Организация внеклассной работы как фактор совершенствования физического воспитания учащихся
Введение.
В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:
· Ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
· Недостаточная двигательная активность;
· Увеличение числа обучающихся, имеющие вредные привычки;
· Отсутствие приоритета здорового образа жизни.
Актуальность опыта заключается в том, что только на трех уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 – 15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по физической культуре поможет решить эту проблему.
Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.
Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях, достойно служат в рядах Российской армии, участвовали в военных действиях, где физическая подготовленность порой становилась гарантией жизни.
Цели и задачи.
Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания входит в систему внеурочных занятий школьников физическими упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.
В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Поэтому для физического совершенствования обучающихся и их спортивной подготовки широко используются внеурочные формы занятий физическими упражнениями.
Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.
Такими задачами являются следующие:
1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.
2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.
3. Побудить обучающихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика.
5. Развить необходимые физические качества.
6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.
7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.
При этом должно быть осуществлено повышение здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического контроля спортсмена.
Важным в решении задач физического воспитания школьников является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный режим.
Обзор литературы по организации внеклассной работы
по физическому воспитанию учащихся.
В Законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте» отмечена необходимость непрерывности и последовательности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности.
Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями регулируется информационными материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения. К таким документам относятся школьная программа по физическому воспитанию, программы по внеклассной спортивной работе, Положение о коллективе физической культуры, а также методические письма по организации процесса физического воспитания учащихся. При этом определяется, что систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа по месту жительства, внешкольная спортивная работа.
Действенность системы физического воспитания в школе обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры как ведущей формы занятий физическими упражнениями обучающихся.
В организации двигательного режима ученика, класса, школы большое значение имеют рациональный объем физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, широкое привлечение учащихся во внеурочные занятия физической культурой и спортом, туризмом. Внедрение физических упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярное осуществление врачебно-педагогического контроля за здоровьем, физическим развитием и двигательной подготовленностью учащихся способствуют полноценному решению задач физического воспитания. Комплексное воздействие на школьников различных форм занятий физическими упражнениями должно обеспечить воспитание всесторонне развитых людей.
Основным организационно-педагогическим принципом физического воспитания школьников является индивидуальное и дифференцированное применение средств физической культуры и спорта в занятиях с учащимися разного пола и возраста.
За организацию физического воспитания в школе несет ответственность директор. Он обеспечивает необходимые условия для физического воспитания школьников и осуществляет контроль за работой в этом направлении. На директора школы возлагается обязанность по организации регулярных медицинских осмотров обучающихся.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, учитель физической культуры, классные руководители и учителя, воспитатели групп (классов) продленного дня, выполняя свои служебные обязанности, информируют директора о выполненной работе, советуются о планах на будущее.
Для непосредственной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе создается коллектив физической культуры, который действует согласно Положению о коллективе.
Коллектив физической культуры школы организует свою работу на основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы, самодеятельности учащихся в тесном контакте с врачом и общественными организациями.
Общую ответственность за организацию и работу коллектива физической культуры несет директор школы. Методическую помощь в деятельности коллектива обеспечивает учитель физической культуры, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Школьный коллектив физической культуры совместно с учителями:
· использует для пропаганды спортивные праздники;
· создает уголок (стенд) физической культуры, размещает иллюстрированные и другие материалы;
· организует беседы о значении физической культуры и спорта, правилах гигиены, режиме дня, двигательной активности, привлекая для этого педагогов, родителей учащихся, медицинский персонал школы;
· обеспечивает судейство спортивных соревнований силами школьников и учителей; помогает учителю физической культуры в определении результатов соревнований;
· содействует благоустройству спортивных сооружений, обеспечивает сохранность спортивного оборудования и инвентаря;
· разрабатывает спортивную эмблему школы, образцы спортивной формы, спортивный флаг.
· участвует в проведении гимнастики до уроков, подвижной перемены, Дней здоровья
Члены коллектива физической культуры школы обязаны успешно сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом.
Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе требований спортивной классификации.
Формы внеклассных занятий физической культурой и спортом: реализуются в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры, в группах общей физической подготовки, в спортивных секциях, туристическая работа и др.
