Казачьи шермиции - основа воинской доблести донских казаков
Цель: сформировать представление о важной роли казачьих шермиций как основы воинской доблести донских казаков, раскрыть образ доблестного атамана Всевеликого войска Донского Матвея Платова - героя отечественной войны 1812 года.
Задачи:
- показать готовность казаков Дона к самопожертвованию во славу Отечества;
- познакомить с понятиями: казачьи шермиции, фланкировка, джигитовка;
- рассмотреть на примерах участия казаков в сражениях преемственность боевых традиций по защите Родины;
- на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма;
показать участие казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни;
- познакомить с воинскими традициями, обычаями донских казаков.
Оборудование: фонограмма песен: «Казачий Дон», «Не грусти казачка», фрагмент песни «Любо, братцы любо», «Шашку бери, бери», презентация, книга А. Корольченко Атаман Платов, казачьи костюмы, деревянные шашки.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Здорово дневали, люди дорогие!
Веселья вам да радости! Низкий поклон вам, всем! Давно мы гостей поджидали, без вас не начинали. Будьте как дома.
Воспитатель:
У каждого человека есть своя малая Родина.
Это то место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети. Ребята,
мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми Донском крае. И сегодня
мы изучим только одну страничку истории Донского края – быт донского
казачества. Мы познакомимся с военными нравами и обычаями донских казаков, этих
героических людей.
Наша Родина – Донская земля. У этой большой земли яркая и богатая история.
Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и
быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – Она знала нашествие кочевников,
испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и
крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и
сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война,
народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил заводы и фабрики, чтобы еще
лучше жили люди.
Итак, тема нашего занятия:
« Казачьи шермиции - основа воинской доблести донских казаков»
Что вы ждёте от нашей встречи?
Наше мероприятие мы посвящаем всем доблестным казакам - защитникам Донского края.
Исторический
край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы….
Трудом
и дружбой край богат,
Богат казачьей славой.
Здесь песни вольные звучат
Над полем, над дубравой.
Уч.
Казак
– опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь
Воспитатель:
Наши предки – казаки
Нам завет давали,
Чтоб традиции отцов мы не забывали,
Чтобы землю берегли не жалея жизни,
Чтоб любили край родной и свою Отчизну
ведущий: Да, корни наши
глубоко уходят в прошлое.
Сегодня мы будем много говорить о казаках, вспомним некоторые казачьи традиции.
Воспитание мальчика
Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Лет с трёх - пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Формирование воина в воинской культуре происходило поэтапно, и каждый этап представлял собой определенные обряды, связанные с возрастным разделением. Обычно выделяют младенческую, подростковую и юношескую инициации. Так, младенческое становление обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его
матери со словами:
«Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили чтонибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружьё. К будущей службе сына казаки готовили с первых дней жизни. Шашку в люльку малышу клали сразу после крестин. Пулю тоже могли дать, что называется, «на зубок». Принял «игрушку» — значит, будет толковый воин. А ещё говорят, что пуповину новорождённого отрезали шашкой. Первый раз в седло малыша в год сажали. Тогда и наголо брили. Ну это как бы символически. Сажал крёстный, да ещё и за шашку давал подержаться, что хранил у себя вплоть до самого посвящения крестника.
В 6 лет проводили обряд «посвящения в казаки». В обряде, как правило, участвовали официальныелюди станичные старики, атаман, члены правления. По
этнографическим записям Б. Н. Проценко, они проходили так. «На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: „казачок рода такого- то“. Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов».
Подростковая инициация происходит в 13-15 летнем возрасте. Историки и этнографы Дона почти единодушны в определении приоритетов воспитания растущего поколения: с первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни — и мирных, и военных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Постепенно сфера воспитания мальчиков расширялась, в нее включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т. п.. Становление казака заканчивалось в 17-19 лет.
Ведущая:
Уникальным явлением казачьей культуры выступают шермиции – широкомасштабные спортивные состязания, всегда устраивавшиеся по различным поводам: календарным праздникам, проводам и возвращению из похода. В культуре казаков шермиции («домашние игры») занимают особое место. Шермиции демонстрировали военную выучку и дух казаков. Слово «шермиции» означает состязания с оружием, воинские спортивные упражнения на праздниках.
