лучшедома
Открытый классный час тема: «Памяти непокоренных».

Открытый классный час тема: «Памяти непокоренных».

docx
18.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок Ленинград.docx

Тема: «Памяти непокоренных».

Цели:

1. Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

2. Формирование патриотического  чувства ребят к своей Отчизне.

3. Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям..

Наглядные средства: эпиграф к уроку, мультимедийная презентация, выставка детских книг о войне и блокаде, 250 гр. черного хлеба.

Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии»        Д. Шостаковича.

Техническое оборудование: компьютер.

Ход урока:

I. Оргммент

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим открытый классный час, посвященный знаменательной дате: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады с Ленинграда.
II. Новая тема.
Звучит симфония.
Слайд №1

Ученик читает стихотворение. (Идет фильм без звука №1)
Тихо. Слышите: словно где-то
Бьется сердце нашей планеты…
Это власть утверждая над всеми,
По планете шагает Время.
Тихо. Слышите?

Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!
И вдруг: постой, не греми!

Видишь – алый гранит и пламя.
Задержись: Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Ну, постой, взгляни: обелиск,

Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то,
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года – солдаты.

Сорок первый, сорок второй, 
Сорок третий, четвертый и пятый…
Знаю – к звездам несёшься ты,
Знаю – делаешь Землю краше.

Только этому камню опустились с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.

Слово учителя:
Давно это было, 75 лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем тяжелее становится груз, лежащий на наших плечах. Мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.

III. Информационный блок «Ленинградский День Победы»

1. Символ русского духа

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить огромную территорию нашей страны - до Уральских гор. В «Плане Барбаросса» взятие Ленинграда Рассматривалось как первоочередная задача перед последующим наступлением на Москву. По мнению Гитлера, сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должно было подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планах гитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвались к Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь и бомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Гитлер приказал сровнять город с землей и просьбы о сдаче не принимать.

Немцы все рассчитали с немецкой точностью. Они знали, сколько людей осталось в городе (правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасы продовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха. Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги... Город держался 900 дней и ночей.

КОРЕНЬКОВ  Над Ленинградом смертная угроза ...
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады- 
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей...
Мы победим, клянусь тебе, Россия. 
(Ольга Бергольц)

2. Горький хлеб блокады

Фильм Ноябрь 1941 г. Блокадный хлеб.

Ведущий 2. … Люди умирали от голода. В ноябре от истощения скончалось 11 тысяч человек. 
Ведущий 1. О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке, 
бедный ленинградский ломтик хлеба – 
он почти не весит на руке... 
( О. Бергольц)

(Звучит песня А. Розенбаума «На дороге жизни»)

3. Дорога жизни

Но и в этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Уходили на фронт новые бойцы, ленинградские заводы ремонтировали боевую технику, выпускали гранаты, мины, снаряды, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. Отрезанные от Большой земли, защитники Ленинграда сражались не в одиночестве. Неразрывными нитями они были связаны со страной, со всем народом. Блокированный город знал, что к нему Устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины! Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни.

В 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубы для подачи нефтепродуктов и электрический кабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по ладожской ледовой Дороге жизни стало поступать продовольствие, нормы снабжения увеличились. По этой же дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных - около миллиона человек было вывезено из осажденного Ленинграда.

 

(Звучит песня о Ладоге)

ПУСТОВИТОВА  Птицы смерти в зените стоят,
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живет еще, он все слышит.
Как на влажном балтийском дне 
Сыновья его стонут во сне.
Как из недр его вопли: « Хлеба!»
До седьмого доходят неба.
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть! 
( Анна Ахматова)

ХАЙНОВСКИЙ Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Август, 1941

4. Этому подвигу нет равных.

Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Бертгольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру.

 (Звучит «Ленинградская симфония Д. Шостаковича.)

Подвигом музыкантов стало исполнение в осажденном городе симфонии Шостаковича. И эту музыку услышал по радио весь мир.

Блокада и дети

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли.

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света

День похож на темную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота не открыли,

На колени не встали, нет!

 

На развороченном пути 

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

-Где твоя мама, мальчик?

-Дома.

-А где твой дом, сынок?

-Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

И даже хлеба не попросит,

Он тоже знает: хлеба нет!

 Но дети не отставали от взрослых: помогали на заводах, таскали на крыши домов ящики с песком для зажигательных бомб, рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними с  концертами. Школьники ходили по опустевшим домам, квартирам и искали детей, которые остались в квартире одни, без родителей. Их увозили в детские дома (было открыто 85 дет. домов).

В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. 

«И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря, ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

    В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

    Ученики шатались от голода.

  Меню  из столовой лета 1942 года:

Щи из подорожника

Пюре из крапивы и щавеля

Котлеты из свекольной ботвы

Шницель из лебеды

Оладьи из казеина

Суп из дрожжей

Соевое молоко

 У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, а случалось – и прямо в классе, но занятия в школе не прекращались. Уроки длились по 25 минут.

Девчонка руки протянула

 И головой –

 На край стола.

 Сначала думали –

 Уснула,

 А оказалось –

 Умерла:

 Никто

 Не обронил ни слова,

 Лишь хрипло,

 Сквозь метельный стон,

 Учитель, выдавил, что снова

 Уроки –

 После похорон.

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором эта девочка записывала точные даты смерти своих близких. Таню вывезли на Большую землю, но спасти девочку так и не смогли.

Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом.

Сценка про Таню Савичеву

(Фильм 9 строк. Таня Савичева)

5. Прорыв блокады (слайд 17)

18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, и Ленинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечтал каждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждала вся страна. Но окончательное освобождение пришло только через год.

В январе 1944 г. началась решающая битва за Ленинград. На пути советских войск были густые проволочные заграждения, сплошные минные поля, высокие валы, несколько линий дотов и дзотов. Но ничто не смогло остановить наших бойцов, стремившихся освободить Ленинград от блокады.

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

САПЫЧЕВ  27 января 1944 года.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало...
Приветствуя великое начало 
Весны, уже не знающей преград!
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых, прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.

1 мая 1945 г. Ленинград получил звание города-героя. (Блокадный Ленинград И. К.)

В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте - бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально- торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

А. Розенбаум «А может, не было войны»

V. Заключительное слово

Классный руководитель. «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.

 

 




 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)