1. Занятия в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры. Подвижные игры являются прекрасным средством массовой внеклассной работы со школьниками. Ценность их заключается в том, что они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физической культуры.
Занятия в кружке подвижных игр проводятся на добровольных началах. Они могут быть организованы в зале, на площадке, в рекреации, в коридоре, классной комнате (во внеурочное время) 2—4 раза в неделю. Продолжительность игр — до 30—45 минут для обучающихся 1—2 классов и до 60 минут — для учеников 3— 4 классов. Количество занимающихся в группе 15—20 человек. Один человек избирается старостой. В его обязанности входит подготовка группы к занятиям, а также ведение учета посещаемости. Он строит группу и докладывает о готовности к играм. В помощь руководителю кружка (это может быть учитель начальной школы или ученик старшего класса) для подготовки места занятий, мелкого инвентаря и его раздачи, судейства игр выделяются (по очереди) 1—2 дежурных.
Подготовка к проведению занятий заключается в планировании игр на определенный отрезок времени (с целью решения задач физического воспитания), правильном выборе игр на очередное занятие, определении оборудования, инвентаря. Важно, чтобы была тщательно проведена подготовка мест для занятий. Следует учесть количество необходимых для игр мячей, булав, скакалок, гимнастических скамеек, палок, затем подготовить различные мелкие предметы: мел, свисток, веревочку, резинку для прыжков и др.
Содержание подвижных игр заимствуется из соответствующих пособий. Выбираются те игры, которые более всего знакомы и интересны детям.
При выборе игр учитываются их образовательное, воспитательное и оздоровительное влияние, возможное количество играющих, размеры помещения (площадки), а также время года, погода, температура окружающего воздуха.
На каждую игру составляется игровая карточка, выполненная на плотной бумаге (картоне).
В одно занятие включается от 2 до 4 игр. Вначале дается простая игра малой подвижности, ставящая целью организацию группы, вовлечение занимающихся в игровую деятельность. Затем проводятся игры средней и большой подвижности, более продолжительные по времени. Они наиболее нагрузочны для учащихся, эмоциональны и достаточно сложны (в зависимости от возраста) по характеру игровых действий. В заключение дается игра на приведение организма занимающихся в более спокойное состояние, обеспечивающая снижение возбуждения и физиологической нагрузки.
Во избежание резкого утомления детей делаются перерывы для отдыха, используемые для уточнения правил, объяснения новых вариантов игры, указаний, определения результатов, подведения итогов.
С учащимися 1—2 классов рекомендуется в начале занятий проводить простые игры, с несложными правилами. Широкое распространение могут иметь сюжетные игры, игры с речитативами, игры-хороводы, региональные игры.
Руководитель кружка должен воспитывать у детей честность в выполнении правил игры, чувство товарищества, коллективизм, организованность, способствовать развитию основных, жизненно необходимых движений человека: бега, прыжков, метаний, лазания, перелезания и др.
Объяснять игру следует образно, кратко, четко и точно с учетом словарного запаса учеников в сочетании с показом отдельных игровых приемов.
Содержание игр для обучающихся 3—4 классов является более сложным, с точки зрения выполнения правил и разнообразных двигательных действий. В этом возрасте используются командные игры, подготовительные к спортивным, с выраженными элементами соперничества, соревнований. Судейство игр должно быть всегда четким и объективным. Допущенные учеником ошибки следует терпеливо разъяснять, показывая пути правильных действий.
Задачами игр являются дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков учеников в усложненных игровых условиях, развитие творчества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами, командой. Подвижные игры, разученные в кружке, могут быть широко использованы на подвижных переменах, при проведении часа и дня здоровья, в массовой части спартакиады школы, на празднике начала учебного года, на прогулке.
Занятия в кружке физической культуры проводятся со 2-го класса и строятся на материале уроков физической культуры с широким включением подвижных игр. Они направлены на повышение двигательной активности учеников.
2. Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных требований программы, на ликвидацию пробелов в знаниях учебного материала программы. Занятия строятся по типу уроков физической культуры и проводятся во второй половине дня. Учитывая, что наполняемость группы не должна превышать 15 человек, при однородном составе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика должна быть высокой.
