Открытое занятие «Путешествие в подводное царство»
Программное содержание: Продолжать учить детей строить разные типы предложений: простые и сложные с союзом потому что; согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Составлять совместный (коллективный) рассказ на заданную лексическую тему. Обучать способам словообразования с помощью разных суффиксов.
Обогащать активный словарь на основе знаний и представлений детей о природном окружении.
Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
Формировать и закреплять правильное произношение звуков с-з, ш-ж. Закреплять навыки счета в пределах пяти, десяти, умения сравнивать предметы и объекты по размеру, длине и цвету. Продолжать формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
Развивать у детей способность осуществлять речевую деятельность (т.е. уметь говорить и слушать); фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воображение. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивать творческое воображение детей; познавательный интерес к морским обитателям, умение отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
Материал: медиа средства – ноутбук, проектор, экран; подводная лодка – муляж; слайдовая презентация: «В гости к рыбкам»; раздаточный – палочки Кюизенера, схемы с геометрическими фигурами; песочный планшет к нему трафареты рыб; аквариум – бокал, рыбка живая, рыбки для продуктивной деятельности, цветной песок.
1. Игра - приветствие.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поприветствуем их.
Воспитатель: - Ребята, я так рада видеть вас, а вы рады видеть друг друга? (Да)
Воспитатель: - Давайте мы с вами об этом скажем и улыбнемся соседу (педагог поворачивается к одному из детей).
Воспитатель: - Я рада видеть тебя, Тэймур,..каждый поворачивается к соседу с данной фразой.
Воспитатель: И я вас рада видеть ребята.
2. Организационный момент.
Воспитатель: Вот, мы с вами и поздоровались и от наших улыбок в зале стало чуточку тепле.
А тепло ли у нас на улице? А почему холодно? Какое время года сейчас?
Что можно делать зимой? А наш знакомый Лунтик тоже любит кататься на санках.
Слайд 2. Лунтик и Кузя
Дети, Лунтик с Кузей не могут справиться. А как мы им можем помочь?
Воспитатель: Давайте и мы попробуем помочь Лунтику с Кузей.
3. Опыт со льдом.
Воспитатель: У меня есть фигурки. Как вы думаете, они из чего?
Ответ. Изо льда.
Задание детям. Возьмите по одной и положите на ладошку.
Фигурка какая? - холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая, скользкая.
Сожмите ладошку. Что происходит?
Почему капает водичка с ладошки?
Ответ: Тает лед.
Воспитатель: От чего лед тает?
Ответ: Лед тает от нашего тепла.
Воспитатель: Давайте поможем Лунтику и Кузе нашим теплом растопить лед. Приложите ладошку к ладошке соседа. Вы почувствовали, как тепло передается по нашим ладошкам? Мы передаем тепло друг – другу, а тепло может творить чудеса.
Слайд 4. Рыбки и зима
Воспитатель: Дети, у нас все получилось лед растаял. Рыбы благодарят нас.
Воспитатель: Ребята, эти рыбки не знают, что такое зима. Давайте им расскажем про зиму. А от нашего тепла вырос зимний цветок. Но, вот беда он рассыпался. Надо его сложить.
4. Составление рассказа «Зима».
(зимний цветок)
1. Наступила зима. Земля, деревья, и крыша нашего Дома ребенка покрыты белым, пушистым снегом.
2. Зимой медведица со своими детками спит в берлоге. - А кто еще спит зимой?
Дует сильный холодный ветер. А как ты узнал? (Дерево сильно наклонилось от ветра)
3. Птицам зимой холодно и голодно. Зимой люди вешают кормушки для птиц и их подкармливают.
4. Девочка и мальчик катаются на лыжах. У них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега.
5. Дети зимой строят снежные горки. (Для чего?) Чтобы спускаться на санках, ледянках.
Педагог. Все лепестки зимнего цветка сложили и рассказали про зиму
5. Логоритмическая игра и массаж мимической мускулатуры
«Пришла зима»
(Выполняются соответствующие тексту движения)
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.
ладошкой массажируем кончик носа
Снег,
плавные движения ладонями
Сугробы,
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!
Руки в локтях сгибаем и как лыжными палками работаем
Теплые штаны наденем,
ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки.
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики.
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй!
ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль.
Оба кулака, оба ребра, обе ладони.
