Открытое занятие "Краски года"
Оценка 4.6

Открытое занятие "Краски года"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
Детсад
14.03.2019
Открытое занятие "Краски года"
Музыкальное развитие». Цель: Продолжать знакомство с жанром пейзажа на примере произведений живописи, посвящённых разным временам года. Задачи:  Обогащать опыт «насмотренности» различных по настроению и используемым средствам выразительности пейзажей (тёплые и холодные оттенки цвета);  Развивать художественное восприятие, эстетические способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ, настроение произведения;  Активизировать использование слов и словосочетаний: волшебница-природа, летние, осенние, весенние, зимние пейзажи; настроение картины; тёплые и холодные оттенки цвета, игра света и цвета. Рекомендации:
Oznakomlenie_s_peyzazhnoy_zhivopisyu_-_Kraski_goda.docx
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с пейзажной живописью   «Краски года» Интеграции   ОО:  «Художественно­эстетическое   развитие», «Познавательное развитие», «Социально­Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие». Цель: Продолжать знакомство с жанром пейзажа на примере произведений живописи, посвящённых разным временам года. Задачи:   Обогащать   опыт   «насмотренности»   различных   по   настроению   и используемым   средствам   выразительности   пейзажей   (тёплые   и холодные оттенки цвета);  Развивать   художественное   восприятие,   эстетические   способности; умение   эмоционально   откликаться,   чувствовать   и   понимать художественный образ, настроение произведения;  Активизировать использование слов и словосочетаний: волшебница­ природа,   летние,   осенние,   весенние,   зимние   пейзажи;   настроение картины; тёплые и холодные оттенки цвета, игра света и цвета. Рекомендации:  Перед занятием в зале оформляется выставка по теме «Времена года» с картинами­репродукциями,   детскими   рисунками   с   изображением   летних, осенних, весенних, зимних пейзажей, а также фотографий подснежников, ягод, цветущей   вишни,   сирени,   хвойных   заснеженных   веток,   бабочек,   стрекоз снежинок, листьев, порывов ветра и пр. В начале занятия обыгрывается сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», поэтому на предшествующей неделе, напоминаем сюжет этой сказки;  на   соответствующих   занятиях   (рисование,   развитие   речи,   музыка   и   др.) названия разных времён года, месяцев и их особенности. Можно заранее подготовить 4 детей – экскурсоводов, которые возглавят группу и представят пейзажи всех Времён года. Методы и приёмы:  Наглядные:  рассматривание   произведений   изобразительного искусства, фотографий, рисунков, предметов на выставке;  Словесные:  беседа, вопросы, слушание музыки, чтение отрывков из произведений, стихотворений;  Практические: игры, игровые упражнения, рисование. Материалы   и   оборудование:  проектор,   экран,   ноутбук,   мольберты, репродукции   картин   художников,   рисунки   и   поделки   детей,   заготовки   для рисования   времён   года,   краски,   кисти,   запись   музыкальных   произведений композиторов, шляпы времён года… Визуальный ряд к  занятию: Зима: И.И.Шишкин. На Севере диком… 1915. А.К.Саврасов. А.И.Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1980. А.И. Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1876.             Фото­фрагменты Весна: А.М.Герасимов. Яблоня в цвету. 1912. В.К. Бялиницкий­Бируля. Изумруд весны. 1915. А.А.Рылов. Зелёное кружево. 1928. С.Ю.Жуковский. Цветущий куст. Фото­фрагменты Лето: Г.Г.Мясоедов. Зреющие нивы. 1892. И.И.Шишкин. Сосны, освещённые солнцем. 1886. А.И.Куинджи. Вечер на Украине. 1878. А.И.Куинджи. Радуга. 1879. Фото­фрагменты (яркие цветы, бабочки, стрекозы) Осень:  И.С.Остроухов. Золотая осень. 1886. Ф.Васильев. Перед дождём. М.К.Башкирцева. Осень. 1883. И.И.Бродский. Серый день. 1909. Фото­фрагменты. Формы организации деятельности: Деятельность детей Продуктивная Коммуникативная Двигательная Музыкальная Восприятие художественной литературы Формы и методы организации Рисование Общение с воспитателем, между собой Исполнение пластических этюдов Слушание, исполнение Восприятие произведений, читаемых воспитателем, детьми Логика образовательной деятельности: Деятельность детей Рассматривают   картины на   экране   и   выставку   в зале.   Слушают   музыку, смотрят на экран. Ожидаемый результат Включение   в образовательную деятельность, формирование заинтересованности, желания новые знания. получить   Слушают   воспитателя, включаются   в   игровую ситуацию Напоминание   сюжета сказки, названий месяцев.   