Открытый урок. 1 класс. Тема " Зачем нужны поезда?"

  • docx
  • 24.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок. 1 класс.docx

1 класс

Открытый урок по предмету окружающий мир.

Тема «Зачем нужны поезда?»

УМК «Школа России», автор Плешаков А.А.

 

Целевая установка урока: формировать у детей представление о поездах и железной дороге с использованием результатов проектной деятельности.

Задачи:

·         уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об устройстве железной дороги;

·         выполнять задания в парах и группах, используя представленную информацию для получения новых знаний;

·         способствовать развитию восприятия прекрасного, развитию речи, памяти, расширению кругозора.

Предметные результаты:

·         определять назначение поездов;

·         классифицировать поезда в зависимости от назначения;

·         знать устройство железной дороги;

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия

·         определять личностный смысл изучения темы и прививать стремление углублять знания по теме урока;

·         прививать целостное восприятие окружающего мира;

·         развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать чувства других людей (эмпатия).

Регулятивные универсальные учебные действия

·         понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

·         проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·         способность слушать, понимать и формулировать простейшие выводы;

·         оценивают результат своих действий, прогнозируют результат своих действий, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Познавательные универсальные учебные действия

·         выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

·         развивать познавательный интерес;

·         развивать память, логическое мышление и речь;

Коммуникативные универсальные учебные действия

·         конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению;

·         уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.



Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник: Плешаков А.А.

 «Окружающий мир 1 класс», мультимедийный проектор, презентация «Зачем нужны поезда» (для учителя и включённые в неё презентации учеников); учебники, карандаши(красный, жёлтый, зелёный), листы-помощники(для частично-поисковой работы в группах).

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

- У нас сегодня на уроке много гостей, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь. Повернитесь ко мне и проверьте готовность к уроку. На парте лежит учебник, рабочая тетрадь, пенал. Молодцы, садитесь.

 

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Начинаем урок окружающего мира.

- Мы с Мудрой Черепахой и Муравьишкой-вопросиком хотим узнать, как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

+ Почему и зачем?

- Вы готовы узнать что-то новое на этом уроке?

+ Да, +хотим, +конечно (ответы детей, которые они обычно дают) .

-Я и Мудрая Черепаха желаем вам удачи.



3. Актуализация знаний.

- Итак, вместе с Муравьишкой-вопросиком и Мудрой Черепахой мы продолжаем открытие новых знаний.

Вчера, возвращаясь, домой Мудрая Черепаха услышала спор двух людей:

Возле сада два шофёра

Увлеклись серьёзным спором:

Чья машина всех новее,

Чья сильнее и быстрее,

Чья, как солнышко блестит

И, как пёрышко, летит?...

- Слушала, слушала Мудрая Черепаха этот спор и задумалась:

« Зачем нужны автомобили?»

Слайд 1.

hello_html_med77b34.png



+ Автомобили были созданы для перевозки людей и грузов.

- Какие бывают автомобили?

+ Легковые и грузовые.

- Молодцы. А какие ещё автомобили вы знаете?

+ Специальные машины. Это пожарные, полицейские, машины скорой помощи и общественный транспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

hello_html_5aa3a1dd.png

- А специальные машины для чего нужны?

+Пожарные - для тушения пожара (привозят пожарных и воду на место пожара).

+Полицейские – для оказания помощи людям в трудной ситуации (привозят одного или несколько полицейских).

+Машины скорой помощи - оказывают медицинскую помощь людям, которые заболели или попали в аварию.

- Всё верно. Конечно, автомобили создали для удобства людей, как для перевозки людей в разные города – далёкие и близкие, так и для перевозки грузов, но ведь тоже можно сказать, что для удобства людей. Ребята, вы согласны?

+Да. + Конечно.

4. Определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы думаете, людей и грузы могут перевозить только машины?

+ Нет, ещё самолёты, поезда, корабли.

Слайд 3

hello_html_m7876f594.png

- Я предлагаю отгадать загадки Муравьишки-вопросика и тогда мы с уверенностью назовём тему урока.

Что за чудо? Вот машина!

Сто колёс! А где же шины?

