Открытые задачи по истории
Оценка 4.7

Открытые задачи по истории

Оценка 4.7
Научные работы
doc
история
Взрослым
24.10.2017
Открытые задачи по истории
История в последнее время переживает кризис, в основе которого оказался процесс нового осмысления исторических событий и современного состояния общества. Информационный бум схлынул, но еще сохраняется полусенсационный «околоисторический» взгляд на прошлое. Указанный кризис преодолеваем, если в основу деятельности преподавателя истории положить формирование исторического мышления. Сегодня каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать обучающемуся информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени преподаватель должен научить обучающихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. В условиях, когда обучающийся ставится в позицию исследователя, осуществляет самостоятельный поиск, вырабатывает свое суждение, появляется возможность формирования человека свободного, способного самоопределяться в окружающей действительности.Способности к познанию существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и преподаватель должен выявить и развить способности к познанию.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через решение открытых задач.doc
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории через решение открытых задач История в последнее время    переживает  кризис, в основе  которого оказался процесс  нового    осмысления  исторических событий и современного  состояния общества.  Информационный бум схлынул, но еще  сохраняется   полусенсационный «околоисторический» взгляд на прошлое. Указанный  кризис преодолеваем, если в основу деятельности преподавателя истории   положить формирование исторического мышления.  Сегодня каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только  в том, чтобы дать обучающемуся информацию, рассказать известные факты, но  и, наверное, в большей степени преподаватель должен научить обучающихся  самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно  использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. В условиях, когда обучающийся ставится в позицию исследователя,  осуществляет  самостоятельный поиск, вырабатывает свое суждение,  появляется возможность формирования человека свободного, способного   самоопределяться в окружающей действительности.Способности к познанию  существуют у любого ребенка с первых дней его рождения и преподаватель  должен выявить и развить способности к познанию.    Существует огромное   множество    способов,   методов    и   приемов  развития навыков  познавательной работы и актуализации обучения,  используемых преподавателем в процессе обучения. Один из таких приёмов ­  решение задач.       В исторических задачах в основе не минуты, треугольники или плотность массы. Здесь – сущность событий, действия личностей, скрытый смысл лежащего на  исторической поверхности материала, обоснование непредсказуемых поступков, нелогичных шагов, невероятных фактов и многое другое.        Все задачи классифицируются таким образом: событийно­проблемные; биографические; хрестоматийно­литературные.        Событийно­проблемные задачи. (Приложение №1). В их основе лежит  учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует активной  мыслительной деятельности. Ииформацию здесь предполагается в ходе ее  обдумывания и аргументирования на основе имеющихся знаний обогатить  новыми, доселе  неведомыми обучающимся историческими данными.             Проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?»,  «когда?». Они требуют от обучающихся глубокого объяснения вопросов  «почему?», «как же так?», «но ведь должно быть по – другому?», «не могли  же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали наоборот?» и  т.д.         Такой пример: учебники истории требуют от обучающихся запомнить   факт: монголо ­ татары, не дойдя 100 верст до Новгорода, повернули на юг.  Ну, дети запомнили. И что с того? Задача же требует от обучающихся не  просто заучить это положение, но и объяснить: «Почему богатый Новгород,  об этом прекрасно были осведомлены завоеватели, не был подвергнут захвату и разграблению, ведь до города рукой подать, каких – нибудь 200 км? И  потом, город  монголо ­  татары не взяли, а дань Новгород Орде платил?! Как  же так. Ведь везде, где проходили ордынцы они захватывали города и земли,  облагали их данью, и уж тогда те в установленные сроки отправляли ее в  Сарай или Каракорум. Здесь же покорения не было, а дань платили. Да не при ком­нибудь, а при самом Александре Невском!» Это и есть событийно­ проблемная задача.  Второй вид задач – биографические. (Приложение №2)  Они требуют от обучающегося выяснения «кто есть кто». Что такие  задачи включают? Обучающемуся дается объем информации о конкретной личности, не  называя ее: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем  прославился и т.п. Обучающийся, проанализировав эту информацию,  приходит к определенному решению – кто эта личность.         