Деятельность воспитателя Обращает   внимание   детей   на   все репродукции к занятию на экране и на выставку   в   зале:   «Давайте   посмотрим картины   и   послушаем,   как   звучит   в музыке Зима, Весна, Лето, Осень». Во время   просмотра   звучит   музыка П.И.Чайковского,   Вивальди «Времена года». На экране чередуются изображения зимних, осенних, весенних, летних пейзажей русских художников.   А. Создаёт игровую ситуацию. Напоминает детям   начало   и   сюжет   сказки «Двенадцать месяцев»: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, Февраль, Март, Апрель,   Май,   Июнь,   Июль,   Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. Только   окончится   один   месяц,   сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше,   чем   уйдёт   январь,   а   май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются… Но   люди   рассказывают,   будто   в горной стране Богемии была девочка, которая видела все 12 месяцев сразу». «Вот и мы сегодня, как в сказке, увидим все Времена года сразу». Обращает   внимание   детей   на   ссору месяцев   между   собой,   задаёт   вопрос: «Почему   зимние   месяцы   Январь   и Февраль   поспорили   с   юным   Мартом». Подводит детей к выводу. Использует   приём   контрастных сравнений   и   ассоциаций:   Осенью   – засыпание   природы,   зимой   –   сон, пробуждение   (расцветание)   –   весной, буйное цветение и жизнь – летом.  Активизирует   деятельность   детей   с помощью   «путешествия»   по   временам года.   Делит   детей   на   группы:   Зима, Весна, Лето, Осень, каждая из которых будет   защищать   красоту   и   очарование этих времён года.  Обращает внимание детей на экран. На нём   все   картины   о   зиме.   Предлагает детям   внимательно   рассмотреть   их.   В процессе   восприятия     один   из   детей читает   стихотворение,   в   котором отражается   великолепие   сменяющихся состояний природы. Предлагает детям выбрать репродукции и   картины   с   зимними   пейзажами   на выставке.  Слушают   воспитателя, отвечают   на   вопрос. Приходят   к   выводу   о том,   что   для   каждого времени   года   природа­ волшебница создаёт свой неповторимый   образ,   он проявляется     в   том состоянии, в котором она находится. Дети сравнивают времена года   по   состояниям природы.     Каждая группа выбирает себе атрибуты   на выставке:   венок,   шапку, ленты, веточку (цветущую   или   в   снегу), игрушку   или   предмет народных   промыслов (гжель,   хохлома,   дымка, филимоновская и др.) Обращают   внимание   на экран, рассматривают все картины.   Один   из   детей читает стихотворение:  Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В   облаках   трубите громко, Вейтесь над землёю. Пусть   бежит   в   полях позёмка Белою змеёю!                        С.Маршак Выбирают   на   выставке картины и репродукции с изображением   зимних пейзажей.  Предлагает   рассмотреть   произведение И.И.Шишкина   «На   Севере   диком…» 1915.   Составление   коллективного описательного рассказа по картине: Рассматривают   картину. Отвечают   на   вопросы педагога Формирование   умения делать   выводы   с помощью   воспитателя, развитие   логического мышления. Развитие ассоциативного мышления, формирование   умения приводить контрастные сравнения. Включение «Путешествие», умения развитие работать   в   команде; закрепление представлений о временах   года   и   их явлениях в         с Знакомство произведениями изобразительного искусства   –   зимними пейзажами.   Активизация   внимания закрепление детей, знания зимнего     расширение пейзажа, кругозора,   развитие внимательности. Формирование   умения составлять коллективный описательный   рассказ по предложенной картине   с   опорой   на вопросы   воспитателя. Развитие   речи,   памяти детей.   с Знакомство произведениями Куинджи,   расширение кругозора,   развитие умения   анализировать, сравнивать   и   делать выводы   с   помощью наводящих вопросов Знакомство   с   новыми произведениями изобразительного искусства,   расширение кругозора;          группы   Рассматривают произведения А.Куинджи. С педагогом находят   особенность   – один и тот же пейзаж, но разное   время   суток. Делают   выводы   с вопросов помощью воспитателя – настроение   в   картинах зависит   от   солнечного или лунного света. Дети Зима из большими кистями раскрашивают   платье   на заготовленном   рисунке Волшебницы­Зимы   и выставляют   работу   на выставку   к   зимним пейзажам.   Остальные дети   работают   с   фото­ фрагментами   в   форме пластических этюдов. Обращают   внимание   на экран,   рассматривают произведения художников   и   фото­ фрагменты.   Слушают песню Марта. ­ Что вы видите на полотне? ­ Какая по характеру зима изображена? ­ Чем любуется художник? ­   Почему   И.