Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"
Оценка 5

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
18.02.2019
Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"
Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и другом), о характере какого-либо рода деятельности. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях. Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию.
№5.docx
Государственное  бюджетное образовательное учреждение Республики Крым  «Крымская гимназия­интернат для одаренных детей» Методические рекомендации для учителя  «Методика написания  сжатого изложения (подготовка к ОГЭ)»                                                                                               Составитель: Бессонова Е.Б.,  учитель русского языка и литературы 1 2018 – 2019 учебный год Высокая культура речи – это умение правильно,  точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.И.Ожегов Учимся писать сжатое изложение Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить следующие задачи: 1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы. 2) Применить не менее одного способа сжатия текста. 3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90­110 слов). Прослушивание текста Исходный текст воспроизводится   дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста. 2 При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность. Если   не   успеваете,   не   стремитесь   записать   весь   текст.   Записывайте   ключевые   слова   и   словосочетания,   которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении   и   редактировании   вставлять   слова,   словосочетания   и   даже   предложения.   Постарайтесь   составить   план, формулируя в виде тезиса каждую микротему. При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи. В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.  Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена. Читаем текст 1 Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают 3 злом.   В   жизни,   надо   полагать,   этот   человек   не   раз   встречался   с   людьми,   перепутавшими   ориентиры   на   компасе нравственности. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры. Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы: 1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом. 2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни. 3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам. Способы сжатия (компрессии) текста 4 Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена. При   использовании   исключения   необходимо   определить   главную   информацию   и   второстепенные   детали   (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст. При   обобщении   вычленяем   единичные   факты,   подбираем   средства   их   краткой   передачи   и   составляем   новый   текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным. Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций: — замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом; — слияние нескольких предложений в одно; — замена части текста одним предложением; — сокращение количества частей сложного предложения; — замена фрагмента предложения синонимичным выражением; 5 — замена предложения или его части указательным местоимением. Редактируем 1 абзац: Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом.   В   жизни,   надо   полагать,   этот   человек   не   раз   встречался   с   людьми,   перепутавшими   ориентиры   на   компасе нравственности. Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца: Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности. Редактируем 2 абзац: Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Применяем способ замены во 2 предложении и исключения  в 3 предложении: 6 Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое. Редактируем 3 абзац: Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры. Исключаем   вопросительное   предложение,   применяем   способ   упрощения,   составив   из   нескольких   предложений   одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом): Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово) Читаем текст 2 Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. 7 Война   наполнила   их   душевный   опыт   до   предела.   Они   могли   плакать   не   от   горя,   а   от   ненависти,   могли   по­детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.  Выделяем микротемы: 1 абзац – Жестокая школа войны. 2 абзац – «Душевный опыт» военного детства. 3 абзац – Память о войне должна жить.   Редактируем 1 абзац: 8 Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем: Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по­настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. Редактируем 2 абзац: Война   наполнила   их   душевный   опыт   до   предела.   Они   могли   плакать   не   от   горя,   а   от   ненависти,   могли   по­детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Упрощаем:   из   трёх   предложений   составляем   одно,   осложнённое   обособленным   обстоятельством,   выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»: 9 Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. Редактируем 3 абзац: Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого: Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов) Читаем текст 3 Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга». 10 Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности. Предательство   полностью   разрушает   достоинство   человека,   в   результате   предатели   ведут   себя   по­разному.   Кто­то отстаивает   своё   поведение,   пытаясь   оправдать   содеянное,   кто­то   впадает   в   ощущение   вины   и   страха   перед надвигающимся возмездием, а кто­то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной. Задание1: Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь. Задание 2: Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия.  Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга. 11 Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести. Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова) Задание 3: Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия: Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из­под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов. Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь  на  равных общаться он не умеет.  Внутри  у него  глухая, иногда  неосознаваемая тревога. И  он  чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов. 12 Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.    Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно­ стилистических особенностей. По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:  повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);  описательное (или с элементами описания);  изложение­рассуждение (или с элементами рассуждения). Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются  элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях­рассуждениях бывает  порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому  из них присущи свои особенности. Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о  происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого­либо рода деятельности и т. д.  Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном  13 изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях. Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей  однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы­профессионалы  обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в  виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их  последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует  отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть  длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах  читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность  того или иного действия. Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она  заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над  изложением систематизируется, если ученик ответит для себя на следующие вопросы: 1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным? 2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить?  Почему? 3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче? 14 4. Как автор относится к персонажам? 5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста? Сюжетное изложение дисциплинирует мысль ученика, приучает к последовательной передаче фактов, способствует  умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею  произведения. Описательное изложение — более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда  предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета  человека и т. п.) и его признаков. При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую  картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо  представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок,  переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого  здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном  таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших  задач пишущих изложение. Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы: 15 1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа? 2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте? 3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)? 4. Какие средства языка использованы? В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению­описанию. Работа над ним связана с умением различать  признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если  речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях,  достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не  полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в  написании изложения. Последний вид — изложение­рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет учеников. Здесь очень может  помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы  «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?». Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач: 1. выделение в тексте всех компонентов рассуждения; 2. уточнение основной мысли высказывания; 16 3. построение рассуждений со сложной аргументацией; 4. отбор языковых средств; 5. воспроизведение текста от третьего лица; 6. построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного. Изложение­рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации,  обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих  цель высказывания. Кратко или подробно нужно излагать текст? Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного. Учащийся вынужден писать кратко, если: 1. не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа; 2. обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста. На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей  описываемых событий, примерно на двух (как минимум) — трех стандартных страницах. 17 Список использованной литературы 18 1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М.М. Бахтин // Эстетика  словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.  2. Голуб И. Б. Форсированный курс подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе: учеб.  пособие / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. — М. : Эксмо. — 448 с. a. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. 3. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. 2007. № 23. 4. Евграфова С.М. Секреты изложения // русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001. 5. Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. 5­9 классы : пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. — М. : Просвещение,  1994. — 224 с. 6. 6. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста : пособие для учителей / Н. А. Пленкин. — 2­е изд., испр.  и доп. — М. : Просвещение, 1978. — 190 с. 7.  7. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант : учеб. пособие для сред. шк., абитуриентов, родителей /  Н. Ю. Руссова. — Нижний Новгород : Деком, 1994. — 192 с. 8.  8. Сморщок М. Ф. Изложения : для абитуриентов / М. Ф. Сморщок. — Минск : Вышэйшая школа, 2000. — 171 с. 9.  9. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // русский язык, № 23/2007. 19

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"

Открытое мероприятие "Подготовка к написанию сжатого изложения в 8 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019