В записках атамана П. Н. Краснова: «На рубеже устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, примерные бои, что называлось тогда шермициями, и дрались на кулачках». П.Н. Краснов также раскрывает еще одно значение слова шермиции, применительно к казачьей службе — «ученье оборотам казачьей службы» и называет их «хитрые шермиции». В 3-м томе «Казачьего словаря-справочника» Г.В. Губарева, вышедшего в Сан. Ансельмо в 1970 году «шермиции» называются «шармицы» и обозначают малые полковые маневры.
В сложных природных и социально-исторических условиях постоянных боевых действий, поисков добычи, борьбы за рыбные промыслы и за сохранение религиозной идентичности в сообществе донских казаков выработались механизмы подготовки воинов, которые ритуально закрепились, а позже составили основу т.н. «домашних игр». Они служили важной частью воинской доблести, станичных праздников, основой военно-траурной обрядности. Основу этих игр составляли скачки на лошадях, джигитовка и рубка, воинские упражнения, как в конном, так и пешем строю. Многие из этих упражнений перекочевали в детские и юношеские игры и соревнования.
Традиционно казачьи игры включают в себя зрелищную состязательную часть - пешую рубку шашкой полосы сложных мишеней, фехтование на шашках и пиках, метание пики в цель, стрельбу из традиционного лука, кулачные и борцовские поединки, конное владение шашкой, пикой, луком, джигитовку, франкировку.
Шермиции демонстрировали военную выучку и дух казаков. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них народ демонстрировал жизнестойкость и жизнеутверждающее начало, выявлял лучших и достойных, вырабатывал образцы поведения для подражания. Слово «шермиции» означает состязания с оружием, воинские упражнения на праздниках. Казакам Шермиции помогают сохранять исторические корни, духовные ценности, нравственные установки, традиции, обычаи и обряды, укреплять этническую идентичность, а зрителям, погрузившись в атмосферу аутентичного праздника, познакомиться с уникальным наследием самобытной казачьей культуры и прекрасно провести время.
Ведущая:
Важным атрибутом у казаков была шашка. В то время говорили: «И шашка остра, а дух – сильнее». Передача казачьей шашки по кругу, символизировала переход прав в казачьем роду от старого поколения молодому. Шашка – символ всей полноты прав у казака. Вручалась в 17 лет стариками. Хранилась она на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки большой позор. Даже голосовали шашками. Решением круга казака могли наказать лишением шашки, следующее наказание – исключение из казачества.
Важно то, что у казаков были малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками, оберегая друг друга, и позволяли скорее ранить себя, чем своего товарища. Особенно берегли воина, который являлся единственным сыном в семье. Одна серьга в ухе казака служила знаком, подтверждающим этот факт, таких казаков берегли в бою.
Фланкировка шашкой — казачье искусство
Виртуозное владение холодным оружием издавна считается искусством. Фланкировка – казачий танец, поражающий воображение. Сам же термин известен, в основном, лишь тем, кто знаком с казачьей шашкой. Тем интереснее узнать об этом искусстве.
фланкировка шашкой является атрибутом казачьей культуры. Без нее сложно представить какой-либо праздник как самих казаков, так и тот, где они принимают участие. Фланкировка саблей использовалась как один из обучающих методов защиты в бою. Казаки изначально обучались крутке оружием не чтобы показать свою удаль, а чтобы защищаться и нападать в строю. Фланкировка построена на чередовании движений рукой с шашкой. Фланкировке казачата начинали обучаться уже с 10 лет. Сначала использовали палки, потом деревянные шашки, которые им делали деды, а с 17 лет, казак приступал к занятиям на настоящей шашке, которая передавалась от деда к внуку.
Каззаки – это лихие наездники, поэтому они постоянно занимаются и Джигито́вкой (от тюркского джигит — лихой, храбрый, опытный всадник) — скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта. ... Казачий вид спорта.
Ведущая: Говорят, что среди радостей, отпущенных на земле человеку, одна из самых больших – спеть с другом песню. Часто и сама песня рождает дружбу, сближает совсем незнакомых людей. Песня имеет удивительно магическую силу: пробуждает в людях родственные чувства и мысли, организует их, устремляет к единой цели, зовет на подвиг. Казаку без песни, никуда не деться. Как гласит казачья поговорка: казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.
