ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Поэтическая мастерская».
Оценка 5

ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Поэтическая мастерская».

Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература
6 кл—11 кл +1
06.03.2021
ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  «Поэтическая мастерская».
поэт маст ГА.docx

цывМКОУ  «Ярагказмалярская СОШ имени М.Ярагского»

 

 

ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 

«Поэтическая мастерская».

 Дата:04.03.2020г

 

http://kamchatkairo.ru/images/000_%D0%97%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%92%D0%9A%D0%98/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BE_%D0%B8_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0.png 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подготовил учитель русского языка и литературы

                                                                                     Гаджиева Лаура Альбертовна.

 

 

 

 

 

Зам дир по УВР                                             Балабекова Ф.П.

 

Директор МКОУ «Ярагказмалярская СОШ имени М.Ярагского

Аюбова Фезина Михралиевна________________________

 

2020г

Подготовил учитель русского языка и литературы

Гаджиева Лаура Альбертовна

Дата: 04.03.2020г

План-конспект внеклассного мероприятия :«Поэтическая мастерская»

Цель занятия: создать условия для достижения личностных и метапредметных результатов через работу с поэтическими текстами.

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов;

- формирование прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развития личности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели занятия;

- способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент. Мотивационный настрой

 

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

-Писала в одном из своих стихотворений Анна Ахматова.

-Я рада видеть вас на нашем занятии под названием «Поэтическая мастерская». -Сегодня мы будем не только говорить о поэзии, но и попробуем себя в роли поэтов. Заглянем в особый мир, который откроется только чуткому, внимательному, неравнодушному к жизни человеку.

Стихи бывают разные…

Одно, словно кем-то встревоженный гром,

С дыханием жизни врывается в дом,

Смеется, у горла трепещет,

И кружится, и рукоплещет.

Другое, в полночной родясь тишине,

Не знаю откуда крадется ко мне,

Из зеркала смотрит пустого

И что-то бормочет сурово.

А есть и такие: средь белого дня,

Как будто почти что не видя меня,

Струятся по белой бумаге,

Как чистый источник в овраге.

А вот еще: тайное бродит вокруг –

Не звук и не цвет, не цвет и не звук, –

Гранится, меняется, вьется,

А в руки живым не дается…

 

-Поэту необходимы талант и вдохновение, чтобы создавать поэтические произведения, но для написания стихотворения требуется также знаниеэлементов теории стихосложения. Мы немного познакомимся с этим, а так же через разнообразные формы работ научимся создавать стихи.

 

Акмеисты считали: «Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи».

«Цех поэтов» возглавлял Николай Гумилев, здесь он учил молодых поэтов стихосложению.

 

2.Актуализация знаний

1. Что такое поэзия?

(ответы детей)

А вот что писали о поэзии сами известные поэты…

Поэзия — это то, что нельзя выразить прозой.

Поэзия — это мысль, замешанная на чувстве и облаченная в поэтическую форму.

Поэзия — это то, что заключено (по В. Брюсову) «меж контуром и запахом цветка».

Только поэзия способна уловить и передать тончайшие невидимые загадочные связи между человеком и человеческим;

между человеком и вещественным, предметным, материальным;

между человеком и живой природой;

между человеком и космосом.

Поэзия — это круто налившийся свист,

это щелканье сдавленных льдинок,

это ночь, леденящая лист,

это двух соловьев поединок.

(по Б. Пастернаку)

Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Я не смогу научить вас писать стихи, подобно тому, как учебник астрономии не научит создавать небесные светила. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества.

Вы научитесь понимать стихи и правильно оценивать их. Без изучения поэзии нельзя писать стихи, этому нужно учиться так же долго и усердно, как играть на рояле.

Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою анатомию и физиологию.

 

2. Рифма, виды рифмы

 

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер

На доске вы видите четверостишие из стихотворения "В деревне" Михаила Павловича Чехова, младшего брата Антона Чехова. 

Серебристой-душистый,

разговор-ковер мы слышим сходное звучание окончаний строк. Как называется это явление? (рифма)

Что же такое рифма?

Рифма – это соразмерности или созвучие окончаний стихов, важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой. Рифма не безразлична и к содержанию стихотворного произведения: она связывает слова, сходные по звучанию, но разные по значению, и заставляет соотносить понятия, традиционно относящиеся к разным сферам употребления.

Какие же рифмы бывают? 