6. Палочки Кюизенера «Что обозначает» (ассоциации)
Воспитатель:
Ребята, а вот у вас есть волшебные палочки.
1. Покажите палочками, какого цвета можно обозначить зиму.
Вопросы детям – почему ты решил, что она обозначает время года зима- потому, что снег…
2.Покажите палочками, какого цвета можно обозначить цвета осени?
3. Покажите палочками, какое время года вам нравится больше всего. Объясните почему?
Воспитатель: Рыбы многое узнали от вас о зиме и дарят вам жемчужину.
Воспитатель: Они приглашают к себе в гости в сказочный подводный мир. Отправимся туда (Да)? А Лунтику и Кузе говорим до свидания.
Воспитатель: На чем же нам добраться в подводное царство?
7. Какие виды транспорта вы знаете?
Воздушный (самолет, вертолет, ракета).
Наземный (машины легковые, автобус, троллейбус, трамвай, машина скорой помощи, пожарная машина)
Водный (лодка, катер, корабль).
Воспитатель: Хотите узнать, на каком транспорте отправимся мы?
8. Работа по схеме.
Задание.
1.Положите перед собой карточку с цифрами. Назови их.
2. Давайте соединим между собой эти цифры.
- Найдите цифру 1 и поставьте точку.
- Теперь соединить со следующей цифрой.
Воспитатель: Дети, что за транспорт у нас получился. На чем мы отправимся в гости к рыбкам. (подводная лодка)
9. Давайте глазками поиграем:
Наши глазки так устали (влево – вправо 2 раза),
Мы такое наблюдали (вверх- вниз 2 раза),
Мы их чуточку сомкнем и немножко отдохнем.
А теперь их открываем и немножко поморгаем.
![]() |
Слайд 6. Музыка (в это время музыка и снимает кто-то с лодки ткань)
Воспитатель: Вот какую лодку мы нарисовали.
А чтобы занять в лодке места, надо ответить на вопросы:
10. Дидактическое упражнение «Закончи предложение со значением
противопоставления».
1. Зимой снег падает, а весной… (тает).
2. Осенью бывает листопад, а зимой… (снегопад).
3. Летом катаются на велосипеде, а зимой… (на санках, на лыжах, на коньках).
4. Весной бывает дождь, а зимой…(снег).
5.Летом жарко, а зимой… (холодно).
11. Формировать и закреплять правильное произношение звуков
· Упражнение «Волна» Набегает волна фр-фр-фр 4 раза (руки вверх- вниз)
· Упражнение «Пароход» Плывет пароход по воде, то слышно: «Шух, шух, шух»;
· Упражнение «Гудок» Пароход видит нас и дает гудок - правую руку приготовили у-у-у-у-уу. Пароход дает гудок - левой у-у-у-у-уу
· Упражнение Чайки» Как кричат чайки? тя- тя – тя
· Упражнение «Ветер» Вдруг налетел ветер, и мы надели шляпу (руки подняли и сделали шляпу) - звук ш- ш-ш – улетела наша шляпа. Ветер стих.
· «Соленый запах моря» Давайте ребята сделаем с вами вдох и почувствуем соленый запах моря. Вдох- выдох х-у
·
12. Предлоги.
Воспитатель: Дети мы свами, где сидим? В лодке.
- А рыбки плавают где? Под нами.
- Солнышко, где находится? Над нами
- Теймур, где сидит Ира по отношению к тебе? (впереди, сзади, возле меня)
Воспитатель: А чтобы к ним попасть, надо надеть специальные костюмы – акваланги.
Погружение (Свет сверкает, музыка)
Воспитатель. Ребята под водой надо плавать в аквалангах
мы тоже должны надеть их.
13. Правила.
Воспитатель: В каждом царстве есть свои правила.
Ребята, вы знаете, как надо себя вести в подводном царстве?
(песком в глаза бросаться?, шуметь можно?, ходить аккуратно, чтобы не раздавить рыб, крабов.
Здесь нельзя кусаться, драться,
И песком в глаза кидаться.
Подводный мир - мирная страна,
Дети, поняли меня?
Воспитатель: А теперь мы поплывём. (Имитируем руками, что мы плывем)
Воспитатель: А где же наши рыбки, куда они уплыли? Насвстречают ракушки.
Возьмите ракушку, приложите ее к уху и послушайте.