Часть задач можно задать обучающимся, когда нужно более детально  изучить личности достаточно известных людей. Другая часть задач  предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими  значительную роль в истории деятелями. В задачах стоят рядом императоры и ученые, полководцы и просветители, государственные деятели и скульпторы,  великие князья и самозванцы. Пример: воевал с Иваном Болотниковым и  ЛжедмитриемII, освобождал Москву от поляков, в войне с Польшей был в  звании второго воеводы, был также воеводой в Новгороде и Переяславле­ Рязанском, руководил приказами – Ямским, Разбойным, Московским судным, Приказных дел. (Пожарский Д.М.).       Третий вид задач ­ хрестоматийно­литературные. (Приложение№3).  Они носят смешанный характер. В одном случае обучающиеся по отрывку из  хрестоматии должны определить  событие, в нем отраженное, в другом по  стихам исторического содержания узнать автора и время, в котором он жил, а в третьем по фрагменту из художественной книги выяснить, о ком или о чем  идет речь, в четвертом по меню обеда россиянина попытаться узнать, в каком  веке можно было так отобедать и т.д. Пример: «По губернской реформе  вводилось новое административно ­территориально деление, на основе  которого в России создавалось 25 губерний. В каждой из них проживало по  300­400 тысяч человек.  Губернии делились на уезды по 20­30 тысяч человек в каждом. При  определении границ регионов национальные и экономические особенности не  учитывались. Управлял губернией губернатор или генерал­губернатор  (исполнительная власть). В уезде аналогичной властью был городничий. В какое время, в чье царствование была проведена данная губернская  реформа?» (XVIIIв., Екатерина II). Событийно­проблемные задачи. (Приложение №1).                                         / По истории России/  Княгиня Ольга в отместку за убитого  древлянами  мужа длительное время  проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане,  хитростью подожгла и уничтожила  вместе с жителями столицу древлян  Искоростень и т.д. И, тем не менее, Ольга  Православной церковью  канонизирована. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут ­ в  святые? Летом 1480 г золотоордынский хан Ахмат подошел с  большим войском к пограничной  московской реке  Угре. Московская рать встала на противоположном  берегу. Ни Ахмат, ни Иван 3 так и не рискнули начать генеральное сражение – на том и разошлись. Так есть ли основание считать, будто это «стояние  на Угре»   ознаменовало собой  свержение ордынского ига ? В истории России хорошо известно событие – «стояние на Угре». Тогда ни  Ахмат,ни Иван 3  так и не решились дать открытое   сражение.  сутствие военных действий Ивана III против ордынцев  вызвало недовольство и волнение в Москве, граждане открыто  «роптали на великого князя». Даже  московский митрополит Вассиан Рыло от имени всего русского народа  побуждал Ивана 3 к решительным действиям.    Почему москвичи хотели битвы с  монголо ­татарами, ведь не могли же они не понимать , что в ней  погибнут тысячи русичей, да и неизвестно ,  кто еще победит?     Неизгладима в пямяти народной  победа русских войск на Куликовом поле  в 1830 году. Но тем не менее    эта победа не привела, как ожидалось, к  ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось  признать себя  вассалом Тохтамыша и продолжать платить ему дань.                                           В чем же тогда значение Куликовской битвы?                                               Царь Алексей Михайлович , второй царь из династии  Романовых, и у современников , и у исследователей получил прозвище Тишайший.  Почему?    Ведь не было ни в живом характере царя , ни в его весьма  бурное царствование. Достаточно только вспомнить  разинщину,Медный и Соляной бунты. Так почему же Тишайший?                                                                                                                                                                                           Биографические задачи. Приложение №2 /    По истории России  / Значительно  расширил земли России , При нем был принят  Судебник., созван  Стоглавый  собор. Обладал блестящей  памятью: наизусть цитировал в обширных   выдержках  Священное  писание. Писал сам, прекрасно знал житие  святых, историю Древней Иудеи и Византии. Был женат 7  раз. Отличался жестокостью. Первый смертный приговор  вынес в 13 лет. При нем господствовало формула: «Царь  указал, а бояре приговорили». Был четырнадцатым ребенком в семье. Сам      имел 12 детей, но в живых остались двое.   В своё царствование вдвое увеличил дохо­ ды. Впервые  создал систему светских школ.       Церковнославянский шрифт заменил на граж данский. За неделю до смерти подписал указ о  создании русской Академии наук.    Увидев гробницу Ришелье, царь восклик­ нул: «Великий человек, я отдал бы половину  своей страны, лишь бы научиться у тебя  уп­ равлять другою».     Нижеприведённые слова также принадлежат  царю:«Славу королям создают их министры».     «Наши монахи зажирели. Врата к небесам­ вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю  хлебом и  водою, а не стерлядью и вином.»                                                                                                                             Учился  в Москве, Петербурге, Германии. По  словам Пушкина,«... историк, ритор, механик,  химик, минеролог ,художник, стихотворец...»  