Открытый по русскому языку по теме "словосочетание" 10 клласс
Оценка 4.7

Открытый по русскому языку по теме "словосочетание" 10 клласс

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
10 кл—11 кл
11.05.2020
Открытый по русскому языку по теме "словосочетание" 10 клласс
Этот открытый урок предназначен для учащихся 10-11 классов.
открытый урок словосочетание.docx

Тема урока:  Словосочетание.

Цели урока:

Образовательные:

1)Изучение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах  словосочетаний; способах связи слов в словосочетании;

2)Отработка умения определять способы связи слов в словосочетании;

Развивающие:

1)Развитие мышления и общеучебных навыков

2)Развитие познавательной самостоятельности;

3)Формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные:Воспитание уважительного отношения к чужому мнению,культуры учебного труда,требовательного отношения к себе и своей работе.

Ход урока

1.Организационный момент. 5 мин

Здравствуйте,ребята!Ярада вновь видеть вас! Перед  тем ,как начать урок, я хотела бы всем пожелать ,чтобы наш сегодняшний урок вам запомнился надолго и стал полезным в жизни, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. (1 слайд)

Психологический настрой.

Класс будет разделен на группы. ( Группа « Согласование», группа « Примыкание», группа « Управление») Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Да, сегодня мы изучим и обобщим словосочетание. (2 слайд)

А теперь ребята предположите ,каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему мы   должны научиться?

Да,действительно, наша сегодняшняя наша цель изучить словосочетаниеи виды связи слов  в словосочетаниях, научиться  выделять словосочетания в составе предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях.

2.Опрос домашнего задания … 3 мин

-Давайте вспомним тему нашего прошлого занятия.

-Какие части речи мы разбирали?

-Скажите,что такое существительное?

-Какие признаки имеет существительное (постоянные и непостоянные)

Постоянные : род,склонение

Непостоянные : число и падеж

3.Новая тема : Словосочетание             10 мин

Цель урока: Дать понятие о словосочетании, способах связи между ними (слайд).

Актуализация знаний.

Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:

красная роза — роза какая?

красная; плыть по реке — плыть по чему?

по реке; рукава реглан — рукава какие? реглан.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи.

Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.

Сравним:

сестра — родная сестра;

идти — идти по тропинке; юбка — юбка в клетку.

Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и  поэтому не имеет интонации сообщения. Словосочетания, объединяясь по смыслу, являются строительным материалом для предложения. 

4.Задании.      40 мин

Задание 1.  АЛГОРИТМ выполнения задания.

Молодцы ,ребята!Теперь перейдем к заданиям.

Сейчас,давай выполним задание

Каждая группа поработают над заданиями.

1)    Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание

а)Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.

б)Прихрамывая,пасечник двинулся навстречу гостям.

 

2)    Выпишите из предложений словосочетания со связью согласование.

А) Рано утром над палатками плыл легкий туман.

Б) Обжигающий ветер слепил глаза.

В) Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что – нибудь.

3)Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.

Каша из гречки

Тропинка в гору

Человек без совести

Вопрос по литературе

Запах леса

Портфель для школы

Парень с рыжими волосами

Задание 2.

1.Определите в каком ряду все словосочетания со связью согласование

А)падающий снег,любимая игрушка,кто- то из нас.

Б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на соснах

В) свое присутствие,некоторые наречия ,придуманный мною

 

Как вы уже сказали,  словосочетание – это основная  единица синтаксиса .А что такое синтаксис?Давайте вспомним.

Ученик:Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения. ( Двусоставное, простое,  распространенное, полное, повествовательное.)

 

2. Правильно,давайте поработаем над этим предложением,  сделайте синтаксический разбор предложения.

А вы, ребята, найдите в этом предложении словосочетания с разными видам связи.

( изучает строение,грамматическое значение, изучает значение, значение словоосочетания)

А какогоспособа  связи нет в этом предложении?

Правильно ,придумайте  словосочетания с видом связи примыкание

Летать высоко,отдыхать вечером,поступить по –дружески, ярко горят,громко поет.

Молодцы,ребята!

3. А теперь давайте немножко отдохнем.

Динамическая пауза

Физминутка для глаз

 

Мы немножко отдохнули, давайте продолжим.

          Задание 3.

Скажите, а можем ли мы,изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене.

1группа «ПРИМЫКАНИЕ» . Из согласования в управление: Соломенная крыша ,мамино платье, цветочный магазин, плавательный бассейн.

2 группа «СОГЛАСОВАНИЕ». Из управления в согласование: Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, отчет за год.

3 группа « УПРАВЛЕНИЕ». Из управления в примыкание: С усердием трудился, говорил с восторгом, глядел с тревогой, жил без заботы.

 

 

                                                  Задание 4.

А теперь давайте ребята поработаем над текстом. Выпишите из текста 2- 3 примера на каждый вид связи. (3 слайд)

Сегодня, перечисляя все ипостаси Абая — поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы — поражаешься универсальности его творческого гения, что, безусловно, роднит его с титанами Ренессанса (наверное, поэтому исследователи отмечают ренессансную природу его личности). (1 группа)

Жизнь Абая была небогата на события. Родился он 10 августа (29 июля по старому стилю) 1845 года в урочище Жидебай Семипалатинской губернии в семье главы влиятельного рода ТобыктыКунанбаяУскенбаева. Образование получил в семипалатинском медресе, некоторое время посещал русскую приходскую школу. В то же время непрерывное самообразование, страстная любовь к чтению и культ науки, которым пронизано все творчество казахского просветителя, компенсировали отсутствие блестящего образования.

