Открытое внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война в работах студентов ХТЭТ»

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие Открытое внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война в работах студентов ХТЭТ» способствует формированию у студентов нравственных основ, направленных на патриотическое воспитание гражданина России. В проведении мероприятия принимают участие студенты группы Т-23, они представляют материал исследовательских работ студентов ХТЭТ о Великой Отечественной войне. Студенты группы Т-23 представляют научно-исследовательские и поисковые работы: - фильм «В тот день, когда окончилась война…» студента ХТЭТ Ильи Серкова; - исследовательская работа «Тыл в то время тоже фронтом был» студентки ХТЭТ Ирины Жарковой; - научно-исследовательская работа «Пропахшие порохом строки» студентки ХТЭТ Полины Панковой;
Иконка файла материала конспект.docx
Пояснительная записка В истории  России есть события и  даты, которые навеки должны сохраняться в  памяти  поколений.  Такое  событие  –  Великая   Отечественная   война   и   дата  ­  9  мая, всенародный День Победы, День Памяти, Скорби и Славы, символ неразрывной связи поколений  россиян. Открытое   внеклассное   мероприятие   «Великая   Отечественная   война   в   работах студентов   ХТЭТ»   способствует   формированию   у   студентов   нравственных   основ, направленных   на   патриотическое   воспитание   гражданина   России.   В   проведении мероприятия принимают  участие студенты  группы Т­23, они представляют   материал исследовательских работ студентов ХТЭТ о Великой Отечественной войне. Студенты   группы   Т­23   представляют   научно­исследовательские   и   поисковые работы:   ­ фильм «В тот день, когда окончилась война…»  студента ХТЭТ Ильи Серкова; ­   исследовательская   работа   «Тыл   в   то   время   тоже   фронтом   был» студентки ХТЭТ Ирины Жарковой; ­   научно­исследовательская   работа   «Пропахшие   порохом строки» студентки ХТЭТ Полины Панковой; ­   виртуальная   экскурсия   по   экспозициям   музея   истории   Хабаровского торгово­экономического техникума студентки ХТЭТ Анастасии Тимофеевой; ­   исследовательская   работа   «У   войны   не   женское   лицо»   студентки ХТЭТ Кристины Шипилиной. Открытое внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война в работах   студентов   ХТЭТ»   соответствует  плану   воспитательной   работы классного руководителя группы Т­23. Внеклассное   мероприятие   ориентировано   на   оказание   практической   помощи  преподавателям  в подготовке и проведении классных часов.  План мероприятия Цели мероприятия:  воспитательная   цель:   повышение   у   студентов   чувства   гражданской ответственности,   формирование   уровня   политической   грамотности, нравственных основ личности, воспитание гражданина России;  методическая   цель: оказание   практической   помощи   преподавателям   в подготовке и проведении  внеклассного мероприятия.  Место   проведения   мероприятия: кабинет,   оснащенный   необходимыми 1учебными и раздаточными материалами, мультимедийным комплексом.  Мероприятие  сопровождается  презентацией  «Великая Отечественная  война  в работах студентов ХТЭТ ». Вид деятельности:   проблемно­ценностное общение. Форма занятия: героико­патриотические мероприятие.  Метод проведения: научно–поисковый. Интеграция: история,  культурология.                                                                                                         Количество часов: 1 часа. План открытого мероприятия 1. Организационный момент. 2. Представление      материала   исследовательских   работ   по   теме «Великая Отечественная война в работах студентов ХТЭТ»: 1.  фильм «В тот день, когда окончилась война…»  студента ХТЭТ Ильи Серкова; 2.   исследовательская   работа   «Тыл   в   то   время   тоже   фронтом   был» студентки ХТЭТ Ирины Жарковой; 3.   