По стальной дороге мчится.

Приглашает прокатиться.

+ Это поезд.

- Правильно. А вот о каком транспорте пойдёт речь сегодня вам нужно отгадать.



5.Самоопределение к деятельности.

- Назовите тему урока.

+ Поезд. Про поезда.

- Давайте вспомним тему прошлого урока и попытаемся сформулировать более точно.

+ Зачем нужны поезда?

-Молодцы.

 

 

 

Слайд 4.

hello_html_1f0a3b68.png

6. Работа с учебником.

- Тему вы назвали правильно. Кто из вас может помочь Муравьишке-вопросику сформулировать учебную задачу. Где мы можем проверить себя?

+ В учебнике.

- Верно. Откройте учебники на странице 62. Назовите тему урока.

+Зачем нужны поезда?

- Назовите учебную задачу урока.

+ Научимся объяснять назначение поездов, различать их основные виды.

7. Работа по теме урока.

- Ребята, рассмотрите иллюстрации учебника. Кто из вас знает, как называются эти поезда?

hello_html_m2683800a.png

hello_html_m641c2acb.png

- Предположите назначение этих поездов.

+ В верхнем левом углу расположен товарный поезд. Он перевозит различные грузы.

+ В верхнем правом углу находится электричка. Она возит людей.

+ В нижнем левом углу поезд дальнего назначения. Он тоже перевозит людей.

+ В нижнем правом углу расположен поезд дальнего назначения. Он перевозит людей, но под землёй.

7.1. Актуализация знаний.

- Молодцы, вы правы. Ребята, подумайте, поезда – это наземный транспорт?

+Да.

+ Нет.

- Затрудняетесь ответить на этот вопрос? Встаньте те, кто ответил «да».

+ Встают дети, которые ответили утвердительно.

- Докажите.

+ Поезда ездят по земле.

- Верно.

+ Нет, не верно (некоторые ученики не соглашаются).

- Докажите.

+ Поезда метро ездят под землёй.

- Верно. Я должна признать, что правы и одни и другие.

 «Поезда – это наземный и подземный транспорт. Поезда нужны для того, чтобы перевозить пассажиров и грузы. В отличие от автомобилей, поезда передвигаются по железной дороге».

- Какую новую информацию вы узнали?

+ Поезда – это транспорт: наземный и подземный.

+ Поезда передвигаются по железной дороге.

- Верно. А как вы понимаете, что такое «железная дорога»?

+ Дорога из железа.

+ Дорога из рельсов.

- Можно и так сказать. Но нужно уточнить, что железная дорога построена рельсов, которые уложены на шпалы.

- Рассмотрите иллюстрацию, так выглядят рельсы и шпалы.

Слайд 5.

hello_html_m22ea0fd8.png



Рельсы - это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колёса вагонов.

Рельсы лежат на шпалах - деревянных или бетонных брусах, которые укладывают поперёк железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.

7.2 Стихотворения детей.

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает стихотворения про поезда?

- Да.

Чтение учениками наизусть стихотворений.

Поезд hello_html_m6fc649d.png


Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока.
Это разгоняя пух,
Поезд мчится: чух-чух-чух!
Паровозhello_html_m6fc649d.png

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!

Паровозик hello_html_m6fc649d.png

Едет, едет паровоз
Слышен громкий стук колёс
Паровоз гудит, гудит
И стрелой вперёд летит
Едем, едем мы с тобой
В гости к бабушке родной
Мы приедем скоро к ней
Паровоз вези, быстрей!
Паровоз нас привезёт
У платформы отдохнёт
Пустит дым своей трубой
И отправится домой.

Едет, едет паровозhello_html_m6fc649d.png

Едет, едет паровоз
Мимо елок и берез,
Мимо утренних полей,
Мимо красных снегирей.
Мимо дуба и сосны,
Мимо лета и весны.
Чух,чух,чух,чух,чух пыхтит
И колесами стучит.
Свистит громко ту-ту-ту,
Разгоняя детвору.
Пассажиров тут и там
Он везет по городам.

 

- Молодцы, ребята!

 

 

 

 

7.3. Физкультпауза «Приступаем».

Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем (дети вращают корпусом вправо)

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья ( дети вращают корпусом влево)

Разминаем наши плечи.

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока (дети поднимают одну руку вверх, другая вниз, рывками руки меняются).

Раз, два, три, корпус влево поверни.

И руками помогай.

Поясницу разминай (повороты туловища в стороны)

А теперь прыжки у нас.

Дружно скачет целый класс.

За прыжком – ещё прыжок,

Прыг да скок. Прыг да скок (бесшумные прыжки).

- Молодцы. Тихонько садитесь.



 

8. Рассказ учителя.

- Ребята, а интересно ли вам узнать, что, из себя, представляли предки современного поезда? Сначала железная дорога появилась в городах в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную «конка».

Первая в России железная дорога появилась более 170 лет назад. По ней ходили паровозы. Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране.

Слайд 6.

hello_html_272f45e2.png

- Создатели первого паровоза отец и сын Черепановы (Ефим и Мирон). Это были маленькие и неуклюжие паровозики на 4 колёсах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.

 

Слайд 7.

hello_html_4d04ea9b.png

Ребята, а на территории нашей Республики железную дорогу начали возводить с 1861 г по 1898г. Строительство железной дороги дало нашей Республике огромный культурный и промышленный рост.

 

 

9. Открытие нового знания.

- Мудрая Черепаха загадала Муравьишке загадку, которую он не может отгадать. Ребята, давайте ему поможем.

+Да. +Поможем.

- Давайте отгадаем загадку:

 

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка,

Кто такая?

+ Электричка.

- Верно. Предположите, для чего нужна электричка?

+ Возит людей.

 «На близкое расстояние от города можно добраться на пригородном поезде – электричке».

- Ребята, кто из вас ездил на электричке?

+ Я. +Я. +Я. +Я.

- А куда вы ездили?



9.1 Отгадывание загадки.

- Ребята, Муравьишка снова не может отгадать загадку Мудрой Черепахи. Поможем?

Я зашёл в зелёный дом.

Больше суток пробыл в нём.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом.



+ Пассажирский поезд.

+ Поезд дальнего следования.

-Правильно. Подумайте, для чего нужны поезда дальнего следования?

+ Для перевозки людей на далёкие расстояния.

- В далёкий город на электричке ехать неудобно. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

9.2 Отгадывание следующей загадки.

- А вот следующую загадку Муравьишка отгадал. Давайте проверим, правильно или нет.

+ Давайте. +Да.

Я в любое время года,

И в любую непогоду.

Очень часто, в час любой,

Отвезу вас под землёй.

- Муравьишка думает, что это поезд метро.

+ Он прав. + Верно.

- Предположите, для чего нужны поезда метро.

+ Для перевозки людей под землёй.

- Эскалатор – это движущаяся лестница.

9.3 Дополнительная информация учителя.

- В крупных городах, где живёт больше миллиона человек, строят подземные железные дороги – метро.

- Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Поезда метро за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Сейчас вагоны метро снаружи и внутри очень красиво раскрашивают. Например, как эти.

9.4. Проверка первичных знаний.

- Ребята, какие поезда мы перечислили?

+Электричку, скоростные поезда, дальнего следования (пассажирские).

- Молодцы. Предположите, что объединяет все эти поезда? Для чего они были созданы?

+Они созданы для перевозки людей.

+ Это пассажирские поезда.

- Верно. А какие ещё поезда существуют?

+Товарные поезда.

- Догадайтесь, для чего нужны товарные поезда?

+ Для перевозки разных грузов.

+ Для перевозки грузов в разные города.

- Предположите, почему в этом составе различные вагоны.

+ Думаю, что закрытые вагоны перевозят грузы, которые нельзя мочить.

+ Думаю, что открытые вагоны перевозят грузы, которые не портятся от осадков.

+ Думаю, что в цистернах перевозят разные жидкости или жидкие вещества.

+ Перевозку грузов в разные города осуществляют товарные поезда.

- Вы молодцы.

10. Пауза для отдыха.

Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и послушать сказку «Правила безопасности на железной дороге.»

