Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности
Оценка 4.8

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности

Оценка 4.8
Документация +1
docx
окружающий мир
Детсад
04.11.2021
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности
опыты по теме воздух в старшей группе
воздух.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с.Берёзовка

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

«Удивительные свойства воздуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила

воспитатель

Белова Л.А.

 

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

1.     Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2.     Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3.     Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

4.     Активизировать речевую деятельность.

5.     Закреплять и расширять словарный запас детей.

6.     Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.

7.     Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.

8.     Воспитывать культуру общения.

9.     Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, дыхательная гимнастика, загадка.

Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, картон, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, киндер с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, чай, кофе), салфетки, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, дудочки, красные и зеленые сигнальные карточки.

 

 

 

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

— ДОБРОЕ УТРО!!!

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем
Дети:-Воздух.

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила какие?

Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В:А чтобы попасть туда, надо произнести волшебные слова.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (дети произносят слова, затем идут до столов)

В: Вот мы и попали с вами в лабораторию. Но первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду (надевают фартуки). Итак, начинаем.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух невидимый.
В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)
В:
Ребята, скажите, вы видели воздух, где он находится? (Ответы детей) 

Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома. Какой он? (Ответы детей)

В: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.) Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается? В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

 

Опыт №1 «Поймай воздух». Я предлагаю поймать его с помощью пакетов (дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

В: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)

В: Что в них находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его. (Прозрачный, невидимый, бесцветный)

В: А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом).

Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух) Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.– 

Вывод: «Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный» 

 

Опыт № 2. «Увидим воздух»

В: Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.)

Почему? (Ответы детей) 

Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? (Ответы детей) 

Потому что воздух легче воды. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди дышат через нос и рот.

Вывод: «Воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас» 

 

Ребята, давайте покажем, как мы дышим.

Дыхательная гимнастика:
Воздух – невидимка

Как тебя поймать

Если быстро-быстро в поле убегу

Чистого пречистого воздуха найду

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко

(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей,

Подыши другой ноздрей –

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю).

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю

Ну, а руки опускаю

Воздух тихо выдыхаю.

Опыт № 3. «Слышим воздух»
В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Д: он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

С помощью какого органа мы все это слышим? (С помощью уха)

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

 

Опыт№4  «Воздух движется»

В: А как в природе мы слышим воздух? (Ответы детей) 

Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха – свист, вой, шелест листвы (ставится аудиозапись «Звуки природы»). 

Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок, просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами). Что мы с вами чувствуем? (Ответы детей)

Ветер – это и есть движение воздуха. Где мы с вами можем увидеть движение воздуха? (Качаются деревья, бегут облака, листья летят, метет снег и т.д.)

Вывод: Воздух движется

 

Опыт № 5. «Узнай по запаху»

 В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 
В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В.: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

 «Воздух не имеет вкуса и запаха»

 

Опыт 6 «Воздух легче воды»
В. Ребята, у меня на столе лежат разные игрушки, попробую их "утопить". Почему они не тонут? 
Д: Внутри игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Показ примера: пакет воздуха и пакет с водой, что легче.
Вывод: воздух легче воды

 

Д/и «Кому нужен воздух?». 

В: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.

Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу), называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.

Вывод: «Воздух нужен всему живому» 

 

В: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) 

Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей)

 Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей) 

Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).

2. Воздух можно услышать (да).

3. Воздух голубого цвета (нет).

4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).

5. Воздух имеет свой вкус (нет).

6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).

7. Человек может жить без воздуха (нет).

8. Ветер – это движение воздуха (да).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Снимаем специальную одежду.









 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать

В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать

Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю

Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю

Опыт 6 «Воздух легче воды» В

Опыт 6 «Воздух легче воды» В

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021