исследовательская   работа   «Пропахшие   порохом   строки» студентки ХТЭТ Полины Панковой; торгово­экономического техникума студентки ХТЭТ Анастасии Тимофеевой; ХТЭТ Кристины Шипилиной. 5   исследовательская   работа   «У   войны   не   женское   лицо»   студентки 4.   виртуальная   экскурсия   по   экспозициям   музея   истории   Хабаровского 3. Проведение анкетирования. 4. Рефлексия.  Ход  мероприятия Слайд 1. Гырылова Н.Н                В   истории   России   есть   события   и   даты,   которые   навеки   должны сохраняться в  памяти поколений. Такое событие – Великая Отечественная война  и дата ­ 9 мая, всенародный День Победы, День Памяти, Скорби и Славы, символ неразрывной связи поколений  россиян. Внеклассное   мероприятие называется «Великая  Отечественная   война   в   работах   студентов   ХТЭТ».   Наши   студенты   в   поисково­ исследовательских  работах, опираясь  на   исторические  документы,  представили  свое мнение на события военных лет. Слайд 2.  Гырылова Н.Н.   Июньской   ночью   1941   года   войска   гитлеровской   Германии,   вооруженные     самой 2передовой    боевой техникой, обладающие    опытом ведения войны  в Европе, нарушили границы СССР.   Тогда встал вопрос не   только   о жизни нашей страны, но и о судьбе мира. На Россию  обрушился удар    невиданного  вторжения: 190 дивизий, свыше 4тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей.  Героизм,   сверхчеловеческие   усилия   всего   советского   народа   позволили остановить и победить врага. Слайд 3. Гырылова Н.Н. Скажите,   какова   цель   внеклассного   мероприятия? Сформулируйте ее, используя   слова: знать, помнить, передать,   память,   история,   подвиг, мужество, стойкость,  победа, цена или возьмите другие слова. Слайд 3. Гырылова Н.Н. Есть события и даты, значение которых не только не уменьшаются со временем, а,   напротив,   с   каждым   годом   приобретают   особую   значимость.   Такое   событие   для России   9   мая   ­   День   Победы.   Посмотрите   отрывок   из   фильма   «В   тот   день,   когда окончилась война…»  выпускника ХТЭТ 2015 года Ильи Серкова. Демонстрация фрагмента фильма «В тот день, когда окончилась война…»   Слайд 4. Ведущие:  Знаменитый   маршал   Георгий   Константинович   Жуков   сказал:   «Тыл   –   это половина победы». Жаркова Ирина в творческой работе «Тыл в то время тоже фронтом был» представила трудовой подвиг двух молодых девчонок. Слайд 5. Ведущие: 16­ летняя Клавдия Топоркова была направлена в ФЗО для бучения на токаря и после обучения на военный завод. Рабочий день длился 12 часов, военная дисциплина, тяжелая мужская работа, скудная еда. Мужчин на заводе не хватало. В литейном цеху работало  двое мужчин, больше специалистов плавить металл не было, они не выходили из завода. Отпросили у мастера боевую девчонку, чтобы будила их, когда идет плавка. Говорили Клаве: «Доченька, когда загорится зеленый огонек, буди нас».   Вот ведро с водой, выливай нам на голову воду, иначе не добудишься, что она и делала. Так они могли поспать лишние 20­30 минут. После года работы на токарном станке Клавдию поставили работать на огромный заводской кран. Она плакала, не соглашалась, на ее глазах   взрослая   сорока   лет   женщина­крановщик   разбила   краном   станок,   завод остановился на сутки. Ее мастер уговаривал: «Доченька ты сможешь, я тебя научу». И она проработала крановщицей  два года без ЧП и аварий. Дважды ходила в военкомат – просилась на фронт, ее не отпустили – была заводская бронь. Лида Малышева работала на заводе (производили порох) вблизи линии фронта. Завод часто бомбили, работали в основном девушку и мальчишки­подростки. У Лиды  руки   были изъедены содой и болели. На заводе  было опасное производство, а  рядом работали совсем еще дети. В  четвертом цехе работал двенадцатилетний  Ваня, однажды он   молотком ударил по готовой пороховой массе, вспыхнула искра, машина­дробилка загорелась, мальчика спасти не удалось. Лидии Васильевна рассказывала своей  дочери Ирине, что ее семья питалась в войну   очень скудно, в основном, на ее продуктовую карточку, на иждивенцев карточек не выдавали. Каждый день она приносила свою пайку хлеба ­ 600 граммов домой,   мама делила этот хлеб   на троих, у Лиды был   младший 3брат. Девушке было стыдно, что она не может больше заработать и помочь семье, она, как   кормилица,   семьи   была   за   нее   в   ответе.   