Парная (смежная) ААББ

Перекрестная АБАБ

Кольцевая (опоясная) АББА

Прокомментировать примеры рифмы

Еще есть внутренняя рифма – созвучие конечного слова в строке с одним из слов в середине строки:

«У наших ушки на макушке!» (М.Лермонтов)

либо со словом в смежной строке

Над тобой, над малой речкой,

Над водой, чей путь далек …

(А.Твардовский)

Рифма Парная (смежная)

С гнезд замахали крикливые цапли, А

С листьев скатились последние капли, А

Солнце, с прозрачных сияя небес, Б

В тихих струях опрокинуло лес. Б

                                                                      А. Фет

 

Рифма Перекрестная

О край дождей и непогоды, А

Кочующая тишина, Б

Ковригой хлебною под сводом А

Надломлена твоя луна. Б

  С. Есенин

 

Рифма Кольцевая (опоясная)

Как грустны сумрачные дни А

Беззвучной осени и хладной! Б

Какой истомой безотрадной Б

К нам в душу просятся они! А

                    С. Есенин

 

ЗАДАНИЕ «Угадай-ка»

На доске перед вами четверостишие. Дана только рифма. Определите, какая рифма и придумайте стихотворения с этой рифмой.

 

1.…….…. берёзы ……….луга ……….грозы ……….снега

 

Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

                                          М. Чехов

2. ………. золотая ……….на пруду ……….стая ……….на звезду

 

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

                                                  С. Есенин 

3. ………. где-то ……….луч ……….лето ……….туч

 

Ливень, и буря, и где-то

Солнца мелькнувшего луч…

 Русское, буйное лето,

 Месяцы зноя и туч!

                                   В. Брюсов

3.      Виды стихотворений

- А теперь давайте вспомним, какие бывают стихотворения?

(ответы детей)

Наряду с традиционными стихотворениями, поэзия знает много экспериментов в области строфики и фоники: фигурные стихи, акростих, тавтограммы и многое другое. С некоторыми видами таких стихотворений мы сейчас познакомимся.

1. Например,

Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы стихотворных строк, прочитанные по вертикали, складываются в самостоятельное слово или фразу. Акростих рассчитан, прежде всего, на зрительное восприятие.

* * *

Валы стремят свой яростный прибой,

А скалы все стоят неколебимо.

Летит орел, прицелов жарких мимо,

Едва ли кто ему прикажет: «Стой!»

Разящий меч готов на грозный бой,

И зов трубы звучит неутомимо.

Ютясь в тени, шипит непримиримо…

(М.Кузьмин. «Валерию Брюсову»)

* * *

Уходит зима, но мне ее не жаль,

Хорошо, что с ней уходит печаль.

Однако же были чудесные дни,

Дни доброты и игры ребятни.

И жаль, что растают снега,

Ты же летом их не найдешь никогда.

Зато уходит злая вьюга,

И ветра лучшая подруга -

Метель. Уйдет зима, чтобы вернуться,

А грусть уснет, чтоб вновь проснуться.

(Акростих, написанный школьницей )

Белый стих – нерифмованный стих. 

 

Я пришла к поэту в гости,

Ровно в полдень, в воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

(А.Ахматова)

 

3. Фигурные стихи

 

* * *

 

штукой, гремя частенько

и звеня меня!

Этой бьет мама

 

(фигурный стих (вид ремня), написанный школьником)

 

4. Буриме – стихи, пишущиеся по заранее заданным (часто необычным) рифмам. Буриме получает популярность в легкой салонной поэзии 17-18 веков. Название этой старинной игры позаимствовано из французского и означает «рифмованные концы». Игра в буриме состоит в быстром написании оригинального стихотворения по готовым рифмам.

* * *

Как-то раз наш молодец

Золотой нашел ларец

И отнес он во дворец.

Царь не смог открыть ларец,

И забрал ларец мудрец.

Все гадал старик – мудрец,

Как открыть чудной ларец?

Вдруг в сердцах он пнул ларец,

Впрыгнул оттуда зеленый огурец!

(Буриме)

 

3.Закрепление материала

 

ЗАДАНИЕ 1 (устно) Игра «Продолжалки».

Педагог читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму,чтобы получилось смешное четверостишье.

-Наяву или во сне ….

- Шла собака по роялю, говоря примерно так...

- Вы слыхали, на базаре Чудо-птицу продавали...

- В зоопарке плачет слон Увидал мышонка он...

- Удивляется народ, Почему сердит Федот?

- Царь издал такой указ: «Всем боярам в тот же час...»

 

ЗАДАНИЕ 2 «Слова, слова, слова»

Выбирается ведущий. Все остальные берут ручки и по листу бумаги. Ведущий произносит какое-то слово. Остальные записывают на бумаге различные слова, рифмующиеся с названным словом, и желательно, чтобы их было побольше.

Можно записывать как разрозненные слова, так и целые фразы.

ЗАДАНИЕ 3 «Стихи – загадки»

Педагог (или ребенок - ведущий) называет ребятам какое-то слово. Их задача – придумать загадку, ответом на которую было бы это слово. Игрок может придумать загадку самостоятельно, а также использовать уже известную.

 

Например, ведущий называет слово «цветок». Игроки могут придумать такую загадку:

Он растет в лесу и в поле

Или в доме на окне.

Коль его ты поливаешь —

Распускается вдвойне…

 

Ведущий говорит: «конфета». Загадка может быть похожа на следующую:

Завернута в фантик яркий.

Обычно бывает в подарке.