Первым стал читать публичные лекции   по физике  на русском языке. Создал  пер вую  в России  научно –исследовательскую  химическую   лабораторию. Первым в историографии описал  древнейшую историю славян. Открыл                                                                     существование атмосферы на Венере. Написал  «Российскую  грамматику».  Добился пожизненной                                                                                         лицензии на произ водство и сбыт стеклянных  украшений по всей России. Военную службу  начал с 15 лет. Воевал  против  турок, татар,поляков, французов. Был дважды, казалось , смертельно  ранен. Имел почти все русские награды.  Дипломат. В разные годы был послом  России в Константинополе и Берлине,  неоднократно сопровождал короля  Швеции в поездках по России.  В годы Великой Отечественной войны  (1941­45гг.) в его честь был учрежден  орден трех степеней. В 12 лет зачислен в лейб­гвардии Семеновский  полк. Прошел все воинские звания.  Отстранялся от должности с увольнением  в  запас без права ношения мундира. Блестяще  воевал с турками и фран цузами.Совершил  знаменитый Швейцарский поход. Разработал  солдатский учебник «Наука побеждать».Граф  Рымниковский, князь Италийский.В годы  Великой Отечественной войны был учрежден  орден трех степеней его имени. Хрестоматийно­литературные  задачи Приложение № 3                                                                                                                            Самым большим  русским колоколом стал                                                                                                                                    знаменитый  ..., отлитый в ....­.... годах отцом  и сыном ... и ....Они отлили невиданный  дотоле колокол весом ... пудов (свышн ...  тонн).Уже готовый к подъему колокол  треснул во время пожара ... года, и от него  отвалился кусок бронзы в ...с половиной тонн. В ... году ... был поднят на постамент и  поставлен в Московском Кремле.                      О каком колоколе идет повествование?  Когда и кем  он был отлит? Каков его  вес? Когда и какого веса отвалился от  него  кусок бронзы? Когда колокол занял  место, на котором стоит и теперь?   Объем повинностей крестьян увеличился в 12 раз.  Помещикам разрешалось отдавать прови нившихся, на  их взгляд, крестьян в каторжные работы. А  Адмиралтейство  даже предложило платить помещикам  за каждого сосланного по рублю.Крестьянам  запрещалось подавать жалобы на помещиков царской  особе. Когда это было? Кто царствовал? Не   бросая   торгового   дела,   братья     увлеклись живописью.Они   начали   изучать   книги   по изобразительному искусству, посещали выставки художников.Один   со   бирал   русскую живопись,другой­иностран ную.Постепенно картины   заполнили   весь   дом.Вскоре   получился  Кто   его целый   художественный   музей. создатель?                                                                                                                               Издавна живет легенда о тех, кто  построил этот храм. Есть у собора   название , данное народом., и другое, нам  более привычное. Прошли столетия , а  чудный  сказоч ный собор радует взор. Как называется этот храм?Что  рассказывает легенда о его  строительстве? По приказу какого  царя он построен?                 Наградная система в России в основном  сложилась к середине 19в. В перечне   насчитывалось 8 орденов. Какие это ордена? Расставьте их по  старшинству с учетом степеней. Какой орден  в эту иерархию не входил? Не только  отдельные города имели  свои гербы, но был герб и  Российского государства. Его  помещали на печатях,  монетах,флагах. Герб состоит  из  двух основ ных изображений. С  течением времени менялись  лишь  отдельные  его   детали. Литература:     1.Безрогов В.Г. Учебная литература по истории: Современное      состояние и  перспективы// История. №1, 1997.                                                                            2.Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России:                        на пути к новой парадигме//Мое Отечество. №1, 1997.                                          3.Искровская Л.В. Познавательные задачи и формирование знаний об  особенностях мировосприятия в средние века // Преподавание истории и  обществознания в школе. № 5, 2003.                                                                        4.Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории. М., 1982 г.,  гл. 4, 5.                                                                                                                         5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос,  2000.                                                                                                                       6.Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до  наших дней. М.: Изд­во «Дрофа», 2001. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории через решение открытых задач                                                                Работу выполнил                                                              преподаватель истории и обществознании I квалификационной категории                                                              Сафуанов Эльвир Нурмухаметович

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории

Открытые задачи по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2017