3. Занятия в спортивных секциях. Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и проводятся учителем физической культуры, старшими учениками (по спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту, и под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под общим руководством школьного коллектива физической культуры. Различные вопросы функционирования секции должны решаться и обеспечиваться самими школьниками посредством направляющих советов педагога.
В помощь учителю физической культуры на общем собрании спортивной секции избирают совет секции в количестве 3 человек. Члены совета выбирают председателя. В обязанности совета входят: организация систематических занятий, вовлечение новых членов в секцию, организация команд и выборы в них капитанов, подготовка команд к участию в соревнованиях, учет посещаемости занятий, определение команд-победителей и лучших спортсменов года, совершенствование спортивной базы, уход за оборудованием и инвентарем, организация медосмотров членов секции, контакты с классными руководителями и родителями учеников. Для проведения занятий в спортивной секции ученики организуются в группы по 15—20 человек в каждой соответственно спортивным достижениям, возрасту, физической подготовленности: мальчики и девочки 3—4,5—6,7—8 классов, юноши и девушки 10—11 классов. Однако может иметь место и организация занятий в смешанных возрастных группах школьников. В этом случае младшие ученики учатся у старших школьников.
Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнованиях.
В зависимости от вида спорта устанавливается начальный возраст для занятий в спортивных секциях. Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2—4 раза в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость занятий, постоянство состава группы, команды.
В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в целях всестороннего развития.
Занятия в спортивной секции проводятся по специальным программам, одобренным Министерством образования и Спорткомитетом, или на основе классификационной программы. Материал программы надо рассчитать на школьный учебный год, разделив его на два периода: подготовительный и основной (соревновательный). В этом специфика спортивной тренировки обучающихся общеобразовательной школы, так как в летнее время они уезжают в лагеря отдыха, на отдых с родителями, в сельскую местность к старшим членам семьи. Календарные сроки каждого периода тренировки определяются, исходя из продолжительности учебы детей в школе, а также участия школьников в общешкольных, районных, городских, областных соревнованиях.
В подготовительном периоде решаются задачи разностороннего физического развития занимающихся, их общей физической подготовки, тренировки, развития физических качеств с учетом особенностей вида спорта.
В связи с этим определяется количество занятий беговую подготовку, прыжки, метание и др. В подготовительном периоде планируют знакомство с общими основами техники спортивных движений с некоторым акцентом спортивной специализации. Этим задачам подчинены содержание и методика тренировочных уроков. Физиологическая нагрузка строится по нарастающей кривой со стабилизирующими периодами кратковременного «отдыха».
В основном (соревновательном) периоде осуществляется изучение и совершенствование техники спортивных движений. Главными задачами основного периода тренировки являются достижение занимающимися спортивной формы и достаточно высоких для своего возраста спортивных результатов, участие в соревнованиях, выполнение требований спортивной классификации, получение (или повышение) спортивного разряда.
Перед соревнованиями нагрузка в занятиях со школьниками снижается. В дни соревнований рекомендуется выполнять более объемный комплекс упражнений утренней гимнастики и другие физические упражнения в режиме дня.
Важным условием тренировки школьника-спортсмена и его участия в соревнованиях является регулярное прохождение медицинских осмотров. Каждый ученик, желающий вступить в спортивную секцию, должен посоветоваться с родителями и получить разрешение врача школы, учитывая при этом начальный возраст занятий спортом.
Тренировочные уроки в спортивной секции строятся с учетом общих педагогических требований с соблюдением доступности, последовательности, постепенности, систематичности, индивидуализации и других принципов дидактики.
Частота и продолжительность тренировочных занятий зависят от возраста учеников. Для школьников 3—4 классов могут быть рекомендованы двухразовые занятия по 60 минут каждое. В конце первого года обучения проводятся трехразовые 45-минутные тренировки. С 5-го класса двухразовые занятия проводятся продолжительностью 90 минут. С 7 класса продолжительность одного занятия доходит до 120 минут.