Шишкин   назвал   картину «На Севере диком…?» ­   Какие   ещё   зимние   пейзажи   вы помните? (с опорой на занятие 1­го года «Краски зимы») Предлагает   рассмотреть   контрастные произведения:   А.И.Куинджи.   Пятна лунного   света   в   лесу.   Зима.   1890   и А.И.Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1876.     Вместе   с   детьми   находит особенность: это один и тот же пейзаж, выполненный   в   разное   время   суток. Просит   детей   подобрать   слова­ ассоциации   (образные   сравнения).   При сравнении   этих   картин   показывает наглядно как меняются впечатления от образов   природы   благодаря   этому выразительному   средству.   Подводит детей к выводам с помощью вопросов: ­ Какие одежды надевает Волшебница­ природа зимой? ­ От чего зависит настроение в пейзажах А.Куинджи? Предлагает Волшебницы­Зимы.  раскрасить платье     Предлагает обратить внимание на экран, где представлены все картины о весне. Во время просмотра воспитатель читает песню Марта из «Двенадцати месяцев» : Усмехнулся Март и запел звонко, во весь мальчишеский голос: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник.    детям   Предлагает рассмотреть произведение   А.М.Герасимова.   Яблоня в   цвету.   1912.   Учитывая,   что   дети впервые   рассматривают   Весенний пейзаж (в отличие от зимнего и осеннего Рассматривают произведение, беседуют с педагогом,   подбирают слова­ассоциации.   Дети из группы   Весна   Знакомство   с     новым произведением, развитие подбирать ассоциации, умения   слова­   развитие составляют   рассказ   о красоте   и   очаровании этого   времени   года   по вопросам: ­   Что   изображено   на картине? ­   Чем   любуется   автор этого произведения?  ­ Какие краски и детали помогли художнику создать   выразительный образ Весны? Рассматривают   картины, сравнивают их. Слушают строки   А.С.Пушкина. Отвечают   на   вопросы воспитателя.   Дети   из группы   Весна   большими кистями   раскрашивают платье   Волшебницы­ Весны. Остальные дети в это   время   работают   с фото­фрагментами   в форме пластических этюдов.       логического умения речи, мышления, составлять описательный   рассказ по картине с опорой на вопросы педагога.   Знакомство   с   новыми пейзажами весны, развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления. Формирование эстетических   чувств при   знакомстве   с произведениями изобразительного искусства,   развитие речи,   умения   работать в команде при создании коллективной работы. Обращают   внимание   на экран,   рассматривают произведения,   слушают комментарии воспитателя. Знакомство   с   новыми произведениями, расширение словаря. пейзажей)  предлагает детям подобрать слова­ассоциации,   образные   сравнения, подходящие   к   настроению   и   образу Весны   (пробуждение   природы,   весна «какая?»):   лёгкая,   нежная,   звонкая, умытая   природа,   прозрачный   воздух, светло­изумрудная   зелень,   розовый воздух   и   стволы,   яркие   фиолетовые цветы, первые нежные листочки и т.д. Предлагает   сравнить   две   картины: В.К.Бялиницкий­Бируля.   Изумруд весны.   1915.   И   А.А.Рылов.   Зелёное кружево.   1928.   Во   время   просмотра читает строки А.С.Пушкина: … Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года: Сияя блещут небеса. Ещё прозрачные леса Как будто пухом зеленеют… Подводит   детей   к   выводам   при рассматривании этих картин с помощью вопросов: ­   Почему   весну   поэт   называет   «утром года?» ­   Как   вы   понимаете   строки стихотворения   «ещё   прозрачные   леса, как будто пухом зеленеют?». Покажите на   картинах   выразительные   детали, подтверждающие эти строки. ­   В   каком   сказочном   царстве (Холодном,   Тёплом,   Сером)   можно было бы понаблюдать весенние картины природы? После   предлагает   детям   из   группы Весна   раскрасить   платье   Волшебницы­ Весны и разместить ее на выставке. Обращает   внимание   на   экран,   где представлены   все   картины   и   фото­ фрагменты   о   лете.   Комментируя слайдовые   изображения   использует описание   времён   года   Корабельникова В.А. (Краски природы. – М., 1989.): ­  Жаркая,   солнечная,   с   длинными­ предлинными   днями   пришла   пора лета. Все краски, какие только есть, выплеснула   природа.   Все   цвета сочные,   яркие.   Лето   –   это   время зачитывает       процессе   растений   и   насекомых.   Под   лучами солнца   лужайки,   поляны,   газоны сияют золотисто­жёлтыми цветом. Яркая   сочная   зелень   раскрашивает деревья».     Как   хорошо   в   разгар холодного   декабря   перенестись   в тёплое, солнечное лето! В рассматривания произведений обращает внимание детей на   многообразие   «настроений   лета»: Г.Г.