(2 группа)

В течение своей жизни Абай практически не покидал родных мест. Его становление как личности, поэта и мыслителя прошло вдали от культурных и интеллектуальных центров того времени. Круг его общения был ограничен соплеменниками, лишь изредка разряжаясь общением с русскими ссыльными, жившими в Семипалатинске. Быть может, это и обусловило своеобразие интеллектуального облика Абая, его индивидуальную творческую манеру, балансирующую на грани традиции народного мудреца, исламского мыслителя и современного интеллектуала.

(3 группа)

Учитель: Скажите ,ребята, чему учит нас этот текс? Какова его основная мысль?

 

                                                     Задание 5.

1.Ребята,а теперь я предлагаю вам составить синквейн на тему «итог», «мечта», «цель»,составьте синквейно нашем сегодняшнем уроке. Синквейн – это нерифмованное стихотворение , состоящее из пяти строчек.

Правила написания синквейна.

1  строчка- существительное , выражающее главную тему синквейна.

2 строчка -два прилагателных, выражающих главную мысль.

3 строчка -три глагола, описывающие действия в рамках  темы.

4 строчка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строчка - ассоциация, синоним , который повторяет суть темы в 1-й строчке.

 

2. А теперь ,ребята,  творческая работа. Вам нужно записать словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные.

Ближний,близкий (друг,деревня);  дружественный,дружеский,дружный ( привет государство, класс) ;враждебный, вражеский (разведчик, цель) ; искусный, искусственный ( работа, алмаз, бриллиант); благодарный, благодарственный (письмо,народ)(Паронимы близкие по звучанию , но различные по значению)

                                                     Задание 6.

Каждая группа составляет кластер по теме «Абай Кунанбаев»

Мы в этом году отмечаем 175 летие великого казахского поэта и писателя Абай Кунанбаева.Каждая группа составляет и защищает кластер.

Ребята,вам было дано задание опережающее выучить стихотворение Абая Кунанбаева на трех языках.

1 группа – на русском

2 группа – на казахском

3 группа – на английском

Находим из стихотворения словосочетания.

5.Наш урок подходит к концу.Давайте закрепим нашу тему тестовыми заданиями

15 мин…

У каждого из вас на столе лежит тестовое задание.Выполняем , а потом  проверяем себя по слайду

Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

1)Тяжелые шапки снега склонили вниз ветви.2)Снег падает вниз совершенно беззвучно, оставляя на белоснежной пелене под деревьями.

Ответ:-------------------------------------

2 Замените словосочетание БЕТОННАЯ ДОРОГА, построенное на основе  СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом , как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая , что я уезжаю навсегда.

Ответ:-------------------------------------

3.Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. Он подошел к ним ближе.Зверьки с большой неохотой  скрылись в норки при его приближении.

Ответ:-------------------------------------

4.Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью  ПРИМЫКАНИЕ.

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая ,забыв все на свете ,пронзительно свистела в только что купленный красный свисток.

Ответ:-------------------------------------

5.Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку ,которая всегда висела на березке у ручья.

Ответ:-------------------------------------

6.Словосочетание ИСПУГАННО  ОТДЕРНУЛ из приведенного ниже предложения построено на основе  ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Крышка прикрывала довольно глубокую яму , в которой были уложены длинные свертки из мешковины.Лешка потрогал верхний и испуганно отдернул руку

Ответ:-------------------------------------

7.Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ.Замените его синонимичным словосочетанием  со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем.

Ответ:-------------------------------------

8.Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ.Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей , что вырастал рядом с молодыми сосенками.

Ответ:-------------------------------------

 

9.Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведенного ниже предложения построено на основе  УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Я долго стоял неподвижно,любуясь этим необыкновенным сюрпризом осени.

Ответ:-------------------------------------

10. Словосочетание МАМИНУ РУКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей.

Ответ:------------------------------------

11.Словосочетание  ГОВОРИТ РАДОСТНО из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Отец говорит это радостно,  и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни.

Ответ:-----------------------------------

12.Словосочетание СТЕКЛЯННАЯ БАНКА из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ.Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

Ответ:------------------------------------

13.Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря , а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела не?

Ответ:------------------------------------

14. Замените словосочетание ДУШЕВНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО, построенное на основе  СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

На самом деле ни один из нас не зависел от другого , но душевное превосходство было на стороне Павлика.

Ответ:------------------------------------

6.РЕФЛЕКСИЯ.                10 мин

Скажите ,ребята, достигли ли мы поставленных целей, чему вы научились на уроке?

Было ли вам интересно на уроке?

Я попрошу прикрепить стикеры на светофор и выбрать цвет, который  характеризует ваше отношение к  уроку.

7.Домашнее задание и оценки.         7 мин

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,выписать все словосочетания из данного предложения.

В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде…ой земли мы брод…м по протал…нам тундры и наблюда…м массу пр…любопытных явлений  из- под ног то и дело выбега…т пр…падая  к земле куропатка сорвется и тут ( же) как подстрле…ый упадет на землю крошечный кулич…к.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Словосочетание

Тема урока: Словосочетание

Опрос домашнего задания … 3 мин -Давайте вспомним тему нашего прошлого занятия

Опрос домашнего задания … 3 мин -Давайте вспомним тему нашего прошлого занятия

Задании. 40 мин Задание 1

Задании. 40 мин Задание 1

Ученик: Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения

Ученик: Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения

Задание 4. А теперь давайте ребята поработаем над текстом

Задание 4. А теперь давайте ребята поработаем над текстом

А теперь ,ребята, творческая работа

А теперь ,ребята, творческая работа

Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения построено на основе

Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения построено на основе

Ответ:------------------------------------- 6

Ответ:------------------------------------- 6

Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей

Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей

Было ли вам интересно на уроке?

Было ли вам интересно на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020