Панченко Д.: Казаки, песню запевай! ( Бурку бери, бери)
Ведущая: Слова ликующей победной песни – «Эй донцы – молодцы!»... – были потом, а сначала были славные дела. Где только не прославили свое оружие казаки: в завоевании Казани и овладении Астраханью. Сибирском походе и Азовском сидении, в Суворовских штурмах крепостей и гор, в сражениях 1812 года у Бородино, Тарутино, Березены. Были многочисленные мелкие и крупные бои, отчаянные рейды по тылам врага, бесчисленные атаки сокрушительной казачьей лавы. Это кавалерийская атака, в которой казаки размещались в неподдающемся никакой регламентации строе. В зависимости от обстановки лава могла быть то рассыпной, то сомкнутой, то производилась со спешиванием. Искусство маневрирования лавою заключалось в единстве действий всех, принимавших в ней участие, в умении принимать каждый замысел командира, а также в личной находчивости, ловкости, способности действовать самостоятельно каждого воина с одновременным выполнением общей задачи.
Между прочим, в многочисленных сражениях сложилась у казаков своя особая тактика ведения боя с использованием хорошо отработанных приемов, самым распространенным среди которых все же была казачья лава. «Сверкали копья пик, краснели алые лампасы, слышен был страшный гик несущихся всадников. Казаки были везде, их тонкий фронт был широк, что не хватало полков ударить на них». У всех казаков есть главный казак – это атаман.
Хвала,
наш вихорь – атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь;
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь!
Они лишь к лесу – ожил лес,
Деревья сыплют стрелы!
Они лишь к мосту – мост исчез!
Лишь к сёлам – пышут сёла!
Матвей Иванович Платов родился в 1753 году 8 августа в станице Прибылянской городка Черкасска (ныне станица Старочеркасская) и здесь же провел своё детство.
Городок Черкасск в то время являлся столицей Области Войска Донского, и вся жизнь в нем была проникнута военным духом. Отсюда исходили все распоряжения по военной части, здесь собирались служилые казаки для выступления в походы. Окружающая обстановка, а также рассказы старых воинов о бранных подвигах оказывали большое влияние на молодежь, подражая героям, она проводила время в играх военного характера. Верховая езда, ловля зверей и рыбы, упражнения в стрельбе было любимым ее занятием. В среде этой молодежи и рос будущий предводитель донского казачьего войска Матвей Иванович Платов, который уже в то время выделялся из общей массы остротою ума, проворством и ловкостью.
Матвей Платов Матвей Иванович Платов — войсковой атаман войска Донского, граф, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года. Самый известный атаман не только на Дону, но и во всей России и в мире. Герой русских войн конца XVIII - начал XIX вв. В 1801 году назначен Войсковым атаманом области войска Донского. Основатель новой столицы войска — Новочеркасска. Полководческая слава пришла к атаману в годы Отечественной войны 1812 года. Он командовал всеми казачьими формированиями за границей. За боевые заслуги атаман был возведен в графское достоинство. После этого Платов разгромил войска именитого маршала Нея, под Лейпцигом взял в плен 15 тысяч солдат и офицеров противника. При заключении мира донской атаман сопровождал императора Александра в Лондон. Прощай, Матушка! Мы еще вернемся! – говорил Платов, оставляя Москву. В тяжелые дни для России, когда наполеоновская армия все дальше продвигалась в глубь ее территории, Платов обратился с призывом к жителям Дона стать на защиту Родины. Этот призыв Дон с честью выполнил. Двадцать четыре конных полка народного ополчения да шесть конных орудий было послано в действующую армию. Пятнадцать тысяч верных сынов тихого Дона стали на защиту Родины... Не только мужчины, но и женщины становились в ряды армии.
Когда Платов явился к Кутузову доложить о прибытии полков с Дона, последний сказал дрогнувшим от волнения голосом: «Спасибо! Спасибо, атаман!.. Сия услуга никогда не забудется отечеством!.. Всегда, до того часа, когда богу угодно будет призвать меня к себе, пребудет в моем сердце благодарность войску Донскому за его труды и храбрость в сию тяжкую годину».
