Е. Чарушин «Ребятам о зверятах»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: знакомство детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»;
Задачи:
• развивать слуховое восприятие текста, связную монологическую речь обучающихся;
• развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
• содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
• воспитывать любовь к книгам, к чтению, к животным.
Методы обучения:
1. По виду источника информации:
• словесные (объяснение, беседа с обучающимися);
• наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
• практические (работа с карточками).
2. По виду учебной деятельности:
• проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: проекционное устройство, заготовки для изготовления книжки, карточки.
Средства обучения: книги Чарушина, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 1) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, фамилия которого зашифрована в таблице. (слайд 2) Расшифруйте её, пользуясь ключом.
(голубые листочки)
и |
н |
ч |
а |
ш |
у |
р |
6 |
7 |
1 |
2 |
5 |
4 |
3 |
Да, ребята, тема нашего урока: Е.И. Чарушин «Ребятам о зверятах». (слайд 3)
- а чем сегодня будем заниматься, т.е. цель нашего урока - мы узнаем, поработав с подсказками-словами.(слайд 4)
- Познакомиться... (щелчок) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
- Поговорить, обсудить...(щелчок) ( его рассказы).
III. Работа по теме урока.
- Жизнь Евгения Чарушина. (слайд 5)
Родился и вырос Е. Чарушин совсем недалеко от нас. В городе Кирове. Раньше он назывался г. Вятка.
Отец его был художником, поэтому в доме всегда были краски, карандаши, бумага. Женя рано начал рисовать и лепить. Рисовал чаще животных и битвы индейцев.
С ранних лет полюбил природу, он сам говорил, что все его детство прошло в лесу, в поле, в огороде, среди диких зверей и домашних животных.
Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом это превращалось в чудо-сад.
Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.
Вместе с отцом Женя объездил всю область днем и ночью, лугами и лесами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за ними гнались, и в болоте тонули…
Встречали восходы солнца и утренние туманы, видели, как лес просыпается, как птицы запевают. Все это Чарушин полюбил с раннего детства.
Будущий писатель очень любил животных, и, когда ему было 6 лет, он решил есть все, что едят животные и птицы. Он наелся так, что заболел брюшным тифом.
В другой раз переплыл со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета научился хорошо плавать.
Потом была учеба в художественном училище и даже в Академии художеств. Писать книги для детей Чарушин начал довольно поздно- в 28 лет. Самые первые его рассказы называются «Медвежонок» и «Волчишко». Их напечатали в детском журнале и они сразу понравились детям.
Сам Чарушин говорил, что он любит изображать молодых животных, трогательных, беспомощных, но в которых угадывается характер взрослого зверя. Позже рассказы писателя стали выходить отдельными книгами с его же рисунками. А художники, которые рисуют животных, называются анималисты. Чарушин был прекрасным анималистом. Oн создал маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей.
Интересно, а вы сможете угадать животное по его описанию?
1 задание. Слушаем описания животных и называем их.
(слайд 6)
а. «Он бродит по лесам, похрюкивает, дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает, чего бы съесть» (кабан)
(слайд 7)
б. Проснулся ( ) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох- горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся - до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил ( ) крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, вертеться, в воду глядеться. (журавль).
(слайд 8)
в. «В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это ( ) – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит ( ) на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом - попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу»! (рысь)
(слайд 9)
г. «У ( ) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у ( ) кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется - ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам ( ) охотится, а днем спит». (сова).
Молодцы!
Знакомство с рассказом.
Ребята, Е. Чарушин написал много рассказов о животных. Но сегодня мы познакомимся только с одним и называется он – «Страшный рассказ». (слайд 10)
- как вы думаете, о чём будет это произведение? (ответы детей)
А вот кто является главным героем – узнаете, отгадав ребусы. Возьмите карточки белого цвета. Приступайте к выполнению задания (на каждый стол по ребусу, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 11) Если будет трудно, дать задание полегче:
На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок
Нет ни головы ни ног.
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И, хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
Или
вот ещё загадка такая… Первая
буква начинает слово ёлка, а вторая стоит в алфавите перед буквой «з».
- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – ёж. (слайд
12)
- А теперь, давайте узнаем о приключениях нашего героя.
