Технологическая карта
Раздел: Обучение грамоте
Тема: «Звук [а] и буква А, а»
Цель:
- Познакомить детей с обозначением гласного звука [а] буквой А, а;
- Дифференцировать понятия «звук» - «буква»;
- Закрепить слогообразующую роль гласных;
- Дать правило, где пишется заглавная буква;
- Упражнять в звуковом анализе слов, нахождение места звука в слове (начало, середина, конец);
- Развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику.
Этапы |
Действия педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный |
Предлагает отправиться в страну звуков и букв. |
Дети соглашаются |
Организационно -поисковый |
Беседа: - На какие две группы делятся звуки? - Какие звуки называются гласными? -Предлагает детям узнать гласные по беззвучной артикуляции. – Как вы узнали эти звуки? - А что вы знаете о согласных звуках? Какими они бывают? Игра «Зажги фонарик» (произносит слова с мягким и твердым согласным звуком) Знакомство со звуком А. -Я расскажу вам про одну собаку. Она искала себе друга. Собака брела по улице и заглядывала прохожим в глаза. Но никто не обращал на нее внимания. Мимо пробежала девочка с букетом астр. Один цветок упал. Девочка торопилась и не заметила пропажу. Собака взяла цветок в зубы, догнала девочку и положила астру перед ней. Девочка улыбнулась и сказала: «Идем со мной!» Собака обрадовалась и побежала за девочкой. Так бездомный пес нашел себе друга. Девочку звали А-ня. Собачку она назвала А-лый, потому что а-стра, которую поднял пес, была а-лая. - Все эти слова, А-ня, А-лый, а-стра, a-лая начинаются на один звук. Когда я произносила слова, я выделила этот звук. Назовите этот звук ([а].) Повторите слова со звуком [а]. Работа в азбуке-тетради (рассмотреть картинки, назвать их, выделить первый звук). – Что это за звук? Докажите, почему он гласный. Звуковой анализ слова арбуз: – сколько слогов в слове арбуз? - какой первый? Сколько в нем звуков? - какой второй? Сколько в нем звуков? Сколько гласных в нем? Сколько всего гласных звуков в слове? (два гласных и два слога). Выкладывание слова арбуз. Выделить слоги. Гласный звук [а] обозначается гласной буквой, которая так и называется: гласная буква А. Печатание буквы А, а. Педагог рассматривает с детьми букву, спрашивает: - Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые?' (Нет. Две палочки длинные, одна - короткая.). В написании букв вам помогут точки-ориентиры. А – первая буква в алфавите. Буква А, буква А – Алфавиту голова. Знает Вова, знает Света А – похожа на ракету. А на что еще похожа буква А? - Для чего нужна большая буква? С большой буквы пишутся имена и фамилии людей, названия городов, морей, озер, рек. Первое слово в предложении также начинается с большой буквы (поэтому мы обозначаем его полоской с черточкой). – Чем отличается звук [а] и буква А? Звук мы сказали и услышали, а букву написали и увидели. Предлагает прочитать предложения, состоящие из букв А. Физминутка «Аист» Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова правою ногой, Снова левою ногой, Вот тогда придешь домой. Работа в азбуке-тетради. Выполнение графического задания |
Дети отвечают на вопросы. Узнают звуки по беззвучной артикуляции.
На твердый звук поднимают синюю фишку, на мягкий – зеленую. Слушают воспитателя.
Повторяют слова со звуком А. Работа в азбуке-тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют звуковой анализ слова арбуз.
Рассматривание буквы А. выделяют из скольки элементов состоит буква.
Печатание буквы А, а.
Называют на что похожа буква А.
Читают предложение, состоящее из букв А. Выполняют физминутку.
Выполняют графическое задание в азбуке-тетради. |
Рефлексивно- корригирующий |
Спрашивает о том, с какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Чем отличаются звуки и буквы? |
Рассказывают, что нового узнали. |
Предполагаемый результат:
Воспроизводить: гласные и согласные звуки
Понимать: «звук» - «буква»; заглавная буква;
Применять: выполнять звуковой анализ слов, печать букву А,а.
Технологическая карта
Раздел: Обучение грамоте
Тема: «Звук [у] и буква У, у»
Цель:
- Познакомить детей со звуком [у] буквой У, у;
- Закрепить буквы А,а; правило написания заглавной буквы;
- Познакомить с новыми знаками препинания (? и !);
- Закрепить знания о слоге, ударении
- Развивать слуховое внимание, память.
Этапы |
Действия педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный |
Предлагает продолжить путешествие в страну звуков и букв. |
Дети соглашаются |
Организационно -поисковый |
Беседа: - Чем отличаются звуки и буквы? - С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? Какой звук она обозначает? Обращает внимание на запись: А?, А-а-а! Можно ли сказать, что это слово? А предложение? (нет. Это не предложение, т.к. нет слов. Это восклицание) Посмотрите, в конце необычных предложений стоят не точки, а какие-то другие знаки. Кто знает, что они обозначают? У последней точки на последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Притащился кривоносый Вопросительный знак Задает он всем вопросы Кто? Кого? Откуда? Как? Прибежал чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит. Оглушительно кричит: Ура! Долой! Привет! Домой! Игра «Доскажи словечко» - Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг, электрический … (утюг) - Все ребята со двора малярам кричат … (ура!) - Кто шагает с сумкой книг утром в школу? … (ученик) - Долгожданный дан звонок, это кончился … (урок) - Какой первый звук во всех отгадках? Что это за звук? Артикуляция звука[у]. Предлагает произнести звук [у] хором, по рядам, отдельными детьми с различной силой голоса. Игра «Поймай звук» (паук, цветок, лужа, диван, стол, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру). Физминутка На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям физкульпривет. Знакомство с буквой У. «В воде купалась, сухой осталась» (утка) - Найти отгадку среди других картинок в тетради. – Произнести слово, выделить слоги, определить ударный слог, назвать ударный гласный. – Анализ слова утка. Звук а обозначить маленькой буквой а, вспомнить, когда пишется большая, заглавная буква. - Гласный звук [у] обозначается гласной буквой У. Рассмотреть буквы, выделить элементы написания. – На что похожа буква У? «Буква У кричит Ура! Тянет руку вверх она». У – сучок, в любом лесу Повстречаешь букву У. Удобная буква Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. Работа в азбуке-тетради: - найти в схемах слов место буквы У, закрасить место красным карандашом или написать букву У; -печатание буквы У, слов Ау, Уа; -выполнение графических упражнений. |
Дети отвечают на вопросы.
Высказывания детей.
Дети отгадывают загадки
Артикуляция звука[у]. Произносят звук [у] хором, по рядам, отдельными детьми с различной силой голоса. Хлопают в ладоши, если в слове есть звук [у]. Выполняют физминутку.
Работа в азбуке-тетради. Произнося слово, выделяют слоги, определяют ударный слог, называют ударный гласный. Выполняют анализ слова утка.
Выделяют элементы написания буквы У.
Находят в схемах слов место буквы У; печатают буквы У,у, слова Ау, Уа. Выполняют графическое упражнение. |
Рефлексивно- корригирующий |
Спрашивает о том, с какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Чем отличаются звуки и буквы? |
Рассказывают, что нового узнали. |
Предполагаемый результат:
Воспроизводить: звук [у], буква У,у
Понимать: знаки !, ? придают речи особу интонацию;
Применять: выполнять звуковой анализ слов, печать букву У,у.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.