После вступления в Москву положение неприятельской армии становилось все более тяжелым. Казачьи полки и партизанские отряды Дениса Давыдова, Сеславина, Фигнера окружали Москву со всех сторон, не давая возможности французским фуражирам добывать в окрестных деревнях продовольствие и корм для лошадей, добывать даже то немногое, что можно было найти в обезлюдевших и опустошенных селениях. Войска Наполеона вынуждены были питаться кониной, падалью. Начались болезни. Вражеские солдаты умирали тысячами. Весь русский народ поднялся на Отечественную войну. Наполеон вскоре вынужден был покинуть русскую столицу. Это событие было сигналом для общего наступления армии Кутузова, который особое и почетное место в нем отводил действиям корпуса Платова.
Матвей Иванович Платов, во главе своего корпуса, преследовал неприятеля по пятам. «Теперь, братцы, – говорил он казакам, – наступила наша страдная пора... Лишь успевай точить сабельки да дротики навастривать... Подотрем мы теперь сопли хвастуну Бонапартишке. Давайте, братцы, прошумим, дадим знать Россиюшке нашей, что живы еще ее сыны, лихие донцы...»
И действительно, начиная с Тарутинского сражения, казаки зашумели. Не проходило того дня, чтобы они чем-нибудь не отличились. Всюду только и разговору было, что о казацких подвигах. Много шуму по стране вызвала весть о том, что казаки под Малоярославцем едва не захватили в плен самого Наполеона.
19 октября в сражении с корпусом маршала Даву при Колоцком монастыре казаки Платова снова отличились. Они разгромили арьергард Даву и захватили огромные трофеи. Через пару дней после этого казаки столкнулись с корпусом неаполитанского короля, разгромили этот корпус, захватив до трех тысяч пленных и полсотни пушек. А еще через три дня Платов со своими полками настиг под Духовщиной корпус вице-короля итальянского и после двухдневного кровопролитного боя разбил его, захватив снова до трех тысяч пленных и до семидесяти орудий.
В эти дни в столичных газетах было опубликовано донесение Кутузова императору Александру о доблести платовских казаков: «Велик бог, всемилостивейший государь! Припадая к стопам вашего императорского величества, поздравляю Вас с новой победой. Казаки делают чудеса, бьют и артиллерию, и пехотные колонны!»
За тысячеверстный переход от Малоярославца до границ Пруссии казаки захватили у французов более 500 орудий, огромное количество обозов с вещами, награбленными в Москве, более 50 тысяч солдат и офицеров пленными, в том числе 7 генералов и 13 полковников.
К концу декабря 1812 года последние остатки армии Наполеона были изгнаны из России.
Навсегда останутся в памяти народа прекрасные подвиги наших предков в Отечественной войне 1812 года. Не забыл и не забудет народ и славных дел донского казачества, заслуги которого перед отечеством ярко оценил великий русский полководец – М.И. Кутузов: «Почтение мое Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании неприятеля, лишенного вскорости всей кавалерии и артиллерийских лошадей, следовательно, и орудий... пребудет в сердце моем. Сие чувствование завещаю я и потомству моему».
Но изгнанием армии Наполеона из России война не закончилась. 1 января 1813 года русские войска перешли Неман и двинулись на запад, освобождая порабощенную Наполеоном Европу. Началась кампания 1813-1814 гг., в которой казаки еще более преумножили славу русского оружия.
Мальчишкой он заслушивался рассказами о военных подвигах казаков, участвовал в военных играх казаков-малолеток. Семнадцатилетний урядник казачьего полка Матвей Платов отличился в боевой схватке с турками, после которой вскоре получил в командование казачью сотню и первое свое офицерское звание — есаула. В двадцать лет войсковой старшина Платов командовал казачьим полком и вновь проявил себя в боях с турками на Кубанской земле. Важной вехой в жизни отважного казачьего командира явилась его боевая служба под командованием великого русского полководца А. В. Суворова во время русско-турецкой войны 1788–1790 гг. Еще раньше М. И. Платов стал верным последователем суворовской «Науки побеждать», основным принципам которой он следовал, командуя полками. Поэтому не случайно одну из глав своей книги о Платове А. Корольченко назвал «По правилам Суворова», отметив их определяющее влияние на весь образ мыслей талантливого военачальника.
М. И. Платов был не только талантливым и отважным военачальником, но проявил себя незаурядным администратором, став в 1801 г. атаманом Войска Донского. Одним из самых крупных актов его деятельности на этом посту был перенос военно-административного центра Войска Донского из Черкасска (ныне ст. Старочеркасская) в г. Новочеркасск, который был основан в 1805 г.