Мама   старалась   накормить   детей, перекручивала   очистки   на   мясорубке,   варила   суп;   летом   собирала   лебеду,   крапиву, овощную ботву. Сохранила детей и дождалась мужа. Слайд 6. Ведущие:  Судьбы Клавдии и Лидии очень похожи, молодые девчонки трудились во время войны   на   пределе   человеческих   возможностей,   что   в   наше   время   даже   представить  сложно.    Как были все счастливы, когда наступил День Победы; но  многие не вернулись с войны;   много   пришло   раненых   и   искалеченных   войной;   многие   ушли   из   жизни   от непосильного труда.   Но у всех живых было одно  счастье на всех – Победа над врагом!  Жаркова Ирина стала  победителем  краевого творческого  конкурса                  «Тыл тоже фронтом был». Слайд 7. Ведущие: Панкова Полина Исследовательская работа «Пропахшие порохом строки» В   музее   истории   Хабаровского   торгово­экономического   техникума бережно хранятся письма фронтовиков – маленькая страничка многотомной истории Великой Отечественной войны. Эти письма были переданы в дар музею одним из студентов техникума много лет назад.  Пожелтевшая   бумага,   потертая   по   сгибам,   бережно   хранится   в ХТЭТ   –   это   письма   с   фронта   1943   и   1944   годов. Чаще   всего   письма складывали простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на   фронте   всегда   были   в   дефиците.   Готовое   к   отправке   письмо   не заклеивалось ­ его всё равно должна была прочесть цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Помимо писем­ треугольников,   во   время   войны   также   выпускались секретки, конверты   и открытки.  Полевая   почта   Великой   Отечественной   войны   доставляла   в Красную Армию ежегодно около 70 млн. писем и 30 млн. газет.  Слайд 8. Ведущие: Письма   молодого   красноармейца   Петра   Ивандикова,   которые   хранятся   в  Хабаровского торгово­экономического техникума, адресованы матери, сестре Татьяне и брату Ване. Последнее письмо Ивандикова П.В.            Письмо писано 23/VI­ 44 года Здравствуйте,   дорогие   родные   Мама,   Таня   и   Ваня.   На   первых строках своего письма я вам передаю свой горячий фронтовой привет и сообщаю, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Мама, ваше письмо я получил 22/VI – 44 года, за которое очень благодарю. Получив письмо, узнал, что вы все живы и здоровы и что дела у вас идут хорошо. Мама, справку, которую вы просите я уже выслал вперед вашего письма. Мама, передайте привет всем родным и знакомым, а также дедушке и бабушке. Мама, у меня к вам одна просьба, пишите письма чаще, а  то скучновато, не ожидая моих писем, потому что у меня не всегда есть время. Пока до 4свидания, остаюсь жив и здоров. Ваш сын Петр. Чтобы   узнать   больше   о   судьбе   Петра,   Полина   нашла   в   «Книге памяти»  нужную информацию: «Ивандиков Петр Васильевич, рядовой. Род. в 1925 в Новосибирской обл. Пропал без вести в августе 1944.» и  документ Управления   по   учету   погибшего   и   пропавшего   без   вести   рядового   и сержантского   состава,   который   подтвердил,   что   Петр   был   ранен   и отправлен в госпиталь, но не доставлен до места. В современном Хабаровске есть   ул. Невская, где проживала   семья Петра, но вместо частного владения под номером 29 стоит многоэтажный дом. Других сведений о Петре не удалось найти, нет его фотографии, не откликнулись родственники. Просто в нашей памяти должно остаться имя молоденького солдата Петра Ивандикова, который не пришел с войны. Он не успел пожить, не успел подружиться с девушкой, осталась только  боль и тоска матери.  