В младшем возрасте преимущественное внимание на тренировках уделяется обучению двигательным действиям, а также основам тактики. В этом возрасте должны быть предусмотрены облегченные условия спортивных соревнований.
Предупреждение спортивного травматизма на тренировочных уроках и спортивных соревнованиях должно быть постоянной заботой учителя физической культуры. Тренировочные занятия в спортивной секции должны давать обучающимся высокую физиологическую нагрузку и соответствовать функциональным возможностям учеников. Педагогически недопустимо включать учеников в соревнования при недостаточной их подготовленности, тем более нацеливать на высокий спортивный результат.
Участие в соревнованиях разрешается после соответствующей технической, тактической и психологической подготовки учеников, при появлении желания помериться силами со сверстниками. Недопустима и узкая специализация школьников, начинающих заниматься спортом в каких-либо одних видах упражнений. Тренировки должны быть построены на «многоборном» содержании учебного материала и носить разносторонний характер.
Тренировки юных спортсменов строятся на умении педагога сочетать возрастные особенности занимающихся с требованиями прогрессирующей спортивной подготовки от урока к уроку, от одного периода тренировки к другому, от одного года занятий к последующим годам подготовки. При этом строго учитываются особенности занимающихся. К занятиям в секции допускаются все желающие заниматься спортом школьники. Отстранение от занятий из-за спортивной непригодности ученика недопустимо.
Спортивными секциями руководит учитель физической культуры. Он проводит тренировочные занятия, совместно с активом составляет команды спортсменов по видам спорта.
Представителем команды на спортивном соревновании вне школы является учитель.
Нравственное воспитание юных спортсменов осуществляется на основе демократических, общечеловеческих ценностей. Большое значение в подготовке школьника-спортсмена имеет авторитет учителя-тренера. Общий облик учителя, его внешний вид, культура, форма общения с учениками, манера держаться перед группой (командой), требовательность и доброжелательность должны сочетаться с заботой о здоровье учеников, воспитанием эстетической культуры занятий спортом.
Воспитание сознательного отношения к учению в школе, развитие познавательной и общественной активности учеников, гражданской ответственности и культуры поведения занимают большое место в тренировочном процессе. Необходимо помнить, что ученик-спортсмен должен воспитываться в коллективе детей, имеющих общие учебные и спортивные интересы. Решение воспитательных задач, формирование у школьников умения правильно вести себя на тренировочных занятиях и соревнованиях, в школе, на улице, дома, в общении со сверстниками, воспитание умений выполнять общие правила культуры поведения — одна из главных сторон тренировочного процесса. Использованию учителем методов убеждения, личного примера в поведении на тренировке придается большое значение. Приводим тематику бесед тренера с юными спортсменами: «Спорт и труд», «Спорт и учеба», «О честности и справедливости», «О коллективной дисциплине и самодисциплине», «О спортивной чести», «Спорт помогает дружить», «Спорт помогает закалять свою волю», «Что значит быть вежливым», «О режиме спортсмена», «О культуре поведения» и др.
4. Туристическая работа. Туристическая работа в ее разнообразных формах в школе как средство активного отдыха детей решает задачи формирования основ естественных движений человека (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, перелезании, метаниях), приучает учащихся к интересным условиям походной жизни. Так как туристические походы и путешествия проходят на свежем воздухе в сочетании с активными формами передвижения.
Они способствуют закаливанию организма школьников, повышению их сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Большие возможности раскрывает туризм в решении воспитательных задач.
Таким образом, в педагогической работе со школьниками туризм рассматривается как средство и метод физического воспитания. Как средство физического воспитания он направлен на широкую двигательную подготовку учащихся, на комплексное развитие физических качеств. Как метод физического воспитания, туризм (в многочисленных формах туристической работы) способствует полноценному решению общих задач физического воспитания в разных возрастных группах школьников. Поэтому туризм должен быть неотъемлемой частью процесса физического воспитания в каждой школе.
При организации туристической работы в первую очередь необходимо изучить Инструкцию по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с обучающимися.
