Открытое занятие по теме "Е. Чарушин. Ребятам о зверятах"
Оценка 4.8

Открытое занятие по теме "Е. Чарушин. Ребятам о зверятах"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
5 кл
27.09.2021
Открытое занятие по теме "Е. Чарушин. Ребятам о зверятах"
открытое занятие по Чарушину.doc

Е. Чарушин «Ребятам о зверятах»

 

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: знакомство детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»;

Задачи:

•        развивать слуховое восприятие текста, связную монологическую речь обучающихся;

•        развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

•        содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся;

•        воспитывать любовь к книгам, к чтению, к животным.

Методы обучения:

1. По виду источника информации:

•        словесные (объяснение, беседа с обучающимися);

•        наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

•        практические (работа с карточками).

2. По виду учебной деятельности:

•        проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: проекционное устройство, заготовки для изготовления книжки, карточки.

Средства обучения: книги Чарушина, презентация.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

 Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 1) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

 

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, фамилия которого зашифрована в таблице. (слайд 2) Расшифруйте её, пользуясь ключом.

(голубые листочки)

 

и

н

ч

а

ш

у

р

6

7

1

2

5

4

3

 

Да, ребята, тема нашего урока: Е.И.  Чарушин  «Ребятам о зверятах». (слайд 3)

- а чем сегодня будем заниматься, т.е. цель нашего урока - мы узнаем, поработав с подсказками-словами.(слайд 4)

- Познакомиться... (щелчок) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Поговорить, обсудить...(щелчок) ( его рассказы).

 

III. Работа по теме урока.

-  Жизнь Евгения Чарушина. (слайд 5)

Родился и вырос Е. Чарушин совсем недалеко от нас. В городе Кирове. Раньше он назывался г. Вятка.

Отец его был художником, поэтому в доме всегда были краски, карандаши, бумага. Женя рано начал рисовать и лепить. Рисовал   чаще животных и битвы индейцев.

С ранних лет полюбил природу, он сам говорил, что все его детство прошло в лесу, в поле, в огороде, среди диких зверей и домашних животных.

Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Они собирали семена цветов, выкапывали    разные растения. И потом это превращалось в чудо-сад.

Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.

Вместе с отцом Женя объездил всю область днем и ночью, лугами и лесами, в пургу  и осеннюю непогоду. И волки за ними гнались, и в болоте тонули…

Встречали восходы солнца и утренние туманы, видели, как лес просыпается, как птицы запевают. Все это Чарушин полюбил с раннего детства.

Будущий писатель очень любил животных, и, когда ему было 6 лет, он решил есть все, что едят животные и птицы. Он наелся так,  что заболел брюшным тифом.

В другой раз переплыл со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета научился хорошо плавать.

Потом была учеба в художественном училище и даже в Академии художеств. Писать книги для детей Чарушин начал довольно поздно- в 28 лет. Самые первые его рассказы называются «Медвежонок» и «Волчишко». Их напечатали в детском журнале и они сразу понравились детям.

Сам Чарушин говорил, что он любит изображать молодых животных, трогательных, беспомощных, но в которых угадывается характер взрослого зверя. Позже рассказы писателя стали выходить отдельными книгами с его же рисунками. А художники, которые рисуют животных, называются анималисты. Чарушин был прекрасным анималистом. Oн создал маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей.

 

Интересно, а вы сможете угадать животное по его описанию?

1 задание. Слушаем описания животных и называем их.

 (слайд 6)

а. «Он бродит по лесам, похрюкивает, дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает, чего бы съесть» (кабан)

(слайд 7)

б. Проснулся (       ) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох- горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся - до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (         )  крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, вертеться, в воду глядеться.    (журавль).

(слайд 8)

в. «В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это (     ) – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее   короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит (      ) на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом - попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу»!  (рысь)

(слайд 9)

г. «У (      ) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у (      ) кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется - ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам (     ) охотится, а днем спит».  (сова).

Молодцы!

Знакомство с рассказом.

Ребята, Е. Чарушин написал много рассказов о животных. Но сегодня мы познакомимся только с одним  и называется он – «Страшный рассказ». (слайд 10)

- как вы думаете, о чём будет это произведение? (ответы детей)

А вот кто является главным героем – узнаете, отгадав ребусы. Возьмите карточки белого цвета. Приступайте к выполнению задания (на каждый стол по ребусу, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 11) Если будет трудно, дать задание полегче:

На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок
Нет ни головы ни ног.

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.

Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И, хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.

Или вот ещё  загадка такая… Первая буква начинает слово ёлка, а вторая стоит в алфавите перед буквой «з».
- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – ёж. (слайд 12)

- А теперь, давайте узнаем о приключениях  нашего героя.

- Послушайте рассказ внимательно. (чтение рассказа библиотекарем)

- Действительно рассказ был страшным?