В боевых операциях казачьих войск при контрнаступлении русской армии особенно ярко проявились лучшие качества М. И. Платова как умного, смелого и инициативного военачальника. Казачьи полки из корпуса М, И. Платова только в плен захватили более 50 тысяч французских солдат и офицеров. Высокой оценкой боевых подвигов казачьих частей и их командующего М. И. Платова были слова благодарности Кутузова, обращенные к казакам: «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812 года. Сие чувство завещаю я и потомству моему».
Атаман-вихрь
Платов быстро организует в поход свыше 27 тысяч казаков. В общей сложности 41 полк, при артиллерии и обозе. Однако под Оренбургом казаков, выдвинувшихся в поход, застает весть о кончине императора. Новый император Александр I знал о подвигах известного казачьего атамана, он вернул казаков из авантюрного похода, а Матвею Платову отправил личное письмо, в котором писал:
«Известные Ваши достоинства мне и долговременно беспорочная служба побудили меня избрать Вас в войсковые атаманы Войска Донского».
Так Платов возглавил самое крупное и известное казачье войско в России. И по сей день казаки отмечают ту огромную организационную работу, которую провел на этом посту неутомимый Платов. А в 1805 году он основал существующий и поныне город Новочеркасск, ставший вместо регулярно затапливаемого Черкасска новой столицей войска.
В ходе последовавшей в Европе войны четвертой антинаполеоновской коалиции принял командование всеми казачьими полками.
«В службе аванпостной казаки неподражаемы, и никакою регулярной кавалерией заменить их невозможно.
С волчьим глазом и чутьем они неутомимы, деятельны, верны службе, терпеливы в нужде. Приложив ухо к земле, они слышат канонаду за 30 и 40 верст, и верно могут показать направление, в котором происходит сражение. По следам и по срубленным в лесу ветвям деревьев отгадывают, приблизительно, в каком числе, когда и куда прошел неприятель... Место, выбранное казаком для пикета, есть лучшее в окрестности. Никто скорее казака не отыщет брода, проходимых мест на болоте, и никто вернее его не осмотрит леса, дефиле (узкий проход) и побочных путей, ведущих во фланг и тыл неприятельской позиции». (Броневский. СПБ. 1834, ч. 2, с. 256-257).
Воспитатель:
Со времен войны прошло уже много лет, но память о ее героях остается жить в сердцах людей всегда. Что помогает хранить эту память?
Имена героев хранят в себе стелы, монументы, мемориалы, музеи, памятники. В честь героев названы улицы многих городов и сел. А сейчас я предлагаю всем встать и минутой молчания помянуть всех доблестных казаков, которые сложили головы за нашу Родину.
Воспитатель:
А сейчас мы проверим, как вы усвоили каким должен быть казак. Слайд «Характер казака». Вспомните всё, что мы сегодня говорили, прочитайте внимательно слова на листочках и соедините со словом «казак» те определения, которые вы считаете подходящими для него. На выполнение даётся 1 минута. Время пошло.
свободолюбивый
исполнительный
негостеприимный
верный друг
КАЗАК неуклюжий
выносливый
уважает традиции своего народа
лживый
мужественный
Давайте проверим, правильно ли вы определили. (слайд)
Вспомните всё, что мы сегодня говорили. Молодцы, хорошо справились с заданием. Конечно, казак свободолюбивый и мужественный, исполнительный и выносливый, чтит традиции своего народа, верный друг и товарищ.
Воспитатель: Итак, сегодня, следуя старой казачьей традиции, мы проведем шермиции!
Ведущая:
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, народ,
Испытанье казаков ждет!
Ведущая: Здесь мы с вами и проверим удаль молодецкую наших ребят. Сейчас я вам предлагаю принять участие в казачьих шермициях:
Во время соревнований звучат весёлые казачьи песни:
Игра: «Стенка на стенку».
Условия игры: 2 команды мальчиков по одинаковому количеству человек, берутся все за плечи друг друга. Каждая «стенка» идёт навстречу друг другу. Вытолкнуть противника за линию.
Старинная казачья забава: «Борьба на руках. Сила казака».
Условия игры: попарно садятся к столу, выставляя локоть к локтю, силой руки необходимо наклонить руку соперника.
