Открытое занятие
в подготовительной к школе группе
по опытно-экспериментальной
деятельности
по теме :
«Удивительные свойства соли».
Подготовила воспитатель:
Белова ЛА.
«Удивительные свойства соли»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, картофель, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночка для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?»
Выращивание «кристаллов» из солевого раствора.
Ход занятия:
Приветствие
Ребята дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы много знать
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?. Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без попа, что без соли. Без попа не приход.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Показать презентацию «Как добывают соль» - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».
Наша планета очень богата солёными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
. И так внимание.
Физкультминутка «Хорошее настроение»
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь, На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь, Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна, Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров. И к заданию готов!
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного соли. Что происходит с солью? (ответы детей). Если она легко сыпется, то можно сказать, что она (ответы детей).Правильно: сыпучая. А теперь понюхайте соль! Имеет ли она запах? Попробуйте немного соли. Какая она на вкус?
«Соль сыпучая, без запаха»
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Представьте себе такую ситуацию: мешочек с солью оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с солью? (предположения детей).
Давайте проверим это в нашей лаборатории.
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите ложечкой из тарелочки соль, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с солью? (ответы детей). (соль растворилась в воде)
Вода изменила свой цвет?
Попробуйте воду на вкус.
Какой она стала?
Изменила соль вкус воды?
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающий картофель».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом половинка сырого картофел). Возьмем картофель и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Картофель не тонет).
А теперь возьмем другой картофель и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (картофель утонул).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде картофель не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.
И так мы выявили отличия свойств солёной и пресной воды и узнали, что солёная вода поднимает лёгкие предметы (например, яйцо) на поверхность.
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте с вами вспомним, какие свойства соли мы с вами уже изучили.
Соль: сыпучая, белого цвета, крупинки похожи на кристаллы, соль не имеет запаха, она соленая, легко растворяется в воде. Соль не меняет цвет воды, но меняет ее вкус.
Давайте немного отдохнем и поиграем
в игру «Соленый-несоленый»
Дети хлопают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Физкультминутка «Как приятно в море плавать».
Как приятно в море плавать! (Плавательные движения брасом.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Только море впереди. (Наклоны вперед – руки вперёд.)
Сверху небо погляди. (Потягивания – руки вверх.)
К солнцу тянемся все вместе!
По волнам ходьба на месте! (Ходьба на месте.)
За ракушками ныряем, Их в корзинки собираем. (Приседание.)
И как можно выше прыгнем! Через волны перепрыгнем! (Прыжки на месте.)
А теперь пора нам, братцы, Нам из моря выбираться. (Ходьба на месте.)
А сейчас я хочу показать вам фокус «Сортировка»
Ребята, у меня сегодня случайно просыпалась соль и перемешалась с перцем. Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
Сейчас я надую шарик и потру им о шерстяной свитер, подношу ближе к соли с перцем.
Что вы видите? (ответы детей)
Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.
Объяснение:
Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа.
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.- Давайте вспомним и скажем
. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)
- Как вы думаете ребята
. Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там смайлики за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.