+ Очень. +Да. + Понравилась.

11. Закрепление материала.

 

Слайд 8

hello_html_686308ea.png

- Ребята, смотрите, Муравьишка стоит в задумчивости. Видимо боится ошибиться при ответе на вопрос « Для чего нужны эти поезда?» Поможем ему правильно ответить?

·         для перевозки людей;

·         для перевозки грузов.

- Давайте ответим полным ответом.

+ Пассажирские поезда нужны для перевозки пассажиров.

+ Товарные поезда нужны для перевозки грузов.

+Молодцы.

12.Дополнительная информация учителя, которая расширяет знания учеников.

- Ребята, а знаете ли вы, что существуют специализированные поезда?

 

 

 

Слайд 21.

hello_html_16004ee6.png

+ Нет.

+А мой папа рассказывал, что работал на поезде, который чистил снег.

- Абсолютно верно. Существует путевая машина – снегоочиститель, только этот поезд чистит не снег, а чистит пути от снега.

 

 

 

Слайд 9.

hello_html_4e90b43a.png



Слайд 10.

hello_html_32159761.png

- Предположите, для чего существует пожарный поезд?

+ Для тушения пожаров.

- Верно, но необходимо уточнить, что поезд нужен для тушения пожаров на объектах около железных дорог.

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

hello_html_17d63c99.png

-Противопаводковый поезд нужен для устранения последствий паводка.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12.

hello_html_m64e86c70.png

-Санитарный поезд нужен для консультационно-диагностических обследований для жителей удалённых уголков нашей страны.



Слайд 13.

hello_html_m7d6c7d6.png

- Бронепоезд – для ведения боевых действий в полосе железных дорог.

 

 

13.Знакомство с профессиями.

- Ребята, а как называется человек, который ведёт поезд?

+ Машинист.

+ Мой папа – машинист (Варя Щукина)

+ И у меня папа работает машинистом (Коля Яковлев)

+ А у меня у брата – папа машинист (Кучакова Маша)

Слайд 14

hello_html_m5be9b751.png

14. Дополнительная информация учителя.

- Машинист – железнодорожник, управляющий пассажирскими грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений ( ближних и дальних) и назначения (специализированных). Машинист - это профессия, которая требует большой внимательности, ответственности и высокого профессионализма.

15.Частично-поисковый метод для получения нового знания.

 

Слайд 15.

hello_html_1e4fc837.png

- Дети, внимательно рассмотрите схему «Как устроены железные дороги?»

 

Слайд 16.

hello_html_4af626f1.png

- Молодцы.

-Что такое шлагбаум?

+ Ответ группы В « Шлагбаум – подвижная перекладина, при помощи которой открывают и закрывают путь на железной дороге».

Слайд 17.

hello_html_m15beec94.png

- Верно.

- Что такое туннель?

+ Ответ группы Б «Тоннель – сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землёй или в горах».



 

 

 

Слайд 18.

hello_html_m2aa86e85.png

- Что такое эстакада?

Ответ группы А «Эстакада – сооружение в виде моста».

 

Слайд 19.

hello_html_m67ff9088.png

- Правильно.

- Что такое вагон?

+Ответ группы В «Вагон – транспортное средство, специально оборудованное для перевозки людей, а так же специальные вагоны для перевозки грузов по рельсовым путям».

 

Слайд 20.

hello_html_58974312.png

- Молодцы. Вы очень хорошо справились с таким сложным заданием и работали в группах дружно.

- Интересно, а почему нет объяснения для понятий «рельсы», «шпалы»?

+ Мы изучали это в начале урока.

+ Мы про это уже говорили.

+ Мы знаем, что рельс - это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колёса вагонов.

+ Мы знаем, что шпалы - деревянные или бетонные брусы, которые укладывают поперёк железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.

- Ребята, мы всем словам дали объяснения?

+ Да.

+ Нет.

+ Нет.

- Какое слово пропустили?

+ Локомотив.

- Кто из вас знает значение этого слова?

+(Коля Яковлев) Локомотив – это машина, которая по рельсам тянет за собой вагоны. В локомотиве сидит машинист и управляет поездом.