Панкова   Полина   награждена   Дипломом   II   степени   за   участие   в исследовательском краевом конкурсе «Возвращенные имена»; Дипломом I степени за участие   во   всероссийском   конкурсе   Педагогических   достижений;   Поощрительной грамотой   Всероссийского   конкурса   исторических   исследовательских   работ старшеклассников «Человек в истории России XX век», Слайд 9. Тимофеева Анастасия рассказывает о своей работе: В   основу   виртуальной   экскурсии   «Великая   отечественная   война   глазами поколения   XXI   века»   легли   исторические   музейные   материалы,   собранные преподавателями   и   студентами   техникума,   краеведческая   и   поисково­ исследовательская работа студентов ведется  на протяжении многих лет. Музей истории ХТЭТ был основан в  2000 году, открытие музея было приурочено к 55­летию Победы в Великой Отечественной войне. Слайд 10.  Тимофеева Анастасия: В техникуме многие годы собирается  память о героях войны и тружениках тыла, в фотографиях, документах военных лет. Меняется студенческий и преподавательский состав техникума, но память о героях войны   передается следующему поколению. На базе исследовательских работ  студентов проводятся  классные часы. Наше внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы, тоже основано на этих  исследованиях. Музей истории ХТЭТ два раза обновлялся, сейчас музейные материалы хранятся в архиве, в дальнейшем музейные стенды будут оформлены в современном стиле. Тимофеева   Анастасия   стала   победителем   краевого   краеведческого дистанционно­образовательного проекта «Виртуальные экскурсии». Слайд 11. Шипилина Кристина рассказывает о своей работе:                    Ведомственный музей Амурского речного пароходства расположен на Комсомольской   площади,   для   того   чтобы   его   посетить,   необходимо   получить разрешение. В музее хранятся экспонаты, связанные с историей и развитием Амурского речного   пароходства.   Есть   экспозиция,   посвященная   подвигу   женского   экипажа парохода «Астрахань», она начинается с картины  «Экипаж парохода «Астрахань». Так же   представлены   копии   документов,   касающиеся   непосредственно   первой   женщины­ 5капитана   Амурского   речного   пароходства,   Благодаря   этим   документам   можно восстановить   судьбу   и   подвиг   капитана   парохода   «Астрахань»   Зинаиды   Павловны  Савченко. Говорят: «У войны не женское лицо», сколько женщин рядом с мужчинами  прошли  все тяготы войны. Слайд 12 . Шипилина Кристина: Труд   женского   экипажа   был   напряженным.   Весной   1942   года   пароход «Астрахань»   выходил   в   первый   рейс,   капитан   Зинаида   Савченко   поставила   перед экипажем главную задачу: «Ни минуты простоя. Нефть с Сахалина мы буксируем на перерабатывающие заводы. Значит наша работа – для фронта, для победы».    Впервые в истории мирового судоходства в Советском Союзе на речных судах в качестве матросов, кочегаров, машинистов стали трудиться женщины. На флоте труд тяжёлый, не женский. Но женский экипаж  своей самоотверженной работой    по итогам навигации  1942 года на линии Иннокентьевка – Хабаровск, занял первое место. Капитан  З.П.Савченко за успешное выполнение оборонных перевозок и заданий командования Красной Армии была  орденом Ленина. Отгремели победоносные бои на западных фронтах. Советский Союз   вступил в войну с милитаристской Японией. Отличился и экипаж парохода «Астрахань», который  буксировал по Амуру и его притоку Сунгари наливные баржи, доставляя советским танкам дизельное топливо, а лётчикам ­ бензин. Капитан З.П.Савченко, одна из первых амурских   капитанов,   привела   свой   буксир   под   красно­белым   вымпелом   Амурского пароходства   в   Харбин,   освобождённый   частями   Советской   Армии   и   кораблями Краснознамённой Амурской флотилии. Опытному   капитану   Савченко   в   1942   году   –   не   и   было   тридцати   лет,   а   ее старшему помощнику Гришиной – 21 год.    