- А как бы вы озаглавили этот рассказ? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- А почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

IV. Упражнение на релаксацию.  Игра «Дождь в лесу». (слайд 15-16)

Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Педагог читает текст, дети выполняют действия.

« В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются,   (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

V. Закрепление изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению. (слайд 17)

Работа с текстом.

- Почему мальчики остались одни?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Для чего писатель написал данный рассказ? С какой целью? Что он хотел этим сказать? (Уважать и беречь животных.)

Проверка понимания прочитанного

Давайте поиграем по этому рассказу в игру «правда-неправда». (слайд 18)

Возьмите листочки.

Если вы согласны с утверждением – ставим +, а если не согласны -.

1) Мальчиков звали Шура и Петя.

+

2) Без мамы и папы дети не ложились спать.

-

3) В темноте на стене ползал, шуршал таракан.

-

4) От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

+

5) В углу свернулся шариком ёж.

+

6) Дети дали ежу молока в блюдце и кусочек яблока.

-

7) Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

+

Проверяем. (слайд 19)

VI. Творческая деятельность (слайд 20)

Ребята, мы сейчас познакомились с одним только произведением Чарушина. А их у него много. Но в нашей библиотеке книг Чарушина очень мало. И я предлагаю вам сейчас сделать вместе самодельную книжку его рассказов. Сейчас каждый стол получит по конвертику, где спрятано по 1 рассказу и иллюстрации к нему. А для того, чтобы наша книжка получилась яркой, вот вам разноцветные странички. Ваша задача – вырезать заготовки рассказов и иллюстраций и наклеить их на этих цветных страничках. А потом мы соберем все странички – и получится книжка. Обложку я уже приготовила.  (включить музыку – звуки леса).

Начинаем работать.

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верите ли вы, что...”

VII. Подведение итогов урока.

Прием “Верите ли вы, что ...” (слайд 21)

  • что “Страшный рассказ” - это сказка?
  • что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
  • что мы продолжим знакомство с героями писателя Чарушина?
  • Что наша книжка получилась красивая?
  • что нашим гостям было интересно?

VIII. Рефлексия. (слайд 22)

- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти. (смайлики).

Рассказов у Чарушина написано много. Мы узнали  только об одном, а вы можете познакомиться с другими и почитать их. Обратите внимание на выставку, посвященную творчеству Чарушина. Наш урок закончен. Я буду рада, если вам захочется когда-нибудь просто пойти в лес  и понаблюдать за птицами, насекомыми и, конечно, почитать рассказы  Е. Чарушина, написанные с такой большой любовью к природе нашей Родины.

Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 23)

 

 

Ссылки  на использованные ресурсы:

http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/

http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/charushin2.html

 

звуки леса - http://poiskm.net/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0

картинки - https://www.google.ru/search?q=%D1%87%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&tbm=isch&imgil=9z8KHTUeRGqNVM%253A%253B8KOvPKrgxScxWM%253Bhttps%25253A%25252F%25252Fru.wikipedia.org%25252Fwiki%25252F%25252525D0%25252525A7%25252525D0%25252525B0%25252525D1%2525252580%25252525D1%2525252583%25252525D1%2525252588%25252525D0%25252525B8%25252525D0%25252525BD%25252C_%25252525D0%2525252595%25252525D0%25252525B2%25252525D0%25252525B3%25252525D0%25252525B5%25252525D0%25252525BD%25252525D0%25252525B8%25252525D0%25252525B9_%25252525D0%2525252598%25252525D0%25252525B2%25252525D0%25252525B0%25252525D0%25252525BD%25252525D0%25252525BE%25252525D0%25252525B2%25252525D0%25252525B8%25252525D1%2525252587&source=iu&pf=m&fir=9z8KHTUeRGqNVM%253A%252C8KOvPKrgxScxWM%252C_&usg=__45d65iIhKH0owNXd6P6dxAEvZ1k%3D&biw=1600&bih=742&ved=0ahUKEwjQk6TkufbSAhXiPZoKHbfVB1oQyjcINw&ei=EebYWJBH4vvoBLern9AF#imgrc=9z8KHTUeRGqNVM:

 


Скачано с www.znanio.ru

Е. Чарушин «Ребятам о зверятах»

Е. Чарушин «Ребятам о зверятах»

Да, ребята, тема нашего урока:

Да, ребята, тема нашего урока:

Он бродит по лесам, похрюкивает, дубовые желуди подбирает

Он бродит по лесам, похрюкивает, дубовые желуди подбирает

Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл

Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл

V. Закрепление изученного . -

V. Закрепление изученного . -

Молодцы, ребята! Хорошо потрудились

Молодцы, ребята! Хорошо потрудились

D1%87%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&tbm=isch&imgil=9z8KHTUeRGqNVM%253A%253B8KOvPKrgxScxWM%253Bhttps%25253A%25252F%25252Fru

D1%87%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&tbm=isch&imgil=9z8KHTUeRGqNVM%253A%253B8KOvPKrgxScxWM%253Bhttps%25253A%25252F%25252Fru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021