- Послушайте рассказ внимательно. (чтение рассказа библиотекарем)
- Действительно рассказ был страшным?
- А как бы вы озаглавили этот рассказ? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
- А почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)
IV. Упражнение на релаксацию. Игра «Дождь в лесу». (слайд 15-16)
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Педагог читает текст, дети выполняют действия.
« В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).
Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
V. Закрепление изученного.
- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению. (слайд 17)
Работа с текстом.
- Почему мальчики остались одни?
- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?
- Для чего писатель написал данный рассказ? С какой целью? Что он хотел этим сказать? (Уважать и беречь животных.)
Проверка понимания прочитанного
Давайте поиграем по этому рассказу в игру «правда-неправда». (слайд 18)
Возьмите листочки.
Если вы согласны с утверждением – ставим +, а если не согласны -.
1) Мальчиков звали Шура и Петя. |
+ |
2) Без мамы и папы дети не ложились спать. |
- |
3) В темноте на стене ползал, шуршал таракан. |
- |
4) От страха Петя бросился к Шуре на кровать. |
+ |
5) В углу свернулся шариком ёж. |
+ |
6) Дети дали ежу молока в блюдце и кусочек яблока. |
- |
7) Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. |
+ |
Проверяем. (слайд 19)
VI. Творческая деятельность (слайд 20)
Ребята, мы сейчас познакомились с одним только произведением Чарушина. А их у него много. Но в нашей библиотеке книг Чарушина очень мало. И я предлагаю вам сейчас сделать вместе самодельную книжку его рассказов. Сейчас каждый стол получит по конвертику, где спрятано по 1 рассказу и иллюстрации к нему. А для того, чтобы наша книжка получилась яркой, вот вам разноцветные странички. Ваша задача – вырезать заготовки рассказов и иллюстраций и наклеить их на этих цветных страничках. А потом мы соберем все странички – и получится книжка. Обложку я уже приготовила. (включить музыку – звуки леса).
Начинаем работать.
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.
- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верите ли вы, что...”
VII. Подведение итогов урока.
Прием “Верите ли вы, что ...” (слайд 21)
VIII. Рефлексия. (слайд 22)
- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти. (смайлики).
Рассказов у Чарушина написано много. Мы узнали только об одном, а вы можете познакомиться с другими и почитать их. Обратите внимание на выставку, посвященную творчеству Чарушина. Наш урок закончен. Я буду рада, если вам захочется когда-нибудь просто пойти в лес и понаблюдать за птицами, насекомыми и, конечно, почитать рассказы Е. Чарушина, написанные с такой большой любовью к природе нашей Родины.
Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 23)
Ссылки на использованные ресурсы:
http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/
http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/charushin2.html
звуки леса - http://poiskm.net/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0
картинки - https://www.google.ru/search?q=%D1%87%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&newwindow=1&tbm=isch&imgil=9z8KHTUeRGqNVM%253A%253B8KOvPKrgxScxWM%253Bhttps%25253A%25252F%25252Fru.wikipedia.org%25252Fwiki%25252F%25252525D0%25252525A7%25252525D0%25252525B0%25252525D1%2525252580%25252525D1%2525252583%25252525D1%2525252588%25252525D0%25252525B8%25252525D0%25252525BD%25252C_%25252525D0%2525252595%25252525D0%25252525B2%25252525D0%25252525B3%25252525D0%25252525B5%25252525D0%25252525BD%25252525D0%25252525B8%25252525D0%25252525B9_%25252525D0%2525252598%25252525D0%25252525B2%25252525D0%25252525B0%25252525D0%25252525BD%25252525D0%25252525BE%25252525D0%25252525B2%25252525D0%25252525B8%25252525D1%2525252587&source=iu&pf=m&fir=9z8KHTUeRGqNVM%253A%252C8KOvPKrgxScxWM%252C_&usg=__45d65iIhKH0owNXd6P6dxAEvZ1k%3D&biw=1600&bih=742&ved=0ahUKEwjQk6TkufbSAhXiPZoKHbfVB1oQyjcINw&ei=EebYWJBH4vvoBLern9AF#imgrc=9z8KHTUeRGqNVM:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.