Упражнение: Эй, казак, покажи свою сноровку у нас на тренировке! отжимание от пола. Кто больше.
Фланкировка на саблях: по три участника
— Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать. ( Пристрастие казаков к песням можно объяснить традицией их предков, которая нашла на Дону благоприятные условия, закрепилась и развилась.)
Ребята, давайте и мы исполним нашу казачью песню
«Не грусти казачка»
Рефлексия.
Что нового узнали на мероприятии?
Что вам запомнилось больше всего?
Над чем заставило задуматься?
Давайте вернёмся к словам, прозвучавшим в начале нашего мероприятия: Слайд «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!» И с этим не поспоришь, потому что это наша история, традиции донского края, наша с вами жизнь. Наше занятие показало, что воинская доблесть казака формируется сначала в ежедневных упражнениях , учебе, а потом на поле боя. Невозможно стать отличным воином, если много не работать. И, не случайно донской писатель М. А. Шолохов сказал: «Низко кланяюсь и по – сыновьи целую твою пресную, землю, донская, казачья, нержавеющей кровью политая степь». Я надеюсь, что наше сегодняшнее занятие поможет вам стать настоящими сыновьями и дочерями своего донского края, как наш атаман Матвей Платов.
Литература:
1. Внеклассное мероприятие для учащихся младшего школьного возрастаМБОУ Новороссошанской ООШ, Тацинский район, Ростовская область" Ох, Донские казаки..." составитель: Птицына Н.В
Интернет ресурсы:
1. https://kavkazsuvenir.ru/blog/flankirovka-shashkoj
2. http://www.razdory-museum.ru/c_male-tradition.html
3.
Источник: 7 интересных фактов об атамане Платове
© Русская Семерка russian7.ru
4. http://www.cosaque.fr/ru/kazachestvo/tradicii-i-obychai-kazakov
Приложение
Кондратий Булавин
Кондратий Булавин -
войсковой атаман области войска Донского, известный советским школьникам
в связи с поднятым восстанием. Атаман выступил против царского
правительства, которое запретило казакам добывать соль на Бахмутских промыслах.
Возмущению казаков не было предела, когда правительство заявило, что
нужно выдать с Дона всех беглых крепостных. Против закона «С Дона выдачи
нет» Булавин не пошел. Наоборот, Кондратий Афанасьевич собрал отряд казаков и
выступил против правительственных войск. Отряд Булавина быстро пополнялся
донскими казаками, которые дали отпор карательным отрядам князя Долгорукого. К
весне 1708 года восстание охватило всю область войска Донского,
Слободскую и Левобережную Украину, а 9 мая Булавин был избран войсковым
атаманом. В ночь на 7 июля Булавин погиб, отбиваясь от заговорщиков. Но
восстание продолжилось, которое современниками было названо
Булавинским. Восстание было жесткого подавлено в 1709 году: 8 донских
станиц были сожжены, часть земель по Северскому Донцу была отобрана у казаков.
Иван Козьмич Краснов
Иван Козьмич Краснов Иван Козьмич
Краснов - генерал-майор, герой войны с Наполеоном, атаман Бугского
казачьего войска. Казак станицы Букановской области войска Донского. Участвовал
в турецких войнах. В 1787 году, как ординарец Суворова, Краснов был послан в
один из батальонов с приказанием - идти в атаку. В том батальоне не
осталось в живых ни одного офицера. Тогда Краснов выступил во главе батальона и
ринулся в бой. Участвовал в штурме Измаила, захватил три орудия и
два боевых знамени противника, за что получил золотую медаль. В
1803 году получил чин генерал-майора и назначен атаманом Бугского казачьего
войска. Однако вскоре был арестован и находился под следствием. Ему
запретил впредь участвовать в военных действиях. Но, в 1812 году сам
атаман Матвей Платов позвал опального атамана руководить казачьими полками на
Западном фронте. В бою у Колоцкого монастыря Иван Козьмич был ранен ядром
в ногу. В походных условиях ему ампутировали ногу, но из-за большой потери
крови прославленный герой скончался. Похоронен в Донском монастыре в
Москве.
Это интересно
Матвей
Платов своей судьбой доказал: казак может все. Он стал графом и
профессором Оксфорда, его боготворили англичане, а казаки,
полюбившие всей душой своего героя, складывали песни о его победах.
