Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 142»
Открытый урок
тема:
Разделительный Ь
Подготовила: учитель начальных классов Павина А.В.
Ноябрь, 2010 г.
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Цель: развивать умение употреблять разделительный мягкий знак;
Задачи:
образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;
развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;
социальные: формировать умение работать в группах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: сигнальные карточки зеленого и красного цветов, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, опорные схемы, веер с гласными буквами.
Категория детей: 2 класс
Ожидаемый результат:
-высказывать собственные суждения;
-критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Ход урока.
1.Организационный момент. Вот карта нашего пути Планеты на ней легко найти. Но чтоб пройти все испытанья Необходимы ваши знанья. Сели в кресло, дали газ И ракета понеслась!
2.Сообщение темы урока. На доске: юаеыояёьэи – Какая буква в этом ряду лишняя? (буква ь) - Что вы знаете о букве Ь? ( Мягкий знак – хитрый знак, Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится). - Для чего нужна буква Ь? (Буква ь показывает на письме мягкость согласных). - Сегодня мы будем работать с буквой ь: произносить и писать слова с Ь, узнаем какую работу выполняет Ь, развивать память, внимание, речь, думать, рассуждать, доказывать, слушать, помогать друг другу.
3. Работа над темой урока. а) Чистописание. - Какую букву мы будем сегодня писать? Долго-долго мы идем – длинная дорожка. Впереди мы видим дом – в доме том окошко. (Букву Д). - Напишите: Дд ддд Дд ддд - Прочитайте загадку, отгадайте: Меня часто зовут, дожидаются. А приду – от меня укрываются. (Дождь). - Спишите, подчеркните орфограммы. - Какие орфограммы вам встретились?
б) Словарная работа. - Прочитайте слова и запомните их. Деревня, коньки, мороз, учительница, сапог, медведь, аллея . -Повторите слова. - Какая орфограмма в этих словах? (Непроверяемая безударная гласная). - Какие слова мы будем писать сегодня, почему? (Коньки, учительница, медведь – в них Ь). - Запишите слова с непроверяемыми безударными гласными, поставьте ударение, подчеркните гласные. - Какую роль выполняет Ь в этих словах ( В этих словах ь показывает мягкость согласных).
в) Наблюдение над разделительным Ь. Прочитайте слова парами: полёт семя солю тюлени польёт семья солью тюленьи - Сравните, чем похожи слова? (В словах одинаковые буквы). - Чем отличаются слова? (Произношением и смыслом). - В каких словах слышим звук [й], прочитайте их? (Звук [й] слышится в тех словах, где есть ь). - Какой у нас возник вопрос? (Почему пишется буква Ь, а слышится звук [й]? - После каких букв стоит Ь в этих словах? (После согласных). - Перед какими буквами стоит Ь в этих словах? (Перед гласными ё, я, ю, и). - Что мы знаем о гласных 2-го ряда? (Они обозначают два звука [йа], [йо], [йу], [йэ]). - В каких словах звука [й] нет, прочитайте? (В тех словах, где нет ь). - Значит ь влияет на то, как произносятся …(Гласные звуки 2-го ряда). - За это Ь получил ещё одно имя разделительный Ь. - Прочитайте правило о разделительном Ь, с 114. - Когда пишется разделительный Ь? - Запишите слова с разделительным Ь, выделите новую орфограмму. - А какую работу выполняет Ь в словах коньки, больше? (Показывает мягкость согласного).
4. Физкультминутка.
5.Закрепление. На планете дальней звезд океана
Пираты давно уж живут постоянно.
Они на суда нападать перестали,
Заданья друг другу загадывать стали.
И делают это с большою охотой,
А если заданье придумает кто-то
Такое, что сразу и не отгадать,
Все станут завидовать и уважать.
Давай мы с тобою у них побываем
И все их заданья, дружок, разгадаем.
- Когда пишется разделительный Ь? Упражнение 201: - Прочитайте предложения. - Найдите выделенные слова, сравните. - Чем похожи и чем отличаются слова? (Одинаковые буквы, а произношение и смысл разные). - Объясните смысл слов полю – полью, олени – оленьи. - Какая буква меняет смысл слов? (Разделительный Ь). - Выполните задание. Проверка: - В каких словах написали разделительный Ь? Почему? Упражнение 202: Разбилась о берег крутая волна.
Бутылку с запиской швырнула она
На мокрый песок, а пираты нашли,
Но только посланье прочесть не могли,
Ведь буквы водою морскою размыты.
А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.
- Прочитайте. Подумайте и догадайтесь какие буквы пропущены? - Запишите слова. Выполните задание. Проверка: - Прочитайте какие слова получились и у вашего соседа? (Варенье, счастье, здоровье). - Как написали эти слова? Почему?
6. Итог урока. С планетами пришла пора проститься,
На землю всем нам надо торопиться.
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
7. Домашнее задание. - Выучить правило, применить его в упражнении 203, повторить написание словарных слов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.