6. Игры школьников «Зарница» и «Орленок». Они популярны среди детей и так же, как туризм, способствуют приобретению прикладных навыков в действиях на местности. Это необходимо, особенно юношам. Подготовка учеников к играм «Зарница» и «Орленок» и их проведение описаны в соответствующей литературе.
Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений учеников и выполнения требований Единой Всероссийской спортивной классификации.
Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования «Старты надежд», разные внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и др.
1. Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников. В программу дня здоровья и спорта включают: 1) подвижные и спортивные игры; 2) соревнования по программе «Старты надежд»; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы; 5) игры на местности, туристические походы с местом сбора на школьной площадке; 6) показательные спортивные выступления.
Организуют дни здоровья и спорта один раз в триместр. Ученики принимают активное участие в их подготовке и проведении. Школьный коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю физической культуры: инструкторов и судей по спорту, физоргов, членов совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической культуре и комиссия по спортивным мероприятиям). Участвуют в этом деле все учителя школы.
Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.
День здоровья и спорта проводят одновременно для всех классов или отдельно для 1—4, 5—8, 9—11 классов. Продолжительность его не должна превышать для обучающихся начальной школы 3 часа, средних классов — 4 часа, старших классов — 4—5 часов. Необходимо, чтобы о проведении дня здоровья и спорта были своевременно оповещены обучающиеся и учителя, родители учеников, общественные организации школьников. Важно при этом четко наладить взаимодействие работников школы в осуществлении намеченной программы.
2. Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания), содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами одного класса, командами классов (например, три-четыре команды одного класса соревнуются с соответствующим количеством команд другого, параллельного класса), между учениками 1—2, 3—4 классов. Могут соревноваться сборные команды 2—3 школ, близко расположенных друг от друга. Эти соревнования включаются в школьную спартакиаду, в содержание праздника начала и окончания учебного года, проводятся в рамках программы дня здоровья. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях «Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр, условия выполнения различных физических упражнений, были подготовлены к проявлению физических качеств. Подготовка школьников осуществляется на уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках.
Руководит соревнованиями школьный коллектив физической культуры. При этом действуют общие правилу проведения школьных спортивных соревнований.
3. Спортивные соревнования «Старты надежд». Спортивные соревнования организуются под девизом: «Чемпион школы», «Лучший спортсмен», «Команда—чемпион» (в возрастной группе). Они проводятся с целью привлечения мальчиков и девочек, юношей и девушек к систематическим и результативным занятиям спортом.
Соревнования «Старты надежд» ставят задачей выявление чемпиона — спортивной личности ученика (команды учеников) и выделение его (их) как спортивно развитой здоровой особи человека.
Соревнования могут предусматривать выполнение упражнений, входящих в школьную программу по физической культуре. Учитываются традиции школы, возможности и интересы учащихся. Программу таких соревнований определяет физкультурно-спортивный актив класса, школы.
В соревнованиях принимают участие школьники, допущенные врачом к занятиям физической культурой. Ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, принимают участие в видах упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их организации и судейству.
4. Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по упражнениям общей физической подготовке, видам спорта (классификационные соревнования), соревнования на первенство школы, соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом, стимулируют их дальнейшее физическое совершенствование.
Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортивные соревнования в школе содействуют развитию интереса учеников к урокам физической культуры, занятиям физическими упражнениями дома, в спортивных секциях.
На каждое соревнование составляется положение о спортивных соревнованиях. Оно является главным документом, на основе которого организуются соревнования. Положение содержит следующие разделы: 1. Цель, задачи и характер соревнований. 2. Время и место проведения. 3. Участники соревнований. Сроки представления заявок на соревнования. 4. Руководство соревнованиями. 5. Программа. 6. Порядок и условия выявления личных мест и команд победителей. 7. Награждение. 8. Форма участников. 9. Документация соревнований. Положение подготавливается учителем физической культуры и утверждается директором школы.
Школьные спортивные соревнования должны отвечать требованиям массовости и проводиться при объективном и грамотном судействе. Следует тщательно подготавливать места проведения соревнований, украшать их лозунгами, плакатами, вымпелами. На соревнованиях у учеников должно быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить на соревнования, как на праздник.