1.Из каземата в атаманы 1800 год. Платов сидит в Петропавловской тюрьме из-за
доноса: якобы он мечтает свергнуть с престола нового императора, ведь к этому
времени слава Матвея Ивановича гремела по всей империи. Злые языки
поговаривали, что Павлу I был не мил донской казак. Однако через год Павел I
вместе с французами выступает против Англии. В планах — поход в Индию, где
базировалась одна из сильнейших британских колоний. Возглавить лучшие казачьи
войска государь предлагает Платову. Император знал, что за Платовым пойдут
тысячи казаков хоть к черту. В короткий срок к походу были подготовлены: 41
конный полк и две роты конной артиллерии, которые составили 27500 человек и
55000 лошадей. Казаки с войском отправились в далекий и сложный путь через всю
Азию. Однако дойти до заветной цели им не удалось — в пути до них дошла весть о
смерти Павла и вступлении на престол Александра I. К этому времени казачьи
войска дошли до Оренбурга и планировали поход через Бухару. Уже на Дону Платов
получил императорскую грамоту, в которой говорилось: «Известные Ваши
достоинства мне и долговременно беспорочная служба побудили меня избрать Вас в
войсковые атаманы Войска Донского…». Так начиналась атаманская жизнь Матвея
Ивановича Платова. А про Индийский поход вспоминали как о фантастическом плане
Павла I. 2 Градостроитель Практически ежегодно столицу области Войска Донского
– Черкасск - затапливало. Расположение на островах создавало уйму проблем как
для жителей столицы, так и для приезжих. Атаман Платов давно вынашивал проект
создания новой столицы. Место под нее нашли на Бирючьем Куту («Волчье логово»).
В 1804 году Император Александр I утвердил представление Матвея Ивановича «об
основании на Дону нового города, который будет именоваться новым Черкасском».
План города разрабатывал известный французский инженер Франц Деволан. А в 1805
году в день Вознесения Господня состоялась торжественная закладка города,
который получил имя Новочеркасск. Поговаривают, что когда закладывали войсковой
собор, под него спрятали золотой ларец с надписью «Город войска Донского,
именуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и
самодержца Всероссийского Александра Первого». Историческое событие ознаменовал
101 выстрел из орудий. По сей день стоит Новочеркасск, теперь уже столица
мирового казачества, а в центре, возле Войскового собора, стоит памятник основателю
города — атаману Матвею Ивановичу Платову.
2. «Терпи казак, графом будешь»
Есть пословица «терпи казак, атаманом будешь», она точно характеризует жизнь Матвея Ивановича. С детских лет, проявлявший большой интерес к военному делу, Платов быстро заслужил первое офицерское звание. За героизм Матвей Иванович неоднократно удостаивался наград и почестей, получая с удивительной быстротой чины и звания. Сама императрица Екатерина II одарила его великолепной саблей… К 1812 году Платов стал одним из старейших генералов российской армии. Великая война стало для него возможностью показать свою силу и умение вопреки всем ненавистникам. Доходило до того, что высшие чины обвинили его в пьянстве, а некоторые напрямую выражали свое недоверие в полководческих способностях казачьего атамана. Наперекор всем, Платов отметился удачными военными операциями, которые повернули войска Наполеона на Запад. Уже на границе Российской империи Платов добрался до войск маршала Нея и разгромил их. За все это 29 октября 1812 года Платов был возведен в графское достоинство.
3. Как Платов сменил Наполеона»
Еще до Великой войны 1812 года Платов встретился с Наполеоном. В 1807 году, когда между Александром I и Наполеоном был заключен Тильзитский мир. В свиту императора был включен Матвей Платов. Во время одной из встреч императоров, Наполеон решил отметить русских генералов орденом Почетного легиона. В это число входил и Платов. Узнав про это, казачий атаман заявил: «За что ему меня награждать? Ведь я ему не служил, и служить не могу никогда». Эти слова офицеры передали Наполеону, который не заставил долго ждать ответа. Знакомясь с русскими генералами, Наполеон не удостоил рукопожатием только одного Платова. Донской казак припомнил эту обиду. На одном из военных смотров Платов поступил хитрее. Он долго и пристально смотрел на Наполеона, чем взволновал его самолюбие. К Платову подъехал генерал из его свиты и спросил: «Атаману не нравится великий император, что он так пристально смотрит на него?». «Я вам скажу, что я вовсе не на императора вашего смотрю, ибо в нем нет ничего необыкновенного, такой же, как и прочие люди. Я смотрю на его лошадь, а как сам знаток, то весьма хочется мне узнать какой она породы», — ответил ему Платов. Лишь дипломатия останавливала Наполеона и Платова от конфликта. В конце концов, они даже обменялись подарками. Наполеон подарил казаку табакерку с собственным портретом, а Платов подарил императору боевой лук. Эта табакерка стала для Платова в некотором роде военным трофеем. Лишь после 1814 года и победы над Наполеоном Платов заменил портрет на табакерке на «более приличный антик». Так донской атаман «сменил» Наполеона.