Воспитатель: Ракушка мне шепчет, что сейчас ее знакомая рыбка плачет.
14. Подводный мир - применения арт-методов в песочной терапии (трафареты в песочном планшете)
Вопрос детям на логику.
1.
А
как зовут рыбку, которая плачет?
2. Как вы думаете, почему рыбка плачет?
Задание. Рисуем водоросли, камни, и друзей рыбок (трафарет геометрические рыбки). Указательным пальцем рисуем волны. Камни - будем прикладывать кулачек.
2. Ира, как у тебя называется рыбка? (скат) и. т. д.
Вопрос детям. Где находится твоя рыбка? Вверху в правом углу…..
Теперь нашей рыбке не скучно она будет играть с друзьями, а вечером наши рыбки уплывут в свои дома спать.
![]() |
15. Игровая ситуация «Где живут геометрические рыбки»
1. Рассмотрите, на что похожи рыбы? (геометрические фигуры) Назовите их.
2. А давайте рассмотрим улицу, где в ряд стоят дома наших рыбок.
3. Как вы думаете, какая геометрическая рыбка в каком домике живет?
4. Чей дом самый высокий (низкий)?
5. Чей дом самый широкий (узкий)?
6. К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка? Скажите сколько этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).
7. К чьему дому ведет самая короткая, длинная, дорога.
8. Проведите дорогу к их домику. Давайте проверим.
Воспитатель: Ребята пора возвращаться домой.
Нам надо подняться на лодку. Но ступеньки сломаны. Что мы можем сделать?
Дети. Выложить ступеньки.
16. «Построим лестницу» (палочки Кюизенера)
1.
Посмотрите, какого цвета самая короткая палочка? (белая)
2. Посмотрите, какого цвета самая длинная палочка? (желтая)
Задание. Лестницу мы будем строить снизу вверх, начиная от самой длинной до самой короткой.
3. А теперь скажите, какого цвета самая короткая ступенька? (белая)
4. Какого цвета самая длинная ступенька? (желтая)
5. Какого цвета ступеньки находятся в середине? (В середине находятся ступеньки роз, голубая, красная цвета)
6. Какого цвета ступенька лежит между желтой и голубой ступенькой?
Сели в лодку. Слайд. Грустный осьминог.
17. «Грустный осьминог»
Воспитатель: А, по-моему, к нам кто- то приближается. Посмотрите кто это?
Осьминог его зовут.
Он по-доброму глядит,
Но почему-то он грустит.
Воспитатель: Давайте его развеселим?
Воспитатель: Но для этого мы должны превратимся в осьминожек.
Воспитатель: У меня есть волшебные карандаши, с помощью которых мы превратим нашу ладошку в осьминожка.
Воспитатель: Глазки, ротик, ножки. Вот – теперь я осьминожка.
Помашите осьминогу.
Воспитатель: Посмотрите, Осьминог уже не грустный. Спасибо от рыбки, подарок камушек.
Спасибо от осьминога. Она нам дал в подарок камушек.
18. Продуктивная деятельность. Ребята, смотрите, кто это у нас? (аквариум с живой золотой рыбкой)
1. Давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (части рыбы: глаза, плавники, рот, хвост)
2. Все мы свами одна большая дружная семья. А рыбке хочется семью. А каких еще членов семьи вы знаете? (папа, мама…)
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал?
/большими пальцами/
Мы, мы, мы
/4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты?
/большими пальцами/
Да, да, да
/указательными пальцами/
Папа, папа, это ты?
/большими пальцами/
Да, да, да
/средними пальцами/
Братец, братец, это ты?
/большими пальцами/
Да, да, да
/безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты?
/большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами/
Все мы вместе, да, да, да!
/всеми пальцами/.
Задание. Рисовать цветным песком на трафарете – золотая рыбка. Затем прикрепить рыбки на стекло с внешней стороны аквариума .
Воспитатель. Теперь нашей рыбке не скучно. У нее появилась семья.
Вот мы и вернулись домой.
Рефлексия. Понравилось наше путешествие в подводный мир? Что нового мы с вами узнали?
Ребята, смотрите, рыбка у нас золотая. Она исполняет желания. Вы сейчас загадайте желание, и она вам исполнит. Подумайте и загадайте. (мешочек с подводными камушками – превращаются в сладкие морские пироженки)
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Мозаика-Синтез, 2014.
2. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.