Во рту от нее очень сладко,

Когда она есть – все в порядке.

 

ЗАДАНИЕ 4. «Акростих»

Всей группой придумать акростих

1.      ЛЕТО

2.      ЗИМА

3.      ШКОЛА

4.      МОДА

5.      ВЕСНА

Можно самостоятельно дополнить его второй частью.

ЗАДАНИЕ 5 «Буриме»

Предлагаем варианты задания: сочинить стихотворение соответствующей тематики на рифмы:

патриотическое: знамя - пламя, порой – герой;

лирическое: тебя - любя, просинь – осень;

юмористическое: вот - бегемот, уши – груши;

рекламное: лучший - случай, товар – навар;

детское: мишка - шишка, плачет - значит.

Придумать стихотворение в соответствии с этой темой.

 

4.Итог занятия

- Чем занимались на занятии?

- Что нового узнали?

- Чем хотели бы заняться еще?

- Что было особенно интересно и познавательно?

 

5. Рефлексия (дети самостоятельно заполняют листы рефлексии)

Рефлексия по итогу занятия «Поэтическая мастерская»

 

1.То, что считаешь нужным, подчеркнуть или выделить

- Я рад(а), что смог (ла) посетить это занятие

- Я не жалею, что пришел (а) на занятие

- Я не очень доволен (а) занятием

- Я зря потратил (а) свое время

2.Мне сегодня было интересно (не интересно)….

 

3.Особенно понравилось…

 

4.В дальнейшем пригодится….

 

5.Я получил(а) удовольствие от….

 

6.Хотелось бы еще подробнее узнать о ….

 

7.Хотелось бы продолжать заниматься поэзией, писать стихи собственного сочинения (нужное выделить или подчеркнуть и объяснить почему):

- Да- Нет- Не знаю

 

8.Пожелание педагогу

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПАМЯТКА ЮНОМУ ПОЭТУ

(НЕДОСТАТКИ В СТИХОСЛОЖЕНИИ)

·         Когда неоправданно много встречается одинаковых или однокоренных слов;

·         Когда употребляются однокоренные глагольные рифмы (шел — подошел);

·         Когда текст чрезмерно утяжелен причастиями (перенасыщенный, укоренившийся, напоминающий);

·         Когда часто или постоянно используются чистые (весна — красна) рифмы или глагольные рифмы (шел — подошел); однокоренные рифмы: косолапый — лапой, поднес — перенес;

·         Когда пользуются «избитыми», «примитивными» рифмами: любовь — кровь, туман — обман, слеза — глаза;

·         Когда используются штампы, банальные, избитые словосочетания, рифмы, эпитеты, фразы и выражения (родные просторы, зеленая трава, «золотые руки»);

·         Когда обилие уменьшительных слов красивости, слащавости, сусальности («платочек», «звездочка», «сыночек», «цветочек»);

·         Когда чрезмерная насыщенность, патетичность, лозунговость («Пусть славится наш край Великими делами!»);

·         Когда слишком впрямую описывается мысль, чувство («я страдаю», «он переживает», «Я скучаю», «моя душа болит»);

·         Когда стихотворение строится на общих понятиях, общих местах, общих фразах («Наш дом — Вселенная», «Любимая Отчизна — я твой сын», «философия жизни», «великолепная внешность», «классическая музыка», «блестящие знания»);

·         Когда текст перенасыщен восклицаниями, восхвалениями, восхищениями;

·         Когда в стихотворении излишек пустого многословия и не хватает лаконизма, выверенности каждого отдельного слова, сжатости, емкости и глубины;

·         Недостаток стихотворения — если в нем присутствует дидактичность, наставление, поучение, рекомендация;

·         Когда стихотворение завершается выводом, «подведением черты», итога.

·         Нежелательны сюжетность, повествовательность.

http://images.easyfreeclipart.com/145/flyers-printpapa-blog-full-color-printing-company-business-card-145694.jpg
 


 


МКОУ «Ярагказмалярская СОШ имени

МКОУ «Ярагказмалярская СОШ имени

Подготовил учитель русского языка и литературы

Подготовил учитель русского языка и литературы

Я рада видеть вас на нашем занятии под названием «Поэтическая мастерская»

Я рада видеть вас на нашем занятии под названием «Поэтическая мастерская»

Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи

Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи

С. Есенин Рифма Кольцевая (опоясная)

С. Есенин Рифма Кольцевая (опоясная)

М.Кузьмин. «Валерию Брюсову») * * *

М.Кузьмин. «Валерию Брюсову») * * *

Педагог читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму,чтобы получилось смешное четверостишье

Педагог читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму,чтобы получилось смешное четверостишье

Итог занятия - Чем занимались на занятии? -

Итог занятия - Чем занимались на занятии? -

Когда стихотворение строится на общих понятиях, общих местах, общих фразах («Наш дом —

Когда стихотворение строится на общих понятиях, общих местах, общих фразах («Наш дом —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2021