+ Мы видели локомотив на слайде про машиниста.

- Верно. Локомотив- это тяговая машина для передвижения вагонов по рельсам.

 

18. Повторение правил поведения на железной дороге.

- Ребята, а вы знаете, что на железной дороге существуют строгие правила поведения?

+ Да. +Нам уже рассказывали в детском саду. +Нам и в школе несколько раз об этом говорили. + К нам приходил инспектор по технике безопасности?

- Давайте, ещё раз перечислим основные правила, которые наиболее часто нарушаются, но грозящие опасностью для жизни и здоровья:

·         Движение по путям производить в установленных местах.

·         Ни в коем случае не перелазить под вагонами и через автосцепки.

·         Нельзя цепляться за поручни вагонов, заскакивать в них, или спрыгивать на ходу.

·         Не играть в непосредственной близостью с путями, не ходить без надобности по ним.

·         Выдерживать безопасное расстояние от проезжающих вблизи составов.

На вокзалах и платформах где производят посадку в поезда, рядом с детьми всегда должны находиться взрослые, которые обязаны контролировать их передвижение и действия, лишний раз, на своем примере, подсказав им как нужно правильно поступить в той, или иной ситуации.

(Дети получают листы с правилами поведения на железной дороге).

 

19.Создание проблемной ситуации на уроке.

- Муравьшка задумался над ещё одним вопросом, не знает точно, как на него ответить и просит вас помочь ему. Интересно, сможем ли мы ему помочь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 24.

hello_html_m127041da.png

+ Прошлого.

+ Будущего.

- У нас снова сложилась затруднительная ситуация, нет единого мнения.

- Встаньте те дети, кто считает, что поезд - это транспорт прошлого. Объединитесь в группу. Давайте назовём её «П» по первой букве слова «прошлое».

- Объединитесь в группу и те, кто считает, что поезд - это транспорт будущего (детей принявших такой ответ больше). Давайте назовём вашу группу «Б» по такому же принципу.

- Пробуйте рассуждать и попытайтесь найти факты или аргументы, доказывающие, что вы правы.

+ «П». В будущем будут самолёты, реактивные самолеты, будут разные усовершенствованные машины и поезда будут не нужны.

+ «Б» Наоборот. Будут новые сверхбыстрые и удобные поезда, которые будут ездить быстрее машин, т.к. не будет пробок. У поездов меньше аварий.

+ «Б» А для самолётов надо строить в каждом городе аэропорт. А может в эти города никто и не полетит.

+Все ученики пришли к выводу, что поезда - это транспорт будущего!

- Ребята, а вам интересно, что думает Мудрая Черепаха по этому вопросу?

+ Да. + Конечно.

- Если Мудрая Черепаха соглашается с вами, что поезд – транспорт будущего, то она напишет вывод про поезда. А если она думает, что поезд – транспорт прошлого, то она загадает загадку.

 

Слайд 25.

hello_html_7a426994.png

Дети радостно читают вывод.

 

20. Рефлексия.

- Предлагаю ответить на следующие вопросы, чтобы узнать, что вы узнали на этом уроке.

- На уроке я узнал(а)…

+ Я узнал про пассажирские и грузовые поезда.

+ На уроке я узнала про наземный и подземный транспорт.

+ Я узнал про детскую железную дорогу.

- На уроке я запомнил(а)…

+На уроке я запомнил про специализированные поезда.

+ На уроке я запомнила, как устроена железная дорога.

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

+ Я узнала, как звали создателей первого поезда.

+ Я узнал, как раньше называли железную дорогу.

- Оцените свои достижения на уроке.

!! Дети, кому было интересно на уроке, и узнали новое - показывают смайлики.

!! Дети, кому было неинтересно на уроке - не показывают смайлики.

21. Итог урока:

- Как много вы узнали! Молодцы.

- Тем детям, кому понравился урок, и было интересно, предлагаю выполнить задание в рабочей тетради на стр.42-43.

На станции перепутались части поездов – пассажирского и грузового. Надо будет приклеить вагончики, чтобы получился товарный состав и пассажирский состав. Удачи.

Спасибо за урок.)))