Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО классных руководителей Протокол №_____от «____»_____________20___г Руководитель МО Путинцева Е.П. _________
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Мерзликина Г.В.
«_____»________________20___г |
«Утверждаю» Приказ №_____ от «_____» ______20____г Директор школы
_______ Щербатых А.И.
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Первый клик»
для 5 класса
Составил: учитель математики
первой квалификационной категории
Путинцева Е. П.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №189)
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)
Одним из основных механизмов, обеспечивающих становление новой образовательной парадигмы и модернизацию российского образования, является информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Нечеткость границ научной области «информатика» и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений определяют в качестве первоочередной задачи разработку концепции преподавания. Наиболее перспективной представляется такая концепция, где ярче всего выделены те направления, которые будут способствовать развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения, овладению ими современными информационно- коммуникационными технологиями, что в итоге обеспечит необходимый фундамент информационной культуры учащегося. Эффективное использование возможностей реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ - компетенции всех участников образовательного процесса. ИКТ-компетенция учащегося – это его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий для:
доступа к информации (знание того, где и как получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление)
оценки информации (суждение о качестве, ревалентности, полезности, пригодности информации) и т.д.
Дополнительная образовательная программа курса «Первый клик» рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год; предназначена для учащихся 5 класса и направлена на создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству.
Основной целью работы курса является формирование у учащихся практических навыков работы с файлами и папками, изучение на практическом уровне текстового редактора Word.
Овладение компьютером развивают в учащихся полезные качества, которые помогут ему и в учебе в дальнейшей профессиональной деятельности:
1) четкость и строгость мышления и делового общения;
2) умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи;
3) умение четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по разработанному плану.
Следующие два качества являются элементами специального развития ребенка с помощью предмета информатики:
1) понимание принципов обработки информации в компьютере и принципов управления работой компьютера;
2) умение пользоваться компьютером и периферией в будущей профессиональной деятельности и в быту.
Внеклассная работа развивает алгоритмический стиль мышления, дает широкие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения через проектную деятельность. Существенный плюс в том, что занятия проходят в свободной форме, а это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, смелее заявлять о себе, своих способностях. Вне рамок урока создается особый психологический настрой.
Внеклассные занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.
Личностные и метапредметные
результаты освоения курса внеурочной деятельности
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Компьютер и информация.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Файлы и папки. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое и векторное кодирование графической информации. Нумерованные и маркированные списки.
2. Проектные работы.
Выполнение проектов по темам: «История вычислительной техники», «Компьютер и информация», «История счета и систем счисления», «Единицы измерения информации»
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№п/п |
Название темы |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
Компьютер и информация |
14 |
Аналитическая деятельность: выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ, историю вычислительной техники, понятие системы счисления, единицы измерения информации; оформлять информацию в виде текстовых файлов, в том числе с применением диаграмм, таблиц, маркированных и нумерованных списков; выделять основную мысль в тексте. |
1 |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Клавиатурный тренажер |
1 |
|
2 |
Файлы и папки. Практические работы №1, 16. Работаем с файлами и папками |
1 |
|
3 |
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором (задание 1) |
1 |
|
4 |
Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором (задание 2) |
1 |
|
5 |
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор |
1 |
|
6 |
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи (задание 1) |
1 |
|
7 |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи (задание 2) |
1 |
|
8 |
Защита проектов «Создание документов в текстовом процессоре Word» |
1 |
|
9 |
Растровое кодирование графической информации |
1 |
|
10 |
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. Нумерованные списки |
1 |
|
11 |
Единицы измерения информации. Практическая работа №5. Маркированные списки |
1 |
|
12 |
Информация и знания. Практическая работа №6. Создаем таблицы (задания 1-2) |
1 |
|
13 |
Практическая работа №6. Создаем таблицы. (задания 3-4) |
1 |
|
14 |
Практическая работа №7. Размещаем текст и графику. |
1 |
|
|
Проектные работы |
3 |
|
15 16 |
Выполнение тематических проектов «История вычислительной техники», «Компьютер и информация», «История счета и систем счисления», «Единицы измерения информации» |
2 |
|
17 |
Защита проектов |
1 |
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Босова Л.Л. УМК по информатике для 5 - 7 классов общеобразовательных школ.
2. Информатика Л.Л. Босова 5 – 7 CD – ROM. Бином.
3. Клавиатурный тренажер QWERT CD – ROM
4. Мультимедийный проектор
5. Персональные компьютеры
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.