Остальные 18­19­летние  девушки: матросы, кочегары, рулевые, механики ­ вчерашние школьницы. Пришла война и горе поселилось в сердце каждой из них.  Женщины заменили  ушедших на фронт мужчин. Трудно  сказать, откуда они черпали силы. И как понимать слова «У войны не женское лицо»? Шипилина   Кристина   награждена   Поощрительной   грамотой   Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России XX век». Гырылова Н.Н.                                                                                                     Подвиг  Заключение народа в Великой Отечественной войне передается молодому поколению  через  документы военных лет, воспоминания ветеранов войны, исследовательские работы.  Заключением внеклассного мероприятия будет анкетирование. Слайд 13. Проведение анкетирования  Анкета «День Победы»   (выберите один ответ или напиши свой) I.День Победы для тебя:  1.всенародный  великий праздник 2.памятная дата 3.историческая дата 4.(свой вариант)____________________________________________________ 6II.Значение Победы имеет:  1.важность для всего мира 2.важность только для России 3.важность для стран, которые принимали участие в этой войне 4._________________________________________________________________ III.Какую роль в победе над фашизмом сыграл СССР:  1.ведущую 2.равную среди  стран – участников в войне 3.без победы Советского Союза не было бы победы над фашизмом 4._________________________________________________________________  IV.Почему   сейчас   зарубежные   страны   искажают   исторические события Второй мировой войны:  1.есть желание принизить роль России в этой войне 2.дезориентировать молодое поколение, которое не знает  правду о событии 3.поднять собственную значимость в победе над фашизмом 4._________________________________________________________________ V.Почему важен для современной России праздник Победы?  1.объединяет народ 2.наполняет чувством гордости за страну 3.заставляет вспомнить о подвиге поколения победителей 4._____________________________________________________________ Список использованной источников   1.   Виртуальная   экскурсия   по   экспозициям   музея   истории   Хабаровского торгово­экономического   техникума, студентка   ХТЭТ Анастасия   Тимофеева, 2017 г. 2.   Исследовательская   работа   «Пропахшие   порохом   строки», студентка ХТЭТ Полина Панкова, 2016 г. 3.   Исследовательская   работа   «У   войны   не   женское   лицо»,   студентка ХТЭТ Кристина Шипилина, 2017 г.  4. Творческая исследовательская работа «Тыл в то время тоже фронтом  был», студентка ХТЭТ Ирина Жаркова, 2015 г. 5. Фильм «В тот день, когда окончилась война…»,  студент ХТЭТ, Илья Серков, 2015 г. Интернет­ресурс: Песни военных лет, ok.ru 21 августа 2017 Песня «От героев былых времён» Анкета «День Победы»   (выберите один ответ или напиши свой) I.День Победы для тебя:  1.всенародный  великий праздник 2.памятная дата ПРИЛОЖЕНИЕ  А 73.историческая дата 4.(свой вариант)__________________________________________________________ II.Значение Победы имеет:  1.важность для всего мира 2.важность только для России 3.важность для стран, которые принимали участие в этой войне 4._________________________________________________________________ III.Какую роль в победе над фашизмом сыграл СССР:  1.ведущую 2.равную среди  стран – участников в войне 3.без победы Советского Союза не было бы победы над фашизмом 4._________________________________________________________________  IV.Почему   сейчас   зарубежные   страны   искажают   исторические события Второй мировой войны:  1.есть желание принизить роль России в этой войне 2.дезориентировать молодое поколение, которое не знает  правду о событии 3.поднять собственную значимость в победе над фашизмом 4._________________________________________________________________ V.Почему важен для современной России праздник Победы?  1.обьеденяет народ 2.наполняет чувством гордости за страну 3.заставляет вспомнить о подвиге поколения победителей 4._____________________________________________________________ 8