Мясоедов. Зреющие ивы. 1892.  ­   Почему   художник   обратил   внимание на данное проявление красоты позднего лета? ­ Дайте название картине. (выслушивает ответы детей и уточняет название). Из   словаря   Даля   определение слова «нивы»: «Нивы – засеянные поля» (­Скучно, не правда ли?); ­ А вот второе определение   слова нам подходит,   покажите   на   картине, почему? Употребление   обычно   в   поэтической речи   и   во   мн.   числе:  О   величине, протяженности  «Безбрежная, бескрайняя, безграничная, беспредельная, необозримая, неоглядная,   привольная,   раздольная, широкая».    О  цвете,   плодородности:   величавая, «Богатая, густо­зелёная,   жирная, зелёная,   златая,   злачная,   золотая,   мирная, золотистая, обильная,   пышная, роскошная, сочная, сытая, тучная». Вместе с детьми делает вывод. Рассматривание картины А.И.Куинджи. Вечер   на   Украине.   1878.   Обращает внимание детей на:  спокойный, тихий, летний, тёплый вечер. В тоже время звучные плотные, насыщенные краски: зелёный,   коричневый,   красный,   синий, розовый. Подводит детей к выводам: ­   Лето   –   самое   нарядное   и   красочное время   года,   как   многоцветная   поляна цветов. ­   Лето   имеет   много   настроений   и образов.   изумрудная,   плодородная,   благостная,   жёлтая, Знакомство   с   новым произведением. Развитие   воображения, образного   мышления, расширение   словаря, развитие речи. Рассматривают   картину Г.Г.Мясоедова. Отвечают на   вопросы   педагога. Дают   название   картине. Слушают   определение слова   «нивы».   Вместе   с воспитателем   делают вывод:   «На   картине   у Г.Мясоедова   –   Лето   – звучное, сытое, роскошное, величавое».   Знакомство   с   новым произведение. Пополнение   словаря, развитие умения делать выводы, развитие речи.   Рассматривают   картину. Слушают описание   педагога,   дополняют. Вместе   с   педагогом делают   выводы.   Дети   из группы Лето раскрашивают   большими кистями   платье   на заготовленном   рисунке Волшебницы­Лето. Остальные   деть   в   это время  работают с фото­ фрагментами   в   форме пластических этюдов. По окончании   выставляют картину на выставку. Рассматривают   картины на   экране,   слушают строки А.С.Пушкина   Развитие речи, закрепление   знакомых картин.     умения Развитие составлять описательный   рассказ по вопросам воспитателя, пополнение   словаря, развитие умение работать   в   команде, развитие   воображения, речи детей.     Дети   из   группы   осень составляют описательный рассказ по вопросам   педагога.   С помощью больших кистей   раскрашивают заготовленный рисунок и ставят   картину   на выставку.   Остальные дети   в   это   время работают   с   фото­ фрагментов   в   форме пластических   этюдов. Исполняют отрывок песни.   Слушают   воспитателя, рассматривают выставку, выбирают картину, которая   больше   всего понравилась.   Обобщение полученных впечатлений.      с Предлагает   детям   из   группы   Лето раскрасить  платье  Волшебницы­Лето  и выставить работу на выставку. Обращает внимание детей на экран, где представлены   все   картины   об   осени. Напоминает, что они уже знакомились с осенним   пейзажем   в   прошлом   году. Потому   предлагает   ограничиться просмотром   уже   знакомых   картин.   Во время   просмотра   педагог   вспоминает поэтические строки А.С.Пушкина: … Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –  Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… Приглашает   детей   из   группы   Осень представить   красоту   и   очарование Волшебницы­осени помощью вопросов: ­   Как   понимаете   выражение   «пышное природы увяданье?» ­ Что красиво в осенней природе? ­ Всегда ли осень бывает одинаковой? (Золотая   осень,   поздняя   осень, дождливая осень и т.д.). Просит детей показать соответствующие картины. ­   С   каким   временем   суток   можно сравнить осень – утром, днём, вечером или ночью? Предлагает   детям   из   группы   Осень раскрасить платье Волшебницы­Осени и представить картину на выставку, после чего дети исполняют отрывок из песни «Осень­непогодушка» В завершении занятия подводит детей к пониманию   того,   что   проявление красоты   природы   безграничны.   Она может   проявляться   в   изображении талого снега, цветущей яблони, спелой пшеницы,   опавшей   листвы   и   т.д. Художники,   изображая   природу   в разные Времена года, всегда подмечают ее   красоту   и   неповторимость. Предлагает детям ещё раз пройтись по выставке   и   выбрать   картину,   которая больше всего понравилась для передачи впечатлений в группе.

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"

Открытое занятие "Краски года"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019