовать развитию духовно- нравственных качеств, любить свою культуру и прививать эту любовь другим.

 

 

 


Республика Дагестан Дербентский район

Республика Дагестан Дербентский район

Доклад: « Проблемы изучения родного (азерб

Доклад: « Проблемы изучения родного (азерб

Вопрос о роли и месте родного языка, в частности, в школе, должно решаться на основе принципов равноправного и свободного изучения всех языков

Вопрос о роли и месте родного языка, в частности, в школе, должно решаться на основе принципов равноправного и свободного изучения всех языков

Каждый учитель родного языка ставит перед собой именно эти цели

Каждый учитель родного языка ставит перед собой именно эти цели

Когда язык выступает как предмет изучения, то основной задачей является изучение языка с целью осмысления и систематического использования уже имеющихся у учащихся практических навыков пользования…

Когда язык выступает как предмет изучения, то основной задачей является изучение языка с целью осмысления и систематического использования уже имеющихся у учащихся практических навыков пользования…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2020