Для обучающихся начальных классов продолжительность соревнований не должна превышать 1,5 часа, для средних школьников — 2 часов и для старших учеников — 3 часов. С учениками 1 —4 классов соревнования проводятся один раз в два месяца. Для учеников 5-8 классов — один раз в полтора-два месяца. Для школьников старших классов — одно соревнование в месяц при условии полной готовности в нем участвовать.
Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревнований в школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса, школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования. Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам спорта, культивируемым в школе.
При проведении дней здоровья и спорта, открытии спартакиады школы, праздника начала учебного года, на спортивном вечере проводят показательные соревнования (выступления), в которых принимают участие технически хорошо подготовленные ученики.
По системе зачета соревнования бывают личные, лично-командные, командные. Лично-командные и командные соревнования наиболее приемлемы для школы, так как дают возможность выявить как личный результат школьника-спортсмена, так и лучшую команду, занявшую призовое место.
В школе могут проводиться закрытые соревнования (для учеников одной школы), открытые соревнования, в которых принимают участие ученики близлежащих школ, товарищеские соревнования между классами, сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.
5. В 2003 году приказом Минобразования России утверждено новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиада проводится ежегодно по учебным предметам школьного обучения, в том числе и по физической культуре.
6. Спортивно-физкультурные праздники. Проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используют вольные упражнения (несложные по содержанию, но выразительные) с мячами, обручами и другими предметами. Они выполняются под записанную на магнитную ленту музыку.
В состязания включают различные эстафеты, перетягивание каната, быстрый турнир по спортивным играм. Могут быть организованы показательные выступления школьников на гимнастических снарядах, по акробатике, художественной гимнастике.
Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, родители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.
В качестве разновидности спортивного праздника можно проводить спортивные вечера, посвященные знаменательным датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят награждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы.
7. Мама, папа, я — спортивная семья. Семейные физкультурно-спортивные развлекательные состязания, проводятся в одном или параллельных классах школы. В них участвуют совместно дети и родители учеников. Команда-победитель соревнований награждается большим, свежеиспеченным домашним тортом (пирогом). Участники соревнований после их завершения за круглым столом участвуют в чаепитии из самовара.
Организационно – методическое обеспечение.
Внеклассная работа по физической культуре в нашей школе проводится на основании календарного плана спортивно – массовых мероприятий на учебный год и плана по организации физического воспитания обучающихся.
К работе с обучающимися привлекается весь педагогический коллектив и родители. Организатор внеклассной и воспитательной работы, учителя начальных классов проводят подвижные перемены, соревнования для младших школьников «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная семья». Подвижные игры на свежем воздухе проводятся в группах продлённого дня. Постоянно действуют спортивные кружки по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике, настольному теннису для среднего и старшего возраста.
В школе сложилась система соревнований, которые планируются с учётом календаря районных и областных соревнований. Традиционными и наиболее любимыми учениками стали «Весёлые старты для младших классов, посвящённые Дню защитника отечества, легкоатлетическая эстафета, туристический слёт.
Совместно с администрацией сельского Совета ежегодно проводятся товарищеские встречи по футболу, волейболу, настольному теннису с учащимися школы и молодежью села. Учащиеся с удовольствием посещают совместные тренировки со взрослыми волейболистами и футболистами. Всё это позволяет юношам и девушкам совершенствовать своё спортивное мастерство.
Обучающиеся школы регулярно принимают участие в районных и областных соревнованиях, товарищеских встречах и добиваются хороших результатов. Проведение полноценной внеклассной работы невозможно без соответствующей спортивной базы.
При помощи администрации сельского поселения оборудован простейший стадион со стандартным футбольным полем и беговой дорожкой. На средства, выделенные администрацией района и комитета по образованию, приобретён спортивный инвентарь.
На базе школы работают группы детско-юношеской спортивной школы по общей физической подготовке, волейболу, футболу.
Заключение.
Основной идеей опыта является через организацию внеклассной работы привить обучающимся любовь к физической культуре и спорту, навыки самостоятельных занятий, здорового образа жизни, добиться высоких спортивных результатов, привить любовь к профессии учителя физической культуры, тренера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.