4. Как англичане казаками стали»
Когда Париж был захвачен союзниками, британцы пригласили к себе Александра I, которого вновь сопровождал Матвей Платов. На туманном Альбионе весть о том, что Платов едет вместе с императором разнеслась очень быстро. Уже по приезду в Лондон, Платова восторженно встречали жители города. «Ура, Платову!» - можно было услышать по всему городу. Донской казак стал для британцев живой легендой. Очевидцы тех событий рассказывали, что однажды толпа после богослужения вынесла Платова из храма на руках и несла до самой кареты. Визит атамана в театры приостанавливал представление. Платову присвоили звание почетного доктора права в Оксфордском Университете. Вальтер Скотт при встрече с донским казаком был удивлен его знанию истории, много из разговора с Платовым использовал в своих будущих произведениях, а британское правительство присвоило новейшему кораблю имя «Граф Платов». В британском обществе появился большой интерес к казакам, они были настолько влюблены в этих героев великой войны, что некоторые британцы стали называть себя казаками. В том числе и знаменитый лорд Байрон как-то заявил: «А я казак!» Вот так британцы, влюбленные в Платова, стали казаками.
5. «Платов» номиналом в 250 рублей
Не только на картинах, гравюрах и обложках книг красовался портрет атамана Платова. В 1918 году платовский анфас был изображен на донских купюрах достоинством в 250 рублей и на купонах в 50 копеек. Во все времена атаман Платов оставался героем для казачества. Деньги, напечатанные Ростовской конторой Госбанк, были в ходу вплоть до 1920 года. Купюры с Платовым можно было найти в ресторанах Севастополя или на базарах в Средней Азии. На ростовском печатном станке было изготовлено порядка 25 миллионов рублей. Подделать их было очень сложно, ведь банкноты печатались на специальной бумаге с водяными знаками, уникальным номером и за подписью управляющего банком Р. Э. Гульбиным. Планировались, что донские деньги должны были начать официальное обращение по всему Югу России, но их использование прекратилось в 1920-м, когда началась эвакуация белых. Сейчас «платовские» 250 рублей – это легенда нумизматов и настоящая историческая реликвия.
6. Дары Франции на Донской земле
Матвею Ивановичу было дело до всего, если это касалось Донского края. Всячески поддерживал Платов разведение у казаков винограда. Вино, которое делали казаки, славилось еще в XVIII веке. Например, в 1772 г. после путешествия по Дону французский путешественник Паллас был настолько восхищен благородным напитком, что сравнил его с прекрасными образцами итальянского вина. Платов, прочитав хвалебные записи француза, решил, что на Дону стоит активно развивать виноградарство. В 1815 году казачий генерал привез из французской провинции Шампань лучшие и знаменитые сорта винограда, которые через пару лет дали первый урожай. Вино же из него казаки делали вместе с именитыми немецкими виноградарями, которые приехали на Дон с берегов Рейна по приглашению Платова. По сей день в разных станицах и хуторах растут те самые кусты винограда, привезенные с военного похода из Франции. Как отмечал историк Е. П. Савельев, «белые вина Раздорские и красные Цимлянские при умелой выдумке могут спорить с лучшими заграничными»
ГКОУ РО Пролетарская школа - интернат
Внеклассное мероприятие
Тема:
«Казачьи шермиции - основа воинской доблести донских казаков»
Провел: Воспитатель 5 класса Куцева Л.В.
Класс: 5 класс
30 января 2020 года
Г. Пролетарск
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.